Главные вкладки
Гришкин Дмитрий
сайт учителя-дефектолога
Профессия: учитель-дефектолог
Профессиональные интересы: развитие ВПФ у детей с органическим поражением ЦНС, исследовательская деятельность
Увлечения: кулинария
Регион: Калининградская область
Место работы: МАДОУ детский сад № 46
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/grishkin-dmitriy«Исследования российских психологов показали, что в основе таких сложных форм психической деятельности, как произвольное внимание и логическая память, смысловое восприятие и мышление, лежит общение людей друг с другом в коллективе, и они могли сформироваться только в результате общественного разделения труда и предметной деятельности, связанной с общением людей между собой и с усвоением каждым человеком накопленного ранее общечеловеческого опыта. Формирование произвольных форм различных ВПФ и форм деятельности возможно лишь благодаря и на основе опосредования непроизвольных форм каким-либо внешним знаком или речью. Речь является главным опосредователем всех ВПФ.»
Вопрос о природе человеческой психики решался на протяжении веков далеко не однозначно и продолжает остро дискутироваться и по сей день. Крайние точки зрения:
- человек биологическое существо;
- человек социален и духовен.
Одна из концепций принадлежит Л.С. Выготскому (конец 20-х – начало 30-х гг.) – культурно-историческая теория психики человека. В одном из положений сказано, что в процессе овладения природой он научился также овладевать своей психикой. Появились произвольные формы деятельности, особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями», которые полностью отсутствуют у животных.
По Выготскому есть:
- низшие или натуральные (низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная, моторная, мнемическая), они есть и у животных;
- высшие – произвольные формы.
Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Высшие психические функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и др.) формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, т.е. они имеют социальную природу.
Высшие психические функции:
- произвольные по протеканию (по свойствам);
- опосредованные по строению;
- соцальны по происхождению.
Для объяснения этого понятия необходимо сравнить культурно-историческое развитие человека и онтогенез, развитие ребенка, как считает Л.С. Выготский, эти два процесса имеют принципиальное сходство. В начале процесс развития интерпсихический (межличностный), затем эти отношения превратились в отношения с самим собой – интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации (понятие интериоризации было введено французскими психологами Пиаже и Жане). В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, жребий, узелки и т.д. – искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает своим поведением) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).
В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л.С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. На втором этапе ребенок обнаруживает, что деятельность имеет сигнальное значение для окружающих. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, ребенок интериоризует эти сигналы, с помощью этих сигналов начинает управлять самим собой.
О себе
***
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
***
Моё портфолио
***
Добавить грамоту в портфолио