Семинар-практикум для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности. Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста .
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Ответы воспитателей
Подведем итог вышесказанному: Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мыслительную деятельность .
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н.Н.Подьяков , 1995
Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Литература в помощь
В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.
Набор развивающих карточек
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова В пособии представлены: тематическое планирование и конспекты занятий по организации и проведении опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, исследования и эксперименты с предметами и материалами, игровые проблемные ситуации позволят активизировать деятельность детей
Рэй Гибсон Занимательный материал по детскому экспериментированию с растениями. Что я выращу?
Тематический п лан по организации поисково-исследовательской деятельности детей в старшей группе № п\п Темы занятий Оборудование 1 Проращивание пшеницы Емкость, пульверизатор, пшеница План составляют оба воспитателя – сообща и отправляют кураторам проекта
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Оборудование уголка экспериментирования Приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; Разные виды бумаги; Красители: гуашь, акварельные краски; Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов Карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) Индивидуальные дневники экспериментов.
При оборудовании уголка экспериментирования должны учитываться следующие требования: Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д. безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения
Правила безопасности при проведении опытов : Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники. Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками; Аккуратно пользоваться емкостью для воды; Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду); Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы; На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло; Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать; Нельзя брать в рот лед; Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить; Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус; Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование; После опыта убирать оборудование на место;
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Взаимодействие с родителями
Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по направлениям:
живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Неживая природа : воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства