Актуальность проекта:
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить как набор физических упражнений, объединение движения и мысли. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра - это естественное
состояние и потребность любого ребенка.
Использование нейропсихологических игр – одно из инновационных направление работы педагогов.
Цель:
Развитие психических процессов, умения мыслить самостоятельно, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- развивать межполушарные связи с помощью нейроигр, упражнений, мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
- стимулировать речевую активность у детей, активизировать познавательный интерес, формировать индивидуальные творческие способности личности, общие учебные умения и навыки;
- воспитывать у детей умение работать в коллективе; настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Предполагаемые результаты:
В ходе реализации проекта у детей:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
- совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук, принтер, колонки. Развивающие зоны с набором нейроигр в каждой. Картотеки нейроигр по всем образовательным направлениям и режимным моментам.
Продукт проекта:
Картотека нейроигр и упражнений для всех образовательных областей, лэпбук «Нейроигры», памятки для родителей «Дома играем-мозг развиваем», «Как играючи помочь ребенку?» изготовление нейроигр своими руками, оформление уголка.
Критерии оценки и показатели эффективности проекта:
Для диагностики использовался комплект материалов Павловой Н.Н., Руденко Л.Г., который предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Комплект состоит из классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап реализации проекта, цели этапа | Содержание и методы деятельности |
1-й этап подготовительный «Организационный» Цели этапа: -Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме. -Создание организационной основы реализации проектной деятельности. -Координация деятельности участников проектной деятельности. | Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности |
Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста. | |
Диагностика детей. | |
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности | |
Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности | |
2-й этап основной «Концептуальный» Цели этапа: -Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности. -Своевременная коррекция и регуляция работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям. | Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности |
Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта. | |
Работа с родителями воспитанников | |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста. | |
Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности | |
3-й этап заключительный «Аналитический» Цели этапа: -Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности. -Тиражирование опыта работы по реализации проекта использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
| Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейроигр и упражнений в системе обучающей, образовательной работы |
Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в ДОУ | |
Определение перспектив дальнейшей работы на основе: - итогов проектной деятельности; - результативности реализации форм и методов использования нейроигр; - скоординированности действий всех участников проекта. |
Итоги проекта:
Промежуточные результаты диагностики, проведенные в декабре 2023 года, показывают увеличение числа детей с повышение интереса к занятиям, на которых используются нейроигры и упражнения. Дети стали усидчивыми, внимание более сконцентрировано. После использования игр в течение четырех месяцев уровень памяти детей повысился. В речевом развитии дети стараются проговаривать слова в ходе выполнения ритмических нейроупражнений, что отражается на качестве разговорной речи ребенка. Мышление детей стало более свободным.
Родители все чаще обращаются с просьбами посоветовать какие-то новые нейроигры и упражнения, говорят о том, что дети увлеченно сидят дома и занимаются. Что не может не радовать педагога.
Использование нейроигр и упражнений в практике педагога ДОУ считаю высокоэффективной инновационной методикой в обучении и всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
Проект "Использование нейроигр в работе с детьми старшего дошкольного возраста" произвел на меня глубокое впечатление. Эта методика предлагает уникальный и эффективный подход к развитию когнитивных и социальных навыков у детей, основанный на игровых активностях, которые стимулируют работу мозга. Благодаря этим играм, дети улучшают свою память, внимание, координацию и другие важные функции, что помогает им подготовиться к школьной программе.
Особенно ценно, что применение нейроигр создает благоприятную и комфортную среду для детей, способствуя их социальной адаптации и улучшению психического здоровья. Использование таких игр не только повышает мотивацию к обучению, но и развивает творческие способности, снижая стресс и тревожность у детей.
В целом, этот проект является значимым шагом вперед в области образования и воспитания. Он обеспечивает более эффективное обучение и воспитание, делая процесс более увлекательным и продуктивным
Использование нейроигр и упражнений в практике педагога дошкольного образовательного учреждения, считаю высокоэффективной инновационной методикой в обучении и всестороннем развитии детей дошкольного возраста. И большой плюс, что родители заинтересованы в этой методике!!!