Почему так происходит? Речь — явление социальное, появляется по подражанию. С ребенком нужно постоянно разговорить, «оречевляя» все свои и его действия. Единицы мам разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи. Вот у этих единиц речь и появляется. Если малыш слышит неправильную речь, с ним сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной речи, это скажется на том, как дети будут произносить звуки. Родовые травмы, кесарево сечение, сложная беременность, травмы головного мозга на первом году жизни — все это ведет к нарушениям речи.
Родителям часто некогда разговаривать с ребенком, играть с ним, поэтому его чуть ли не с младенчества сажают к компьютеру, а там — игры, мультики! Мало того что речь не развивается, словарный запас не увеличивается, фраза не совершенствуется, так еще и ребенок живет в нереальном мире.
Плохая экология также отрицательно сказывается на здоровье детей.
Логопед должен посмотреть ребенка, сделать выводы и направить на консультацию к неврологу, психиатру, ЛОРу, чтобы исключить или, наоборот, констатировать нарушения, на почве которых страдает речь. Родители боятся этих врачей, но им нужно объяснить: нервная система ребенка и психика очень подвижны, и медикаментозное вмешательство в раннем детском возрасте может дать колоссальные положительные результаты.
В последнее время многие родители, ввиду своей занятости и усталости, не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
Работаю в сельской школе. В последнее время дети с проблемами речевого развития приходят все чаще., а некоторые из них не могут говорить до 7 - 8 лет. Пожалуй, это наиболее острая проблема, она на пике популярности. Вторая категория детей – это возраст пяти-семи лет. У них чаще всего нарушены звуки, такие как «ш», «ж» и «р». иногда этот дефект остаётся и переходит во взрослую жизнь. При наличии этих факторов без помощи специалиста звуки у ребенка не появятся, даже несмотря на то, что родители будут заниматься с ним. В сельских школах нет логопедов, а у многих родителей нет возможности отвезти ребёнка к специалисту. Логопед сегодня - это незаменимый специалист для детей. Если дефекты не исправить до школы, то там уже придется нелегко – это и чтение, и письмо, и диктанты на «двойки».
Работаю в школе восьмой год. Проблемы с речью у детей на начало мой педагогической деятельности мне не помнятся. Но! То что вижу сейчас приводит меня в ужас! Среди моих учеников серьезных нарушений дети не имеют. Беда таится у подготовишек! В моей небольшой группе (10 человек) два ребенка имеют настолько серьезные нарушения, что я не могу разобрать слова! Родители же этих детей проблем не видят в этом!
Мне кажется, что это явление современности. Когда дети не нужны своим родителям, когда их просто выращивают, не занимаясь развитием и воспитанием, уделяя внимание своим интересам и общению в соцсетях, становится всё больше детей не только с дефектами речи, но и невоспитанных, не понимающих, что хорошо, а что плохо, не видящих разницу между общением со сверстниками и со взрослыми. К сожалению, пока родители не будут обращать внимание на собственных детей, эта тенденция будет только расти.