Главные вкладки
Герасимова Людмила Евгеньевна
сайт учителя истории и обществознания
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: философия
Увлечения: лыжные прогулки
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: общеобразовательная школа №557
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gerasimova-lyudmila-evgenevna
О себе
Начинала свою педагогическую деятельность с работы пионервожатой. С 1985 года работаю учителем истории и обществознания в школе.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Русская и зарубежная классика
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Моё портфолио
В 1985г. я окончила Ленинградский Государственный Университет имени А.А.Жданова, по специальности историк; преподаватель истории и обществоведения. Училась на вечернем факультете и одновременно работала пионерской вожатой. После окончания университета стала работать в 386 школе, где когда-то училась до 8 класса.
На становление моей личности и, в первую очередь, как учителя повлияла любовь к русской классической литературе: Толстой Л.Н., Гончаров И.А., Достоевский Ф.М. С зарубежной литературой познакомилась значительно позже и, в большей степени, мне запомнилось творчество Ромена Роллана «Очарованная Душа» и др. Навыки аналитического прочтения и мышления мне привили в 27 школе. Эта школа была тогда особенно известна двумя вещами: во-первых, как школа с литературным и историческим уклоном, и, во-вторых, тем, что в ней преподавал знаменитый Мурин Дмитрий Васильевич. Может быть, поэтому на историческом факультете мне было учиться довольно легко и интересно. Здесь я с большой благодарностью вспоминаю Марголиса Юрия Давыдовича, Фроянова Игоря Яковлевича, Скрынникова Руслана Григорьевича, Курбатова Георгия Львовича и др. А вот интерес и желание работать с детьми, а также, некоторые умения работы с ними у меня сформировал ТЮТ (Театр Юношеского Творчества), что при дворце Творчества Юных. Этот дворец и сейчас существует на Невском проспекте, также как и наш ТЮТ. Тогда его руководителем являлся Матвей Григорьевич Дубровин, а сейчас Сазонов Евгений Юрьевич. Впоследствии, большую роль в моей жизни сыграло увлечение классической философией. Не могу сказать, что это было слишком серьезным изучением, так как я читала в основном литературу, ориентированную на широкого читателя, и даже просто для школьников, но мне это было всегда интересно. Поэтому, при удобном случае, я пытаюсь заинтересовать знаменитыми идеями своих учеников или что-либо объяснить с позиции философии.
Главными целями своей методики считаю развитие познавательных способностей в ходе изучения истории и вторая цель, одновременно она является еще и основным принципом моей методики, это познание мира через историю или, другими словами, история как средство познания мира. А познание, как известно, начинается с удивления, это еще сказал знаменитый французский философ Рене Декарт, приписав удивлению одну из самых положительных человеческих страстей. Может быть поэтому, самого удивления мало, надо чтобы ему предшествовало ожидание и желание заполучить это "нечто" и, главное, нельзя никак обмануть детские сердца - тогда и совершается чудо.
Вся концепция строится на трех этапах обучения, а именно:
1 этап. 5 класс. Я учу их удивляться, или, лучше сказать, развиваю в них это качество, заложенное самой природой. Если этого не делать - дети быстро переходят на штампы. Параллельно с этим, учу понимать прочитанное, и что еще важнее, уметь концентрировать внимание на самом важном. Потом заставляю их пересказывать, но при этом стараюсь, чтобы они получали от этого удовольствие.
2 этап. 6-7 классы. Здесь продолжается все то, что было на 1-ом этапе и, новое, - это выстраивание логических цепочек через причины и следствия. Например: как возникает государство у варваров-германцев; в чем причины феодальной раздробленности; как создаются средневековые города. В 7-ом классе этих цепочек значительно больше, но здесь еще появляется осмысление и обобщение больших исторических периодов, потому как семиклассники начинают изучать эпоху Просвещения. Это очень важный этап в жизни человечества, когда европейцы, с начала в лице великих мужей - философов, осознали необычайные возможности для разумного саморазвития себя как общества, в рамках одного государства, а затем решились перестраивать это государство, но свершилась революция и все в этом мире усложнилось. Последствия этого мощного явления подробно мы изучаем в 8-ом и 10 классе.
3 этап. 8-9 классы. Это попытка анализировать и делать выводы на основе выработанных " постулатов" (это, в первую очередь понятие и то, что способствует и его возникновению). Пример: Великая реформа "Отмена крепостного права", задаю вопрос: "Что могла дать реформа для развития капитализма в России?". Для анализа используются основные положения реформы, а аппаратом исследования будут: понятие "капитализм" и три главных условия, необходимые для развития выше упомянутого явления: наличие свободных рук, рынок сбыта и наличие капитала. Вывод всегда неожиданный: очень мало, что дала... Но ведь 70-80гг это бурное развитие капитализма в России. Почему, спрашиваем мы, но это уже следующее задание, для которого можно использовать как учебник, так и дополнительную литературу. В 8 классе я много даю поисковых заданий, но не просто сделать доклад на заданную тему, это, к стати, как правило, у них скучно и неинтересно получается, а найти то, что в учебнике недосказано и без чего многое не ясно. Например, в Европейской части России много крупных рек, все они текут на юг, а на севере ждут зерно, хлеб. - Вопрос: как против течения шли суда, нагруженные зерном, ведь пароходы появились только в начале Х1Хвека? Вы вспоминаете бурлаков, но ни в одном учебнике о них практически ничего не сказано. Когда они появились, как набирались, участвовали ли они в знаменитых крестьянских восстаниях? Другая проблема: почему началом промышленного переворота в России считаются 30-40гг.. Х1Хвека, а не пореформенное время. Я привела только два примера, но таких "неясностей" не мало в наших учебниках, особенно ценно, когда ребята их сами находят.
В 9 классе как и в более старших классах развитию самостоятельного мышления способствует знание и применение обществоведческих понятий, например, политика, общество, классы и сословия и др.
В 10 - 11 классах, уже можно беседовать и спорить с ребятами, практически, на равных, но это, если классы были подготовлены и достаточно владеют материалом. Если же учащихся специально не готовили или с ними недостаточно занимались, тогда я возвращаюсь к 3 и 2 этапам с поправкой на их возможности.
1-е, это умение создать интерпретацию, которая могла бы дать толчок к дальнейшим рассуждениям. Для этого я использую несколько вариантов, а именно, поиски причин и следствия или поиски ключевого слова »открытие в открытии» и др.
2-е, работа с понятием и поиски примеров подтверждающих или отвергающих привычную суть вещей.
3-е, написание вывода.
В своей работе все выше сказанное я использую при рассмотрении конкретных цитат, демонстрируя, таким образом, возможные ходы рассуждений.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты