ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ на 2017- 2021годы

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ на 2017- 2021годы

 

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

на 2017- 2021годы

 

 

Учитель: Прозванова Зинаида Егоровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» МОГО «Ухта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ухта

 2020

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы

Программа организации воспитательной работы

в классном коллективе  «Территория успеха»

Нормативно-правовые документы

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№ 63-РЗ;
  2. Закон Республики Коми «Об образовании»( в ред.Закона РК от 27.06.2013 № 69-РЗ);
  3. Закон Республики Коми «О государственных языках республики Коми» статья 19,21( в ред. От 16.07.2002 года № 76-РЗ 06.07.2009 года №63-РЗ);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья учащихся, воспитанников»
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  7. Устав МОУ «СОШ №4»

Тип программы

Модифицированная

Приоритетные направление деятельности

- создание экологической безопасности, здоровьесберегающей инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- организация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- организация физкультурно-оздоровительной работы;

- реализация дополнительных образовательных курсов;

- организация работы с родителями (законными представителями).

Возрастная категория

7-11 лет (1-4 класс)

Разработчик программы

Прозванова Зинаида Егорвона классный руководитель  Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № », адрес: Республика Коми, г. Ухта, ул. Школьная, д. 7, телефон (8216)759120

Сроки реализации программы

4 года

Основные разделы программы

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи программы.

3. Сроки и этапы реализации Программы.

4. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся.

5. Совместная деятельность с родителями и социальными партнерами.

6. Комплекс  мероприятий по реализации Программы.

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Программы.

Исполнители программы

Классный руководитель, педагоги, родители (законные представители)

Цель

- обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов уровня начального общего образования;

       - формирование общей культуры;

       - духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

        - создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

        - развитие творческих способностей;

        - саморазвитие и самосовершенствование;

        - сохранение и укрепление здоровья обучающих.

Задачи

  1. Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  2. Формирование основ умения учиться и способности к организации совей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  3. Формирование у младших школьников самостоятельной познавательной деятельности;
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
  6. Развитие творческих способностей школьников с учётом их индивидуальных особенностей;
  7. Сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребёнка;
  8. Создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данном уровне, но и широкий перенос освоенных способов на следующие уровни образования и во внешкольную практику;
  9. Помощь школьника в овладении основами грамотности в различных её проявлениях

Ожидаемый результат

Обобщённым результатом начального общего образования является портрет выпускника, обладающего следующими основными качествами:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающий образ жизни;

- любящий свой народ, свою республику и свою Родину;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- уважающий и принимающий ценности семьи, общества.

-Обеспечить связь между требованиями ФГОС НОО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения

Показатели результативности реализации Программы

  1. Тест-анкета для самооценки
  2. Мониторинг

Родители:

  1. Анкетирование

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП НОО:

 

       - обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов уровня начального общего образования;

       - формирование общей культуры;

       - духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

        - создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

        - развитие творческих способностей;

        - саморазвитие и самосовершенствование;

        - сохранение и укрепление здоровья обучающих.

 

  1. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
    1. Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
    2. Формирование основ умения учиться и способности к организации совей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
    3. Формирование у младших школьников самостоятельной познавательной деятельности;
    4. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
    5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
    6. Развитие творческих способностей школьников с учётом их индивидуальных особенностей;
    7. Сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребёнка;
    8. Создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данном уровне, но и широкий перенос освоенных способов на следующие уровни образования и во внешкольную практику;
    9. Помощь школьника в овладении основами грамотности в различных её проявлениях

 

III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Разработка и реализация Программы осуществляется по следующим этапам:

  1. Диагностический этап 1 класс

На первом этапе реализации программы обеспечивается:

Единство технологии работы педагогического коллектива образовательной организации по формированию у учащихся универсальных компетентностей на материале учебных дисциплин в соответствии с основной образовательной программой уровня основного общего образования;

 Разработку и функционирование открытой системы оценки освоения учащимися содержания образования программы социализации на первом этапе ее реализации;

Разнообразие клубных пространств, в рамках которых возможно формирование универсальных компетентностей учащихся.

  1. Основной этап – 2-3 классы

На втором этапе реализации программы обеспечивается формирование меняющихся образовательных пространств, в которых учащиеся могут применить освоенные или осваиваемые компетентности внеучебных ситуациях и целях. Мы рассматриваем ситуации выстраивания отношений следующих типов: «человек- человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-технология» и др.

        Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной социализации учащихся на втором этапе реализации программы должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. В этом случае роль педагогического сопровождения будет заключаться не только в организационном обустройстве пространства «безопасной» пробы учащимися своей субъектной позиции в деятельности, но и в продуцировании большого количества содержательных рамок, которые помещаются в эти пространства и задают сюжеты, на которых происходит становление субъектной позиции учащихся. Предполагается, что эти сюжеты берутся из различных профессиональных сфер деятельности человека. Синтетической формой, удерживающей задаваемый сюжет являются различные школьные и межсетевые проекты социальной направленности (например, буклеты к Дням открытых дверей школы, страничка РДШ в соцсетях, школьный сайт и др.) Такого рода формы организации внеурочных пространств учащихся многоаспектны и многопозиционны и выводят учащихся на осознание особенностей той или иной деятельности, взаимосвязанных друг с другом (например, создание буклетов: копирайтер, дизайнер, редактор, корректор, фотограф и др).

        Организация внеурочных пространств «безопасной» пробы (оцениваемой индивидуально и содержательно в процессе рефлексии) различных видов деятельности выстроена так, чтобы учащийся мог достаточное количество раз занимать субъектную позицию при осуществлении различных видов деятельности для понимания круга своих интересов и индивидуальных возможностей.

  1. Обобщающий – 4 класс

            На третьем этапе реализации программы обеспечиваются образовательные пространства, в которых учащиеся школы проектируют в соответствии с собственными замыслами индивидуально или совместно со сверстниками при сопровождении специалистов и педагогов дополнительного образования индивидуальные образовательные программы, а затем реализуют их, отслеживают собственные результаты освоения программы, при необходимости корректировать программы. Проектирование индивидуальных образовательных программ должно стать самостоятельным видом деятельности, в процессе которого учащиеся, с одной стороны, осваивают способ построения индивидуальных познавательных траекторий и способы отслеживания эффективности реализации индивидуальной образовательной программы, а с другой стороны, реализуют собственные образовательные предпочтения в связи с выбранным профессиональным (или предпрофессиональным) ориентиром.

       Организация деятельности учащихся в рамках программы социализации учащихся на уровне основного общего образования в нашей школе осуществляется в рамках часов, отведенных на учебные занятия (преимущественно первый этап реализации программы социализации учащихся), а также в рамках часов внеурочной деятельности (преимущественно второй и третий этапы реализации программы социализации учащихся), которые определены ФГОС ООО.

       Переход от этапа к этапу реализации программы социализации учащихся на уровне основного общего образования происходит индивидуально. Необходимость и своевременность перехода учащегося от одного этапа к другому этапу программы профессиональной ориентации определяется рекомендациями учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и психологов.

       Достижение же результатов социализации учащихся в совместной деятельности образовательной организации с различными социальными субъектами, с одной стороны, обеспечивается организацией взаимодействия гимназии с предприятиями, общественными организациями, организациями дополнительного образования, а с другой – вовлечением школьника в социальную деятельность.

      Организация взаимодействия школы с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования, иными социальными субъектами представлена как последовательная реализация следующих этапов:

  • моделирование администрацией школы с привлечением учащихся, родителей, общественности взаимодействия общеобразовательной организации с различными социальными субъектами (на основе анализа педагогами школы социально-педагогических потенциалов социальной среды);

       • проектирование партнерства школы с различными социальными субъектами (в результате переговоров администрации формирование договорных отношений с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования и другими субъектами);

       • осуществление социальной деятельности в процессе реализации договоров школы с социальными партнерами;

      • формирование в школе и в окружающей социальной среде атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт учащихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

      • организация рефлексии социальных взаимодействий и взаимоотношений с различными субъектами в системе общественных отношений, в том числе с использованием электронных дневников в сети Интернет;

      • обеспечение разнообразия социальной деятельности по содержанию (общение, познание, игра, спорт, труд), формам организации, возможному характеру участия (увлечение (хобби), общественная активность, социальное лидерство);

       • стимулирование общественной самоорганизации учащихся школы, поддержка общественных инициатив учеников.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

  Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

  Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

Направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

 

Базовые национальные ценности

Виды деятельности и формы занятий  с учащимися

 

Гражданско-патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

 

• получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Коми, гербом города Ухта,  гимном, символикой  МОУ «СОШ №4»;

• ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; 

• ознакомление с историей и культурой Республики Коми, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; 

• знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных  праздников;

• знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина;

• участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

• получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни; 

• участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;

• участие в программах и проектах, направленных на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому и настоящему нашей страны

• участие в проектах, направленных на изучение истории своей семьи в контексте значимых событий истории родного края, страны.

 

Нравственное и духовное воспитание. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 

Духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания, вера; толерантность, традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.

• получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

• ознакомление по желанию  учащихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения); 

• участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих учащимся приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

• ознакомление с основными правилами поведения в школе , общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков; 

• усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы  — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

• посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

• получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье; 

• расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

 

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Уважение к труду, человеку труда;  творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.

 

• получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий;

• получение элементарных представлений о современной инновационной экономике – экономике знаний, об инновациях в процессе изучения учебных дисциплин и проведение внеурочных мероприятий, выполнение учебно-исследовательских проектов;

• участие в экскурсиях по   городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями; 

• знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентаций « Профессии разные нужны…»;

• получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно- ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

• приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду; 

• освоение навыков творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

• приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности; 

• приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

• участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

 

Интеллектуальное воспитание.

Образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.

• получение первоначальных представлений о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий;

• получение элементарных представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в рамках деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуального развития, в ходе проведения интеллектуальных игр и т. д.;

• получение первоначальных представлений об образовании и интеллектуальном развитии как общечеловеческой ценности в процессе учебной и внеурочной деятельности;

• участие в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях, интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуальной направленности и т. д.;

• получение элементарных навыков научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов;

• получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности (в ходе сюжетно - ­ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных интеллектуальных профессий, проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр интеллектуальной деятельности);

• получение первоначальных представлений об ответственности, возможных негативных последствиях интеллектуальной деятельности, знакомство с этикой научной работы в процессе учебной и внеурочной деятельности, выполнения учебно-исследовательских проектов.

 

Здоровьесберегающее воспитание. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт.

• получение первоначальных представлений о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в процессе учебной и внеурочной деятельности;

• участие в пропаганде здорового образа жизни (в процессе бесед, тематических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности);

• организацию правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учебы и отдыха;

• получение элементарных представления о первой доврачебной помощи пострадавшим;

• получение представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями), в том числе к аддиктивным проявлениям различного рода - наркозависимость, игромания, табакокурение, интернет-зависимость,  алкоголизм и др., как факторам ограничивающим свободу личности;

• получение элементарных знаний и умений противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.);

• участие в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание ответственного отношения к своему здоровью, профилактику возникновения вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (лекции, встречи с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими психологами, проведение дней здоровья, олимпиад, конкурсов и пр.);

• разработку и реализацию учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены;

        • регулярные занятия физической культурой и спортом (в спортивных секциях и кружках, на спортивных площадках, в детских оздоровительных лагерях и лагерях отдыха), активное  участие в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях

Социокультурное и медиакультурное воспитание.

 

Миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.

• получение первоначального представления о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве в процессе изучения учебных предметов, участия в проведении государственных и школьных праздников «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», выполнения проектов, тематических классных часов и др.;

• приобретение элементарного опыта, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной направленности, отражающих культурное разнообразие народов, проживающих на территории родного края, России;

• приобретение первичного опыта социального партнерства и межпоколенного диалога в процессе посильного участия в деятельности детско-юношеских организаций, школьных дискуссионных клубов, школ юного педагога, юного психолога, юного социолога и т. д.;

• моделирование (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.) различных ситуации, имитирующих социальные отношения в семье и школе в ходе выполнения ролевых проектов;

• посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;

• приобретение первичных навыков использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения в рамках деятельности кружков информатики, деятельности школьных дискуссионных клубов, интерактивного общения со сверстниками из других регионов России.

 

 

Экологическое воспитание. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.

 

• усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой; 

• получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе; 

• получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности; 

• посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

• усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой: при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства.

 

Культуротворческое и эстетическое воспитание. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве,  культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.

 

• получение первоначальных представлений о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;

• знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;

•  представления о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;

•  знание истории, ценностей и традиций своей семьи;

•  уважительного, заботливого отношения к родителям, прародителям, сестрам и братьям;

• получение элементарных представлений об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.

 

Правовое воспитание и культура безопасности.

 

Правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде.

• получение элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах гражданского общества, о законах страны, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;

• получение первоначальных представлений о правах, свободах и обязанностях человека, умение отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни;

• получение элементарного опыта ответственного социального поведения, реализации прав гражданина;

• получение первоначального опыта общественного самоуправления в рамках участия в школьных органах самоуправления;

• получение элементарных представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;

•получение первоначальных представлений о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах;

Формирование коммуникативной культуры

 

Русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.

• получение первоначальных представлений о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы, о правилах эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими;

• развитие их речевых способностей, освоение азов риторической компетентности;

• участие в развитии средств массовой информации;

• получение первоначальных представлений о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);

• получение первоначальных представлений о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;

• освоение элементарных навыков межкультурной коммуникации, общение со сверстниками – представителями разных народов, знакомства с особенностями их языка, культуры и образа жизни.

 

Все направления духовно - ­нравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Формы внеурочной деятельности

Направления внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности, решающие проблему приобретения учащимися социальных знаний

Спортивно-оздоровительное

1.Спортивные игры  (мини-футбол, волейбол);

2.Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах;

3.Школьные  спортивные турниры, оздоровительные акции, турслёты.

Общекультурное

1.Этические беседы;

2.Посещение театров, кино, экскурсии;

3.Участие в творческих конкурсах.

Социальное

 

1.Благотворительные акции «Помоги приюту «Друг»,  акции «Кормушка», «Урок мужества»;

2.Художественные акции;

3.КТД (коллективно-творческие дела);

4.Трудовые десанты, сюжетно-ролевые,   продуктивные игры;

5.Спортивные и оздоровительные акции.

6.Социальное проектирование.

Общеинтеллектуальное

 

1.Познавательные беседы, предметные и межпредметные олимпиады;

2.Интеллектуальные игры;

3.Детские исследовательские проекты, муниципальные акции познавательной направленности;

4.Образовательные экскурсии;

5.Занятия по подготовке мини исследований различной тематики в виде презентационной работы;

6.Вовлечение семьи в исследовательскую деятельность (Моя родословная)

Духовно-нравственное

1.Экскурсии в музеи;

2.Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы ;

3.Поисковая деятельность (Детство, опаленное войной, День Победы);

4.Художественные выставки, спектакли в классе, школе, посвященные Дням воинской славы.

 

IV. ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ  УЧАЩИХСЯ

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе следующих принципов:

 Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Идеалы сохраняются в национальных культурных и религиозных традициях народов России и служат для новых поколений основными ориентирами человеческой жизни, духовно­нравственного и социального развития личности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся направлена на достижение национального воспитательного идеала.

 Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

  Принцип амплификации. Признание уникальности и качественного своеобразия уровней  возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка, утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на определенной возрастной стадии детства для всего последующего развития личности. Учащийся на уровне  начального общего образования является одновременно и ребенком, и младшим подростком, причем часто приходящим в школу с нерешенными на предшествующих этапах возрастными задачами социализации. Учащийся имеет право на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и особым набором видов деятельности, в первую очередь игровых.

Организация воспитания и социализации в соответствии с принципом амплификации проявляется в том, что младшему школьнику со стороны образовательной организации и семьи, как основных социальных институтов, должна предоставляться возможность для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры.

 Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития учащегося имеет пример учителя.

 Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

 Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.  Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием такого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад   жизни учащихся предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Согласование цели, задач и ценностей программы осуществляется педагогическими работниками, выполняющими обязанности классных руководителей.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие  учащихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, и внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе воспитательных идеалов и базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос,  превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

•       общеобразовательных дисциплин;

•       произведений искусства;

•  периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

•       духовной культуры и фольклора народов России;

•     истории, традиций и современной жизни России, республики Коми, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

•  общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

•         других источников информации и научного знания.

 

 

V.СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Совместная деятельность с родителями осуществляется по следующим направлениям:

- Повышение педагогической культуры  родителей (законных представителей)  учащихся путем проведения родительских собраний.

- Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.

- Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе комитета класса, Совета школы.

«Мероприятия, проведенные совместно с родителям и учащихся»

мероприятие

2017 – 2018 учебный год (1 класс)

Поход на лыжную базу УРМЗ

Совместный выход лыжную базу УРМЗ катание на лыжах

Совместный выход на каток

Празднование Новогоднего утренника

Праздничный концерт к 8 марта

Праздничный концерт к 23 февраля

Праздничные гуляния «Широкая масленица»

Совместный выход в кинотеатр «Юбилейный»

Поход «Лыжная база» УРМЗ

2018 – 2019 учебный год (2 класс)

Совместный выход «Лыжная база» УРМЗ катание на лыжах

Совместный выход на каток

Празднование Новогоднего утренника в ТРЦ «Ярмарка»

Выход в национальный музей

Праздничный концерт к 8 марта

Праздничный концерт к 23 февраля

Поход «Лыжная база» УРМЗ

2019-2020 учебный год (3 класс)

Поход «Лыжная база» УРМЗ

Совместный выход в кинотеатр «Юбилейный»

Совместный выход на каток

Выход ТРЦ «Ярмарка» «Гравитация»

Праздничный концерт к 8 марта (запланированный)

Праздничный концерт к 23 февраля (запланированный)

Поход «Лыжная база» УРМЗ (запланированный)

 

Г) Анкетирование, выявление родительских запросов и удовлетворенность ими организацией учебного процесса. Результаты анкетирования представлены в таблице ниже.

 

 «Изучение удовлетворенности родителей работой учебного заведения»

Утверждения

Варианты ответов

Совершенно согласен

Согласен

Трудно сказать

Не согласен

Совершенно не согласен

 

 

4

3

2

1

0

1

Класс, в котором учится мой ребёнок, можно назвать дружным

80%

20%

 

 

 

2

В среде своих одноклассников мой ребёнок чувствует себя комфортно

94%

6%

 

 

 

3

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребёнку

88%

8%

4%

 

 

4

Я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями моего ребёнка

93%

7%

 

 

 

5

В классе, в котором учится мой ребёнок, хороший классный руководитель

94%

6%

 

 

 

6

Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе моего ребёнка

87%

9%

4%

 

 

7

Мой ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями

100%

 

 

 

 

8

Учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребёнка

94%

6%

 

 

 

9

В школе проводятся дела, которые полезны и интересны моему ребёнку

87%

9%

4%

 

 

10

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься ребёнок

 

30%

70%

 

 

11

Педагоги дают прочные и глубокие знания

67%

21%

12%

 

 

12

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребёнка

 

96%

4%

 

 

13

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребёнка

 

59%

41%

 

 

14

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей моего ребёнка

 

65%

35%

 

 

15

Школа по-настоящему готовит моего ребёнка к самостоятельной жизни

 

98%

2%

 

 

 

 

Вывод: по результатам анализа данных таблицы можно сказать, что родители проявили активность в изучении вопроса удовлетворенности  работой учебного заведения. Большая часть родителей согласна с предложенными высказываниями, что подтверждает удовлетворенность работой учебного заведения в целом.

Д) Посещение семей учащихся.

Е) Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей. К ним можно отнести следующие формы:

  • день открытых дверей; (посещение родителями открытых уроков, мастер - классов)

«Список уроков, посещенных родителями учащихся»

Год

Посещенные уроки

родителями

Тема урока

2017 – 2018 учебный год (1 класс)

обучение грамоте

 

 

 

математика

«Согласный звук [с], [с’]. Написание заглав­ной и строчной буквы.»

 

«Задача»

2018 – 2019 учебный год (2 класс)

литературное чтение

 

 

В.Ю.Драгунский «Друг детства»

2019 – 2020 учебный год (3 класс)

окружающий мир

 

 русский язык

«Жизнь экосистемы»

«Удвоенные согласные в корне слова»

 

  • родительский лекторий (лекция о здоровом питании, режим дня первоклассника);
  • родительские собрания с участием детей:

 «Вопросы, рассмотренные с участием учащихся на родительских собраниях»

год

Тема выступления учащегося

2017 – 2018 учебный год (1 класс)

Презентация проектной работы «Зеленая азбука»

2018 – 2019 учебный год (2 класс)

Звукобуквенный анализ слова

2019-2020 учебный год

 (3 класс)

Мастер – класс по решению текстовых задач

 

Взаимодействие с социальными партнерами строится в рамках социокультурного воспитательного пространства города

 

 

 

VI. КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Каждое из направлений воспитательной деятельности основано на определённой системе базовых национальных ценностей ….

Схема 1

 

Формирование экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

Здоровьесберегающаяинфра-структура ОО

Организа-цияучебной и внеуроч-ной деятельнос-ти учащихся

Организа-цияфизкуль-турно-оздорови-тельной работы

Реализация дополни-тельных общеразвивающих  программ

Просветительская работа с педагогами, специалистами и с родителями (законными представи-телями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексный план по реализации программных мероприятий

Таблица 1

Направления воспитания. Виды деятельности и формы занятий с учащимися

Мероприятия. Предполагаемый результат деятельности. Уровень результата (1,2,3)

Гражданско-патриотическое воспитание

Ожидаемый результат деятельности:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;

уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.

Нравственное и духовное воспитание

  • начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям народов России;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение к ним.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • осознание важности самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Интеллектуальное воспитание

  • первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;
  • элементарные навыки учебно-исследовательской работы;
  • первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;

элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.

 

Здоровьесберегающее воспитание

  • первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;
  • элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;
  •  элементарный опыт организации здорового образа жизни;
  • представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;

регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение.

Социокультурное и медиакультурное воспитание

  • первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;
  •  элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
  •  первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;
  • первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;

первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.

Культуротворческое и эстетическое воспитание

  • умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

понимание важности реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды

Правовое воспитание и культура безопасности

  • первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
  • первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни;
  • элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника;
  • первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;
  • элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;
  • первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах.

 

Воспитание семейных ценностей

  • элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека;
  • первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;
  • опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.

 

Формирование коммуникативной культуры

  • первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
  • знание правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими;
  • элементарные основы риторической компетентности;
  • элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой информации;
  •  первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации;
  • первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
  • элементарные навыки межкультурной коммуникации.

 

Экологическое воспитание

  • ценностное отношение к природе;
  • элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства

 

 

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате реализации программы будут сформированы:

  • представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • побуждение в учащихся желания заботиться о своем здоровье (формирование

заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

  • познавательный  интерес и бережное отношение к природе;
  • установка на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастныхпсихологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • развитие физических качеств и формирование практических навыков, необходимых для выполнения испытаний комплекса ГТО;
  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • негативное отношение к факторам риска для здоровья учащихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • потребность учащегося безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • основы здоровьесберегающей учебной культуры: умения организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  • умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 

Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Мониторинг (динамическое наблюдение за условиями обучения, уровнем учебной и общей нагрузки, а также за  состоянием здоровья) позволяет оценить правильность выбранного пути, используемых программ и методов. Получаемые результаты рассматриваются в двух аспектах:

  1) как показатель готовности организма на каждом возрастном этапе  к выполнению различных видов деятельности;

2) как критерий оценки влияния учебной и физической нагрузок, а также других факторов внешкольной деятельности на организм детей.

К оценке динамики состояния здоровья учащихся осуществляется комплексный подход.

Методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного пространства в МОУ «СОШ №4» включает:

-тесты для оценки физического развития, двигательной подготовленности, напряженности, школьной мотивации;

- анкеты для опроса учащихся об образе жизни, школьной мотивации, формах досуга;

- анкеты для опроса учащихся  об уровне знаний, навыков и умений в сфере здорового образа жизни;

- анкеты для опроса педагогов (в том числе классных руководителей, администрации);

- анкеты для опроса медицинских работников  о состоянии здоровья учащихся (на основании медицинских карт);

- анкеты для опроса родителей о состоянии здоровья, условиях жизни, поведении учащихся.

В ходе монитринга происходит выяснение и сбор актуальных данных:

-  от учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженности, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения, предпочитаемая досуговая деятельность);

- от родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение ребенка);

- от учителей (владение знаниями о здоровьесбережении и использовании их в учебных предметах, знаний о возрастной физиологии и психологии, состоянии здоровья обучающихся, использование  здоровьесберегающих технологий в образовании);

- от классных руководителей (распределение учащихся по группам здоровья, группам риска; поведение ребенка в школе; динамика поведения учащихся в течение недели, четверти, года; контакты с родителями проблемных учащихся);

- от медицинского работника  (оснащенность медицинского кабинета; структура заболеваемости учащихся; профилактические  мероприятия и схема их проведения; контроль за динамикой заболеваемости детей, принадлежащих к группам риска по заболеваемости, в том числе – часто и длительно болеющих детей; возможности оказания (доступность) квалифицированной помощи в экстренных ситуациях);

- отадминистрация (инфраструктура образовательной организации, включая потенциально вредные и потенциально полезные для здоровья компоненты; организация учебного процесса; организация питания; организация спортивно-оздоровительной работы; соблюдение СанПиН; специальные программы по формированию ценности здоровья  и здорового образа жизни; контакты с органами социальной защиты, МВД, специализированными диспансерами; финансовая поддержка здоровьесберегающей деятельности школы).

Тестирование учащихся проводится следующим образом:

- физического развития – по стандартным методикам силами медицинского работника школы;

- двигательной подготовленности – в рамках уроков физической культуры по комплексу тестов.

Наблюдение за поведением детей в процессе учебной деятельности ведут учителя.

       Администрацией школы и привлеченными специалистами проводятся беседы с педагогическими работниками – разъяснение порядка заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приемов, полученных результатов, мер по повышению  эффективности здоровьесберегающей деятельности школы; с родителями (законными представителями) – разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии здоровьесбережения  в школе, требований, предъявляемых к ученикам; рекомендации по организации учебных и внеурочных занятий, профилактических и оздоровительных мероприятий, планируемых и проводимых в семье; с учащимися – объяснение порядка заполнения анкет и выполнения других действий, необходимых для  корректного проведения исследований, индивидуальные беседы с детьми группы риска.

       По результатам опросов, анкетирования и тестов проводится аналитическая работа по преобразованию качественных показателей в количественные показатели для осуществления  статистического анализа; оценке эффективности технологий здоровьесбережения, действующих в школе.

  Оценку физического состояния учащихся проводят медицинский работник школы, учителя физкультуры, классные руководители, родители, учащиеся. Роли в оценке физического состояния распределены ледующим образом:

Учителя физкультуры:

    Определение физической подготовленности по физическим тестам,

      Проведение и фиксация результатов спортивно-оздоровительных состязаний школьников России «Президентские состязания»;

      Четыре пробы (показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем при выполнении нагрузок);

      Бельгийский тест (реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку в форме наклонов туловища);

      Развитие физических качеств и формирование практических навыков, необходимых для выполнения испытаний (тестов) комплекса ГТО;

 

Учителя («Оздоровительная физкультура») и воспитатели ГПД:

        Ориентировочная оценка состояния здоровья учащихся (методика «Семь показателей самоуправления»);

          Экспертные оценки (тесты-анкеты ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащихся, зрения, осанки).

Учащиеся:

Самооценка учащимися показателей здоровья:

        Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния и здоровья;

        Микроисследование «Мое здоровье».

Родители:

       Анкетирование

 

В таблице представлены школьные программы внеурочной деятельности по здоровьесбережению:

Автор программы

Название программы

классы

Составитель-Рочева Е.В.

Комплексно-целевая программа «Здоровье»

1-11 классы

Н.М.Безруких

«Разговор о здоровом питании»

1-4 классы