Доля учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета.

Доля учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета.

Доля учащихся, испытывающих интерес

к изучению предмета.

Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

С целью изучения уровня мотивации учения, отношения учащихся к различным школьным предметам, психологического климата в ученическом коллективе, особенностях взаимоотношения учащихся в классе проводилось анкетирование школьников.

Результаты проведения анкетирования представлены в Таблице № 6.

Таблица №5 «Доля учащихся испытывающих интерес к изучению предмета»

Год

Общее количество обучающихся

Доля учащихся испытывающих интерес к изучению предмета

% от общего количества

2013 – 2014 гг.

23

Русский язык - 14

Математика - 12

Литературное чтение - 19

Окружающий мир - 14

52%

44%

70%

52%

2014 – 2015 гг.

22

Русский язык - 16

Математика - 14

Литературное чтение - 15

Окружающий мир - 17

69%

60%

65%

73%

2015 – 2016 гг.

22

Русский язык - 16

Математика - 15

Литературное чтение - 19

Окружающий мир - 15

72%

68%

86%

68%

 

Результаты анкетирования показали, что многие школьники испытывают интерес к предметам начальной школы, к стилю преподавания учителя.

Проверка уровня школьной мотивации учащихся мною была проведена с помощью  методики Н.Г. Лускановой, анкета состоит из  10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.

Результаты проведения методики представлены в Таблице №7.

Таблица №6.2 «Уровень школьной мотивации учащихся

по годам обучения»

Уровень

Количество детей

% от общего количества учащихся

1 класс (24 учащихся)

Первый 25 – 30 баллов

 

 

Второй 20 – 24 балла

 

 

Третий 15 – 19 баллов

 

 

Четвертый 10 - 14  баллов

 

 

Пятый ниже 10 баллов

0

-

2 класс (24 учащихся)

Первый 25 – 30 баллов

 

 

Второй 20 – 24 балла

 

 

Третий 15 – 19 баллов

 

 

Четвертый 10 - 14  баллов

 

 

Пятый ниже 10 баллов

0

-

3 класс (24 учащихся)

Первый 25 – 30 баллов

 

 

Второй 20 – 24 балла

 

 

Третий 15 – 19 баллов

 

 

Четвертый 10 - 14  баллов

 

 

Пятый ниже 10 баллов

0

-

 

Вывод: в первом и во втором  классе уровень школьной мотивации учащихся находился на высоком уровне, отмечается  положительное отношение к школе, однако школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

          В третьем  классе мотивация учащихся находятся на  первом уровне, познавательные мотивы сформированы, теперь учащихся больше привлекает учебный процесс (внутренний мотив), а не просто общение со сверстниками (внешний мотив), что говорит о хорошей школьной мотивации. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

 

Вывод:

По результатам диагностики Н.Г. Лускановой можно сказать, что учащиеся испытывают  интерес к образовательному процессу. Большую роль в формировании положительной мотивации у учащихся в образовательном процессе играет выбор образовательной технологии и мотивационный этап урока.

Интерес у учебному процессу появляется у ребенка через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, через создание учителем проблемных ситуаций на уроке, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Наблюдая за своими детьми, беседуя с родителями, я выяснила, что интерес у учащихся возрастает, когда  на моих уроках присутствует благоприятный психологический климат, используются различные формы работы  на уроке, организуется самостоятельная учебно-познавательная деятельность на основе современных педагогических технологий.