Поделюсь терминологией по ФГОС, которую нам дали на курсах.

 

Адаптация – 1)приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним  условиям;2) в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. А. человека имеет два спектра – биологический и психологический. Биологический аспект  общий для человека и животных – включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, а так же к изменениям  в организме. Психологический аспект- приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и интересами.

Адаптация социальная – интегративный показатель состояния человека, окружающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в  семье и коллективе; изменчивость  поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной эмоционально- волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность.

Адаптивность образовательной среды – способность образовательной системы устанавливать  соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и   отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогический кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность О.С. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающихся; в полноценности духовно- нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции адаптивности образовательной системы: мотивационно - стимулирующая, свободного самоопределения, коррекционно- компенсаторная.

Активность образовательной среды – служит показателем социальноориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательной среды в среду обитания.

Барьеры общения -  личностные факторы  социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им. Устраняются посредством психологического тренинга и других форм обучения межличностному общению.

Взаимодействие – особая форма связи между людьми, процессами, действиями, в результате которого происходят качественные и количественные изменения взаимодействующих объектов, образуется новое качество. Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда имеется прямой контакт между объектами, или косвенным, опосредованным, через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей.

Воспитательные отношения - это отношения между воспитателем и воспитанниками, учителем и учениками, родителями и детьми, планируемые, создаваемые и управляемые первыми в условиях педагогического процесса, обеспечивающее развитие и воспитанника , и воспитателя. Воспитательные отношения являются базовыми, систематизирующими, реально создающими педагогический процесс, так как характер отношения школьника к учению и учебным дисциплинам опосредуется прежде всего его отношением к учителю.

Воспитательное пространство - динамическая цепь взаимосвязанных педагогических событий, в каждом из которых происходит развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка, их со-бытие.

Гармоничное развитие личности – процесс согласованного обогащения рационально-логической и эмоционально-психологической сфер духовного мира человека, предполагающей достижение единоправленности его разума, воли и чувств.

 Государственный образовательный стандарт – 1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечный результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования. Представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования. 3) федеральные компоненты государственного образовательного стандарта определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Диагностика педагогическая – 1) не только практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач, но и направление исследований, обслуживающих эту практику. Основная задача педагогической диагностики – выявить оптимальные совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния педагогических явлений и процессов, где каждый отдельно взятый показатель только с некоторой вероятностью свидетельствует  об этом состоянии.2) теоретико-прикладная отрасль педагогики, изучающая закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем и отношений, правила проведения диагностических процедур; принципы, методы и формы диагностики в педагогической среде (сфере). Тесно связана с общей и возрастной психологией, общей психодиагностики.

Диагностика психологическая – область психологической науки,  разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Зона актуального развития -  это познавательные  возможности ребенка в обучении, которые позволяют ему без помощи взрослого освоить учебный материал или самостоятельно решить учебную задачу. 

 Зона ближайшего саморазвития – познавательные возможности ребенка в обучении, которые позволяют ему с помощью другого ( учителя, товарища, родителей ) освоить ранее не изучаемый материал; созданная учителем ситуация, когда ученик может прорваться и решить задачу, которую он раньше не решал; механизм, который позволил ребенку прорваться, может быть педагогом зафиксирован, культурно интерпретирован и возвращен ребенку  как присвоенная способность. Новые возможности, приобретенные ребенком на частном материале, оказывают влияние на прочие, не затронутые обучением способности, то есть обеспечивают развитие ребенка, превращая постепенно обучение в самообучение, в совершенствование личности, поэтому учить надо не тому, что ребенок может сделать сам, а тому, что не умеет, но в состоянии освоить под руководством учителя. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, тогда он сумеет в процессе обучения вызывать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.

Доминантность образовательной среды – характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.

Индивидуальность – неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других; самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях его жизнидеятельности.

Индивидуальный подход – подход, позволяющий идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Индивидуальный стиль деятельности  - характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

Интенсивность образовательной среды – структурно- динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды, условиями, влияниями и возможностями, а также  концентрированность их проявления.

Когерентность образовательной среды – степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания.

Коллектив детский – группа детей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности.

 Компетентность общекультурная – уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных  проблем и определения своей позиции.

Компетентность учителя профессиональная – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

  Компетентность     социальная – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин социальной педагогики.          

Компетенция – (лат. – добиваюсь, соответствую) -  круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или  должностного лица; уровень образованности, достаточный для самообразования, самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

Кризисы воспитательного воздействия – трудности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается, так как все слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, перестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.

Культура – 1) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их  взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.2) своеобразный мост, связывающий экологию человека со всеми другими сферами жизнедеятельности общества.

Культура личности – 1) уровень развития и реализации сущностных сил человека; его способностей и дарований; 2) совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т. п.  Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании.

культурная среда ребенка – среда обучения и жизнедеятельности ребенка, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собственной активной самообразовательной деятельности; мультикультурным пространством учебного заведения; культурой общения детей и взрослых, детско-подростковых  объединений, культурной среды, дополнительного образования.

Личность – 1) это, по сути, внутренний мир, в нем соединяется и мировоззрение, и мироощущение, и самооценка. 2)это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает, к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к судьбе другого человека. 3) система социального взаимодействия с миром , социального реагирования, система обратных связей на  внешнее воздействия. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. 4)система практических и психических отношений к обществу -  связей и отношений. Связи объективные, а отношения – субъективное отражение их. Формировать эти связи и отношения – значит формировать личность ребенка. 5) это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности. 6) социальность ребенка, ее формирование -  процесс социализации детей. Все решает общение: ее содержание, направленность, характер.         

Межличностное пространство – дистанция общения, субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Методы педагогического исследования -  совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

 Метод анализа документов – исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т. п.

Мобильность образовательной среды – служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.

Неуспеваемость – 1)высокая степень отставания школьников в учении, при которой ученик за отведенное время не овладевает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами, на удовлетворительном уровне.

Образование - 1)Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению развитию материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования – обучение и самообразование.2)целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. Образование осуществляется посредством обучения, а также под воздействием социальной среды, средств массовой информации и самообразования человека.

Образовательная среда – часть  социокультурной среды, совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно – производственными и другими объединениями, ориентированными  в одном из направлений своей деятельности на цели образования.

Образовательное пространство – осваиваемая учащимся окружающая среда для достижения им цели образования. Образовательное пространство человека – это не  просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, в которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности.

Общение – 1) взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информации познавательного или аффективно-оценочного характера. 2) взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата.

Общение диалоговое -  в понимании В. А. Сухомлинского, предполагает  равенство позиций воспитанника и воспитателя (ученика и учителя). Равенство этих позиций выражается в признании активной роли ученика, воспитанника в учебно-воспитательном  процессе, при котором деятельности ученика и учителя  равноправны, равнозначны, а познание мира происходит  через самосознание личности ученика, через его самопознание, самовыражение, самовоспитание.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования  активной учебно-познавательной деятельности  учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений. В современном понимании для процесса обучения характерны следующие признаки: 1)двусторонний характер 2) совместная деятельность педагогов и учащихся 3) руководство со стороны педагога 4) специальная планомерная организация и управление 5) целостность и единство 6) соответствие  закономерностям возрастного развития  учащихся  7) управление развитием и воспитанием.

Обобщенность образовательной среды - характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды.

Осознаваемость образовательной среды – степень включенности в среду субъектов образовательного процесса.

Развивающая предметная среда -  часть родственных сред окружающей, социальной, образовательной, предметной и развивающей. Эта среда имеет образовательный развивающий эффект и представляет собой систему объектов и средств природно-социально-предметного окружения, обеспечивающую в соответствии с социокультурными нормами личностное развитие и нравственное становление ребенка, а также позитивное продвижение его в формировании отношений к Миру.

Средовое проектирование - проектирование среды и средообразовательного процесса, необходимых для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов, Его основу составляют следующие основные действия со средой: прогнозирование разрешающих возможностей среды; конструирование надлежащих значений среды; моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений; планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий.

Устойчивость образовательной среды – отражает стабильность образовательной среды во времени.

Фасилитатор – термин, используемый для обозначения человека, выступающего в роли  «лидера» в определенном виде деятельности. Употребление этого термина связано с тем, что задача педагога состоит в облегчении  самостоятельного поиска членами соответствующей группы решений их собственных проблем.

Фасилитация – термин, обозначающий акт (действие, поступок и т.п.), в результате которого улучшается, облегчается течение какого либо процесса, устраняются  трудности, возникшие на его пути.

Широта образовательной среды – качественно- содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты. Процессы и явления включены в данную образовательную среду.

Эмоциональность образовательной среды – соотношение эмоционального и рационального компонентов в образовательной среде.

 

 

 

Комментарии

Кокорина Любовь Федоровна

Самое интересное в том, что еще до введения ФГОС ценился именно педагог умеющий осуществить личностно-ориентированный подход, общающийся с ребенком на равных, вступающий с ним Sb-Sb отношения, уважающий его взгляды, интересы, стремящийся так организовать среду, чтобы вызвать у малыша интерес к познанию, поддержать этот интерес. Ребенок идет вперед сам, а педагог только легко направляет. Спасибо.

Пачина Ольга Владимировна

Детский сад-это первая ступень образования.Поэтому в ДОУ должны остаться именно специалисты,которые владеют всеми новейшими методиками и технологиями развития детей.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Ольга Владимировна, считаю, что в ДОУ должны остаться те специалисты которые любят детей, а уж ФГТ это или ФГОС- дело наживное.

Мухамедьярова Альбина Тагировна

Конечно тяжело, это надо перестраиваться, увлекать детей каждый день чем=то новым, интересным, надо думать, размышлять, а мы как то привыкли всё по-старинке, легче усадить дать всем одинаковое задание и легко и просто.Хотя сейчас и дети не такие как раньше, они много знают, рано взрослеют, а нам нужно помочь эту энергию направить на благо.

Андреева Маргарита Сергеевна

Вы правы, коллега! Мы должны быть настоящими ПРОФи в своём деле, чтобы ребёнок не о чём не дагодался и спокойно направил себя сам в полезное русло. "Творчества нам всем!"- Не плохой девиз ФГОС, не правда ли?

Да, уважаемые коллеги. Согласна со всеми. Сейчас и с родителями нужно быть креативным. ФГОС как будто и их изменили. Родители ждут что-то новое от нас, особенно на собраниях. А самое главное, они хотят как можно больше знать о ребенке именно про его развитие, как он меняется в группе, что узнал или что не получается. Раньше было мало таких родителей. Много было какого-то равнодушия, что ли.

Науменко Любовь Викторовна

Я согласна, что воспитатель должен быть креативным, виртуозным и просто талантливым в своей работе.Но вот ребенок идет в школу. А там урок 45 минут и ребенка не заинтересовывают перед уроком.Он просто сам должен садиться за парту и отсидеть это время. Ведь он не может встать посреди урока и сказать, что ему неинтересно и он устал.

Кутняхова Любовь Владимировна

Милые, вы мои! Ну что такого сверхъестественного в ФГОС? Кто, кто, а мы, воспитатели, всегда так работали. Особенно "радужники". Творчество или, как сейчас говорят, креативность всегда присутствует в работе воспитателя. А если нет в душе и сердце ничего, никакие методики и технологии не помогут. Главное - любить свое дело. Контроль теряется не от введения ФГОС, а от равнодушия любого ранга.

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна!

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна!

Куковерова Ольга Анатольевна

А я думаю, что просто " словарик педагогический" поменялся на современный лад: раньше были "методики" теперь "технологии", "заинтересовывающий момент" - "мотивация","опыт работы" - теперь "проект", "творчество" поменяли на "креативность" и т.д.

Бордунова Вера Николаевна

...занятие на непосредственно образовательную деятельность)))...

Зарьянова Марина Кирилловна

Да и просто в планах теперь слова поменять на новые и все по-современному, по ФГОС! )))

Полностью согласна с Вами. Время вносит свои поправки не столько в названия, сколько в содержание. Ведь "творчество", согласитесь, чуть уже понятия "креативность". Отсюда и изменения в содержании работы и подходов к формированию чего-то у детей.