Федорова Алевтина Анатольевна

сайт педагога по вокалу

Через тернии к звездам

Профессия: педагог по вокалу

Профессиональные интересы: культура, искусство

Увлечения: проведение мероприятий, подготовка сценария

Регион: Астраханская область

Место работы: ОСП ДОД МБОУ СОШ№28

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fedorovaaa
Не навреди

1983году закончила музыкальное Астраханское училище, по классу хоровое дирижирование, 1990 году закончила Куйбышевский институт культуры по классу хоровое дирижирование,

с 1983 года работала в Лиманской детской музыкальной школе , с 1985 года работала в клубе ст. "Астрахань-2", с 1986 года работала в данном клубе заведующей, с 2008 года работала в ЦРТД и Ю, с 2011года ЦРТД и Ю присоединен в ДОД МБОУ СОШ№28, работаю над профессиональной постановкой голоса у детей, с 2011 года занимаюсь постановкой голоса, и работаю над интонацией с детьми от 5 лет.

О себе

(Алтуфьева) Федорова Алевтина Анатольевна

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом", Г. А. Струве "Школьный хор"., О.В. Далецкий "Школа пения. Из опыта педагога. Т. Е. Вендрова "Пусть музыка звучит", Рэй деви, Билл О, Хэнлон "Попробуй заставь меня" Столетов В.Н. "Диалоги о воспитании".                            

Мой взгляд на мир

Это книги о лучших традициях в постановке голоса, хорошего вкуса к вокальному искусству, к искусству своего народа. своего края, России. О воспитании у детей хороших правил поведения в общении со свертстниками , со взрослыми, с  людьми с ограничеснными возможностямми. 

Мои достижения

 

2009 год

2010 год

2011 год

2012

Благодарность Администрации муниципального образования города-курорта Анапа,  оргкомитета 7 Всероссийского фестиваля-конкурса  детских творческих коллективов за активное участие и оказанную помощь в проведении фестиваля, содействию развития любительского детского и юношеского творчества, поддержку юных талантов

Благодарственное письмо Оргкомитета  Международного фестиваля искусств «Звездная юность планеты»  за содействие в возрождении духовности в современном мире через поддержку детского творчества, в сохранении и развитии национальных культур, межнационального сотрудничества, за всемерную помощь, оказанную в организации успешного участия в Международном фестивале  «Звездная юность планеты»

Благодарственное письмо Благотворительного фонда поддержки образовательных учреждений города Астрахани «Союз», муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования  детей» №2  за заботу о юном поколении, поддержку талантов, предоставлении им возможности творческих встреч, обмена опытом, полезного праздничного отдыха, за содействие в развитии городского фестивального движения.

Благодарственное письмо Благотворительного фонда поддержки образовательных учреждений города Астрахани «Союз», муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования  детей» №2  за заботу о юном поколении, поддержку талантов, предоставлении им возможности творческих встреч, обмена опытом, полезного праздничного отдыха, за содействие в развитии городского фестивального движения..

Благодарственное письмо Комитета по образованию и науке администрации г. Астрахани, заместителя мэра города-председателя Комитета С.А. Магеррамовой  за большую работу по развитию творческих способностей детей и подростков, качественную подготовку их к участию в городском фестивале «Наши таланты тебе город»

Благодарность начальника  Приволжской железной дороги  А.В. Храпатого за помощь в проведении 1 отборочного тура Всероссийского открытого фестиваля «РЖД зажигает огни»

благодарственное письмо Президента  Фонда поддержки детского и юношеского творчества «Новое поколение» Хисамутдиновой З.Я. за активную подготовку к участию во 2 международном детском и взрослом конкурсе-фестивале  «Осенняя соната»

Благодарственное письмо Президента фонда  поддержки и развития детского творчества «Планета талантов» Сагунова В.В. за плодотворную работу, большой личный вклад в музыкально-эстетическое воспитание  подрастающего поколения  и сохранение национальных культур,  а так же помощь в проведении Международного фестиваля «Волга в сердце впадает мое».

Благодарность оргкомитета праздника в лице директора Благотворительного Фонда «За достойную жизнь» В.Н.  Имамбетовой и администрации МОУ ДОД «ЦРТДиЮ» за участие в праздничном мероприятии, посвященном Дню защиты детей для жителей микрорайона им. Бабаевского

Благодарственное письмо Администрации Ленинского района, заместителя мэра города В.В. Коломина за долголетний, добросовестный труд

Астраханская областная общественная организация-общество татарской национальной культуры "Дуслык" благодарит Федорову А.А. за активное участие в  подготовке и помощь в открытом областном конкурсе "Яшь йолдызчыклар" "Юные звездочки"

Благодарственное письмо заместителя мэра города - главы администрации Ленинского района  Лазарева А.А. благодарность за активное участие в мероприятии Астраханская Масленица»2012

Благодарственное письмо МОУ ДОД «ЦДОД  №2» за созидательный труд и весомый вклад в развитии детского творчества

Благодарность директора Благотворительного Фонда «За достойную жизнь» В.Н.  Имамбетовой и администрации МОУ ДОД « ЦРТД и Ю» за участие в организации и проведении праздничного открытого мероприятия, посвященного Дню защиты детей для жителей микрорайона Бабаевского

Администрация Ленинского района  г. Астрахани  награждает Федорову А.А. за плодотворную работу в творческом и духовном развитии детей, сохранении самобытных традиций национальной культуры народов Астраханского края и активное участие в подготовке и проведении районного детского фестиваля - конкурса национального творчество "диалог культуры"

Администрация  ОСП ДОД МБОУ СОШ №28 выражает благодарность  за добросовестное отношение к работе, за способность увлечь воспитанников предметом, за педагогическую корректность, за любовь к детям

 

Благодарность Администрации МОУДОД  «ЦРТД и Ю» за активное участие  в подготовке и проведении Областного открытого фестиваля детского творчества  «Маленькая страна»

Благодарственное письмо Президента фонда  поддержки и развития детского творчества «Планета талантов» Сагунова В.В. за плодотворную работу, большой личный вклад в музыкально-эстетическое воспитание  подрастающего поколения  и сохранение национальных культур .

Почетная грамота от Депутата Думы Астраханской области , председателя комиссии по бюджету , финансам и налогам, доктора философских наук Туктарова Ф. Р. За самоотверженный неустанный труд и постоянный творческий поиск, формирование здорового образа жизни и валеологическое воспитание подрастающего поколения.

 

Благодарственное письмо Благотворительного  фонда поддержки  образовательных учреждений города Астрахани «Союз» и Муниципального образовательного учреждения  дополнительного образования детей №2 за большую работу по развитию творческих способностей детей и подростков, качественную подготовку  их к участию в 4 городском фестивале «Краски детства»

Благодарность Заместителя мэра  города- главы администрации района  А.А. Лазарева за активное участие  в жизни Ленинского района, за многолетний труд в деле обучения и воспитания детей в связи с Международным женским днем

Благодарственное письмо от организационного комитета за активное участие в праздничном мероприятии , посвященном Дню защиты детей.

 

Грамота МОУ ДОД «ЦРТД и Ю» за подготовку и активное участие в проведении 4 районного конкурса «Знатоки Астраханского края» среди образовательных учреждений Ленинского района.

Благодарственное письмо от организационного комитета за активное участие в праздничном мероприятии , посвященном Дню защиты детей.

 

 

Моё портфолио

Обособленное Структурное подразделение Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "Средняя Общеобразовательная Школа №28"

План-конспект открытого занятия.

Тема: «Так и рвется душа из груди молодой»

Подготовила преподаватель Федорова А.А.

Декабрь 2009.

Тема занятия: «Так и рвется душа из груди молодой».

Место проведения: МОУДОД ЦРТДиЮ Участники: Сороколетов Денис, Игалиева Эльсуяр, Чеботарева Даша.

Цель: Научить детей чисто и стройно петь в один голос.

-добиться слитного звучания голосов, -углубить знания обучающихся о единстве музыкального и устного народного творчества в песне.

-выучить русскую народную песню «Со вьюном я

хожу»

Задачи:

-Обучающие: 1 .Разучивание новой песни. Продолжение освоения музыкальной грамоты. -Умение давать точную характеристику настроению произведения.

2. Развитие памяти, музыкального слуха. -Воспитание личного восприятия вокального произведения, своего отношения к русской культуре, в частности, к русской народной песне. Воспитание культуры речи.

Технология: Творческая, личностно-ориентированная Сопутствующие методы: Словесные, практические Объяснительно-иллюстративные, частично- поисковые

Педагогические принципы: 1 .доступность,2.прочность. 3.принцип воспитывающего обучения, Форма работы: традиционный. Оборудование: Фортепиано. Тетрадь со словами.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие всех.

(5мин)

       1.   Организация рабочего места. Тетрадь со словами на столе.

  1. Сообщение темы занятия: «Так и рвется душа из груди молодой.»
  2. Начнем        занятие с вокального распевания. Но прежде чем мы начнем распеваться, встанем ровно, ручки опущены вниз, свободно, корпус должен быть прямым, голову держать нужно прямо и свободно. Начнем упражнение без фонации: взяли короткое дыхание(будто почувствовали приятный запах) и с шумом выдохнули на звук «ух», и так несколько раз. Это упражнение необходимо для того, чтобы вы дети почувствовали как воздух, попадет через нос в голову И обратно выталкивается с шумом через рот, при этом мы задействуем и легкие и брюшную мышцу. Здесь мы заставляем работать головной резонатор. Следующее упражнение: взяли короткий вдох через нос и исполняем его на закрытый рот (упражнение исполняется от «до» 1 октавы до «фа» 1 октавы. Следующее упражнение: взяли короткий вдох через нос и на выдохе поем следующие слоги: «ми», «мэ», «ма», «мо», «му». Поем на одной ноте. Это упражнение дл правильного формирования гласных. Следующее упражнение: берем короткий вдох через нос и на слоги «ми-и-я» поем по нотам «до, ре, ми, ре. до».( в пределах от «до» 1 октавы до «до» 2 октавы добиваясь связанного исполнения, т.е. на легато. Следующее упражнение: берем короткий вдох через нос т на слоги «зи-и-ма» исполняем по нотам до ре, ре ми, ми фа ми ре до.( в пределах от «до»1 октавы до «до» 2 октавы, исполняя нон легато и легато.(комбинированный прием).

Следующее упражнение на слог «лё» поем по звукам тонического трезвучия вверх и вниз. Это упражнение для мышц брюшной полости и исполнять его необходимо стакатто. Следующее упражнение «скороговорка»: «Мы перебегали берега, перебегали берега» по нотам «до ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до». В этом упражнении работаем над дикцией.

Завершающее упражнение исполнение гаммы ДО можор. Здесь необходимо правильное интонирование гаммы как в восходящем движении, так и в нисходящем движении. Распевание продолжается 10 минут. Педагог показывает упражнения, а воспитанники повторяют. Ну а сейчас мы вернемся к нашей теме. И как вы поняли речь пойдет о русской народной песне. Эпиграфом к занятию я выбрала слова Михаила Васильевича Ломоносова о русской песне: «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают.»

Послушайте строки из стихотворения Алексея

Васильевича Кольцова «Русская песня»

Так и рвется душа

Из груди молодой

Хочет воли она

Просит жизни другой.

-Что же это за произведения, которые сочинил сам народ. В чем сила, красота и обаяние русской народной песни?

Сначала один сочинил, другой услышал и что-то добавил, чтобы стало интересней и красивее. И каждый раз когда исполняется народное

произведение, оно как бы заново рождается исполнителем, потому что опираясь на общее, главное (традиции) певец импровизирует, вносит что- то свое, то есть творить уже на имеющемся музыкально-литературном варианте. Там вместе, коллективно, всем народом сочиняются песни, прибаутки, колыбельные- потому и называются они народными.

-Кто был первым собирателем русских народных песен? (1-ым народным собирателем песен был Кирша Данилов, живший в 18 веке. Он выпустил сборник «Древние российские стихотворения». В 19 веке песни собирали писатели и композиторы: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, Н.А. Римский- Корсаков. В 20 веке собирали песниМ.М. Пришвин, М.П. Божов, А.П. Платонов. В 1910 году Пятницкий организовал народный хор, который стал первым профессиональным народным хором. (10 мин) Ну а сейчас давайте разучим русскую народную песню : «Со вьюном я хожу».(15 мин) (Прослушивание песни)

-О чем эта песня, понравилась ли она вам, какие слова вам не понятны.

Разучивание песни по фразам. Педагог предлагает спеть каждый куплет по разному, изменяя темп и динамику, исполняя в один голос, каноном, в хороводе, легким взмахом рук. 1 вариант

  1. куплет- динамическое и темповое развитие.
  2. куплет- ускоряя, усиливая звук.
  3. куплет- снова спокойно. 2 вариант

1 куплет- одноголосно.

2 куплет- канон,

ИТОГ ЗАНЯТИЯ : -над чем мы работали сегодня на занятии

(Учили русскую народную песню «Со вьюном я хожу» в разных вариантах, выполняли упражнения для развития певческого голоса.

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Повторять текст песни «Со вьюном я хожу». Найти оригинальные эмоциональные характеристики двух основных ладов- мажора и минора, прохлопать ритмический рисунок песни, сочинить мелодические интонации «радость и грусть». (5 мин) Вывод: Поставленную цель мы выполнили.

« Воспитание и привитие лучших вокальных традиций для раскрытия вокальных возможностей воспитанников, учащихся ДОД.»

 

Федорова Алевтина Анатольевна педагога дополнительного образования ОСП ДОД МБОУ «СОШ»№28 г. Астрахань

 

 

 Аннотация на доклад

Привитие вокальных навыков детям младшего возраста.

В данном докладе затронута проблема воспитания и привития культуры исполнения воспитанникам Детских дошкольных учреждений.

Классическая вокальная культура столетиями копила опыт работы с голосами, искала пути максимального раскрытия их возможностей. Обучение эстрадных певцов, имея свои особенности, должно заимствовать и ценности академического звукообразования.Опыт показывает, что педагоги в основном так и поступают, интуитивно и в силу своего академического образования ..А лучшие эстрадные исполнители либо прошли академическую школу (Кобзон И., М. Магомаев, Л.Лещенко, Э. Хиль, К. Готт, А. Герман) или наделенные природным талантом, заменили подготовку удачным сценическим опытом, освоили "практический курс пения"(В. Панина, Н. Плевицкая, Л. Утесов, Л. Русланова, Г. Виноградов, К Шульженко).

Но для работы с детьми требуется несколько иной, подход, ведь в детские учреждения приходят дети от 4, 5 лет. Так как же объяснить ребенку физиологию человека, как привить лучшие традиции вокальной техники? Как добиться от воспитанника округлого и красивого тембра  

Детские впечатления прочны и создают фундамент для предстоящей профессии. Человек особенно восприимчив к овладению музыкальной культурой в детские годы. Упущенное в детские годы, трудно наверстать в зрелые годы. Многие выдающиеся певцы начинали петь в детском хоре, соблюдая умеренную голосовую нагрузку. Если после мутации сформируется профессиональный голос, то пение в детстве явится существенным вкладом в становлении вокалиста.

Первые вокальные шаги намечают и закрепляют нейромышечную координацию. Не заложив фундамента, не жди успеха. Если начальные координации порочны, то при дальнейшем выправлении эти связи не исчезнут, а лишь покрываются новыми навыками и в неблагоприятных условиях рецидивируют. Начальные впечатления зачастую создают шоковые ассоциации, вырабатывают стойкие условные рефлексы. Хаотичные рефлексы вызовут голосовые неполадки даже в отдаленном будущем. На ошибках учатся во многих сферах деятельности и, лишь в вокальной технике такое недопустимо.

Вокалисты используют разнообразнейшие упражнения, в подборе которых трудно усмотреть общие правила. Пение упражнений решает две задачи: приведение голоса в наилучшее рабочее состояние и привитие певческих навыков. "Разогревание" голосового аппарата предваряет вокально-техническую тренировку. Кроме этих двух названных задач есть еще и третья -знакомство с музыкальной грамотой. Распевание должно быть коротким и емким. Необходимы упражнения  для сглаживания и смешения регистров, для приведения голоса к однородному звучанию на всем диапазоне. На переходных и верхних звуках недостатки смешения регистров выявляются более отчетливо. Если эти участки звучат качественно, то это свидетельствует о правильности формировании академического голоса. Смешение регистров осуществляется с помощью взаимопроникновения синтезирования головного и грудного звучаний. Это трудоемкий процесс, которому обычно уделяют при каждом занятии. Смешение звука - основа вокально-технической работы академического певца.

.

Важнейшая задача в распевании начинающих воспитанников направить голос в русло смешанного звучания. Благодаря этому воспитанник, в последующей работе над произведениями уже по инерции будет придерживаться смешанного звучания, микста (от латинского mixtus- смешанный)

Известно, что во многих сферах для профессионального развития ставится задачи нарастающей сложности. Но для начального развития голоса это общее правило не подходит. Вначале ценен не сковывающий голоса репертуар. Усложнять же художественные задачи (интонационные, дикционные, эмоциональные, сценические) вполне уместно. Произведения для начинающих вокалистов должны быть особенно удобны для исполнения. Как отмечалось, вокальные трудности сковывают голосовой аппарат. Удобные же произведения наоборот способствуют выполнению всех задач, и помогает достижению красоты и непринужденности фонации.

 Возрождение голоса - это, прежде всего восстановление тембра, который удобнее совершенствовать на средних звуках диапазона. Конечно же, однозначно всем воспитанникам полезны произведения кантиленного  протяжного), лирического плана, так как лирический тон освобождает гортань от лишнего напряжения. Работая над произведениями лаконичной формы, можно освоить их большое количество, тем самым богаче становится исполнительские средства воспитанника. Это позволит шире познакомиться с различными стилями в исполнительстве.

расширение репертуарных рамок - важный принцип развивающего обучения.

                      

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Е. Додолев «Красное на черном» М. Молодая Гвардия 1990г
  2. «Мир вокального искусства» Издательство «Учитель»2009 г. Волгоград

3.Л. Шамина.»Работа с самодеятельным хоровым коллективом» М. Музыка 1983г

4. О.В. Далецкий «Школа пения» из опыта педагога.  Москва 2007г

5. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца М. Музыка 1964г

 

 

Проект «Русь моя»

Проект:

  • групповой, участники – воспитанники т/о «Звёздочки», дети 5-14 лет;
  • творческий;
  • узкоспециализированный
  • долгосрочный (1 учебный год).

Актуальность проекта: В современном мире особенно важно направить внимание воспитанников, подростков на главные   ценности ,  помнить об исторических моментах нашей Родины, о произведениях, которые отражали события тех дней. Знать и помнить людей, которые ценой своей жизни завоевали свободу многих народов.

  • Гипотеза: Приобщение воспитанников дополнительного образования к традициям и истории нашей страны, воспитание уважения к  традициям разных народов,привитие уважения к ветеранам войны, воспитание сочувствия к детям и людям с ограниченными возможностями, передавая свои чувства и свое отношение через музыкальные композиции

Цель: формирование патриотических чувств и гражданской позиции воспитанников через приобщение их к вокальному искусству,  основываясь на  общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота. гражданина своей Родины.

 

Задачи:

 1.воспитание в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям.

 

2. Привитие чувства гордости, уважения и почитания символов России -Герба, Флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

 

 3. Привитие чувства уважения к традициям народов России, уважения к ветеранам, людям. пожилого возраста, людям с ограниченным возможностям.

 

  4.Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между воспитанниками и людьми разных национальностей.

 

 

Ожидаемые результаты "Воспитанники должны:

1..Знать основы своей культуры. Через свои ощущения нести лучшие традиции зрителю.

 

 2. Проявлять себя  -как гражданинина, участвуя в мероприятиях своего района. города, страны.

 

 3.  Осознавать в качестве ключевой ценности любовь к Родине.

4.На основе ценностей русской культуры, найти почву для сочинения своих произведений, реализовывая свои жизненные замыслы.

 

План работы педагога по подготовке проекта:

  • постановка цели;
  • поиск формы реализации проекта;
  • разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта (концерты,открытые занятия. мастер - класс с участием воспитанников, экскурсия по памятникам своего города. г. Волгоград, встреча с участниками и ветеранами ВОВ. участие в концертах ко дню добра, концерт- монтаж ко дню Победы. презентация.
  • организация развивающей, познавательной деятельности.
  • определение направлений поисковой и практической деятельности;
  • организация совместной (с родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • работа над частями проекта, коррекция;
  • коллективная реализация проекта, его демонстрация (презентация);
  • подведение итогов.

 

Защита проекта:

В форме концерта- монтажа для ветеранов и участников Великой Отечественной войны  В Тепловозо-ремонтном депо Астраханского отделения Приволжской железной дороги. Посещение музея Депо.

 

 

План-схема проекта:

Название мероприятия

Сроки

Результат

1Участие в мероприятиях,посвященных  Дню города. Концерт

сентябрь

25 сентября 2012

2.Участие в мероприятиях, посвященных дню знаний. Концерт

сентябрь

3 сентября 2012

3. Участие в мероприятиях, посвященных Дню учителя.Коцерт

октябрь

5 октября 2012

4. участие в мероприятиях. посвященных дню пожилого человека.Концерт

октябрь

3 октября 2013

5 Участие в Международном фестивале "Хрустальное сердце мира"г.Волгоград

октябрь

10- 13 октября

2012

6.Посещение памятников города Волгоград.

октябрь

10-13октября 2012

7. Участие в мероприятиях, посвященных дню добра. Концерт

ноябрь

декабря 2012

8. Участие в городском семинаре - практикуме "Гражданско- патриотическое воспитание в образовательном учреждении". Открытое занятие мастер- класс "Эпизод из свадебного обряда. Прощание с девичеством" с участием воспитанников.

январь

11января 2013

9. Участие в фестивалях городских, областных патриотической направленности.

февраль

18 февраля 2013

10. Участие в концертах, фестивалях,  посвященных Дню защитника Отечества.

февраль

22 февраля2013

11. Встреча с ветеранами - железнодорожниками. Посещение музея тепловозо- ремонтного депо. Концерт.

апрель

30апркеля 2013

12. Открытое занятие "Родная природа в музыке С.В. Рахманинова"

март

10марта 2013

13. Литературно-музыкальное мероприятие "Весна"

тема весны в произведенияхрусских композиторов, художников, поэтов 19 века.

март

22марта 2013

14. Открытое занятие "Народная песня"

апрель

15 апреля 2013

15. Подготовка концерта- монтажа ко Дню Победы: " И помнит мир спасенный".

май

7 мая 2013

16. Семейные праздники и традиции народов России.беседа. КонцертПрезентация.

март

25 марта 2013

17. Новогодние традиции разных народов.Концерт

декабрь

15 декабря 2012

   
   
   
   
   
   
   
   

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детское творчество - составная часть искусства, равноправная, равноценная, характерная, именно для определенного возраста человека. Не нуждающаяся в скидках, сюсюканье и уступках. Ведь идет речь об искусстве.

Наша задача - задача педагогов - максимально выявить и развить богатейшие возможности, заложенные в каждом ребенке. Ведь мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным своего прошлого, надо продолжать то лучшее, что было в нем. Начинать осуществление этой обширной программы, конечно правильней всего с эстетического воспитания детей. С детства побуждать в каждом человеке желание создать красивую вещь, предмет искусства, украсить свой дом, свою школу, свой город, Родину.

Воспитание - сложнейший диалектический процесс, здесь нельзя жить старым багажом, раз и навсегда найденными методами, приемами. Да и сама действительность с ее большими достижениями в экономической и духовной сфере требует от воспитателя гибкости мышления, постоянного поиска новых подходов к воспитанию ребенка.

Воспитание человека - многогранный процесс. Но две грани в этом процессе являются определяющими: воспитание чувств, души ("горячего сердца") и воспитание ума ("трезвой, холодной головы").

Само собой, разумеется, отделить одно от другого невозможно. Но, тем не менее, видеть разницу между ними необходимо.

История русского народа - неисчерпаемый источник, родник героических,  мудрых, красивых, добрых поступков людей, в которых ярко воплотилось гармоническое сочетание "горячего сердца", формирующего лучшие человеческие чувства, и "трезвой холодной головы", творящей науку,  материальные богатства Родины.

«Хороший гражданин сразу не воспитывается» - говорил академик Петр Леонидович Капица. Но что, же главное в воспитании гражданина? В известном смысле итогом идейно- политического, трудового и нравственного воспитания личности можно считать появление активной жизненной позиции. Сознательного отношения к общественному долгу, когда единство слов и дела становится повседневной нормой поведения.

Воспитание детей самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери. Они тоже будут воспитывать своих детей, и поэтому наши дети должны вырасти прекрасными гражданами и хорошими родителями.

И мы, конечно, в ответе за то кого мы вырастим, кто завтра станет "творить историю", кому вручим мы судьбы Родины.

Но что значит для нас Родина. Конечно же, она начинается и с березки, и с картинки в букваре, и с хороших и верных друзей, и с новейших машин, и с космических кораблей, А может она начинается с "той песни, что пела нам мать..."- как поется в известной песне из замечательного и известного всем кинофильма «Щит и меч»?

 

Песня мамы, малая родина, где мы родились, родина- Россия, самые близкие и родные для  ребенка люди, это великое чувство Родины,  а с ним и чувство  патриотизма формируется с самого раннего детства.

Творческое объединение "Звездочки", руководителем которого я являюсь- объединение нескольких коллективов: ансамбль  "Небесные ласточки",где занимают дети 10- 13 лет, ансамбль "Лучики надежды" ,где занимаются дети 7- 10 лет. ансамбль "Кубелек",так же дети 10-12лет, ансамбль "Солнышко",где занимаются дети 5-7лет, а также солисты. Работа в творческом объединении очень разнообразна, так как и возраст  воспитанников разный, и уровень подготовки так же различный. Отличие воспитанников и в том, что они сами по себе разные и от природы: одни более музыкальны, но менее точно исполняют интонационно,  другие способны от природы и точно исполняют мелодию и ритм, но менее эмоциональны. Но воспитанники, занимающиеся в ансамбле должны звучать как единый инструмент, должны ощущать друг друга, и исполнять композицию как единое целое, чтобы наиболее точно донести смысл композиции. Можно научить детей правильно петь мелодию по нотам, правильно ритмически исполнить свою партию, научить детей изобразить на лице скорбь,  радость, удивление и т.д., но как же научить чувствовать произведение, как донести смысл песни до воспитанников, чтобы и ансамбль и солисты чувствовали произведение душой. Цель моей проектно- исследовательской деятельности "Русь моя" и заключается в том, чтобы они научились чувствовать то или иное произведение душой, и, особенно, композиций патриотического характера. Дети, занимающие в моем творческом коллективе не знают  что такое война, что такое голод и боль потерь, тем сложнее для них понять смысл патриотических композиций, особенно песен о войне, поэтому я решила провести ряд мероприятий, благодаря которым воспитанники могли бы прикоснуться к истории, почувствовать себя участниками тех событий, которые потрясли не только наш народ, но и  весь мир

Огромное значение в воспитании патриотизма у воспитанников имеет и подбор репертуара.

Руководители ансамблей при подборе репертуара должны стремится к тому, чтобы каждое произведение оставляло в душах исполнителей и слушателей хороший. добрый след. Пусть у наших воспитанников будет много не только спетых,  но и любимых произведений, от которых протянутся ниточки, пролягут "мосточки" к музыке, не только современной, эстрадной, но и оперной, симфонической, фортепианной. Тем более важно избегать случайных произведений в репертуаре  ансамбля и избегать  песен сомнительного вкуса.

Выбирая репертуар, а затем исполняя его, мы воспитываем прежде всего отношение к музыке у наших воспитанников. Воспитываем "иммунитет против прошлости" (Д. Кабалевский), который так важен при формировании мировоззрения гражданина.

Прежде чем с воспитанниками разучивать то или иное произведение, нужно ясно себе представить какие мысли, чувства будят они у детей и молодежи - юных граждан нашей страны.

важнейший участок нашей работы- это воспитание чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма и других самых лучших черт настоящего человека.

в репертуаре вокалистов должны быть песни о Родине, песни воспевающие родную природу,  песни о героях нашей Родины, о дружбе, о школе.

Разучиванию и исполнению таких песен следует придавать особое значение . Ведь если песня о Родине исполняется формально, неинтересно. без внутреннего тепла. без красочного эмоционального раскрытия не только музыки,  но и текста, то своим исполнением хоровой коллектив в лучшем случае оставляет слушателя и себя равнодушным. Трудно представить себе плохое исполнение песен гражданской войны, песен Великой Отечественной войны, песен,  воспевающих сегодня и завтра. Но, к сожалению и эти для нас дорогие для нас песни звучат не эмоционально, вяло и что греха таить,  порой нечисто интонационно и виноваты в этом не воспитанники, а мы руководители и педагоги, не уделившие должного внимания раскрытию подлинного смысла этих песен. не научившие ребят  вдумываться в каждую их мысль . каждое слово. Наспех такие песни ни учить, ни исполнять нельзя. У каждой такой песне своя история и ее обязан знать педагог- руководитель ансамбля. И не только знать, но и рассказывать своим воспитанникам по возможности интересно и красочно. Текст каждой из песен, выбранных для разучивания должен быть прочитан так, как читают хорошие стихи - выразительно и осмысленно. И дальнейшая работа, в процессе которой будут решаться музыкально- исполнительские задачи должна начинаться работа над словом , над текстом, его интонацией, смысловым акцентами, логическими ударениями. кульминацией.

Формальность при разучивании любых произведений недопустима, тем более при разучивании произведений патриотического характера.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: