Проект "Детский сад без насилия".

Нет плохих детей - есть плохие модели поведения

Создать между детьми группы такую культуру поведения, при которой дети считаются друг с другом, относятся друг к другу толерантно и уважительно, при которой дети заботятся друг о друге, защищают товарища.

Руководитель проекта:

Дементей Лариса Генадьевна.

 

   Ссылка на сюрпризный момент:https://yadi.sk/i/PFtE2CHDiJy3Cw                                                    

Куратор проекта:

Азизова Татьяна Алексеевна.

За основу проекта взята методология Программы «Персона Долс»,

разработанная в Дании и продуктивно работает в Эстонии в течение 10 лет.

Срок реализации – проект рассчитан на 4 года пребывания детей в детском саду.

 

2018-19 уч.г. – I этап проекта «Адаптационный»,

рассчитан на детей младшего возраста от 3-4 лет

2019-20 уч.г. – II этап проекта «Развитие эмоционального интеллекта»,

рассчитан на детей от 4-5 лет

2020-21 уч.г. – III этап проекта «Я не одинок»,

рассчитан на детей от 5-6 лет

2021-22 уч.г. – IV этап проекта «Я - личность»,

рассчитан на детей 6-7 лет

 

 

Описание проекта

1. Обоснование ценности и актуальности проекта

2. Целевая группа проекта

3. Цель, задачи проекта, результат

 

 

1. Актуальность разработки

В наше время достаточно остро стоит проблема незащищенности детей в социуме,

будь то психологическое давление взрослых, насмешки сверстников,

что ты не такой как все, даже физическое воздействие на ребенка.

Суть проекта заключается в четырех ценностях, которые прививаются детям:

забота, толерантность, честность и смелость.

Конечная цель нашего долгосрочного проекта – научить каждого ребенка

осмысленно давать оценку различным социальным ситуациям;

дружелюбно и с уважением принимать в свой коллектив детей с особыми потребностями;

быть ответственными за свои поступки.

Что такое насилие?

Насилие - это феномен группы.

Это когда группа не принимает ребенка.

Конфликты, ссоры являются нормальным явлением в коллективе, они не относятся к насилию.

Способы насилия: драка, избиение, поддразнивание, игнорирование, распускание сплетен, мимика и т.п.

Взрослые и сами должны делать то, чему учат детей – как себя вести и т.д.

Создается среда, где имеются толерантность и уважение,

где ободряют детей вмешиваться, когда товарища отвергают или оскорбляют в группе,

и где учат детей сознавать границы самого себя и других.

Ключевая фигура в нашем проекте – это кукла.

В младшем возрасте – это маленькая игрушка Дружок,

которая решает достаточно широкий спектр проблем: адаптация к детскому саду, к новому коллективу.

Рядом со своим Дружком ребенок чувствует себя уверенней.

В среднем и старшем дошкольном возрасте знакомство с большими куклами,

которые помогают строить правильные взаимоотношения в коллективе,

прививают ценности других культур, решают социальные проблемы, расширяют кругозор ребенка.

Детский сад посещают дети, имеющие физические, либо другие отклонения в развитии.

Нам важно, как дети с особыми потребностями будут включаться в коллектив.

Поэтому в работе с куклами концентрируется внимание не на цвете кожи, волос и т. д,

а желание взяться за руки, поиграть.

Таким образом вырабатывается у детей дружелюбие, сопереживание, готовность помочь.

 

 

2. Целевая группа

У проекта 3 целевые группы:

• педагоги, работающие с детьми (весь персонал детского сада), которые инспирируют и руководят.

Персонал детского сада является примером - инспиратором.

• родители, которые вдохновляют и поддерживают деятельность проекта,

обращаются с прямыми предложениями к организаторам.

• дети, которых поощряют стать активными. Особое внимание уделяется пассивным зрителям.

 

 

3. Цель проекта, задачи, результат

Цель проекта:

показать детям в раннем возрасте позитивные модели поведения.

Задачи: 

через беседы, рассматривание сюжетных картин, личный опыт,

анализ нравственных и безнравственных поступков

развивать у детей такие качества как

Толерантность - замечать и считаться с разнообразием детской группы

и относиться друг к другу как к равному.

Уважительность - относиться уважительно ко всем детям группы.

Быть хорошим другом, товарищем.

Признавать разнообразие и уважать отличия и обычаи других.

Заботливость - показать заинтересованность, сочувствие, з

аботливость и готовность помочь всем детям.

Смелость - оставаться уверенным в себе и определить границы.

Заступиться, если видишь, что кто-то переходит границы других детей.

Быть смелым и хорошим.

Результат

 воспитанник детской группы уверенно и успешно входит в школьную жизнь.

Ребенок понимает различие людей,

видит разницу между хорошим и плохим поведением.

Понимает и учитывает чувства других людей.

Соблюдает принятые правила поведения, бесконфликтно общается со сверстниками.

Дорожная карта проекта «Детский сад без насилия»

I этап «Адаптационный» 2019-2020 учебный год

Автор разработки: Дементей Лариса Геннадьевна старший воспитатель ГБОУ Школы №657 г. Москвы

 

Срок 

Мероприятие

Ответственный исполнитель

Рекомендации к мероприятию

Ссылки на отчеты

Сентябрь 

Круглый стол с педагогами ГБОУ Школы №657 дошкольное отделение 1,3 на тему введения проекта.

Руководитель проекта 

Дементей Л.Г.

Обсуждение введения проекта, материальное и методическое обеспечение.

 
 

Родительское собрание, вовлечение родителей в проект «Детский сад без насилия».

Воспитатели групп

Познакомить родителей с проектом.

Объяснить, что только совместная работа семьи и детского сада приведет к нужному результату.

Обсудить какую помощь в проведения проекта будут оказывать родители

 
 

Первая беседа с детьми, вводим игрушку Дружка в группу «А вот и я!»

Воспитатели групп 

Игрушка-Дружок вводится в форме сюрпризного момента.

В группу пришел Друг (Медведь) и привел с собой маленьких Медвежат.

Чтобы детям и Медвежатам не было грустно и одиноко, они должны дружить и заботиться друг о друге. У каждого ребенка есть свой Дружок.



 
 
 

Учим песенку о друге.

Музыкальный руководитель

Гофман Л.В.

Песня о друге станет гимном группы. 





 
 
 

Оформление семейного уголка в группе.

Воспитатели групп.

Участие родителей – принести фотографии, где ребенок рядом с родителями, оформляем семейный уголок.

Воспитатели дают понять ребенку, что родители всегда рядом,  дети не чувствуют грусти и брошенности.

Рассматривание настенного фотоальбома «Я и моя семья»

Беседа с детьми о важности семьи.

 

Октябрь 

Круглый стол с педагогами участниками проекта, результаты первого месяца.

Руководитель проекта 

Дементей Л.Г.


 

Обсуждение вопросов обеспечения индивидуального подхода к ребенку, учитывая его ближайшие зоны развития.

 
 

Тактильные прикосновения (начинаем изучение движений массажа)

Медсестра

Масликова А.У.

При изучении массажа обязательно присутствует Дружок.

Замкнутым, некоммуникабельным детям он поможет найти тактильный контакт с другими детьми.

Даем понять детям, что ласковые и приятные прикосновения лучше, чем грубые толчки.


 
 
 

Первая беседа с детьми «Секреты дружбы»

Воспитатели групп 

Подготовить презентацию для детей о дружбе.

Каждый ребенок пригласил на беседу своего Дружка – игрушку.

Дети рассказывают, как они играют, заботятся о своем Дружке.

Спросить каждого ребенка какие друзья появились у него в группе. Почему детям нравится дружить, а не ссориться.

Провести анализ всего сказанного -  для дружбы необходимы улыбка, добро, помощь.

 

 

Мини-праздник в группе «У Дружка появился свой домик» 

Воспитатели 

Родители смастерили домики для Дружков и пришли с ними в группу.

Дети помогают родителям. 

Каждый ребенок выбирает в каком домике будет жить его Дружок.

Воспитатель объясняет детям, что у каждого ребенка тоже есть свой дом, своя семья.

Совместное чаепитие – новоселье.

 
 

Заполнение карты адаптации детей младших групп 1.1. и  3.2

Куратор проекта, воспитатели

В карту вносятся данные о психологическом комфорте детей в группе.

 

Ноябрь 

Занятие с Игрушкой Дружком «Плохое поведение»

Воспитатели  

Беседа по картинке «Хваталкин-отбиралкин»

Воспитатели обсуждают с детьми вопросы

- что делать, если одна и та же игрушка понравилась тебе и другому ребенку

- что чувствует ребенок, у которого силой отобрали игрушку

- как себя повел бы твой Дружок, чтобы не быть Хваталкиным-отбиралкиным

-а как ты себя поведешь в такой ситуации


 
 
 

Родительские посиделки на тему «Как сказать ребенку НЕТ»

Куратор проекта

Рассуждаем и разбираем вопросы

- что такое плохое поведение ребенка, чем оно вызвано

- сколько внимания уделяем ребенку

- как предотвратить плохое поведение

- как управлять трудным поведением

Разрабатываем семейные правила – правила едины в семье и детском саду.

 
 

Готовимся к зиме. Шьем Дружочку теплую одежду на зиму

Родители группы

Каждый Дружок на выходные отправляется к детям домой, для того, чтобы ребенок вместе с мамой или бабушкой сшили или связали теплую шапочку, шарфик и т.д.

В понедельник в группе мини-праздник нарядов.

 
 

Встречаем гостей из других групп

Воспитатели групп 

Приглашаем детей из старшей группы.

Знакомим со своими Дружками – рассказ детей о своем Дружке.

Закладываем у детей коммуникативные навыки общения со старшими детьми.

Учимся быть гостеприимными, доброжелательными.


 
 

Декабрь 

Родительские посиделки «Поведение наших детей – зеркальное отражение нас самих»

Куратор проекта

Обсуждение темы на личных примерах. Анализируем ситуации. Делаем вывод - чем больше понимания, юмора и отвлекающих моментов будет в вашем общении с ребенком, тем доброжелательнее и приятнее будет обстановка в семье, а ребенок - более отзывчивым и гибким.


 
 
 

Беседа с детьми по картинам «Это был мой рисунок! О маленьком разрушителе»

Воспитатели групп 

Рассуждаем и разбираем вопросы

- если ты рисуешь, ты трудишься? стараешься?

- какие чувства ты испытаешь, если твой рисунок порвут

- почему нужно уважать труд твоего товарища

Вывод: будем рисовать вместе, учимся не причинять зло своему товарищу.

 
 

Приглашаем своего Дружка на новогоднюю елку!

Воспитатели 

Наши Дружки побывали на новогоднем утреннике.

Мы вместе к нему готовились – учили стихи, танцы.

Дружки сидели вместе с родителями как зрители.







 
 
 

Круглый стол с педагогами участниками проекта, результаты первого полугодия.

Руководитель проекта

Дементей Л.Г.

Обсуждение проблем, возникших в ходе проекта.

Делимся опытом что удалось.

Разработка индивидуальных консультаций для родителей с рекомендациями по коррекции и развитию ребенка.



 
 

Январь 

Беседа с детьми по картинкам «Место для всех!»

Воспитатели групп

Обратить внимание, что на картинке не все дети веселые

Ставить вопросы - задачи

- почему

-как ты думаешь, что случилось

-как можно исправить ситуацию

Вывод; все дети разные, но на дружбу это не должно влиять.

 
 

Досуг «Как научиться дружить»

Воспитатели 

К детям пришла Злючка и всех рассорила.

Вспоминаем с детьми правила и секреты дружбы.

Знакомство с новым словом «Комфортно»

Вывод: без доброты, мира, помощи, честности не может быть ДРУЖБЫ.






 
 
 

Составление карты психологического комфорта ребенка в группе по итогам первого 

полугодия.

Куратор проекта

Заполнение разработанной карты 

https://docplayer.ru/36362599-Sostavlyayushchie-emocionalnogo-komforta-rebenka.html 

 

Февраль 

Родительские посиделки с папами «Роль отца в становлении личности ребенка»

Воспитатели 

Обсуждаем вопросы

-как устанавливаем связь между папой и малышом

- что делать, нехватка времени

- что могут папы и совсем не могут мамы

 
 

Совместный труд детей и родителей «Постройки из снега»

Родительская общественность группы

Приглашаем своего Дружка на зимний участок для постройки фигур из снега.

Воспитываем у детей и родителей трудолюбие и получаем радость от совместного мероприятия.

 
 

Беседа с детьми по картинкам «Кто есть хороший друг?»

Воспитатели групп 

Беседа по картинке из Волшебного чемоданчика

Обратить внимание детей

- что произошло

- кого жалко

- происходи ли такое с тобой

Вывод: за друга нужно заступаться.

 
 

Праздник с папами

Музыкальный руководитель

Гофман Л.В.

Приглашаем своих Дружков на праздник Защитника Отечества.

 

Март 

Круглый стол с педагогами участниками проекта

Руководитель проекта

Дементей Л.Г.




 

Приглашение на беседу психолога детского сада.

Обсуждение, какие имеются проблемы в группе, как мы сними справляемся.

 

 
 

Занятие «Вот какие наши бабушки!»

Воспитатели групп 

Приглашение на занятие бабушку, которая покажет, как испечь хлеб (в хлебопечке)

Рассказ, как раньше выпекали хлеб

Пробуем вымешивать тесто самостоятельно.

Угощаемся сами свежим хлебом и угощаем своего Дружка.

Большой Друг Медведь принес к хлебу мед, потому что медведи очень любят лакомиться медом.

Воспитываем в детях уважение к труду

Учим быть заботливыми.

 
 

Беседа с детьми по картинкам «Мы поссорились с подружкой и расселись по углам, очень скучно друг без дружки, помириться нужно нам!»

Воспитатели групп 

Рассматриваем картинку и выясняем, почему подружки сидят отдельно, почему так произошло и как можно решить эту проблему.

 

Апрель 

Родительские посиделки

 « Мой секрет»


 

Воспитатели 

Мы выросли на 1 год и нам нужны рекомендации, на что обратить внимание в воспитании детей 3-4 лет.

- психология поведения мальчиков и девочек с 3-4 лет

- непредсказуемость поведения и перепады настроения

- как объяснить ребенку, что можно, что нельзя без нотаций




 
 
 

Драматизация сказки «Сказка в гости к нам пришла!»

Музыкальный руководитель

Гофман Л.В. – постановка сказки

Воспитатели групп - беседа

Показ детям сказки «Два жадных медвежонка»

Беседа с детьми

- описание медвежат (на ровне эмоций ребенка: смешные, жадные, глупые…)

- как были наказаны медвежата за жадность

- какой у сказки конец (веселый, грустный)

- а наши дружки жадные/не жадные, почему (ребенок должен проанализировать в лице своей игрушки себя, т.е. вспомнить свои поступки)

 

 

Беседа с детьми по картинкам из волшебного ящика «Не делай другим того, чего не желаешь себе»

Воспитатели групп 

Обсуждение с детьми сюжета, что произошло на дне рождения. Вспоминаем, какие гости приходили к домой или в группу, как правильно встречать гостей.

Рассуждения детей о поведении в гостях и поведении хозяев.

Сюжетная игра «Как мы с Дружком приглашаем гостей»

 

Май 

Беседа с детьми по картинкам «Правила безопасности на дороге»

Воспитатели групп 

Знакомим детей с правилами безопасности на дороге.

Находим правильные выходы из различных ситуаций, которые происходят на дороге.

Дружок дарит всем ребятам книгу о правилах поведения на дороге, чтобы они научили других детей.

 
 

Круглый стол с пдагогами «Детство – территория ДОБРА»

Куратор проекта

Обсуждение проведенной работы за учебный год, результативность.

Обсуждение планов на 2019-20 учебный год.

 
 

Праздник группы «Взяв улыбочек запас, приходите в нужный час!»

Воспитатели групп

Праздник включается в традицию – это окончание учебного года.

Дети готовят концерт для родителей.

Рассматриваем пополнение фотоальбома за год

Вспоминаем, как дружно жили мы и наши Дружочки весь год.

Прощаемся с Дружочками до сентября и уходим отдыхать на лето.

 

II этап проекта «Детский сад без насилия»

Развитие эмоционального интеллекта


 

  1. Срок реализации – сентябрь 2021 – май 2022, рассчитан на детей младшего возраста и среднего возраста


 

  1. Целевая группа – педагоги, дети, родители ГБОУ Школа №657  группа младшего возраста 1.2, группы среднего возраста 1.3, 1.5

 

  1. Актуальность этапа «Развитие эмоционального интеллекта»


 

В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление.

 

Как известно, дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить вызвавшие их причины. 

Искренний интерес авторитетного взрослого к личности и деятельности каждого ребенка, умение видеть в дошкольнике потенциально равноправного партнера, радоваться его успехам, помогать преодолевать трудности, имеют первостепенное значение в обеспечении эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет. Ожидаемым результатом педагогического участия взрослого в развитии эмоциональной сферы дошкольников  является расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоций.  Развитие умения вербально передавать эмоциональное состояние через его называние и описание, повышение уровня понимания детьми эмоций, формирование умения регулировать эмоции в различных социальных контекстах и развитие социальных эмоций как одного из ведущих механизмов социализации и главных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности ребенка.

 

4. Цель этапа

 

Обеспечение эмоционально-психологического комфорта ребенка в группе за счет установления личностно ориентированного стиля общения, преобладания игровой деятельности в режиме дня, организаций досугов, введения традиций, эмоционального удовлетворения в общении со взрослыми и сверстниками.

 

  1. Результаты проведения проекта в течение учебного года: 


 

-  дети чувствуют эмоциональное удовлетворение от экспериментирования, игры и совместной деятельности с друзьями;  

-   у детей сформировано позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

- у детей сформирована эмоционально-оценочная лексика;

-  дети умеют распознавать эмоциональные состояния окружающих, устанавливать связи между поведением и эмоциональным состоянием.

 

  1. Материалы, для реализации II этапа «Развитие эмоционального интеллекта»

 

-  схематичные изображения эмоций (пиктограммы);

- карточки с изображениями детей и взрослых в разных состояниях (см.: Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011);

- картинки с изображениями людей в разных эмоциогенных ситуа- циях (см.: Вильшанская А. Д. «Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мои чувства, настроение, эмоции», 2015; Ежкова Н. С. «Эмо- циональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 2», 2010; «Наши чув- ства и эмоции: демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально», 2010; Фесюкова Л. Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет», раздел «Чувства. Эмо- ции», 2010);

-  книжная графика – иллюстрации к сказкам, рассказам, стихотворениям, отражающие различные эмоции человека;

- репродукции картин (пейзаж, натюрморт, портрет);

- эмоционально-содержательные панно (панно «Радуга», где в начале каждой цветной полоски изображен графический эталон определенной эмоции, и ребенок, в зависимости от настроения, может поместить свою фотокарточку на ту или иную цветную полоску радуги; панно «Домик настроений» – домик с кармашками и набором пиктограмм эмоций – и т. п.).

 

  1. Практические методы и приемы.

 

Моделирование эмоций:

 

− конструирование схем эмоций из отдельных подвижных элементов лицевой экспрессии (брови, глаза, рот, носогубные складки);

− рисование различных эмоций под музыку с использованием соответствующей цветовой палитры;

 − изображение в альбоме многоэтажного «Дома настроений» и выбор цвета для закрашивания окошек, где «живут» те или иные эмоции (радость, печаль, страх, злость, отвращение, стыд, презрение, удивление);

 − создание «Книги настроений», страницы которой заполнены сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния;

 

Упражнения:

 

 − упражнения (этюды) на воспроизведение эмоций с помощью невербальных средств – мимики, пантомимы, интонации голоса;

 − упражнения на распознавание эмоциональных состояний: подбор эталона эмоции (пиктограммы, фотографии, картинки с изображением человека с определенным эмоциональным выражением) к собственному настроению, к настроению сверстника, к рассказу педагога, к фрагменту художественного или музыкального произведения; анализ схем эмоций – одноперсонажных и многоперсонажных; с вариативным проявлением эмоций персонажами в одной и той же ситуации; схем, где внешнее выражение эмоции персонажем и ее причина представлены в конфликтной форме, и др.; 

− упражнения на развитие словаря эмоций (подбор, придумывание и аргументация названия к картинке с изображением эмоциональной ситуации; подбор синонимов и антонимов к словесным обозначениям эмоций; сравнение выражения противоположных эмоциональных состояний, близких или одинаковых эмоций, переданных по-разному).

 

Словесные методы:

 

− беседы об эмоциональных состояниях – о радости, печали, страхе и других эмоциях (см.: Шорыгина Т. А. «Беседы о характере и чувствах», 2010);

 − беседы о выразительности и изобразительности в произведениях искусства – о музыкальной интонации, о колорите в живописи, об изобразительности и выразительности слова в литературе (см.: Куревина О. А., Селезнева Г. Е. «Путешествие в прекрасное», 1999; Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей», 1997 и др.);

 − чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, где в ярких образах передаются эмоциональные переживания человека. Во время чтения рекомендуется время от времени останавливаться и побуждать детей к определению чувств персонажей, а также к обсуждению поведенческих проявлений персонажей, раскрывающих их чувства;

 − рассказ педагога, содержанием которого является информация о причинах эмоций и следствиях эмоциональных проявлений людей в различных социальных контекстах;

 − рассказы детей, отражающие их эмоциональный опыт – опыт эмоционального проживания ситуаций различного модального содержания (радостного, печального и пр.), или соответствующие определенному эмоциональному состоянию изображенного человека.

 

Дидактические игры:

 

1 этап – дидактические игры на распознавание и воспроизведение эмоций (уровень словесного обозначения и описания экспрессии): «Угадай настроение», «Веселое – грустное», «Чья фотография?» и др. 

2 этап – дидактические игры на соотнесение эмоциональных ситуаций и эмоций человека (уровень осмысления эмоций в форме описания): «Настроение в картинках», «Прочитай письмо», «Сочини историю по картинкам» и пр.

 

Формы организации образовательной деятельности педагога  с детьми 3–5 лет по развитию у них положительных социальных эмоций и преодолению отрицательных социальных переживаний.

 

Формы работы

Варианты образовательной деятельности с детьми

Блок базового комфорта и благополучия

(социальные эмоции «Счастье – Горе»)

Непосредственно образовательная деятельность  

Развивающие занятия по темам: 

«Грусть и радость»; 

«Веселые – грустные», 

«Радость, любовь»,

 «Может ли плакать природа», «Радуюсь вместе с природой» 

Цели: развивать у младших дошкольников понимание и способы выражения радости и грусти;

 побуждать детей к сопереживанию.

Рассматривание наглядных пособий

− рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в эмоциональных состояниях радости и грусти (см.: «Эмоции: дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром»; Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011); 

− рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации возникновения у людей эмоций радости и грусти (см.: «Наши чувства и эмоции», 2010; Князева О. Л. Стеркина Р. Б). 

«Какой ты?», 1998; Фесюкова Л. Б. «Чувства. Эмоции.( демонстрационный материал). 

Цель: сформировать у детей представления о причинах и способах выражения эмоций человека.

Развивающие игры и упражнения

− игры-забавы, сближающие малышей друг с другом и воспитателем: «Солнышко и дождик», 

«Ножки», 

«Раздувайся, пузырь!», 

«Карусели», 

«Куклы пляшут» и др. 

Цель: воспитывать дружеские, доброже- лательные отношения в детской группе; сформировать у ребенка активно-положительное отношение ко взрослому; актуализировать положительные переживания детей;  

− упражнения, направленные на повышение самоуважения, развитие спонтанности:

 «Здравствуй, я мишка!», 

«Массаж с мишкой-дружочком», 

«Раз-два-три, замри!», 

«Ау!», 

«Кто в домике живет», др.

 Цель: содействовать развитию у ребенка положительного образа Я.

Блок межличностного взаимодействия

(социальные эмоции «Дружба – Ссора»)

Непосредственно образовательная деятельность

Развивающие занятия по темам: «Поссорились – помирились», «Разозлился – поссорился», «Помирились все»;

 «Плохо быть одному»,

 «Ссора и примирение». 

Цели: помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры; познакомить детей со способами примирения; сформировать у дошкольников элементарные представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.

Рассматривание наглядных пособий

Рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации проявления детьми дружелюбия и враждебности к сверстникам:

 «Когда у друзей лад, каждый этому рад» (см.: Фесюкова Л. Б. «Уроки доброты»); 

«Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»

 иллюстрации к стихотворению А. Кузнецова «Подружки» (Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Какой ты?», 1998). Цель: учить детей договариваться друг с другом, избегать ссор, делиться с друзьями.

Развивающие игры и упражнения

− игры, развивающие навыки взаимодействия с партнером: 

«Дочки-матери», 

«Кенгуру», 

«Стоп, или отгадай, кого здесь нет», «Тихий колокольчик», 

«Я хочу с тобой дружить». 

Цель: стимулировать проявления детьми приязни, дружелюбия; помочь детям накопить позитивный эмоциональный опыт взаимодействия;  − игры, способствующие сплочению коллектива: 

«Я вижу»,

 «Магнит»,

 «Каравай, каравай»,

 «Мы летим!» 

Цель: развивать коммуникативные навыки детей; 

− коллективные ролевые игры:

 «Игры-сказки», 

«Медведь в берлоге», 

«Волк и зайцы», 

«Трифон». 

Цель: формировать у дошкольников умение действовать сообща.  

Блок потенциальной агрессии

(социальные эмоции «Доброта – Злоба»)

Непосредственно образовательная деятельность  

Развивающие занятия по темам: «Забота», 

«Пожалей обиженного»; «Взаимопомощь». 

Цель: побуждать детей к проявлению сочувствия сверстникам и взрослым; формировать у дошкольников представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов.

Рассматривание наглядных пособий

− рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в состоянии злости (см.: «Эмоции: дидактические карточки»); 

− рассматривание дидактических картинок, демонстрирующих варианты проявления детьми доброжелательного, равнодушного и агрессивного отношения к окружающим: 

«У нас – новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко», 

«Доброе дело делай смело», 

«Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом

«Уроки доброты. Демонстрационный материал», 

«Известно всем из века в век: не злостью славен человек», 

«Вся боль уходит за ворота, когда сочувствует вам кто-то», 

«Что такое доброта? Это сердца высота!» 

Цель: учить детей различать добрые и злые чувства и поступки.

Развивающие игры и упражнения

− игры, развивающие нравственно-волевые качества:

 «Салочки-догонялочки»,

 «Лиса и гуси», 

«Салочки- выручалочки», 

«Я принес тебе подарок», др. 

Цель: побуждать малышей к установлению доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками; учить детей делать приятное сверстникам, помогать им, делиться игрушками;

 − упражнения на улучшение взаимоотношений детей с окружающими: «У мишки болит животик – пожалей мишку», 

«Кто лучше разбудит», 

«У кого больше “любимок”», 

«Кто пришел к нам в гости?», 

«Покажу, как я люблю»,

 «Волшебник» и др. 

Цель: активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Практические ситуации

Демонстрация педагогом ситуаций эмоционального дискомфорта персонажа с помощью кукольного театра: 

- ситуаций неуспеха в деятельности (у мишки рассыпаются кубики при попытке построить домик, он плачет), - - ситуаций столкновения малышей из-за игрушки, др. 

Цель: сформировать представления детей о способах проявления отзывчивости; побуждать дошкольников к проявлению отзывчивости (пожалеть, утешить, помочь).

II этап проекта «Детский сад без насилия»

Развитие эмоционального интеллекта


 

  1. Срок реализации – сентябрь 2021 – май 2022, рассчитан на детей младшего возраста и среднего возраста


 

  1. Целевая группа – педагоги, дети, родители ГБОУ Школа №657  группа младшего возраста 1.2, группы среднего возраста 1.3, 1.5

 

  1. Актуальность этапа «Развитие эмоционального интеллекта»


 

В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и

радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление.


Как известно, дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить вызвавшие их причины. 

Искренний интерес авторитетного взрослого к личности и деятельности каждого ребенка, умение видеть в дошкольнике потенциально равноправного партнера, радоваться его успехам, помогать преодолевать трудности, имеют первостепенное значение в обеспечении эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет. Ожидаемым результатом педагогического участия взрослого в развитии эмоциональной сферы дошкольников  является расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоций.  Развитие умения вербально передавать эмоциональное состояние через его называние и описание, повышение уровня понимания детьми эмоций, формирование умения регулировать эмоции в различных социальных контекстах и развитие социальных эмоций как одного из ведущих механизмов социализации и главных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности ребенка.


4. Цель этапа


Обеспечение эмоционально-психологического комфорта ребенка в группе за счет установления личностно ориентированного стиля общения, преобладания игровой деятельности в режиме дня, организаций досугов, введения традиций, эмоционального удовлетворения в общении со взрослыми и сверстниками.


5. Результаты проведения проекта в течение учебного года: 



-  дети чувствуют эмоциональное удовлетворение от экспериментирования, игры и совместной деятельности с друзьями;  

-   у детей сформировано позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

- у детей сформирована эмоционально-оценочная лексика;

-  дети умеют распознавать эмоциональные состояния окружающих, устанавливать связи между поведением и эмоциональным состоянием.


7. Материалы, для реализации II этапа «Развитие эмоционального интеллекта»


-  схематичные изображения эмоций (пиктограммы);

- карточки с изображениями детей и взрослых в разных состояниях (см.: Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011);

 

- картинки с изображениями людей в разных эмоциогенных ситуа- циях (см.: Вильшанская А. Д. «Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мои чувства, настроение, эмоции», 2015; Ежкова Н. С. «Эмо- циональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 2», 2010; «Наши чув- ства и эмоции: демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально», 2010; Фесюкова Л. Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет», раздел «Чувства. Эмо- ции», 2010);

-  книжная графика – иллюстрации к сказкам, рассказам, стихотворениям, отражающие различные эмоции человека;

- репродукции картин (пейзаж, натюрморт, портрет);

- эмоционально-содержательные панно (панно «Радуга», где в начале каждой цветной полоски изображен графический эталон определенной эмоции, и ребенок, в зависимости от настроения, может поместить свою фотокарточку на ту или иную цветную полоску радуги; панно «Домик настроений» – домик с кармашками и набором пиктограмм эмоций – и т. п.).

 

  1. Практические методы и приемы.


Моделирование эмоций:


− конструирование схем эмоций из отдельных подвижных элементов лицевой экспрессии (брови, глаза, рот, носогубные складки);

− рисование различных эмоций под музыку с использованием соответствующей цветовой палитры;

 − изображение в альбоме многоэтажного «Дома настроений» и выбор цвета для закрашивания окошек, где «живут» те или иные эмоции (радость, печаль, страх, злость, отвращение, стыд, презрение, удивление);

 − создание «Книги настроений», страницы которой заполнены сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния;


Упражнения:


 − упражнения (этюды) на воспроизведение эмоций с помощью невербальных средств – мимики, пантомимы, интонации голоса;

 − упражнения на распознавание эмоциональных состояний: подбор эталона эмоции (пиктограммы, фотографии, картинки с изображением человека с определенным эмоциональным выражением) к собственному настроению, к настроению сверстника, к рассказу педагога, к фрагменту художественного или музыкального произведения; анализ схем эмоций – одноперсонажных и многоперсонажных; с вариативным проявлением эмоций персонажами в одной и той же ситуации; схем, где внешнее выражение эмоции персонажем и ее причина представлены в конфликтной форме, и др.; 

− упражнения на развитие словаря эмоций (подбор, придумывание и аргументация названия к картинке с изображением эмоциональной ситуации; подбор синонимов

и антонимов к словесным обозначениям эмоций; сравнение выражения противоположных эмоциональных состояний, близких или одинаковых эмоций, переданных по-разному).


Словесные методы:


− беседы об эмоциональных состояниях – о радости, печали, страхе и других эмоциях (см.: Шорыгина Т. А. «Беседы о характере и чувствах», 2010);

 − беседы о выразительности и изобразительности в произведениях искусства – о музыкальной интонации, о колорите в живописи, об изобразительности и выразительности слова в литературе (см.: Куревина О. А., Селезнева Г. Е. «Путешествие в прекрасное», 1999; Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей», 1997 и др.);

 − чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, где в ярких образах передаются эмоциональные переживания человека. Во время чтения рекомендуется время от времени останавливаться и побуждать детей к определению чувств персонажей, а также к обсуждению поведенческих проявлений персонажей, раскрывающих их чувства;

 − рассказ педагога, содержанием которого является информация о причинах эмоций и следствиях эмоциональных проявлений людей в различных социальных контекстах;

 − рассказы детей, отражающие их эмоциональный опыт – опыт эмоционального проживания ситуаций различного модального содержания (радостного, печального и пр.), или соответствующие определенному эмоциональному состоянию изображенного человека.


Дидактические игры:

1 этап – дидактические игры на распознавание и воспроизведение эмоций (уровень словесного обозначения и описания экспрессии): «Угадай настроение», «Веселое – грустное», «Чья фотография?» и др. 

2 этап – дидактические игры на соотнесение эмоциональных ситуаций и эмоций человека (уровень осмысления эмоций в форме описания): «Настроение в картинках», «Прочитай письмо», «Сочини историю по картинкам» и пр.


Формы организации образовательной деятельности педагога  с детьми 3–5 лет по развитию у них положительных социальных эмоций и преодолению отрицательных социальных переживаний.


Формы работы

Варианты образовательной деятельности с детьми

Блок базового комфорта и благополучия

(социальные эмоции «Счастье – Горе»)

Непосредственно образовательная деятельность  

Развивающие занятия по темам: 

«Грусть и радость»; 

«Веселые – грустные», 

«Радость, любовь»,

 «Может ли плакать природа», «Радуюсь вместе с природой» 

Цели: развивать у младших дошкольников понимание и способы выражения радости и грусти;

 побуждать детей к сопереживанию.

Рассматривание наглядных пособий

− рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в эмоциональных состояниях радости и грусти (см.: «Эмоции: дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром»; Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011); 

− рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации возникновения у людей эмоций радости и грусти (см.: «Наши чувства и эмоции», 2010; Князева О. Л. Стеркина Р. Б). 

«Какой ты?», 1998; Фесюкова Л. Б. «Чувства. Эмоции.( демонстрационный материал). 

Цель: сформировать у детей представления о причинах и способах выражения эмоций человека.

Развивающие игры и упражнения

− игры-забавы, сближающие малышей друг с другом и воспитателем: «Солнышко и дождик», 

«Ножки», 

«Раздувайся, пузырь!», 

«Карусели», 

«Куклы пляшут» и др. 

Цель: воспитывать дружеские, доброже- лательные отношения в детской группе; сформировать у ребенка активно-положительное отношение ко взрослому; актуализировать положительные переживания детей;  

− упражнения, направленные на повышение самоуважения, развитие спонтанности:

 «Здравствуй, я мишка!», 

«Массаж с мишкой-дружочком», 

«Раз-два-три, замри!», 

«Ау!», 

«Кто в домике живет», др.

 Цель: содействовать развитию у ребенка положительного образа Я.

Блок межличностного взаимодействия

(социальные эмоции «Дружба – Ссора»)

Непосредственно образовательная деятельность

Развивающие занятия по темам: «Поссорились – помирились», «Разозлился – поссорился», «Помирились все»;

 «Плохо быть одному»,

 «Ссора и примирение». 

Цели: помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры; познакомить детей со способами примирения; сформировать у дошкольников элементарные представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.

Рассматривание наглядных пособий

Рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации проявления детьми дружелюбия и враждебности к сверстникам:

 «Когда у друзей лад, каждый этому рад» (см.: Фесюкова Л. Б. «Уроки доброты»); 

«Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»

 иллюстрации к стихотворению А. Кузнецова «Подружки» (Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Какой ты?», 1998). Цель: учить детей договариваться друг с другом, избегать ссор, делиться с друзьями.

Развивающие игры и упражнения

− игры, развивающие навыки взаимодействия с партнером: 

«Дочки-матери», 

«Кенгуру», 

«Стоп, или отгадай, кого здесь нет», «Тихий колокольчик», 

«Я хочу с тобой дружить». 

Цель: стимулировать проявления детьми приязни, дружелюбия; помочь детям накопить позитивный эмоциональный опыт взаимодействия;  − игры, способствующие сплочению коллектива: 

«Я вижу»,

 «Магнит»,

 «Каравай, каравай»,

 «Мы летим!» 

Цель: развивать коммуникативные навыки детей; 

− коллективные ролевые игры:

 «Игры-сказки», 

«Медведь в берлоге», 

«Волк и зайцы», 

«Трифон». 

Цель: формировать у дошкольников умение действовать сообща.  

Блок потенциальной агрессии

(социальные эмоции «Доброта – Злоба»)

Непосредственно образовательная деятельность  

Развивающие занятия по темам: «Забота», 

«Пожалей обиженного»; «Взаимопомощь». 

Цель: побуждать детей к проявлению сочувствия сверстникам и взрослым; формировать у дошкольников представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов.

Рассматривание наглядных пособий

− рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в состоянии злости (см.: «Эмоции: дидактические карточки»); 

− рассматривание дидактических картинок, демонстрирующих варианты проявления детьми доброжелательного, равнодушного и агрессивного отношения к окружающим: 

«У нас – новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко», 

«Доброе дело делай смело», 

«Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом

«Уроки доброты. Демонстрационный материал», 

«Известно всем из века в век: не злостью славен человек», 

«Вся боль уходит за ворота, когда сочувствует вам кто-то», 

«Что такое доброта? Это сердца высота!» 

Цель: учить детей различать добрые и злые чувства и поступки.

Развивающие игры и упражнения

− игры, развивающие нравственно-волевые качества:

 «Салочки-догонялочки»,

 «Лиса и гуси», 

«Салочки- выручалочки», 

«Я принес тебе подарок», др. 

Цель: побуждать малышей к установлению доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками; учить детей делать приятное сверстникам, помогать им, делиться игрушками;

 − упражнения на улучшение взаимоотношений детей с окружающими: «У мишки болит животик – пожалей мишку», 

«Кто лучше разбудит», 

«У кого больше “любимок”», 

«Кто пришел к нам в гости?», 

«Покажу, как я люблю»,

 «Волшебник» и др. 

Цель: активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Практические ситуации

Демонстрация педагогом ситуаций эмоционального дискомфорта персонажа с помощью кукольного театра: 

- ситуаций неуспеха в деятельности (у мишки рассыпаются кубики при попытке построить домик, он плачет), - - ситуаций столкновения малышей из-за игрушки, др. 

Цель: сформировать представления детей о способах проявления отзывчивости; побуждать дошкольников к проявлению отзывчивости (пожалеть, утешить, помочь).

 

8. Взаимодействие с семьей.

 

- Делаем лепбук совместно с родителями «Что такое доброта»

- Создание «Книги настроений»

- Встреча с родителями «Разговор по кругу»  (создание обстановки доверия и взаимоуважения при совместной работе). 

Обсуждение вопросов по проекту: 

куда мы хотим прийти;

каких людей мы хотим выпустить в общество;

каких отношений мы хотим в своем коллективе;

чего мы хотим добиться, реализуя II этап программы?

 

9. Подводим итог работы.


  • что у нас работает хорошо,

  • что у нас не работает,

  • каковы результаты?