Герасимова Людмила Евгеньевна

сайт учителя истории и обществознания

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: философия

Увлечения: лыжные прогулки

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: общеобразовательная школа №557

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gerasimova-lyudmila-evgenevna


О себе

Начинала свою педагогическую деятельность с работы пионервожатой. С 1985 года работаю учителем истории и обществознания в школе.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская и зарубежная классика

Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

 

 

     В 1985г. я окончила Ленинградский Государственный Университет имени А.А.Жданова, по специальности историк; преподаватель истории и обществоведения. Училась на вечернем факультете и одновременно работала пионерской вожатой. После окончания университета стала работать в 386 школе, где когда-то училась до 8 класса.

      На становление моей личности и, в первую очередь, как учителя повлияла любовь к русской классической литературе: Толстой Л.Н., Гончаров И.А., Достоевский Ф.М. С зарубежной  литературой познакомилась значительно позже и, в большей степени, мне запомнилось творчество Ромена Роллана «Очарованная Душа» и др. Навыки аналитического прочтения и мышления мне привили в 27 школе. Эта школа была тогда особенно известна двумя вещами: во-первых, как школа с литературным и историческим уклоном, и, во-вторых, тем, что в ней преподавал знаменитый Мурин Дмитрий Васильевич. Может быть, поэтому  на историческом факультете мне было учиться довольно легко и интересно. Здесь я с большой благодарностью вспоминаю Марголиса  Юрия Давыдовича, Фроянова  Игоря Яковлевича, Скрынникова Руслана Григорьевича, Курбатова Георгия Львовича и др. А вот интерес и желание работать с детьми, а также, некоторые умения работы с ними    у меня сформировал ТЮТ (Театр Юношеского Творчества), что при дворце Творчества Юных. Этот дворец и сейчас существует на Невском проспекте, также как и наш ТЮТ. Тогда его руководителем являлся Матвей Григорьевич Дубровин, а сейчас Сазонов Евгений Юрьевич. Впоследствии, большую роль в моей жизни сыграло увлечение классической философией. Не могу сказать, что это было слишком серьезным изучением,  так как я читала в основном литературу, ориентированную на широкого читателя,  и даже просто для школьников, но мне это было всегда интересно. Поэтому,  при удобном случае, я пытаюсь заинтересовать знаменитыми идеями своих учеников или что-либо объяснить с позиции философии.

     Главными целями своей методики считаю развитие познавательных способностей в ходе изучения истории и вторая цель, одновременно она является еще и основным принципом моей методики, это познание мира через историю или, другими словами, история как средство познания мира.      А познание, как известно,  начинается с удивления, это еще сказал знаменитый французский философ Рене Декарт, приписав удивлению одну из самых положительных человеческих страстей. Может быть поэтому, самого удивления мало, надо чтобы ему предшествовало ожидание и желание заполучить это "нечто" и, главное, нельзя никак обмануть детские сердца -  тогда и совершается чудо.

       Вся концепция строится на трех этапах обучения, а именно:

    1 этап. 5 класс. Я учу их удивляться, или, лучше сказать, развиваю в них это качество, заложенное самой природой. Если этого не делать - дети быстро переходят на штампы. Параллельно с  этим, учу понимать прочитанное, и что еще важнее, уметь концентрировать внимание на самом важном. Потом заставляю их пересказывать,  но при этом стараюсь, чтобы они получали от этого удовольствие.      

   2 этап. 6-7 классы. Здесь продолжается все то, что было на  1-ом этапе и, новое, - это выстраивание логических цепочек через причины и следствия. Например: как возникает государство у варваров-германцев; в чем причины феодальной раздробленности; как создаются средневековые города. В 7-ом классе этих цепочек значительно больше, но здесь еще появляется осмысление и обобщение больших исторических периодов, потому как семиклассники начинают изучать эпоху Просвещения. Это очень важный этап           в жизни человечества, когда европейцы,  с начала в лице великих мужей - философов, осознали  необычайные возможности для разумного саморазвития себя как общества, в рамках одного  государства, а затем решились  перестраивать это государство, но  свершилась революция и все в этом мире усложнилось. Последствия этого мощного явления подробно мы изучаем в 8-ом  и 10 классе.

   3 этап. 8-9 классы. Это попытка анализировать и делать выводы на основе выработанных " постулатов" (это, в первую очередь понятие и то, что способствует и его возникновению). Пример:  Великая реформа "Отмена крепостного права", задаю  вопрос: "Что могла дать реформа для развития капитализма в России?".  Для анализа используются основные положения реформы, а аппаратом исследования будут: понятие "капитализм" и три главных  условия, необходимые для развития выше упомянутого явления: наличие свободных рук, рынок сбыта и наличие капитала. Вывод всегда неожиданный: очень мало, что дала... Но ведь 70-80гг это бурное развитие капитализма в России. Почему, спрашиваем мы, но это уже следующее задание, для которого можно использовать как учебник, так и дополнительную литературу. В 8 классе я много даю поисковых заданий, но не просто сделать доклад на заданную   тему, это, к стати, как правило,  у них скучно и неинтересно получается, а найти то, что в учебнике недосказано и без чего многое не ясно. Например, в Европейской части России много крупных рек, все  они текут на юг, а на севере ждут зерно, хлеб. -  Вопрос: как против течения шли суда, нагруженные зерном, ведь пароходы появились только в начале Х1Хвека? Вы вспоминаете бурлаков, но ни в одном учебнике о них практически ничего не сказано. Когда они появились, как набирались, участвовали  ли они в знаменитых крестьянских восстаниях? Другая проблема: почему началом промышленного переворота в России считаются 30-40гг.. Х1Хвека, а не пореформенное время. Я привела только два примера, но таких "неясностей" не мало в наших учебниках, особенно ценно, когда ребята их сами находят.

      В 9 классе как и в более старших классах развитию самостоятельного мышления способствует знание и применение обществоведческих понятий, например, политика, общество, классы и сословия и др.

     В 10 - 11 классах,  уже можно беседовать и спорить с ребятами, практически,  на равных, но это, если классы были подготовлены  и достаточно владеют материалом. Если же учащихся специально  не готовили  или  с ними недостаточно занимались,  тогда я возвращаюсь к 3 и 2 этапам с поправкой на их возможности.                                                                                                                                               

    1-е, это умение создать интерпретацию, которая могла бы дать толчок к дальнейшим рассуждениям. Для этого я использую несколько вариантов, а именно, поиски причин и следствия или поиски ключевого слова »открытие  в открытии» и др.

    2-е,  работа с понятием и поиски примеров подтверждающих или отвергающих привычную суть вещей.

    3-е, написание вывода.

В своей работе все выше сказанное я использую при рассмотрении конкретных цитат, демонстрируя, таким образом, возможные ходы рассуждений.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы