Я убежден, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье и своему дому, к своей школе. Она постепенно растет и переходит в любовь к своему городу, к родной природе, к своим землякам, к своей стране и ее народу. Чтобы быть настоящим патриотом, нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса. Нельзя не знать прошлого своего края, своей страны. А.С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…»
Я родился в Новозыбкове. История моего города — это часть истории моей страны. Я коренной старообрядец. Среди моих родственников есть люди, которых по праву можно отнести к людям, известным в старообрядчестве. Например, древлеправославный Архиепископ Александр, Новозыбковский, Московский и всея Руси — мой родной дядя. И подобный пример не единственный.
Мне интересно все, что связано с историей нашего города. Как известно, Новозыбков возник в результате раскола в Русской православной Церкви во второй половине XVII века. Тема старообрядчества — это глубокий пласт отечественной истории, и он исследован пока очень мало. Проявляя интерес к истории Новозыбкова и старообрядчества, я избрал для своего реферата тему «Старообрядчество и его роль в истории Новозыбкова». В первой части своей работы я опирался на труды известного историка по вопросам изучения старообрядчества С.А. Зеньковского. В книге «Русское старообрядчество» исследователь подробно и интересно останавливается на истории раскола, но вместе с тем в данной работе не уделено внимание разделению старообрядчества на разные течения. Этот материал подробно изложен в справочнике «Старообрядчество». Справедливости ради необходимо также указать на исторически сложившуюся ситуацию, когда сами исследователи старообрядчества в подавляющем большинстве не принадлежат к тому кругу людей, которых они изучают. А известно, что вольно или невольно, но лучше воспринимаются представления своей, родной среды.
Во второй части, раскрывая тему о влиянии старообрядчества на историю Новозыбкова, я не мог не коснуться и других вопросов, связанных с жизнью нашего города за минувшие три столетия. Поэтому в реферате содержится материал и об экономическом, культурном развитии города в разные времена, показано, как наш город перенес трагедию Великой Отечественной войны и какой вклад внесли новозыбковцы в освобождение нашей Родины от гитлеровского фашизма. Много славных дел вписано в летопись отечественной истории жителями Новозыбкова.
К сожалению, уже более двадцати лет наш город несет тяжкое бремя Чернобыля. Видимо, долго еще предстоит Новозыбкову устранять последствия радиационного загрязнения, и в этой борьбе последующие поколения историков найдут примеры того, с каким достоинством горожане преодолевали связанные с этим трудности.
После крещения Руси в 988 году при князе Владимире православная вера распространилась и утвердилась по всей необъятной русской земле и стала насущной духовной потребностью русских людей, которые свято хранили православное учение, обряды, устои жизни.
Русская православная церковь почти семь столетий со дня своего возникновения была единым церковным обществом с единым высшим пастырем. Но во второй половине XVII века в ее жизни произошел раскол — одна из трагедий русской истории.
Разделение Русской православной церкви произошло по причине церковной реформы, предпринятой патриархом Никоном.
В 1653 году перед наступлением Великого поста патриарх Никон разослал по церквям послание, в котором, ничем не обосновывая, единолично приказал отменить земные поклоны и ввел троеперстное крестное знамение. «Не подобает в церкви метания (поклоны) творити на колену (земные поклоны), но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты есте крестились». До патриарха Никона русские люди осеняли себя двоеперстным крестным знамением, которое ведет свое происхождение со времени земной жизни Христа, и было принято на Руси от Византии вместе с православием. Замена Никоном двоеперстия троеперстием и отмена земных поклонов вызвали недоумение и решительный протест ревнителей древнего благочестия, вчерашних друзей Никона по кружку. «Мы же задумались, сошедшеся между собою, — пишет протопоп Аввакум, — видим, яко зима хощет быти; сердце озябло, и ноги задрожали». Протопопы Аввакум и Даниил подали царю Алексею, рассчитывая на его поддержку, обширную челобитную (прошение), в которой обосновали несоответствие нововведения патриарха Никона древнему православному благочестию, «написав из книг выписки о сложении перст и о поклонех». Однако царь поддержал Никона и передал ему челобитную. Распоряжение патриарха Никона осуждали также другие участники кружка ревнителей благочестия. На всех их тут же обрушились жестокие гонения. Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, протопоп Даниил был лишен сана и сослан в Астрахань, протопоп Иоанн Неронов был выслан в Вологодский уезд и помещен под крепкий надзор в монастырь. Преследованиям и гонениям подверглись и другие противники церковных нововведений. Так кружок ревнителей древнего благочестия распался на два непримиримых лагеря: патриарха Никона и царя Алексея и его последователей, с одной стороны; протопопа Аввакума и его последователей, с другой стороны. К числу открытых единомышленников протопопа Аввакума принадлежали епископ Коломенский Павел, игумены ряда монастырей, в том числе и Соловецкого, боярыня Морозова и княгиня Урусова, князья Хованские. За древнее благочестие стояли тайно митрополит Новгородский Макарий, архиепископ Вятский Александр, ряд священников.
Расправившись со своими противниками патриарх Никон освободил себе руки для дальнейшего проведения своей реформы. Его не трогали вопли бывших друзей, долетавшие до столицы из разных отдаленных мест. Царь Алексей приказал своим придворным не доносить до него челобитные от обличителей нововведений.
В 1654 году патриарх Никон созвал собор, на котором было принято решение исправить богослужебные книги, якобы по древним греческим и славянским рукописям. Необходимости же в исправлении книг на самом деле не было. В этом согласны и современные ученые-историки.
На соборе 1654 года епископ Коломенский Павел, имея в виду книжное исправление, заявил Никону: «Мы новой веры не примем». За это тут же на соборе Никон избил его, сорвал с него мантию, без соборного суда лишил кафедры, сослав в ссылку в монастырь, где преследуемый епископ Павел Коломенский претерпел многие истязания и был замучен.
Вслед за исправлением богослужебных книг последовали и другие церковные нововведения.
1. Взамен двоеперстного крестного знамения было введено троеперстное, хотя первоначально в Греческой церкви существовало двоеперстие — такое сложение перстов для крестного знамения, как теперь у старообрядцев. Из Греции двоеперстие перешло к русским вместе с принятием христианства.
2. В старинных богослужебных книгах имя Спасителя писалось и произносилось «ИСУС». После исправления по указанию патриарха Никона было изменено написание и произношение имени Спасителя как «ИИСУС».
3. В символе православной веры, напечатанном в древних книгах, читается: «И в Духа Святаго Господа ИСТИННАГО и животворящаго». Новые «правщики» книг исключили слово «ИСТИННАГО».
4. Русская православная церковь в дониконовский период совершала литургию на семи просфорах, так же как это осуществлялось в Греции в момент крещения Руси. В результате Никоновской реформы исключили две просфоры и ввели пятипросфорие.
5. В древних богослужебных книгах употреблялась сугубая, т.е. двойная аллилуия: «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже». В никоновских и послениконовских книгах введена трегубая аллилуия, т.е. трижды повторение слова «аллилуия» в этой молитве.
6. По древним православным богослужебным чинам во время крещения, венчания, освящения храма положено делать обхождение по солнцу, символизируя тем самым наше шествие за божественным солнцем — Христом Спасителем. При Никоне ввели обхождение против солнца.
Никон пробыл патриархом шесть лет. За годы патриаршего служения своим властолюбием, высокомерием, гордыней он всех оттолкнул от себя. Не было такой сферы в управлении государством, куда бы не вмешивался патриарх Никон. Всюду он стремился навязать свою волю и проявить свою власть. Между царем и патриархом началось охлаждение отношений, Алексей Михайлович все реже стал приглашать Никона в царский дворец, общался с ним в основном с помощью посыльных из числа царедворцев, всячески стремился ограничить власть патриарха.
Видя, что государь к нему охладел, Никон решил угрозой отречения от патриаршества воздействовать на царя, что ему удавалось ранее. 10 июля 1658 года по завершении литургии в Успенском соборе в Кремле Никон обратился с речью к молящимся в храме и заявил о своем отказе быть патриархом, снял с себя архиерейское облачение, надел простое монашеское одеяние и покинул собор. Царь, узнав об этом, не стал уговаривать Никона возвратиться на патриаршую кафедру. Никон удалился в Воскресенский монастырь, прозванный им «Новым Иерусалимом».
В конце 1666 — начале 1667 года в Москве состоялся собор для суда над Никоном и для рассмотрения других вопросов церковной жизни. На собор прибыли и два восточных патриарха. Собор признал Никона виновным в самовольном оставлении патриаршества, и за это, а также за его хулу на царя, за его жестокость к подчиненным, которых он наказывал кнутом и палками и даже пытал огнем, собор лишил Никона святительского сана и сделал простым монахом. После этого Никон был сослан в Ферапонтов монастырь (в Белозерском уезде), где он провел под стражей больше десяти лет, а затем был переведен в более тяжкое заключение в Кирилло-Белозерском монастыре. Умер Никон в августе 1681 года.
После собора 1666-67 гг. произошло разделение Русской церкви, и русские люди, придерживающиеся старых церковных обрядов, стали подвергаться жестоким гонениям, которые продолжались против них до 1905 года, когда манифестом от 17 октября старообрядцам гарантировались права на свободную религиозную деятельность.
В последние десятилетия XVII века повсюду старообрядцев сжигали на кострах, им рубили головы, резали языки, отсекали руки, ломали клещами ребра, четвертовали.
Тюрьмы, монастыри, подземелья были переполнены страдальцами за Древлеправославие.Преследованиям подвергались не только мужчины, но даже женщины и дети.
14 апреля 1682 года на костре в Пустозерске был сожжен священномученик протопоп Аввакум, также были сожжены на костре священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний. После страшных нечеловеческих пыток и мрачного подземелья за исповедание старообрядчества 11 сентября 1675 года скончалась княгиня Евдокия Урусова, а 2 ноября того же года преставилась разделившая с нею участь ее сестра — боярыня Морозова, принявшая перед ссылкой иночество с именем Феодоры. 22 января 1676 года после восьми лет осаждения царскими властями Соловецкого монастыря стрельцы ворвались в обитель и с беспощадной жестокостью расправились с иноками, не пожелавшими принять церковные новшества. Около 400 иноков Соловецкого монастыря были замучены через повешение, потопление в проруби, отсечение голов на плахе.
В 1685 году царевна Софья по настоянию московского патриарха Иоакима издала против старообрядцев 12 карательных страстей, в которых старообрядцы обзывались раскольниками и противниками церкви, а также излагались страшные казни против них. Например, тех, кто даже тайно исповедовал старую веру, приказывалось избивать кнутом и отправлять в далекую ссылку. Одна из этих статей гласила, что старообрядцев, которые перекрещивали крещеных в православной церкви, нужно «казнить смертью без всякого милосердия».
Между старообрядческой и православною церквями в 1800 году возникла особая переходная церковь, так называемая единоверческая церковь. Она была подчинена архиереям православной церкви, но совершала службы по старым книгам, и все обряды, церковные чины и обычаи имела старообрядческие. Принадлежащие к этой церкви христиане назывались единоверцами. Названы они были так потому, что будто бы имели одну веру с православною церковью. В 1799 году небольшая часть московских старообрядцев обратилась с прошением к московскому митрополиту Платону дозволить им иметь свои храмы и священников от православной церкви, при этом представили особые условия, по которым они могли бы иметь священников. Прежде всего они просили, чтобы синод православной церкви снял клятвы, наложенные на старые обряды, чтобы церкви старообрядческие освящались по старопечатным книгам, чтобы священники совершали все службы по этим книгам и сами были бы рукоположены непременно по старым книгам; просили, чтобы и архиереи благословляли старообрядческих священников и старообрядцев двумя перстами. В то же время просители ставили условие, чтобы старообрядческих священников не требовали в православную церковь на общее моление с теми, кто молится троеперстием. В единоверие вступила очень незначительная часть старообрядцев. Старообрядцы сторонились его как опасной ловушки; с презрением к нему относились и архиереи православной церкви. Только при Николае I единоверие разрослось: старообрядцев насильно загоняли в единоверие, отбирали у них церкви, часовни, монастыри, скиты и другое церковное имущество, и все это отдавалось единоверцам. В настоящее время единоверческая церковь почти слилась с православной церковью.
Огромное влияние старообрядчество оказало на русскую хозяйственную жизнь. Достаточно пройти по двум старообрядческим кладбищам в Москве — Рогожскому и Преображенскому — и по надписям на могильных плитах можно прочитать историю отечественной промышленности и торговли. Значительная часть российского капитала XIX века находилась в руках старообрядцев.
Старообрядцы создали текстильную промышленность Москвы и Подмосковья. К последователям старообрядчества относились крупнейшие династии российских промышленников и торговцев: Морозовы (Москва), Морозовы (Орехово-Зуево), Рябушинские (Москва), Гучковы (Москва), Солдатенковы (Москва), Бугровы (Нижний Новгород), Абачины (Самара), Башкировы (Нижний Новгород), Громовы (Петроград), Коноваловы (Кострома) и многие другие.
Например, старообрядцы из Саратовской губернии осуществляли продажу хлеба за границу в таких крупных масштабах, что от их поставок зависели цены на хлебных рынках Англии, Франции и других европейских стран.
Благодаря старообрядцам были освоены многие окраинные земли России, обустроена жизнь на Средней Волге, появились сотни громадных торговых сел и поселков, целый ряд городов, в частности, г. Семенов Нижегородской области, г. Балаково Саратовской области, города Новозыбков, Клинцы, Климово, Злынка Брянской области и другие.
Более трехсот лет прошло со дня основания города Новозыбкова. Датой его основания считается 12 (23) сентября 1701 года. Первоначально это была слобода Зыбкая. В этот день стародубским полковником Миклашевским был выдан осадный лист на поселение слободы Зыбкой. Основателем слободы является крестьянин деревни Спесивцево Рыльского уезда Еремей Карпович Карпов.
В 1704 году Еремей Карпович Карпов получил вольную от своего помещика Афанасия Григорьевича Спесивцева. Спустя 14 лет, в 1718 году, Еремей Карпович Карпов стал слободским бурмистром. Он скупал и отчуждал за долги земли тростанских и засухских казаков, устраивал водяные мельницы, скупал пеньку и коноплю, бил масло и продавал его в Стародубе.
В 1715-1716 годах слобожане были исключены из ведения землевладельцев, в имении которых они селились. Они были переданы под управление специально созданного государственного учреждения — Раскольничей Конторы. Одновременно вместе со старообрядцами-слобожанами были отчуждены и занятые ими земли местных землевладельцев, попытки местных землевладельцев вернуть утраченные земли успеха не имели.
В отличие от великорусских старообрядцев, на старообрядцев малорусских (украинских), к которым относились и зыбковцы, не были распространены ни двукратный, ни четырехкратный подушный оклады, введенные в 1718 и 1722 годах.
В первой половине XVIII века в слободе Зыбкой появились выходцы с Дона. Первые скиты вблизи Зыбкой (на слободе Городище) появились в 20-х годах XVIII века. К 1736 году в слободе Зыбкой имелась общественная часовня. По данным 1723 года, в слободе Зыбкой насчитывалось 56 дворов и 12 бобыльских хат.
В 1781 году в слободе Зыбкой насчитывалось 77 дворов, 182 хаты и 7 бездворных хат купцов, 240 дворов с 334 хатами и 12 бездворными хатами мещан. В слободе числилось и 58 бездворных хат престарелых, живших за счет общества.
В 1781 году в слободе Зыбкой насчитывалось 3 красных, 19 пряничных, 14 продовольственных и соляных, 11 мясных лавок, 16 хлебных амбаров, всего же в слободе Зыбкой было 75 лавок.
Ярмарки справлялись 23 апреля, 20 июля, 26 сентября, 21 ноября. Торги проводились в понедельник и в пятницу.
Из Стародуба, Нежина, Семеновки доставлялись сукно, железо, ножи, красная рыба. Сами же слобожане торговали пенькой, конопляным маслом, кожами и мылом. В Зыбкой работало 14 мыльных заводов, производивших в год до 50 000 пудов (900 000 кг) мыла. Мыло продавалось в Риге, Москве, Орле, Калуге, Варшаве, Вильнюсе, Люблине. Конопляное масло продавалось в Кенисберге, Риге, Киеве, Кременчуге. В год его производилось до 8 000 ведер. Юфтовые кожи производились на 3 заводах и продавались в Могилеве и Бердичеве. Канаты продавались по подрядам в Кременчуге. Занимались слобожане скупкой и перепродажей меда, скота, красной рыбы.
Капитал зыбковских купцов составлял от 1 000 до 3 000 рублей.
В 1809 году слобода Зыбкая становится городом Новозыбковом, центром Новозыбковского уезда. В 1822 году в Новозыбкове учреждается первое учебное заведение — двухклассное уездное училище.
В 1837 году в Новозыбкове имелась 1 приходская каменная церковь, 2 старообрядческих деревянных церкви, 7 каменных и 947 деревянных домов.
Крупными купцами были 2-й гильдии купцы Антон Действительный, Иван Шведов, Антон Волков (торговля пенькой и постным маслом), 3-й гильдии купцы Григорий Кондратьев (торговля рогатым скотом), Марко Волков и Семен Ефимов (торговля хлебом). Обороты Антона Действительного, Ивана Шведова, Антона Волкова составили 80 000 рублей, Кондратьева — 50 000 рублей, Марко Волкова и Семена Ефимова — по 30 000 рублей (всего 60 000 рублей).
Марко Волков был отцом знаменитого новозыбковского спичечного фабриканта Максима Марковича Волкова, основавшего в 1868 году спичечную фабрику и торговый дом «М.М. Волков и Сыновья» (ныне — «Новозыбковский станкостроительный завод»).
В 1837 году в Новозыбкове было 4 ярмарки (Георгиевская, Ильинская, Ивановская, Введенская). Обороты этих ярмарок были соответственно 37800, 40 100, 62 000, 68 000 рублей. Торговали на ярмарках сукном, ситцем, лошадьми, крупным рогатым скотом, чаем, сахаром, бакалеей, донской рыбой, пушным товаром.
В 1837 году в Новозыбкове было 5 красных, 50 хлебных, 2 москательных, 2 железных, 3 бакалейных лавки, 1 погреб с виноградным вином, 8 питейных домов, 1 частный суконный, 2 парусинных, 5 салотопных, 5 свечных, 9 кожевенных, 2 мыловаренных заводов. В 1837 году были открыты 1 суконная фабрика, 2 парусинных фабрики, 1 свечной завод, 5 сапожных заводов.
В числе жителей города числилось 20 портных, 40 сапожников, 25 кузнецов, 4 серебряных дел мастера, 2 часовых дел мастера, 40 плотников, 4 столяра, 15 колесников, 22 тележника, 2 бондаря, 3 иконописца-прессовальщика, 30 печников и каменщиков, 1 гончар.
Крупными промышленниками Новозыбкова в 1837 году были купцы Иван Кульвинский, Иван Костерин, Алексей Кожевников, Кирилл Фиников, Параскевия Подребинникова, Егор Сыромятников, Иван Сыромятников, Антон Действительный, мещане Евдокия Глыбина, Петр Абросимов, купцы Дмитрий Шишкин, Леон Карпов, Татьяна Маркова, мещанин Фотий Быков.
В городе проживало 6 362 старообрядца, 480 единоверцев, 486 православных официальной церкви, 14 католиков, 161 иудей. В Новозыбкове насчитывалось 5 казенных, 4 церковных, 1 общественный, 1085 частных домов, 1 общественный магазин, 141 частная лавка. Среди населения города было 11 хлебников, 15 булочников, 26 мясников, 25 портных, 45 сапожников, 8 красильщиков, 3 шапочников, 7 печников, 3 столяра, 9 шорников, 2 каретника, 11 каменщиков, 13 кузнецов, 2 часовщика, 1 живописец, 3 золотых и серебряных дел мастера.
В Новозыбкове в 1861 году действовало 3 свечных, 1 сапожный, 1 кожевенный, 2 сыродельных, 1 рукавичный, 8 маслобойных, 3 парусинных, 2 медотопных, 4 воскобойных и 2 экипажных завода.
Ускоренное развитие Новозыбкова в 1861-1899 годах было связано с возникновением в 1868 году спичечной фабрики. Ее основателем был Максим Маркович Волков. Чуть позже был основан торговый дом «М. Волков и Сыновья».
Максим Маркович Волков известен и как изобретатель зажигательной массы спичек без фосфора. Эта масса зажигалась о всякую шероховатую поверхность.
В 1895 году торговый дом «М. Волков и Сыновья» начал поставку спичек во Францию через марсельскую фирму Г. Сушнера.
Развитие промышленности способствовало развитию образования и культуры. В 1872 году на основе уездного училища было открыто городское училище, в 1875 году — реальное училище, в 1880 году — женская гимназия, в 1899 году — сельскохозяйственное училище.
В 1879 году в Новозыбкове была открыта земская уездная публичная библиотека.
В 1908 году торговый дом спичечных фабрикантов М. Волкова, В. Волкова, С. Волкова, Ф. Осипова, Г. Осипова создали крупнейшую в Российской Империи спичечную монополию — «Российское Общество Спичечной Торговли», контролировавшее все производство и весь сбыт спичек на большей территории Российской Империи (за исключением Восточной Сибири и дальнего Востока).
Развитию города способствовало и проведение железных дорог: в 1885-1887 годах — Брянск-Гомель-Брест, в 1899 — Новозыбков-Новгород-Северский.
В 1914 году в Новозыбкове проживало 22345 человек, в том числе 2173 православных, 1734 единоверца, 11380 старообрядцев, 6 881 иудей, 113 католиков, 64 лютеранина.
По сословиям население распределялось так: 664 дворянина, 1517 почетных граждан, 83 духовных лиц, 298 купцов, 18 816 мещан, 333 военных лиц, 226 казаков, 397 крестьян, 11 иностранцев.
В городе действовало 3 православных церкви, 3 единоверческих церкви, 2 старообрядческие церкви, 3 синагоги.
Учебные заведения были представлены реальным училищем, сельскохозяйственным училищем, женской гимназией, городской торговой школой, высшим начальным училищем, городским начальным училищем, 2 городскими железнодорожными училищами, 3 церковно-приходскими школами.
В городе работало 5 благотворительных обществ, музыкально-драматическое, сельскохозяйственное, добровольное пожарное общества, городское общество страхования имущества от огня.
Для развлечений и досуга были открыты Общественное собрание, 2 библиотеки, 3 театральных зала, 3 сада, 1 кинематограф.
В городе действовали 9 гостиниц, 1 ресторан, 8 страховых обществ, 61 промышленное предприятие, 187 торговых предприятий.
Однако развитие города было прервано 1 мировой войной и последовавшими вслед за ними революциями и гражданской войной 1918-1920 годов.
В 1921-1928 годах происходило восстановление спичечной промышленности, разрушенной в ходе Гражданской войны, и проводилась механизация спичечных фабрик. Уже к 1928 году был превышен довоенный уровень (1913 года) производства спичек и развернулся экспорт спичек за границу. В 1930 году при фабрике «Волна революции» была построена спичечная фабрика «Малютка», полностью ориентированная на выпуск экспортной продукции.
В первое десятилетие Советской власти в городе большое внимание уделялось развитию коммунального хозяйства. Заметное развитие получила торговля, особенно базарная и ярмарочная. Частная торговля вытеснялась кооперацией и государственной торговлей.
В 1924-1925 учебном году в Новозыбкове имелось 7 начальных школ (1293 учащихся), 2 школы семилетки (770 учащихся), 3 школы повышенного типа (школа фабрично-заводского ученичества, центральная вечерняя рабочая школа, политехникум, 575 учащихся).
В 1927-1929 году в Новозыбкове была построена больница на 150 коек. В 1930 году был создан Новозыбковский Агро-педагогический институт, и на его основе в 1934 году возник Новозыбковский Государственный Педагогический институт, который просуществовал в городе до 1976 года.
В предвоенные годы в Новозыбкове работало 2 предприятия горкомхоза, колхозная мукомольная промышленность (свыше 20 мельниц). В 1941 году в Новозыбковском районе действовало 10 агентств связи, 7 почтовых отделений, было установлено 197 телефонных аппаратов и 1670 радиоточек. На смену единоличному крестьянскому пришли коллективные хозяйства — колхозы. В 30-е годы широкое распространение в городе и уезде получило движение ударников-стахановцев. Накануне Великой Отечественной войны Новозыбков был крупным промышленным и культурным центром западной части Западной (впоследствии Орловской, а затем Брянской) области.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и в первый же ее день в городе было введено военное положение. Началась мобилизация мужского населения города в Вооруженные силы. 29 июня 1941 года был сформирован истребительный батальон. 12 августа 1941 года началась эвакуация местного населения. 14 августа на основе истребительного батальона был создан партизанский отряд (командир — Чернобаев Н.С.). 15 августа город подвергся жестоким бомбардировкам. 16 августа советские войска покинули город. 18 августа ушел и партизанский отряд. С 18 по 25 августа город находился без власти. 25 августа 1941 года город был оккупирован фашистами.
За годы оккупации была расстреляна тысяча советских патриотов. Расстрелы происходили в здании военно-полевой жандармерии по ул. Коммунистической (сейчас в этом здании находится Отдел вневедомственной охраны). В декабре 1941 — январе 1942 года в Карховском лесу было расстреляно более 2-х тысяч жителей еврейской национальности. 21 сентября 1943 года были расстреляны новозыбковские подпольщики: В. Замотаева, В. Белугина, П. Бабенко.
25 сентября 1943 года город был освобожден советскими войсками. В его освобождении принимали участие 73-я, 307-я, 399-я стрелковые дивизии, 1184-й истребительный противотанковый полк, 84-й и 115-й гвардейские минометные полки, 193-й отдельный танковый полк. 2 октября 1943 года всем им были присвоены звания Новозыбковских.
С момента освобождения города началось его восстановление. Была организована работа 12-ти промышленных артелей, восстановлены цеха и оборудование спичечной фабрики, давшей первую продукцию в декабре 1943 года. В 1950 году было закончено послевоенное восстановление народного хозяйства в Новозыбкове, и уровень производства достиг в городе уровня 1940 года.
В 1950 — 1980 годы в жизни города произошли такие изменения. В 1967 году была построена швейная фабрика МЛП. В 1970 — 1972 годах осуществилась реконструкция Новозыбковского станкостроительного завода, созданного на базе спичечной фабрики 1 октября 1947 года. В 1975 году построена и пущена 1-я очередь завода «Индуктор». Из культурной жизни города в этот период следует отметить такие события. В 1951 году по ул. Ленина была открыта постоянная экспозиция Новозыбковского краеведческого музея. В 1954 году открыта музыкальная школа.
В 1959 году был создан Новозыбковский народный театр. В 1976 году открыта художественная школа. В том же году было создано педучилище, а в начале 80-х — медучилище. В мае 1966 года Новозыбков посетил первый космонавт Земли — Ю.А. Гагарин, ставший первым почетным гражданином нашего города.
В апреле 1986 года наш город подвергся радиационному загрязнению, вызванному аварией на Чернобыльской АЭС. 14 января 1992 года наш город посетил первый президент России Б.Н. Ельцин и подписал программу по реконструкции города в связи с Чернобыльской трагедией.
С 1995 года в городе открыт филиал Брянского Государственного педагогического университета.