В современных реалиях портфолио учителя является инструментом мониторинга профессиональных достижений педагога.
Прежде всего, максимально полное и грамотно составленное портфолио учителю необходимо обязательно предоставить при прохождении процедуры аттестации.
В этом ракурсе главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности учителя для оценки его профессиональной компетентности: реализованные проекты, участие школьников в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных ими исследований и т.д.
Кроме того портфолио помогает самому педагогу проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Так что же такое профессиональное портфолио педагога?
Рассмотрим несколько определений:
Портфолио — сборник документов, которые позволяют судить о профессионализме работника, оценивать его достижения и профессиональный рост, умение решать задачи, возникающие на разных этапах работы.
Портфолио — это отражение работы учителя, оно, как мозаика, помогает сложить из различных аспектов деятельности целостное представление о работе педагога. Портфолио продумывается заранее и фиксирует, накапливает материалы для оценки профессионализма.
Портфолио учителя — это описание в фактах педагогических качеств и достижений, включающее в себя спектр документов, формирующих представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Профессиональное портфолио учителя — это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующий уровень профессионализма учителя.
Тогда становится понятно, что этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень его активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Материалами портфолио могут являться ежегодные результаты психолого-педагогической диагностики, тесты по выявлению профессиональной направленности учеников. Кроме того, портфолио фиксирует индивидуальные достижения и победы воспитанников данного педагога в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, их участие в различных проектах. Оно может содержать творческие разработки, исследования, доклады. Таким образом, накапливаются сведения, касающиеся достижений конкретного ученика в учебе и внеучебной деятельности.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
- проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя;
- систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю;
- продемонстрировать свои достижения менее опытным коллегам;
- предложить способ организации того или иного учебного курса;
- послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах;
- способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.
В портфолио учителя должны соединяться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.
Для чего формируется портфолио? Это следующее:
- портфолио может быть представлено при аттестации учителя;
- лучшие портфолио помогут при аккредитации или лицензировании деятельности образовательного учреждения;
- это один из этапов самообразования учителя, стимул для его дальнейшего профессионального роста;
- портфолио, наглядно представляя результаты педагогической работы, помогает учителю увидеть нереализованные возможности, путь к дальнейшему развитию;
- директору и администрации ОУ портфолио педагога поможет осуществить качественный мониторинг результатов работы, как отдельного педагога, так и коллектива в целом.
Источники: Методическое портфолио учителя физики. И.Ю. Фоминичева. Волгоград: Учитель, 2013.