Главные вкладки
Доля учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета.
Доля учащихся, испытывающих интерес
к изучению предмета.
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
С целью изучения уровня мотивации учения, отношения учащихся к различным школьным предметам, психологического климата в ученическом коллективе, особенностях взаимоотношения учащихся в классе проводилось анкетирование школьников.
Результаты проведения анкетирования представлены в Таблице № 6.
Таблица №5 «Доля учащихся испытывающих интерес к изучению предмета»
Год | Общее количество обучающихся | Доля учащихся испытывающих интерес к изучению предмета | % от общего количества |
2013 – 2014 гг. | 23 | Русский язык - 14 Математика - 12 Литературное чтение - 19 Окружающий мир - 14 | 52% 44% 70% 52% |
2014 – 2015 гг. | 22 | Русский язык - 16 Математика - 14 Литературное чтение - 15 Окружающий мир - 17 | 69% 60% 65% 73% |
2015 – 2016 гг. | 22 | Русский язык - 16 Математика - 15 Литературное чтение - 19 Окружающий мир - 15 | 72% 68% 86% 68% |
Результаты анкетирования показали, что многие школьники испытывают интерес к предметам начальной школы, к стилю преподавания учителя.
Проверка уровня школьной мотивации учащихся мною была проведена с помощью методики Н.Г. Лускановой, анкета состоит из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.
Результаты проведения методики представлены в Таблице №7.
Таблица №6.2 «Уровень школьной мотивации учащихся
по годам обучения»
Уровень | Количество детей | % от общего количества учащихся |
1 класс (24 учащихся) | ||
Первый 25 – 30 баллов |
|
|
Второй 20 – 24 балла |
|
|
Третий 15 – 19 баллов |
|
|
Четвертый 10 - 14 баллов |
|
|
Пятый ниже 10 баллов | 0 | - |
2 класс (24 учащихся) | ||
Первый 25 – 30 баллов |
|
|
Второй 20 – 24 балла |
|
|
Третий 15 – 19 баллов |
|
|
Четвертый 10 - 14 баллов |
|
|
Пятый ниже 10 баллов | 0 | - |
3 класс (24 учащихся) | ||
Первый 25 – 30 баллов |
|
|
Второй 20 – 24 балла |
|
|
Третий 15 – 19 баллов |
|
|
Четвертый 10 - 14 баллов |
|
|
Пятый ниже 10 баллов | 0 | - |
Вывод: в первом и во втором классе уровень школьной мотивации учащихся находился на высоком уровне, отмечается положительное отношение к школе, однако школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
В третьем классе мотивация учащихся находятся на первом уровне, познавательные мотивы сформированы, теперь учащихся больше привлекает учебный процесс (внутренний мотив), а не просто общение со сверстниками (внешний мотив), что говорит о хорошей школьной мотивации. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Вывод:
По результатам диагностики Н.Г. Лускановой можно сказать, что учащиеся испытывают интерес к образовательному процессу. Большую роль в формировании положительной мотивации у учащихся в образовательном процессе играет выбор образовательной технологии и мотивационный этап урока.
Интерес у учебному процессу появляется у ребенка через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, через создание учителем проблемных ситуаций на уроке, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Наблюдая за своими детьми, беседуя с родителями, я выяснила, что интерес у учащихся возрастает, когда на моих уроках присутствует благоприятный психологический климат, используются различные формы работы на уроке, организуется самостоятельная учебно-познавательная деятельность на основе современных педагогических технологий.