Главные вкладки
Ресурсный центр «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО и НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССА».
Обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком
Л.С. Выготский.
Освоив первую ступень образования, ребенок приходит на новую образовательную ступень -
начальную школу. Именно в этот период нам следует помнить, что в нашей работе в центре всего находится личность ребенка.Который не эстафетная палочка, передаваемая из детского сада в школу и даже не сосуд, который мы должны наполнить определенными знаниями , а скорее всего, тот самый факел, который нужно зажечь.
Переходные периоды от дошкольного к школьному детству, из начальной школы в средне звено школы считаются наиболее сложными и уязвимыми. Для того, чтобы они прошли как можно благоприятнее для ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому вопрос о преемственности в обучении начальной школы с дошкольным образованием, средним звеном основного общего образования актуален во все времена. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи правильного соотношения между частями учебного предмета и этапов учебно-воспитательной работы.
Осуществление преемственности дошкольного , начального и среднего образования является важной задачей, решение которой обеспечит гарантии полноценного развития личности ребенка и получения им качественного образования. Преемственность между уровнями образования следует рассматривать как непрерывность и единство методологического, целевого, содержательного, процессуального и оценочнодиагностического единства образовательного процесса. Преемственность является процессом реализации принципа непрерывности в образовании. Проблему преемственности А. Н. Леонтьев, А. К. Орешкина, С. М. Годник. О преемственности образования писали А. Г. Асмолов, Н. Ф. Виноградова, И. И. Гончарова, В. Я. Лыкова, Л. В. Трубайчук.
Преемственность понимается как взаимодействие между разными ступенями образования, обеспечивающее развитие детей, обогащение знаний и опыта, основанное на учете специфики возраста, применении соответствующих, эффективных для каждой ситуации средств, методов, форм педагогической деятельности, направленных на плавное поэтапное становление учебной деятельности ребенка и переход его от одного образовательного уровня к другому. Важным механизмом преемственности является поиск сквозных, актуальных для разных уровней образования технологий и методов.
Преемственность в образовании детский сад – начальная школа | Преемственность в обучении начальная школа - средняя школа |
Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений. Цели и задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности.
3. Сотрудничество с родителями. Заинтересованность школы, ДОУ и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Рекомендации:
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. | Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию. Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:
Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. Формы осуществления преемственности.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления: образовательные программы, организация учебного процесса, единые требования к учащимся, структура уроков. Рекомендации:
Работа в единстве и преемственности учебных требований в начальной и средней школе , новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего. |
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Формы работы по преемственности между детским садом и начальной школой:
| Формы работы по преемственности между начальной школой и средней школой:
|
|
|
Основные направления совместной работы на 2021- 2022 учебный год.
| |||||||||
Взаимодействие педагогов. | |||||||||
| Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный исполнитель | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный исполнитель | Цель | ||
1 | Обсуждение и утверждение плана работы по преемственности детского сада и начальной школы | август | педагоги ДО, | Обсуждение и утверждение плана работы по преемственности начальной школы и средней школы. | август | заместители директора, учителя предметники. | определение качества образования . Преемственность в содержании, методике обучения, в контроле и оценке знаний | ||
2 | Методическое объединение: «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному | октябрь – ноябрь | педагоги ДО, | ШМО: «Преемственность в работе» Предметные недели»
| ноябрь - февраль | руководители ШМО, учителя предметники. | объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение качества образования. | ||
3 | Подведение итогов адаптации первоклассников, выявление уровня тревожности. | Март-апрель |
| ВПР в 4-х классах и 5-х классах | март - апрель | зам директора по УВР и НМР | Взаимосвязь и совместная деятельность школы в реализации учебно-воспитательного процесса | ||
4 | Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» . Взаимопосещения уроков в школе и мероприятий в ДОУ. | 2 раза в год.
| воспитатели старшей группы, учителя начальных классов. | Посещение уроков в 4-х и 5-х классах учителями. Взаимопосещения уроков учителями. | март-апрель | учителя начальных классов, учителя - предметники | Единство требований к учащимся на занятиях и уроках. | ||
5 | Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ «Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО». | май | воспитатели старшей группы, учителя начальных классов. | Совершенствование преемственности образовательного процесса в 4-классах. Совещание с учителями предметниками. | май | зам директора по УВР, учителя-предметники, классные руководители | Контроль за состоянием преподавания предметов. Выявление уровня подготовленности обучающихся к обучению в школе. | ||
6 | Совместное педагогическое совещание учителей начальных классов и воспитателей с целью обсуждения реализации задач планирования. | май | воспитатели старшей группы, учителя начальных классов. | Преемственность инновационных технологий начальной школы в старших классах | май | заместители директора по УВР и НМР | Анализ качества знаний обучающихся | ||
Работа с детьми. | |||||||||
1 | Диагностика «Готовность детей к обучению в школе» Психологическое обследование воспитанников подготовительной к школе группе. | Сентябрь-октябрь,
апрель- май | педагог – психолог, | Психологическое исследование и анкетирование обучающихся 5-х классов | октябрь | педагог - психолог | Психолого - педагогические проблемы в обучении обучающихся в период адаптации | ||
2 | Мониторинг оценки готовности первоклассников к обучению в школе Стартовая диагностика. | октябрь | зам директора по УВР, классные руководители | Изучение адаптации обучающихся 5-х классов Классно - обобщающий контроль в 5 х классах | октябрь | зам директора по УВР, классные руководители | Выявление степени адаптации к обучению в школе. Выявление групп риска обучающихся | ||
3 | Участие первоклассников в выпускном празднике «Прощай, любимый детский сад!» | Май
| зам директора по ВР, классные руководители | Участие старшеклассников в выпускном празднике «Прощай, начальная школа!» | май | зам директора по ВР, классные руководители | Организация и проведение совместных мероприятий учителями и детьми | ||
Сотрудничество с родителями | |||||||||
1 | Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа” | май | воспитатели старшей группы, учителя начальных классов. | Родительские собрания «Школьная тревожность и ее преодоление»
| сентябрь | классные руководители 5-х классов, учителя предметники | учет особенностей периода адаптации обучающихся в 1-х и 5-х классах. Единство требований к учащимся на уроках | ||
2 | Индивидуальное консультирование родителей по результатам психологической диагностики готовности детей к обучению в школе. | май- июнь | педагог-психолог | Индивидуальные консультации с родителями . | в течение года | педагог-психолог | повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов. | ||
3 | Консультации для родителей: «Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе». | в течение года | воспитатели старшей группы, учителя начальных классов. | Посещение родительских собраний и классных часов с будущими классными руководителями | май, сентябрь | зам директора по ВР, классные руководители | Изучение уровня воспитанности обучающихся. Знакомство с родительским коллективом | ||
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня, то что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А. Сухомлинский.
<
Новые материалы
11.11.2022 - 16:19 Ресурсный центр «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО и НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССА». Осуществление преемственности дошкольного , начального и среднего образования является важной задачей, решение... |
положение о МУНИЦИПАЛЬНОМ ресурсном центре
1. Общие положения
Настоящее Положение (далее по тексту Положение) регламентирует деятельность муниципального образовательного учреждения, выполняющего функциональную роль Ресурсного центра (далее по тексту Ресурсный центр). Ресурсный центр создается в целях распространения передового педагогического опыта и оказания методической помощи образовательным учреждениям муниципального района «---------- район»
1.2.Статус РЦ присваивается муниципальному образовательному учреждению на основании приказа Комитета образования и молодёжной политики администрации муниципального района «--------район»
1.3Признание образовательного учреждения РЦ не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения.
1.2. РЦ в своей деятельности руководствуется:
Законом Российской Федерации «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г
Действующими нормативными и правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации;
Положением о ресурсном центре муниципального района;
Уставом муниципального образовательного учреждения (далее – МОУ).
2. Задачи и функции Ресурсного центра
2.1. Создание положительного имиджа образовательного учреждения, повышения конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг.
2.2. Основными функциями РЦ являются:
2.2.1. Образовательная деятельность:
- расширение возможностей социализации обучающихся;
- инициация, организация и реализация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
2.2.2. Учебно-методическая деятельность:
- Ресурсный центр разрабатывает программно-методическое сопровождение образовательной деятельности, которая включает в себя методическую продукцию различного вида.
- Ресурсный центр тиражирует, распространяет (на основе договоров с образовательными учреждениями) методические разработки, учебные пособия.
2.2.3. . Информационно-консультационная деятельность:
- Ресурсный центр создает и поддерживает информационную базу данных по ресурсному обеспечению реализации основных направлений деятельности.
- Ресурсный центр осуществляет подготовку и сопровождение информационных материалов Web-сайтов, электронных средств массовой информации (далее по тексту СМИ) и обеспечение доступа (доступности) подготовленных материалов.
-. Ресурсный центр обеспечивает информирование социума об основных направлениях и результатах своей деятельности через сайт, СМИ, заседания РЦ
2.2.4. Организационная деятельность:
-. Для обучения по современным образовательным технологиям на своей базе Ресурсный центр организует интеграцию усилий педагогов и их социальных партнеров.
- Ресурсный центр участвует в системе сетевого взаимодействия на территории муниципального района, в целях координации усилий по развитию ресурсного обеспечения.
-Ресурсный центр осуществляет взаимодействие с другими образовательными учреждениями в области систематизации форм, приемов, методов, способствующих формированию основных потенциалов личности учащихся, разработки ресурсов, необходимых для успешной деятельности центра.
3. Управление РЦ (Ресурсным центром)
3.1. Управление РЦ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
3.2. Руководство РЦ осуществляет прошедший соответствующую подготовку руководитель (директор), заместитель руководителя, педагог данного образовательного учреждения, который назначается приказом руководителя образовательного учреждения или приказом Комитета образования и МП.
3.3. Руководитель Ресурсного центра организует всю плановую и текущую работу Ресурсного центра, контролирует реализацию избранной стратегии его развития, принимает необходимые меры по обеспечению цели и задач, стоящих перед Ресурсным центром.проводит текущую работу по плану РЦ, обобщает, осуществляет аналитическую деятельность РЦ.
3.4. К исключительной компетенции Учредителя образовательного учреждения в области управления Ресурсным центром относится:
– принятие решения о прекращении деятельности РЦ;
– внесение изменений в Положение о муниципальном Ресурсном центре;
–обеспечение современного уровня ресурсов РЦ (материально-техническая база, современные средства обучения и оборудование);
– осуществление контроля за деятельностью РЦ.
3.5. К исключительной компетенции РЦ относится:
– планирование своей деятельности и определение перспектив развития;
–утверждение штатного расписания в соответствии с фондом оплаты труда;
–утверждение нормативно-правовых документов по вопросам деятельности РЦ;
–принятие решений о целесообразности осуществления совместных образовательных программ РЦ и его внешних социальных партнеров, определение форм и содержания партнерских взаимоотношений в целях повышения эффективности образовательного процесса;
–публикация методических рекомендаций и прочих материалов по повышению эффективности образовательного процесса и решению общих проблем развития образования в муниципальном районе в соответствии с установленным органом управления образованием муниципального района порядком;
– ежегодный публичный отчёт о своей деятельности;
-обобщение опыта работы на муниципальном уровне.
4. Организация деятельности Ресурсного центра
4.1. Деятельность РЦ по оказанию предоставляемых услуг осуществляется в соответствии с целями и задачами системы образования муниципального района, конкретизированными в образовательной программе и программе развития образовательного учреждения.
4.2. Ресурсный центр обязан:
–принимать необходимые меры по своевременной модернизации образовательных ресурсов (материально-техническая база, высококвалифицированные педагогические кадры, современные средства обучения и оборудование);
–обеспечивать эффективность взаимодействия с образовательными учреждениями и внешними социальными партнерами;
– эффективно использовать собственные и привлеченные образовательные ресурсы.
4.3. Реализация целей и задач Ресурсного центра основана на договорах о сотрудничестве, заключаемых РЦ с образовательными учреждениями и социальными партнёрами.
4.4. Деятельность образовательного учреждения в режиме РЦ может быть прекращена в случаях:
–неэффективности или не востребованности содержательных и организационных форм деятельности;
–неэффективного и (или) нерационального использования образовательных ресурсов;
– низкого качества образования;
– по другим обоснованным причинам.
5. Имущество Ресурсного центра
5.1. Имущество, переданное Учредителем Ресурсному центру, находится в оперативном управлении образовательного учреждения, на базе которого создан РЦ, и учитывается на балансе данного образовательного учреждения.
5.2. Имущество, закреплённое на праве оперативного управления за РЦ, может быть использовано только для достижения целей, указанных в настоящем Положении.
6. Финансирование ресурсного центра
6.1. Финансирование ресурсного центра осуществляется в пределах утвержденного бюджета на соответствующий год
6.2 Ресурсный центр вправе привлекать иные финансовые средства за счет внебюджетных и других источников.
6.3.Оплата за выполненную работу руководителю ресурсного центра осуществляется за счет средств фонда оплаты труда ОУ.
7. Заключительные положения
7.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством РФ порядке.
Навигация