Создать между детьми группы такую культуру поведения, при которой дети считаются друг с другом, относятся друг к другу толерантно и уважительно, при которой дети заботятся друг о друге, защищают товарища.
Руководитель проекта:
Дементей Лариса Генадьевна.
Ссылка на сюрпризный момент:https://yadi.sk/i/PFtE2CHDiJy3Cw
Куратор проекта:
Азизова Татьяна Алексеевна.
За основу проекта взята методология Программы «Персона Долс»,
разработанная в Дании и продуктивно работает в Эстонии в течение 10 лет.
Срок реализации – проект рассчитан на 4 года пребывания детей в детском саду.
2018-19 уч.г. – I этап проекта «Адаптационный»,
рассчитан на детей младшего возраста от 3-4 лет
2019-20 уч.г. – II этап проекта «Развитие эмоционального интеллекта»,
рассчитан на детей от 4-5 лет
2020-21 уч.г. – III этап проекта «Я не одинок»,
рассчитан на детей от 5-6 лет
2021-22 уч.г. – IV этап проекта «Я - личность»,
рассчитан на детей 6-7 лет
Описание проекта
1. Обоснование ценности и актуальности проекта
2. Целевая группа проекта
3. Цель, задачи проекта, результат
1. Актуальность разработки
В наше время достаточно остро стоит проблема незащищенности детей в социуме,
будь то психологическое давление взрослых, насмешки сверстников,
что ты не такой как все, даже физическое воздействие на ребенка.
Суть проекта заключается в четырех ценностях, которые прививаются детям:
забота, толерантность, честность и смелость.
Конечная цель нашего долгосрочного проекта – научить каждого ребенка
осмысленно давать оценку различным социальным ситуациям;
дружелюбно и с уважением принимать в свой коллектив детей с особыми потребностями;
быть ответственными за свои поступки.
Что такое насилие?
Насилие - это феномен группы.
Это когда группа не принимает ребенка.
Конфликты, ссоры являются нормальным явлением в коллективе, они не относятся к насилию.
Способы насилия: драка, избиение, поддразнивание, игнорирование, распускание сплетен, мимика и т.п.
Взрослые и сами должны делать то, чему учат детей – как себя вести и т.д.
Создается среда, где имеются толерантность и уважение,
где ободряют детей вмешиваться, когда товарища отвергают или оскорбляют в группе,
и где учат детей сознавать границы самого себя и других.
Ключевая фигура в нашем проекте – это кукла.
В младшем возрасте – это маленькая игрушка Дружок,
которая решает достаточно широкий спектр проблем: адаптация к детскому саду, к новому коллективу.
Рядом со своим Дружком ребенок чувствует себя уверенней.
В среднем и старшем дошкольном возрасте знакомство с большими куклами,
которые помогают строить правильные взаимоотношения в коллективе,
прививают ценности других культур, решают социальные проблемы, расширяют кругозор ребенка.
Детский сад посещают дети, имеющие физические, либо другие отклонения в развитии.
Нам важно, как дети с особыми потребностями будут включаться в коллектив.
Поэтому в работе с куклами концентрируется внимание не на цвете кожи, волос и т. д,
а желание взяться за руки, поиграть.
Таким образом вырабатывается у детей дружелюбие, сопереживание, готовность помочь.
2. Целевая группа
У проекта 3 целевые группы:
• педагоги, работающие с детьми (весь персонал детского сада), которые инспирируют и руководят.
Персонал детского сада является примером - инспиратором.
• родители, которые вдохновляют и поддерживают деятельность проекта,
обращаются с прямыми предложениями к организаторам.
• дети, которых поощряют стать активными. Особое внимание уделяется пассивным зрителям.
3. Цель проекта, задачи, результат
Цель проекта:
показать детям в раннем возрасте позитивные модели поведения.
Задачи:
через беседы, рассматривание сюжетных картин, личный опыт,
анализ нравственных и безнравственных поступков
развивать у детей такие качества как
Толерантность - замечать и считаться с разнообразием детской группы
и относиться друг к другу как к равному.
Уважительность - относиться уважительно ко всем детям группы.
Быть хорошим другом, товарищем.
Признавать разнообразие и уважать отличия и обычаи других.
Заботливость - показать заинтересованность, сочувствие, з
аботливость и готовность помочь всем детям.
Смелость - оставаться уверенным в себе и определить границы.
Заступиться, если видишь, что кто-то переходит границы других детей.
Быть смелым и хорошим.
Результат
воспитанник детской группы уверенно и успешно входит в школьную жизнь.
Ребенок понимает различие людей,
видит разницу между хорошим и плохим поведением.
Понимает и учитывает чувства других людей.
Соблюдает принятые правила поведения, бесконфликтно общается со сверстниками.
Дорожная карта проекта «Детский сад без насилия»
I этап «Адаптационный» 2019-2020 учебный год
Автор разработки: Дементей Лариса Геннадьевна старший воспитатель ГБОУ Школы №657 г. Москвы
Срок | Мероприятие | Ответственный исполнитель | Рекомендации к мероприятию | Ссылки на отчеты |
Сентябрь | Круглый стол с педагогами ГБОУ Школы №657 дошкольное отделение 1,3 на тему введения проекта. | Руководитель проекта Дементей Л.Г. | Обсуждение введения проекта, материальное и методическое обеспечение. | |
| Родительское собрание, вовлечение родителей в проект «Детский сад без насилия». | Воспитатели групп | Познакомить родителей с проектом. Объяснить, что только совместная работа семьи и детского сада приведет к нужному результату. Обсудить какую помощь в проведения проекта будут оказывать родители | |
| Первая беседа с детьми, вводим игрушку Дружка в группу «А вот и я!» | Воспитатели групп | Игрушка-Дружок вводится в форме сюрпризного момента. В группу пришел Друг (Медведь) и привел с собой маленьких Медвежат. Чтобы детям и Медвежатам не было грустно и одиноко, они должны дружить и заботиться друг о друге. У каждого ребенка есть свой Дружок.
| |
| Учим песенку о друге. | Музыкальный руководитель Гофман Л.В. | Песня о друге станет гимном группы.
| |
| Оформление семейного уголка в группе. | Воспитатели групп. | Участие родителей – принести фотографии, где ребенок рядом с родителями, оформляем семейный уголок. Воспитатели дают понять ребенку, что родители всегда рядом, дети не чувствуют грусти и брошенности. Рассматривание настенного фотоальбома «Я и моя семья» Беседа с детьми о важности семьи. | |
Октябрь | Круглый стол с педагогами участниками проекта, результаты первого месяца. | Руководитель проекта Дементей Л.Г. | Обсуждение вопросов обеспечения индивидуального подхода к ребенку, учитывая его ближайшие зоны развития. | |
| Тактильные прикосновения (начинаем изучение движений массажа) | Медсестра Масликова А.У. | При изучении массажа обязательно присутствует Дружок. Замкнутым, некоммуникабельным детям он поможет найти тактильный контакт с другими детьми. Даем понять детям, что ласковые и приятные прикосновения лучше, чем грубые толчки. | |
| Первая беседа с детьми «Секреты дружбы» | Воспитатели групп | Подготовить презентацию для детей о дружбе. Каждый ребенок пригласил на беседу своего Дружка – игрушку. Дети рассказывают, как они играют, заботятся о своем Дружке. Спросить каждого ребенка какие друзья появились у него в группе. Почему детям нравится дружить, а не ссориться. Провести анализ всего сказанного - для дружбы необходимы улыбка, добро, помощь. | |
| Мини-праздник в группе «У Дружка появился свой домик» | Воспитатели | Родители смастерили домики для Дружков и пришли с ними в группу. Дети помогают родителям. Каждый ребенок выбирает в каком домике будет жить его Дружок. Воспитатель объясняет детям, что у каждого ребенка тоже есть свой дом, своя семья. Совместное чаепитие – новоселье. | |
| Заполнение карты адаптации детей младших групп 1.1. и 3.2 | Куратор проекта, воспитатели | В карту вносятся данные о психологическом комфорте детей в группе. | |
Ноябрь | Занятие с Игрушкой Дружком «Плохое поведение» | Воспитатели | Беседа по картинке «Хваталкин-отбиралкин» Воспитатели обсуждают с детьми вопросы - что делать, если одна и та же игрушка понравилась тебе и другому ребенку - что чувствует ребенок, у которого силой отобрали игрушку - как себя повел бы твой Дружок, чтобы не быть Хваталкиным-отбиралкиным -а как ты себя поведешь в такой ситуации | |
| Родительские посиделки на тему «Как сказать ребенку НЕТ» | Куратор проекта | Рассуждаем и разбираем вопросы - что такое плохое поведение ребенка, чем оно вызвано - сколько внимания уделяем ребенку - как предотвратить плохое поведение - как управлять трудным поведением Разрабатываем семейные правила – правила едины в семье и детском саду. | |
| Готовимся к зиме. Шьем Дружочку теплую одежду на зиму | Родители группы | Каждый Дружок на выходные отправляется к детям домой, для того, чтобы ребенок вместе с мамой или бабушкой сшили или связали теплую шапочку, шарфик и т.д. В понедельник в группе мини-праздник нарядов. | |
| Встречаем гостей из других групп | Воспитатели групп | Приглашаем детей из старшей группы. Знакомим со своими Дружками – рассказ детей о своем Дружке. Закладываем у детей коммуникативные навыки общения со старшими детьми. Учимся быть гостеприимными, доброжелательными. | |
Декабрь | Родительские посиделки «Поведение наших детей – зеркальное отражение нас самих» | Куратор проекта | Обсуждение темы на личных примерах. Анализируем ситуации. Делаем вывод - чем больше понимания, юмора и отвлекающих моментов будет в вашем общении с ребенком, тем доброжелательнее и приятнее будет обстановка в семье, а ребенок - более отзывчивым и гибким. | |
| Беседа с детьми по картинам «Это был мой рисунок! О маленьком разрушителе» | Воспитатели групп | Рассуждаем и разбираем вопросы - если ты рисуешь, ты трудишься? стараешься? - какие чувства ты испытаешь, если твой рисунок порвут - почему нужно уважать труд твоего товарища Вывод: будем рисовать вместе, учимся не причинять зло своему товарищу. | |
| Приглашаем своего Дружка на новогоднюю елку! | Воспитатели | Наши Дружки побывали на новогоднем утреннике. Мы вместе к нему готовились – учили стихи, танцы. Дружки сидели вместе с родителями как зрители.
| |
| Круглый стол с педагогами участниками проекта, результаты первого полугодия. | Руководитель проекта Дементей Л.Г. | Обсуждение проблем, возникших в ходе проекта. Делимся опытом что удалось. Разработка индивидуальных консультаций для родителей с рекомендациями по коррекции и развитию ребенка.
| |
Январь | Беседа с детьми по картинкам «Место для всех!» | Воспитатели групп | Обратить внимание, что на картинке не все дети веселые Ставить вопросы - задачи - почему -как ты думаешь, что случилось -как можно исправить ситуацию Вывод; все дети разные, но на дружбу это не должно влиять. | |
| Досуг «Как научиться дружить» | Воспитатели | К детям пришла Злючка и всех рассорила. Вспоминаем с детьми правила и секреты дружбы. Знакомство с новым словом «Комфортно» Вывод: без доброты, мира, помощи, честности не может быть ДРУЖБЫ.
| |
| Составление карты психологического комфорта ребенка в группе по итогам первого полугодия. | Куратор проекта | Заполнение разработанной карты https://docplayer.ru/36362599-Sostavlyayushchie-emocionalnogo-komforta-rebenka.html | |
Февраль | Родительские посиделки с папами «Роль отца в становлении личности ребенка» | Воспитатели | Обсуждаем вопросы -как устанавливаем связь между папой и малышом - что делать, нехватка времени - что могут папы и совсем не могут мамы | |
| Совместный труд детей и родителей «Постройки из снега» | Родительская общественность группы | Приглашаем своего Дружка на зимний участок для постройки фигур из снега. Воспитываем у детей и родителей трудолюбие и получаем радость от совместного мероприятия. | |
| Беседа с детьми по картинкам «Кто есть хороший друг?» | Воспитатели групп | Беседа по картинке из Волшебного чемоданчика Обратить внимание детей - что произошло - кого жалко - происходи ли такое с тобой Вывод: за друга нужно заступаться. | |
| Праздник с папами | Музыкальный руководитель Гофман Л.В. | Приглашаем своих Дружков на праздник Защитника Отечества. | |
Март | Круглый стол с педагогами участниками проекта | Руководитель проекта Дементей Л.Г.
| Приглашение на беседу психолога детского сада. Обсуждение, какие имеются проблемы в группе, как мы сними справляемся. | |
| Занятие «Вот какие наши бабушки!» | Воспитатели групп | Приглашение на занятие бабушку, которая покажет, как испечь хлеб (в хлебопечке) Рассказ, как раньше выпекали хлеб Пробуем вымешивать тесто самостоятельно. Угощаемся сами свежим хлебом и угощаем своего Дружка. Большой Друг Медведь принес к хлебу мед, потому что медведи очень любят лакомиться медом. Воспитываем в детях уважение к труду Учим быть заботливыми. | |
| Беседа с детьми по картинкам «Мы поссорились с подружкой и расселись по углам, очень скучно друг без дружки, помириться нужно нам!» | Воспитатели групп | Рассматриваем картинку и выясняем, почему подружки сидят отдельно, почему так произошло и как можно решить эту проблему. | |
Апрель | Родительские посиделки « Мой секрет» | Воспитатели | Мы выросли на 1 год и нам нужны рекомендации, на что обратить внимание в воспитании детей 3-4 лет. - психология поведения мальчиков и девочек с 3-4 лет - непредсказуемость поведения и перепады настроения - как объяснить ребенку, что можно, что нельзя без нотаций
| |
| Драматизация сказки «Сказка в гости к нам пришла!» | Музыкальный руководитель Гофман Л.В. – постановка сказки Воспитатели групп - беседа | Показ детям сказки «Два жадных медвежонка» Беседа с детьми - описание медвежат (на ровне эмоций ребенка: смешные, жадные, глупые…) - как были наказаны медвежата за жадность - какой у сказки конец (веселый, грустный) - а наши дружки жадные/не жадные, почему (ребенок должен проанализировать в лице своей игрушки себя, т.е. вспомнить свои поступки) | |
| Беседа с детьми по картинкам из волшебного ящика «Не делай другим того, чего не желаешь себе» | Воспитатели групп | Обсуждение с детьми сюжета, что произошло на дне рождения. Вспоминаем, какие гости приходили к домой или в группу, как правильно встречать гостей. Рассуждения детей о поведении в гостях и поведении хозяев. Сюжетная игра «Как мы с Дружком приглашаем гостей» | |
Май | Беседа с детьми по картинкам «Правила безопасности на дороге» | Воспитатели групп | Знакомим детей с правилами безопасности на дороге. Находим правильные выходы из различных ситуаций, которые происходят на дороге. Дружок дарит всем ребятам книгу о правилах поведения на дороге, чтобы они научили других детей. | |
| Круглый стол с пдагогами «Детство – территория ДОБРА» | Куратор проекта | Обсуждение проведенной работы за учебный год, результативность. Обсуждение планов на 2019-20 учебный год. | |
| Праздник группы «Взяв улыбочек запас, приходите в нужный час!» | Воспитатели групп | Праздник включается в традицию – это окончание учебного года. Дети готовят концерт для родителей. Рассматриваем пополнение фотоальбома за год Вспоминаем, как дружно жили мы и наши Дружочки весь год. Прощаемся с Дружочками до сентября и уходим отдыхать на лето. | |
II этап проекта «Детский сад без насилия»
Развитие эмоционального интеллекта
Срок реализации – сентябрь 2021 – май 2022, рассчитан на детей младшего возраста и среднего возраста
Целевая группа – педагоги, дети, родители ГБОУ Школа №657 группа младшего возраста 1.2, группы среднего возраста 1.3, 1.5
Актуальность этапа «Развитие эмоционального интеллекта»
В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление.
Как известно, дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить вызвавшие их причины.
Искренний интерес авторитетного взрослого к личности и деятельности каждого ребенка, умение видеть в дошкольнике потенциально равноправного партнера, радоваться его успехам, помогать преодолевать трудности, имеют первостепенное значение в обеспечении эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет. Ожидаемым результатом педагогического участия взрослого в развитии эмоциональной сферы дошкольников является расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоций. Развитие умения вербально передавать эмоциональное состояние через его называние и описание, повышение уровня понимания детьми эмоций, формирование умения регулировать эмоции в различных социальных контекстах и развитие социальных эмоций как одного из ведущих механизмов социализации и главных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности ребенка.
4. Цель этапа
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта ребенка в группе за счет установления личностно ориентированного стиля общения, преобладания игровой деятельности в режиме дня, организаций досугов, введения традиций, эмоционального удовлетворения в общении со взрослыми и сверстниками.
Результаты проведения проекта в течение учебного года:
- дети чувствуют эмоциональное удовлетворение от экспериментирования, игры и совместной деятельности с друзьями;
- у детей сформировано позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- у детей сформирована эмоционально-оценочная лексика;
- дети умеют распознавать эмоциональные состояния окружающих, устанавливать связи между поведением и эмоциональным состоянием.
Материалы, для реализации II этапа «Развитие эмоционального интеллекта»
- схематичные изображения эмоций (пиктограммы);
- карточки с изображениями детей и взрослых в разных состояниях (см.: Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011);
- картинки с изображениями людей в разных эмоциогенных ситуа- циях (см.: Вильшанская А. Д. «Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мои чувства, настроение, эмоции», 2015; Ежкова Н. С. «Эмо- циональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 2», 2010; «Наши чув- ства и эмоции: демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально», 2010; Фесюкова Л. Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет», раздел «Чувства. Эмо- ции», 2010);
- книжная графика – иллюстрации к сказкам, рассказам, стихотворениям, отражающие различные эмоции человека;
- репродукции картин (пейзаж, натюрморт, портрет);
- эмоционально-содержательные панно (панно «Радуга», где в начале каждой цветной полоски изображен графический эталон определенной эмоции, и ребенок, в зависимости от настроения, может поместить свою фотокарточку на ту или иную цветную полоску радуги; панно «Домик настроений» – домик с кармашками и набором пиктограмм эмоций – и т. п.).
Практические методы и приемы.
Моделирование эмоций:
− конструирование схем эмоций из отдельных подвижных элементов лицевой экспрессии (брови, глаза, рот, носогубные складки);
− рисование различных эмоций под музыку с использованием соответствующей цветовой палитры;
− изображение в альбоме многоэтажного «Дома настроений» и выбор цвета для закрашивания окошек, где «живут» те или иные эмоции (радость, печаль, страх, злость, отвращение, стыд, презрение, удивление);
− создание «Книги настроений», страницы которой заполнены сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния;
Упражнения:
− упражнения (этюды) на воспроизведение эмоций с помощью невербальных средств – мимики, пантомимы, интонации голоса;
− упражнения на распознавание эмоциональных состояний: подбор эталона эмоции (пиктограммы, фотографии, картинки с изображением человека с определенным эмоциональным выражением) к собственному настроению, к настроению сверстника, к рассказу педагога, к фрагменту художественного или музыкального произведения; анализ схем эмоций – одноперсонажных и многоперсонажных; с вариативным проявлением эмоций персонажами в одной и той же ситуации; схем, где внешнее выражение эмоции персонажем и ее причина представлены в конфликтной форме, и др.;
− упражнения на развитие словаря эмоций (подбор, придумывание и аргументация названия к картинке с изображением эмоциональной ситуации; подбор синонимов и антонимов к словесным обозначениям эмоций; сравнение выражения противоположных эмоциональных состояний, близких или одинаковых эмоций, переданных по-разному).
Словесные методы:
− беседы об эмоциональных состояниях – о радости, печали, страхе и других эмоциях (см.: Шорыгина Т. А. «Беседы о характере и чувствах», 2010);
− беседы о выразительности и изобразительности в произведениях искусства – о музыкальной интонации, о колорите в живописи, об изобразительности и выразительности слова в литературе (см.: Куревина О. А., Селезнева Г. Е. «Путешествие в прекрасное», 1999; Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей», 1997 и др.);
− чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, где в ярких образах передаются эмоциональные переживания человека. Во время чтения рекомендуется время от времени останавливаться и побуждать детей к определению чувств персонажей, а также к обсуждению поведенческих проявлений персонажей, раскрывающих их чувства;
− рассказ педагога, содержанием которого является информация о причинах эмоций и следствиях эмоциональных проявлений людей в различных социальных контекстах;
− рассказы детей, отражающие их эмоциональный опыт – опыт эмоционального проживания ситуаций различного модального содержания (радостного, печального и пр.), или соответствующие определенному эмоциональному состоянию изображенного человека.
Дидактические игры:
1 этап – дидактические игры на распознавание и воспроизведение эмоций (уровень словесного обозначения и описания экспрессии): «Угадай настроение», «Веселое – грустное», «Чья фотография?» и др.
2 этап – дидактические игры на соотнесение эмоциональных ситуаций и эмоций человека (уровень осмысления эмоций в форме описания): «Настроение в картинках», «Прочитай письмо», «Сочини историю по картинкам» и пр.
Формы организации образовательной деятельности педагога с детьми 3–5 лет по развитию у них положительных социальных эмоций и преодолению отрицательных социальных переживаний.
Формы работы | Варианты образовательной деятельности с детьми |
Блок базового комфорта и благополучия (социальные эмоции «Счастье – Горе») |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Грусть и радость»; «Веселые – грустные», «Радость, любовь», «Может ли плакать природа», «Радуюсь вместе с природой» Цели: развивать у младших дошкольников понимание и способы выражения радости и грусти; побуждать детей к сопереживанию. |
Рассматривание наглядных пособий | − рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в эмоциональных состояниях радости и грусти (см.: «Эмоции: дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром»; Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011); − рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации возникновения у людей эмоций радости и грусти (см.: «Наши чувства и эмоции», 2010; Князева О. Л. Стеркина Р. Б). «Какой ты?», 1998; Фесюкова Л. Б. «Чувства. Эмоции.( демонстрационный материал). Цель: сформировать у детей представления о причинах и способах выражения эмоций человека. |
Развивающие игры и упражнения | − игры-забавы, сближающие малышей друг с другом и воспитателем: «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели», «Куклы пляшут» и др. Цель: воспитывать дружеские, доброже- лательные отношения в детской группе; сформировать у ребенка активно-положительное отношение ко взрослому; актуализировать положительные переживания детей; − упражнения, направленные на повышение самоуважения, развитие спонтанности: «Здравствуй, я мишка!», «Массаж с мишкой-дружочком», «Раз-два-три, замри!», «Ау!», «Кто в домике живет», др. Цель: содействовать развитию у ребенка положительного образа Я. |
Блок межличностного взаимодействия (социальные эмоции «Дружба – Ссора») |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Поссорились – помирились», «Разозлился – поссорился», «Помирились все»; «Плохо быть одному», «Ссора и примирение». Цели: помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры; познакомить детей со способами примирения; сформировать у дошкольников элементарные представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга. |
Рассматривание наглядных пособий | Рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации проявления детьми дружелюбия и враждебности к сверстникам: «Когда у друзей лад, каждый этому рад» (см.: Фесюкова Л. Б. «Уроки доброты»); «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен» иллюстрации к стихотворению А. Кузнецова «Подружки» (Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Какой ты?», 1998). Цель: учить детей договариваться друг с другом, избегать ссор, делиться с друзьями. |
Развивающие игры и упражнения | − игры, развивающие навыки взаимодействия с партнером: «Дочки-матери», «Кенгуру», «Стоп, или отгадай, кого здесь нет», «Тихий колокольчик», «Я хочу с тобой дружить». Цель: стимулировать проявления детьми приязни, дружелюбия; помочь детям накопить позитивный эмоциональный опыт взаимодействия; − игры, способствующие сплочению коллектива: «Я вижу», «Магнит», «Каравай, каравай», «Мы летим!» Цель: развивать коммуникативные навыки детей; − коллективные ролевые игры: «Игры-сказки», «Медведь в берлоге», «Волк и зайцы», «Трифон». Цель: формировать у дошкольников умение действовать сообща. |
Блок потенциальной агрессии (социальные эмоции «Доброта – Злоба») |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Забота», «Пожалей обиженного»; «Взаимопомощь». Цель: побуждать детей к проявлению сочувствия сверстникам и взрослым; формировать у дошкольников представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов. |
Рассматривание наглядных пособий | − рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в состоянии злости (см.: «Эмоции: дидактические карточки»); − рассматривание дидактических картинок, демонстрирующих варианты проявления детьми доброжелательного, равнодушного и агрессивного отношения к окружающим: «У нас – новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко», «Доброе дело делай смело», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом «Уроки доброты. Демонстрационный материал», «Известно всем из века в век: не злостью славен человек», «Вся боль уходит за ворота, когда сочувствует вам кто-то», «Что такое доброта? Это сердца высота!» Цель: учить детей различать добрые и злые чувства и поступки. |
Развивающие игры и упражнения | − игры, развивающие нравственно-волевые качества: «Салочки-догонялочки», «Лиса и гуси», «Салочки- выручалочки», «Я принес тебе подарок», др. Цель: побуждать малышей к установлению доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками; учить детей делать приятное сверстникам, помогать им, делиться игрушками; − упражнения на улучшение взаимоотношений детей с окружающими: «У мишки болит животик – пожалей мишку», «Кто лучше разбудит», «У кого больше “любимок”», «Кто пришел к нам в гости?», «Покажу, как я люблю», «Волшебник» и др. Цель: активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. |
Практические ситуации | Демонстрация педагогом ситуаций эмоционального дискомфорта персонажа с помощью кукольного театра: - ситуаций неуспеха в деятельности (у мишки рассыпаются кубики при попытке построить домик, он плачет), - - ситуаций столкновения малышей из-за игрушки, др. Цель: сформировать представления детей о способах проявления отзывчивости; побуждать дошкольников к проявлению отзывчивости (пожалеть, утешить, помочь). |
II этап проекта «Детский сад без насилия»
Развитие эмоционального интеллекта
Срок реализации – сентябрь 2021 – май 2022, рассчитан на детей младшего возраста и среднего возраста
Целевая группа – педагоги, дети, родители ГБОУ Школа №657 группа младшего возраста 1.2, группы среднего возраста 1.3, 1.5
Актуальность этапа «Развитие эмоционального интеллекта»
В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление.
Как известно, дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить вызвавшие их причины.
Искренний интерес авторитетного взрослого к личности и деятельности каждого ребенка, умение видеть в дошкольнике потенциально равноправного партнера, радоваться его успехам, помогать преодолевать трудности, имеют первостепенное значение в обеспечении эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет. Ожидаемым результатом педагогического участия взрослого в развитии эмоциональной сферы дошкольников является расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоций. Развитие умения вербально передавать эмоциональное состояние через его называние и описание, повышение уровня понимания детьми эмоций, формирование умения регулировать эмоции в различных социальных контекстах и развитие социальных эмоций как одного из ведущих механизмов социализации и главных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности ребенка.
4. Цель этапа
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта ребенка в группе за счет установления личностно ориентированного стиля общения, преобладания игровой деятельности в режиме дня, организаций досугов, введения традиций, эмоционального удовлетворения в общении со взрослыми и сверстниками.
5. Результаты проведения проекта в течение учебного года:
- дети чувствуют эмоциональное удовлетворение от экспериментирования, игры и совместной деятельности с друзьями;
- у детей сформировано позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- у детей сформирована эмоционально-оценочная лексика;
- дети умеют распознавать эмоциональные состояния окружающих, устанавливать связи между поведением и эмоциональным состоянием.
7. Материалы, для реализации II этапа «Развитие эмоционального интеллекта»
- схематичные изображения эмоций (пиктограммы);
- карточки с изображениями детей и взрослых в разных состояниях (см.: Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011);
- картинки с изображениями людей в разных эмоциогенных ситуа- циях (см.: Вильшанская А. Д. «Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мои чувства, настроение, эмоции», 2015; Ежкова Н. С. «Эмо- циональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 2», 2010; «Наши чув- ства и эмоции: демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально», 2010; Фесюкова Л. Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет», раздел «Чувства. Эмо- ции», 2010);
- книжная графика – иллюстрации к сказкам, рассказам, стихотворениям, отражающие различные эмоции человека;
- репродукции картин (пейзаж, натюрморт, портрет);
- эмоционально-содержательные панно (панно «Радуга», где в начале каждой цветной полоски изображен графический эталон определенной эмоции, и ребенок, в зависимости от настроения, может поместить свою фотокарточку на ту или иную цветную полоску радуги; панно «Домик настроений» – домик с кармашками и набором пиктограмм эмоций – и т. п.).
Практические методы и приемы.
Моделирование эмоций:
− конструирование схем эмоций из отдельных подвижных элементов лицевой экспрессии (брови, глаза, рот, носогубные складки);
− рисование различных эмоций под музыку с использованием соответствующей цветовой палитры;
− изображение в альбоме многоэтажного «Дома настроений» и выбор цвета для закрашивания окошек, где «живут» те или иные эмоции (радость, печаль, страх, злость, отвращение, стыд, презрение, удивление);
− создание «Книги настроений», страницы которой заполнены сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния;
Упражнения:
− упражнения (этюды) на воспроизведение эмоций с помощью невербальных средств – мимики, пантомимы, интонации голоса;
− упражнения на распознавание эмоциональных состояний: подбор эталона эмоции (пиктограммы, фотографии, картинки с изображением человека с определенным эмоциональным выражением) к собственному настроению, к настроению сверстника, к рассказу педагога, к фрагменту художественного или музыкального произведения; анализ схем эмоций – одноперсонажных и многоперсонажных; с вариативным проявлением эмоций персонажами в одной и той же ситуации; схем, где внешнее выражение эмоции персонажем и ее причина представлены в конфликтной форме, и др.;
− упражнения на развитие словаря эмоций (подбор, придумывание и аргументация названия к картинке с изображением эмоциональной ситуации; подбор синонимов
и антонимов к словесным обозначениям эмоций; сравнение выражения противоположных эмоциональных состояний, близких или одинаковых эмоций, переданных по-разному).
Словесные методы:
− беседы об эмоциональных состояниях – о радости, печали, страхе и других эмоциях (см.: Шорыгина Т. А. «Беседы о характере и чувствах», 2010);
− беседы о выразительности и изобразительности в произведениях искусства – о музыкальной интонации, о колорите в живописи, об изобразительности и выразительности слова в литературе (см.: Куревина О. А., Селезнева Г. Е. «Путешествие в прекрасное», 1999; Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей», 1997 и др.);
− чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, где в ярких образах передаются эмоциональные переживания человека. Во время чтения рекомендуется время от времени останавливаться и побуждать детей к определению чувств персонажей, а также к обсуждению поведенческих проявлений персонажей, раскрывающих их чувства;
− рассказ педагога, содержанием которого является информация о причинах эмоций и следствиях эмоциональных проявлений людей в различных социальных контекстах;
− рассказы детей, отражающие их эмоциональный опыт – опыт эмоционального проживания ситуаций различного модального содержания (радостного, печального и пр.), или соответствующие определенному эмоциональному состоянию изображенного человека.
Дидактические игры:
1 этап – дидактические игры на распознавание и воспроизведение эмоций (уровень словесного обозначения и описания экспрессии): «Угадай настроение», «Веселое – грустное», «Чья фотография?» и др.
2 этап – дидактические игры на соотнесение эмоциональных ситуаций и эмоций человека (уровень осмысления эмоций в форме описания): «Настроение в картинках», «Прочитай письмо», «Сочини историю по картинкам» и пр.
Формы организации образовательной деятельности педагога с детьми 3–5 лет по развитию у них положительных социальных эмоций и преодолению отрицательных социальных переживаний.
Формы работы | Варианты образовательной деятельности с детьми |
Блок базового комфорта и благополучия (социальные эмоции «Счастье – Горе») |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Грусть и радость»; «Веселые – грустные», «Радость, любовь», «Может ли плакать природа», «Радуюсь вместе с природой» Цели: развивать у младших дошкольников понимание и способы выражения радости и грусти; побуждать детей к сопереживанию. |
Рассматривание наглядных пособий | − рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в эмоциональных состояниях радости и грусти (см.: «Эмоции: дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром»; Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011); − рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации возникновения у людей эмоций радости и грусти (см.: «Наши чувства и эмоции», 2010; Князева О. Л. Стеркина Р. Б). «Какой ты?», 1998; Фесюкова Л. Б. «Чувства. Эмоции.( демонстрационный материал). Цель: сформировать у детей представления о причинах и способах выражения эмоций человека. |
Развивающие игры и упражнения | − игры-забавы, сближающие малышей друг с другом и воспитателем: «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели», «Куклы пляшут» и др. Цель: воспитывать дружеские, доброже- лательные отношения в детской группе; сформировать у ребенка активно-положительное отношение ко взрослому; актуализировать положительные переживания детей; − упражнения, направленные на повышение самоуважения, развитие спонтанности: «Здравствуй, я мишка!», «Массаж с мишкой-дружочком», «Раз-два-три, замри!», «Ау!», «Кто в домике живет», др. Цель: содействовать развитию у ребенка положительного образа Я. |
Блок межличностного взаимодействия (социальные эмоции «Дружба – Ссора») |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Поссорились – помирились», «Разозлился – поссорился», «Помирились все»; «Плохо быть одному», «Ссора и примирение». Цели: помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры; познакомить детей со способами примирения; сформировать у дошкольников элементарные представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга. |
Рассматривание наглядных пособий | Рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации проявления детьми дружелюбия и враждебности к сверстникам: «Когда у друзей лад, каждый этому рад» (см.: Фесюкова Л. Б. «Уроки доброты»); «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен» иллюстрации к стихотворению А. Кузнецова «Подружки» (Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Какой ты?», 1998). Цель: учить детей договариваться друг с другом, избегать ссор, делиться с друзьями. |
Развивающие игры и упражнения | − игры, развивающие навыки взаимодействия с партнером: «Дочки-матери», «Кенгуру», «Стоп, или отгадай, кого здесь нет», «Тихий колокольчик», «Я хочу с тобой дружить». Цель: стимулировать проявления детьми приязни, дружелюбия; помочь детям накопить позитивный эмоциональный опыт взаимодействия; − игры, способствующие сплочению коллектива: «Я вижу», «Магнит», «Каравай, каравай», «Мы летим!» Цель: развивать коммуникативные навыки детей; − коллективные ролевые игры: «Игры-сказки», «Медведь в берлоге», «Волк и зайцы», «Трифон». Цель: формировать у дошкольников умение действовать сообща. |
Блок потенциальной агрессии (социальные эмоции «Доброта – Злоба») |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Забота», «Пожалей обиженного»; «Взаимопомощь». Цель: побуждать детей к проявлению сочувствия сверстникам и взрослым; формировать у дошкольников представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов. |
Рассматривание наглядных пособий | − рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в состоянии злости (см.: «Эмоции: дидактические карточки»); − рассматривание дидактических картинок, демонстрирующих варианты проявления детьми доброжелательного, равнодушного и агрессивного отношения к окружающим: «У нас – новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко», «Доброе дело делай смело», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом «Уроки доброты. Демонстрационный материал», «Известно всем из века в век: не злостью славен человек», «Вся боль уходит за ворота, когда сочувствует вам кто-то», «Что такое доброта? Это сердца высота!» Цель: учить детей различать добрые и злые чувства и поступки. |
Развивающие игры и упражнения | − игры, развивающие нравственно-волевые качества: «Салочки-догонялочки», «Лиса и гуси», «Салочки- выручалочки», «Я принес тебе подарок», др. Цель: побуждать малышей к установлению доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками; учить детей делать приятное сверстникам, помогать им, делиться игрушками; − упражнения на улучшение взаимоотношений детей с окружающими: «У мишки болит животик – пожалей мишку», «Кто лучше разбудит», «У кого больше “любимок”», «Кто пришел к нам в гости?», «Покажу, как я люблю», «Волшебник» и др. Цель: активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. |
Практические ситуации | Демонстрация педагогом ситуаций эмоционального дискомфорта персонажа с помощью кукольного театра: - ситуаций неуспеха в деятельности (у мишки рассыпаются кубики при попытке построить домик, он плачет), - - ситуаций столкновения малышей из-за игрушки, др. Цель: сформировать представления детей о способах проявления отзывчивости; побуждать дошкольников к проявлению отзывчивости (пожалеть, утешить, помочь). |
8. Взаимодействие с семьей.
- Делаем лепбук совместно с родителями «Что такое доброта»
- Создание «Книги настроений»
- Встреча с родителями «Разговор по кругу» (создание обстановки доверия и взаимоуважения при совместной работе).
Обсуждение вопросов по проекту:
куда мы хотим прийти;
каких людей мы хотим выпустить в общество;
каких отношений мы хотим в своем коллективе;
чего мы хотим добиться, реализуя II этап программы?
9. Подводим итог работы.