Учитель делится собственным опытом обучения школьников аргументации для сочинения - рассуждения на немецком языке.
Обучение аргументации и логике построения текста в сочинении с элементами рассуждения».
- Этап 1. Определение общей темы и двух противоположных позиций.
Этап 2. Поиск и планирование аргументации
Этап 3. Работа над логической связностью и содержательным соответствием аргументов и контраргументов.
Этап 4. Формулировка заключительного абзаца («рамка»)
- Планирование содержательной и логической структуры сочинения с элементами рассуждения.
(просмотр презентации)
- Подготовительная работа: подборка антонимов, дифференциация синонимов.
- Работа над логической связностью и содержательным соответствием аргументов и контраргументов. Выбор пары «аргумент- контраргумент»
- Подготовительная работа: логический «каркас» сочинения с элементами рассуждения.
(презентация)
III Обучение письму. Из опыта работы.
Письмо как продуктивный вид речевой деятельности, как средство обучения, цель обучения. Обсуждались вопросы: Что такое графика. Типы письма.
Приведены требования к знаниям учащихся в соответствии с Кодификатором.
Введение понятия «Адресат» (функционально- целевая направленность текста, лексико- грамматические особенности, этикет.)- см. презентацию
Предлагаются упражнения для развития этих навыков (през)
«Мотив»: Прагматический аспект, творчество
Роль элективных курсов в развитии навыков письма: «Письменная практика», «Теория и практика художественного перевода», «Современная Британия». (презентация)
Схема самооценки.
IV. Подготовка к сочинению ( практические советы
- Упражнение «За- против».
- Активное аудирование
- Дискуссия.
V .Технология Process Writing
Учит соблюдать все этапы процесса письма:
- Этап мозгового щтурма
- Этап планирования
- Этап написания чернового варианта
- Этап редактирования
- Этап корректирования
- Этап написания конечного варианта.
(см. презентацию).
Эта технология позволяет развивать умение написания связного развёрнутого аргументированного высказывания , но и формировать регулятивные и коммуникативные УУД за счёт необходимости постоянного интеллектуального сотрудничества учащихся . работающих в мини- группах.
VI. Подходы в обучении письму при подготовке к письменной части ОГЭ.
Освящались вопросы: Различие письма и письменной речи, что предполагает письмо , какие существуют трудности в обучении письменной речи. Были предложены разные подходы в обучении письму. Рассмотрен алгоритм работы над созданием письменного текста: 1. Анализ текста
2. Выполнение подстановочных упр-й,
3. Организация идей
4. Конечный результат
Проанализирована структура письма (ОГЭ)
Проведена оценка письма школьницы по всем критериям.
(см. презентацию).
VI. Типичные ошибки в разделе «Письмо».
1.Неумение представить точный и полный ответ на запрашиваемую информацию
2. Неумение ставить вопросы в соответствии с предложенной темой и недостаточное количество вопросов
3. Неправильное деление на абзацы
4. Логические ошибки, отсутствие мостиков и средств логической связи при переходе от одного абзаца к другому.
5. лексико- грамматические ошибки.
Типичные ошибки в Эссе.
- Подмена жанра эссе на «За и против».
- Отход от темы или изложение выученного текста
- Стилевые ошибки
- Несоответствие, повтор, недостаточное раскрытие аргументации заявленному тезису
- Неправильное фомирование контраргументов
- Неверное деление на абзацы.
- Логические ошибки
- Неумение формулировать тему во вступлении
- Средства логической связи
- Несоблюдение объема.
Примеры приведены в презентации
Советуется в качестве подготовки учащихся к письменной части экзамена работать с прилагательными, антонимами, синонимами, орфографией, даются полезные ссылки в Интернете.
(см. презентацию с примерами)
VII. Использование техники ментальных карт для обучения аргументации в сочинении с элементами рассуждения.
- Мнемотехника
- Процесс написания текстов