Старообрядческая литература

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна
Старообрядческая литература - это особая ветвь русской духовной литературы, получившая развитие после Никоновской церковной реформы 1653 года и вызванного ею раскола.
 

На протяжении веков она оставалась гонимой литературой. С одной стороны, это означает, что авторы не были связаны государственной цензурой и, стало быть, обладали высокой степенью творческой свободы, а с другой - то, что им приходилось платить весьма высокую цену за возможность писать, следуя голосу своей совести.
Характерно, что большинство старообрядческих авторов первой поры были казнены.
И даже ещё в XX веке многие старообрядческие писатели и журналисты подвергались уголовному преследованию.


Е.М. Юхименко. «Выговская старообрядческая пустынь». Москва. 2002 год.

Е.М. Юхименко. «Выговская старообрядческая пустынь». Москва. 2002 год.
Старообрядческий писатель Андрей Денисов. Хромолитография. Начало XX века.

Старообрядческий писатель Андрей Денисов. Хромолитография. Начало XX века.
 

Второй заметной особенностью старообрядческой письменности является почти полное отсутствие в ней художественного вымысла. События, о которых писали старообрядцы, лица, изображенные в повествованиях, - всё это имело место в действительности или, по крайней мере, мыслилось таковым.
Эта черта пришла в старообрядческую литературу из литературы древнерусской вместе с некоторыми другими особенностями. Например, в писаниях старообрядцев не часто можно встретить сочинения на какую-нибудь отвлеченную тему; гораздо чаще мы видим, что взяться за перо автора понуждает непосредственная «злоба дня», хотя по прошествии многого времени это может оказаться не всегда сразу заметно.


 

Но главной особенностью старообрядческой литературы является её православный традиционализм. Так же как и его древнерусский предшественник, автор-старообрядец ощущает за своей спиной могучий авторитет православной культуры, святых отцов, оставивших потомкам свои творения как несокрушимый и незыблемый щит веры.

 
При всём при том не стоит представлять старообрядческую литературу как нечто застывшее. Действительно, сохраняя в основном свою традиционную проблематику, старообрядческая литература тем не менее жила и до сей поры живет интересами своего времени. В ней развиваются различные стили, литературные школы. Она чрезвычайно остро реагирует на любые события в мире, важные для старообрядчества. Эта особенность отложила свой отпечаток и на жанровое своеобразие старообрядческой литературы, придала ей особую, говоря современным языком, интерактивность.
Старообрядческий автор очень хорошо представляет себе своего читателя, обращается к нему, ведет беседу или полемику с ним и даже иногда возлагает на себя полномочия высказываться от его имени.

 


Развитие литературы русского старообрядчества тесно связано с событиями истории и в соответствии с этим может быть разделено на несколько важных этапов.

 

От начала Никоновых новин до казни виднейших деятелей первоначальной истории старообрядчества и подавления стрелецкого восстания под предводительством князя Хованского.

1653-1682 гг.

В это время были заложены основы старообрядческой письменности. На первом месте, разумеется, находятся многочисленные челобитные, в которых царя Алексея Михайловича, а затем и его сына Федора Алексеевича извещали об отступлении Никона от древних православных обычаев, пытались открыть им глаза и молили «вернуть прежнее благочестие». Наибольшую известность и распространение получили челобитные протопопов Аввакума, Ивана Неронова, Никиты Добрынина, инока Авраамия, иерея Лазаря, диакона Федора, иноков Епифания и Игнатия Соловецкого, Саввы Романова. Причем многие из названных были авторами нескольких посланий. Несколько челобитных царю было направлено иноками Соловецкого монастыря, самой известной из которых является пятая по счету.
Уже в этих первых произведениях с достаточной полнотой были собраны и проанализированы результаты реформы патриарха Никона, аргументированно изложена идеология защиты старой веры. Здесь же содержатся ценные свидетельства современников о том, какими методами осуществлялась церковная реформа.


«Поморские ответы». Москва. Типография Московского Преображенского Богаделенного дома. 1912 год.

«Поморские ответы». Москва. Типография Московского Преображенского Богаделенного дома. 1912 год.
«Поморские ответы». Москва. Типография Московского Преображенского Богаделенного дома. 1912 год.

«Поморские ответы». Москва. Типография Московского Преображенского Богаделенного дома. 1912 год.
«Книга». Прп. Спиридон Потемкин. Гектограф. Начало XX века.

«Книга». Прп. Спиридон Потемкин. Гектограф. Начало XX века.

Именно в первых старообрядческих челобитных мы встречаем указание, что «книжная справа» была произведена с нарушением соборного решения, то есть отнюдь не по старым книгам.
Дальнейшим шагом в развитии старообрядческой литературы стал переход от частных посланий и челобитных к созданию литературно-публицистических и богословско-учительных сочинений. Благодаря этому старообрядческая книга получила широкое распространение в народе.

 

Наиболее знаменитыми произведениями старообрядческой литературы той поры считаются автобиографические жития протопопа Аввакума и его духовного отца инока Епифания, созданные ими в 1672 - 1675 годах. «Житие» протопопа Аввакума относится к числу всемирно признанных памятников русской литературы, оно переведено на многие иностранные языки.
 

Все сочинения Аввакума, общее число которых около 60, можно разделить, помимо его автобиографии, на три части:
1) истолковательные беседы,
2) челобитные
3)полемические и учительные послания к отдельным лицам и группам единомышленников.

 

Среди наиболее значимых авторов того времени также следует назвать дьякона Федора Иванова, архимандрита Спиридона (Потемкина), протопопа Ивана Неронова, инока Авраамия, дьякона Игнатия Соловецкого, Герасима Фирсова.
 

Создание на окраинах России духовных центров старой веры. Разделение в старообрядчестве и возникновение полемической литературы поповцев и беспоповцев.

Конец XVII - середина XVIII века.

После разгрома московских ревнителей благочестия, разорения Соловецкого монастыря и казни мучеников в Пустозерске старообрядчество временно лишилось литературно-публицистических центров. Христиане, сохранившие верность древнему церковному строю, вынуждены были скрываться подальше от Москвы. Поэтому новые духовные центры стали возникать в Поморье, на Керженце и за русско-польской границей - на Ветке.
 

Удивительна история поморского духовного центра - Выговского монастыря. Вдали от каких-либо очагов цивилизации возник небывалый в России общественно-культурный феномен, по сути дела старообрядческая республика со своей экономикой, системой управления и высочайшей духовной культурой. На Выгу под началом братьев Андрея и Симеона Денисовых сложилась своеобразная литературная школа.
 

Здесь не только переписывались книги характерным поморским стилем, не только делались переводы с французского и латыни, но и составлялись оригинальные произведения - разного рода слова и духовные поучения, агиографические и исторические сочинения. Наибольшую известность выговцам принесло составление знаменитых Поморских ответов - историко-богословского сочинения в защиту старой веры, написанного по требованию Синода. Кроме Поморских ответов на берегах Выга были созданы еще два известных старообрядческих историко-агиографических произведения - «История об отцах и страдальцах Соловецких» и «Виноград российский».

 

Керженский духовный центр, возникший в то же время, что и Выговский, в большей степени был вовлечен в разрешение внутренних вопросов старообрядчества. Здесь шли споры о приписываемых протопопу Аввакуму посланиях, о допустимости получившего распространение у части старообрядцев самосожжения. В 1691 году инок Евфросин составил «Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей», которое по сути стало и одним из первых публичных произведений внутренней полемики в старообрядчестве. На Керженце (при участии выговских книжников) было ооздано и одно из самых известных произведений поповцев XVIII века - «Керженские ответы» дьякона Александра на 130 вопросов нижегородского архиепископа Питирима.
Автор ответов, дьякон Александр, впоследствии был казнен.

 


Литературная активность Ветковского духовного центра возникла в связи с начавшейся полемикой между ветковцами и дьяконовцами, но была вскоре прекращена из-за разорения ветковских скитов и посадов в 1735 году.
 


В целом к особенностями второго периода истории старообрядческой литературы можно отнести оживленную полемику представителей различных согласий как с миссионерами господствующего исповедания, так и между собой. Кроме того, в старообрядческой письменности того времени виден большой интерес к эсхатологической тематике. Вопрос об Антихристе и о конце света, поднятый ещё Спиридоном Потемкиным), надолго занял одно из главных мест в старообрядческой литературе.

 

Период относительной терпимости правительства по отношению к старообрядчеству. Углубление богословских и идеологических споров об антихристовом царстве, об истинном священстве, о браке.

Середина XVIII - первая треть XIX века.

Характерно, что в этот период создаются два произведения с одинаковым названием «История о бегствующем священстве». Одно принадлежит старообрядческому писателю с Керженца, местночтимому святому игумену Ионе, и впоследствии сыграло важную роль в утверждении законности старообрядческой иерархии. Другое - беспоповскому автору Ивану Алексееву, который пытался доказать, что истинное благочестивое священство не сохранилось. Большое влияние на ход дискуссии о священстве имели сочинения стародубского инока Никодима, считавшего возможным получение старообрядцами для себя епископа от господствующей церкви. Сочинения Никодима распространялись в списках. Позже его знаменитые «Статьи» были изданы для широкой публики в 1911 году.
 

В 1789 - 1791 гг. неким поморцем, последователем выговецких учителей (возможно, Тимофеем Андреевым), был составлен труд под названием «Щит веры», сочинение, направленное как против новообрядцев, так и против старообрядцев, сохраняющих священство. Его содержание составляют ответы беспоповцев на 382 вопроса поповцев, живших на Ветке. По мнению сторонних исследователей, после "Поморских ответов" это лучшее из беспоповских сочинений.

Сочинения епископа Михаила (Семенова). «Детям христианам». Москва. 1914 г.

Сочинения епископа Михаила (Семенова). «Детям христианам». Москва. 1914 г.
Симеон Денисов. «История об отцех и страдальцех соловецких». Старообрядческая книгопечатня, 1916 год.

Симеон Денисов. «История об отцех и страдальцех соловецких». Старообрядческая книгопечатня, 1916 год.
Н.В. Понырко. «Три жития - три жизни». Спб., 2010 год.

Н.В. Понырко. «Три жития - три жизни». Спб., 2010 год.
Но и для самих староверов-беспоповцев настало время решения наболевших духовных проблем, с которыми они столкнулись в отсутствие духовенства. Прежде всего - это вопрос о браке. Можно ли считать законным брак, заключенный без участия священника? Брачные поморцы вели очень важную для себя дискуссию с другими беспоповцами, отстаивая свое мнение о молении за неправославного царя и о возможности совершения законного церковного брака в отсутствие священника.
 

Среди сочинений поповцев той поры выдающееся место занимают «Ответы Пешехонова» - не потерявший и до нынешнего времени своего значения образец духовно-полемической литературы. Житель Твери, иконописец Иван Пешехонов вел частную переписку с несколькими беспоповскими начетчиками, в результате чего родилась книга, в которой он дал весьма основательные ответы на «взыскания» трех самых упорных своих оппонентов.
 

Восстановление старообрядческой иерархии. Творчество инока Павла Белокриницкого, Иллариона Кабанова и Арсения Уральскою.

40-е — 60-е гг. XIX века.

Гонения императора Николая I обескровили старообрядчество, но в то же время обретение старообрядческой Церковью в 1846 году митрополита Амвросия позволило восстановить полную иерархию. Это дало новый импульс развитию Церкви и, соответственно, литературы поповцев апологетического направления. Один из основных участников, содействовавших присоединению митрополита, инок Павел Белокриницкий, был автором довольно популярного в то время сочинения «Десять писем к беспоповцам», давшего новый поворот в давней полемике.
 
Идеология беспоповцев, выраженная в многочисленных «тетрадках», повсеместно распространяемых, к сожалению, была частично усвоена некоторыми белокриницкими старообрядцами. Для утверждения правомыслия по ряду церковных вопросов епископат Белокриницкой иерархии выпустил в 1862 году «Окружное послание». Его автором был Илларион Кабанов, писавший под псевдонимом Ксенос.
К сожалению, абсолютно православное по духу и букве «Окружное послание» вызвало в Церкви раздор, но тем не менее послужило к утверждению истины. Всего Ксенос был автором нескольких десятков сочинений.

 

В это время произошло важное для дальнейшего развития всей старообрядческой книжности событие. Архиепископ Антоний (Шутов) восстановил Московскую кафедру и учредил при ней книжный центр. Это был не только скрипторий, где переписывались нужные книги для дальнейшей рассылки по России, но это был интеллектуальный центр российского старообрядчества. И самой заметной фигурой в нем оказался Анисим Швецов, молодой письмоводитель архиепископа Антония, будущий епископ Арсений Уральский. В 1865 году, будучи от роду 25-ти лет, он написал первое свое произведение - «Историю о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви». Вскоре его имя прочно заняло одно из первых мест в списке старообрядческих духовных писателей.
В целом период из-за гонений хотя и не изобиловал авторскими именами и произведениями, но оказался необходим для подготовки недалекого уже расцвета книжности старообрядцев.

 

Время массовой старообрядческой литературы. Появление множества новых авторских имен. Активное развитие начетнического движения. Начало старообрядческой периодики.

Последняя треть XIX -начало XX века.

В целом это время подъема старообрядческой литературы, выхода на первый план сочинений апологетической и церковно-исторической направленности. Активно работают на писательской ниве такие маститые авторы, как епископы Арсений УральскийИстинность старообрядствующей иерархии...», «Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви», «Показание всеобдержности двоеперстного сложения и погрешностей против Святого Евангелия новообрядствующей греко-российской церкви», «Жизнь и подвиги старообрядческого архиепископа Антония» и др.), Иннокентий УсовОб исповеди преосвященного Амвросия митрополита Белокриницкого», «Церковь Христова временно без епископа», «Разбор ответов на 105 вопросов», «О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия», «Слова и речи», «Средство быть счастливым» и др.), Антоний ПермскийСвятоотеческий сборник»). В 1890 году Климент Перетрухин написал книгу «Меч духовный», которая была подпольно напечатана тиражом 2000 экземпляров и рассылалась старообрядцам по 50-100 экземпляров на губернию. Другим известным его произведением была книга «Мир ко внешним».
Написанное этими авторами является классикой старообрядческой литературы.

 

Интересно, что в это время старообрядческие издатели открыли для себя гектографию - способ тиражирования книг без типографии. Повсеместно рукописи размножались на гектографах и распространялись сотнями по всей России. Это придало необычайную насыщенность и живость творческому литературному процессу.
 

«Золотой век» старообрядчества, который длился очень недолго, но оставил большое количество памятников книжности, созданных в разных регионах. Расцвет старообрядческой периодики.

1905 - 1918 гг.

Период наибольшей свободы за всю историю старообрядчества показал, что творческие силы в нем за время гонений не угасли. В это время старообрядческие авторы получили возможность легально публиковать свои произведения в книгах и периодических изданиях.

 

Целая плеяда выдающихся имен появилась в различных старообрядческих согласиях, но среди всех старообрядческих писателей того времени можно выделить двух. Это епископ Михаил (Семенов) и Федор Мельников. Епископ Михаил, по сравнению с другими старообрядческими авторами, в своем творчестве намного чаще обращался к темам Евангелия, темам нравственно-духовного воскрешения человека. И в этом смысле его в наибольшей степени можно назвать именно духовным писателем. Недаром его называли апостолом XX века. Федор Мельников имел универсальный талант катехизатора, апологета, публициста, церковного историка. Он работал во многих жанрах, обладал высочайшей работоспособностью, часто публиковал в одном номере журнала несколько работ под разными псевдонимами, и оставил после себя обширное наследие, значение которого трудно переоценить.

 

Перечислить всё написанное этими двумя авторами в данной статье нет никакой возможности, поэтому ограничимся лишь общими указаниями. Епископ Михаил - автор «Апологии старообрядчества» и сотен духовно-нравственных статей, вышедших в журналах и отдельными изданиями. Кроме того, его перу принадлежит несколько художественных произведений на христианско-исторические темы.
 
Перу Ф. Е. Мельникова принадлежит блестящее исследование «Блуждающее богословие», в котором он наглядно показал шаткость богословских устоев новообрядческой церкви, и «История старообрядческой Церкви», обширный труд исследователя и очевидца, вполне заслуживающий наименования фундаментального.
Среди писателей «золотого века» можно также назвать Ивана КирилловаПравда старой веры», «Третий Рим»), Дмитрия ВаракинаРассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ патриарха Никона»), протоиерея Григория Карабиновича и многих других.

 

Многие старообрядческие писатели не только защищали старую веру своими литературными произведениями, но и активно выступали на публичных беседах, давая отпор миссионерам господствующей церкви.
Произведения большинства авторов, творивших в этот период, до сих пор сохраняют актуальность и часто переиздаются.


 

Наиболее тяжкие и катастрофические по последствиям гонения на религию и почти полное прекращение книжной деятельности старообрядцев в СССР.

1919 - 1988 годы.

Федор Мельников и Иннокентий Усов продолжали писать в эмиграции. Внутри страны старообрядческие писатели либо прекратили всякое творчество, либо писали в стол, подобно протоиерею Федору Моржакову, диакону Александру Свистунову и ещё нескольким авторам. По важным духовным вопросам авторы той поры иногда высказывались в личной переписке. Событием духовной жизни стало разрешение издания календаря на 1946 год.
 

С начала перестройки до наших дней. Очень медленное восстановление разрушенных традиций.

1989 - современность.

Характерная черта периода - появление среди старообрядцев нового типа авторов, не связанных со старообрядчеством родовыми корнями, но принявших в крещении старую веру. Многие из них имеют высшее образование, профессиональные навыки, однако при этом им часто не хватает знания традиций и духовного опыта. Но литература живет, развивается, периодически выходят в свет новые книги.
 
Конечно, приведенная периодизация не претендует на всеохватность. Нельзя забывать, что многие авторы писали втайне, и многие сочинения не дошли до нашего времени. Большую работу по выявлению, сохранению и изучению памятников проделали многие отечественные ученые - В. И. Малышев, Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. Н. Покровский, Н. В. Понырко, Е. М. Юхименко, Н. Ю. Бубнов, Н. С. Демкова и др.
Однако комплексное изучение старообрядческой литературы как неотъемлемой части русской духовности ещё только предстоит осуществить в будущем.


 

Источник:

Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта - иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор - кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации - Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор - Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005


Отпечатано в филиале ОАО "ТОТ" Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон - (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Страницы 94 - 103.