Елена Владимировна Никулина

сайт учителя Изобразительного Искусства

Создать ситуацию УСПЕХА во всем!

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Искусство

Увлечения: живопись

Страна: Россия

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: г.Саратов

Место работы: МОУ "СОШ№93"

Звание, ученая степень: Почётный работник РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-vladimirovna-nikulina
«Не каждый может стать художником, писателем и композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве».
Б.М. Неменский

 

Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства

 

Автор: Никулина Е. В., учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ № 93» г. Саратова;

Эстетическое воспитание является одним из важнейших факторов всестороннего и гармонического развития личности ребенка. Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способностей понимать и ценить красоту в искусстве и жизни, а так же потребность человека участвовать в создании прекрасного.

Главная задача эстетического воспитания заключается в том, чтобы пробудить в детях особую чуткость к красоте окружающего мира, чтобы в любой области человеческой деятельности эта восприимчивость к прекрасному нашла свое полное выражение.

Эстетическое отношение человека к миру охватывает все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и переживания. Воспринимаемое оценивается как прекрасное или безобразное, комическое или трагическое , возвышенное или низменное. Считается, что все переживания, оценки, предпочтения, потребности в восприятии прекрасного, обмен впечатлениями о совершенстве и красоте с другими людьми – все это определяет эстетическое отношение к окружающему миру.

Важная роль педагога заключается в том, чтобы научить подрастающее поколение воспринимать, ценить и творчески участвовать во внесении в нашу жизнь красоты. Одним из наиболее важных факторов эстетического воспитания является искусство, в частности изобразительное, сила которого заключается в художественном воздействии на ребенка.

        Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения начинается с дошкольного возраста, уже в детских садах изобразительной деятельности детей уделяется значительное внимание. Дошкольники занимаются рисунком, лепкой, создают декоративные композиции, учатся видеть прекрасное в искусстве и в жизни. В дальнейшем эстафету приобщения к изобразительному искусству принимает школа. На уроках изобразительного искусства раскрываются многие задатки ребенка: наблюдательность, воображение, зрительная память, своеобразие восприятия.

        В настоящее время существует много альтернативных программ по изобразительному искусству. Мы преподаем уроки изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского, которая ориентирована на духовное развитие подрастающего поколения, направлена на углубленное и целенаправленное приобщение детей к изобразительной деятельности.

         Б. М. Неменский пишет: «Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, создаваемому по закону искусства».

        Одной из главных целей уроков изобразительного искусства является воспитание творческой личности, умеющей ценить и понимать прекрасное. Задача учителя сделать так, чтобы на уроках всегда царила атмосфера искусства и добра, тогда каждый урок станет событием в жизни ребенка и будет приносить ему только радость.

        Особое внимание на уроках изобразительного нужно уделять беседам о художниках и их произведениях, так как восприятие результата чужого творчества помогает детям в приобретении собственных творческих навыков, развивает духовно, воспитывает эстетический вкус. Обсуждая с детьми произведения искусства важно донести до них то, что каждое произведение – это результат раздумий художника, поиск ответа на поставленные жизнью вопросы.

        В VI – VII классах при изучении тем: «Вглядываясь в человека», «Великие темы жизни», «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства» мы беседуем о художниках эпохи Возрождения. Настраивая обучающихся на работу, учитель должен сказать о том, что человек, не знающий имен С. Ботичелли, С. Рафаэля, В. Тициана, Леонардо да Винчи, является духовно убогим. Рассматривая репродукции картин Леонардо да Винчи – одного из ярчайших представителей звездной плеяды художников эпохи Возрождения, учителю важно донести до своих воспитанников значение, глубину и эмоциональный настрой произведения. Отношение детей к увиденному во многом зависит от профессиональных умений  педагога анализировать произведение искусства. «Мадонна Литта», «Мона Лиза», «Тайная вечеря, «Мадонна Бенуа» приобретают новые краски и таинственное звучание благодаря рассказу-комментарию учителя о личной судьбе Леонардо да Винчи, о своеобразии эпохи, в которой творил Мастер. И какое счастье видеть в глазах ребят восхищение и осмысленное восприятие творений гениальных мастеров!

        Беседуя о картине «Мадонна Литта» необходимо обратить внимание на то, что художник работал над этим произведением пять лет. В образе Мадонны с младенцем художник прославляет земную женщину – мать, земные человеческие чувства. Каждая девочка – нераспустившийся бутон сказочного цветка, который через годы явится на свет прекрасной женщиной, подтверждающей слова Леонардо да Винчи, подобные маяку в тихой гавани: «Когда волны житейского моря выше горла – вспомните её и успокойтесь сердцем. Она – это каждая из вас в прекрасную минуту покоя». Обычно после такого рассказа, в классе несколько секунд стоит тишина, а значит дети уловили настроение художника, поняли его замысел.

        Рассматривая в VI классе портрет Моны Лизы, детям предлагается проанализировать это произведение и поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. Ничего не скроется от детских глаз. Они отмечают совершенное лицо Моны Лизы, красивые руки, волосы. Не остается незамеченным и то, что Джоконда изображена на фоне пейзажа. В конце урока целесообразно подчеркнуть, что настоящий художник умеет писать две главные вещи: человека и представления его души. Для того чтобы урок прошел на высоком уровне, необходимо расположить детей так, чтобы каждый ребенок мог свободно раскрыть свои чувства и переживания. К этому должен стремиться каждый учитель.

        В VII классе при изучении темы «Красота человека» детям предлагается поразмышлять о красоте вообще. Для создания эмоционального настроя учитель может рассказать древнюю легенду о том, что красота рождена в воде. Из морской пены появилась богиня любви и красоты Афродита. Нужно обратить внимание детей на то, что в Древней Греции и Древнем Риме на особом месте была красота человеческого тела, которая была воспета в произведениях выдающихся скульпторов античности: Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Невозможно не сказать о величайшем творении греческого поэта Гомера «Одиссея» и «Иллиада», где воспеваются подвиги человека, его красота, сила и мужество.

        В VI классе, при изучении темы «Портрет», необходимо обратить внимание на то, что некрасивых людей не бывает, каждый человек красив по-своему, к тому же нетрудно быть красивым, если у тебя выработан хороший вкус. Разговаривая о лице человека отмечаем, что абсолютно все в мире имеет свои пропорции и лицо человека тоже пропорционально. Заостряем внимание на том, что глаза являются «зеркалом души», то есть по глазам можно прочесть радость, печаль, горе, гнев. Если в качестве задания предлагается выполнение портрета одноклассника, то нужно помнить, что ребенок должен быть благожелательно настроен к своей натуре, поэтому для успешного творчества нужно позволить детям выбрать натуру самим. В этом случае портрет будет красивым и радостным. Фоном для работы должна быть музыка, которая создаст эмоциональный настрой для практической работы.

 

 

О себе

Никулина Елена владимировна учитель изобразительного искусства высшей категории. Образование высшее.Стаж педагогической работы учителя составляет 26 лет.

За время работы зарекомендовала себя ответственным, инициативным, творчески работающим учителем. За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания учащихся  в 2010 году награждена  Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, в 2012 году присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Использую в образовательном процессе современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, проблемного обучения, развития критического мышления, проектной деятельности учащихся 5-9 классов. Провожу уроки на высоком методическом уровне, качество знаний по преподаваемому предмету составляет 87%. С 2007 года   возглавляю методическое объединение учителей изобразительного искусства Кировского района. В 2010/ 2011 гг  являлась членом экспертной группы для проведения аттестации педагогических и руководящих работников. С 2008 года являюсь тьютором. В 2011 году награждена дипломом лауреата первой степени за участие в областном конкурсе «Нормандия-Неман». Большое внимание в своей работе  уделяю развитию творческих способностей учащихся. Мои ученики принимают активное участие в конкурсах рисунков различного уровня и традиционно становятся победителями. В 2015 году учащиеся  награждены дипломами победителей Международного проекта «Символ созидательной мечты», Международного конкурса "Невская палитра" и многих других. На протяжении 26 лет являюсь классным руководителем. Последнии 8 лет классным руководителем 10-11 классов.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

М,Булгаков "Мастер и Маргарита", " Сабачье сердце";Л.Н. Толстой " Война и Мир"; Ф.Достоевский "Братья Карамазовы", "Преступление и наказание", "Идиот"; А.Островский "Бессприданница"; П.Мельников "В лесах"

Мой взгляд на мир

 "Мне кажется справедливым, чтобы художник был одним из наиболее образованных и развитых людей своего времени…"И.Н.Крамской

Приоритетной целью художественного образования  в  школе  является  духовно - нравственное развитие ребенка. Воспитание эстетически развитой, гармоничной личности, умеющей ценить и понимать прекрасное.

Одной из главных целей преподавания изобразительного искусства является развитие у учащегося интереса к внутреннему миру человека, способности  осознания своих внутренних переживаний.

           

Мои достижения

За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания учащихся  в 2010 году награждена  Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, в 2012 году присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Использую в образовательном процессе современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, проблемного обучения, развития критического мышления, проектной деятельности учащихся 5-9 классов. Провожу уроки на высоком методическом уровне, качество знаний по преподаваемому предмету составляет 87%. С 2007 года   возглавляю методическое объединение учителей изобразительного искусства Кировского района. В 2010/ 2011 гг  являлась членом экспертной группы для проведения аттестации педагогических и руководящих работников. С 2008 года являюсь тьютором. В 2011 году награждена дипломом лауреата первой степени за участие в областном конкурсе «Нормандия-Неман». Большое внимание в своей работе  уделяю развитию творческих способностей учащихся. Мои ученики принимают активное участие в конкурсах рисунков различного уровня и традиционно становятся победителями. В 2011 году учащиеся  награждены дипломами победителей Международного проекта «Символ созидательной мечты», Международного конкурса "Невская палитра" и многих других.

 

Моё портфолио

              В  основе  обучения  профессиональной художественной деятельности, на  уроках  и  во внеурочное  время, лежит систематизирующий метод, который заключается  в  выделении  трех основных  видов: конструктивного (архитектура, дизайн), изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративного (декоративно- прикладные искусства). Освоение обучающимися языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно- творческой деятельности: обозрение и  восприятие произведений искусства и  воплощение собственных художественных замыслов в ходе творческих заданий.Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.

В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.

      Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).

      На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности. 

      Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.

      В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.). 

             Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.

      В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.

      Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).

      На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности. 

      Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.

      В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.). 

Каждый учитель должен строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы привлечь внимание со стороны учащихся к своему предмету и вызвать у них интерес к совместному творчеству. Это одна из составляющих залога обучения.

                    Я преподаю уроки изобразительного искусства по программе общеобразовательных учреждений «изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, рекомендованной Министерством образования и науки российской Федерации. Содержание этой программы продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно учащимся, как в детском, так и в подростковом возрасте. В своей работе я стараюсь руководствоваться принципом автора «Не каждый может стать художником, писателем и композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве». Сама программа предполагает глубокую художественную подготовку на уроках изобразительного искусства.  Мне нравится, что программа ориентирована на развитие художественного мышления, направлена на углубленное и целенаправленное приобщение обучающихся к  изобразительному, декоративно- прикладному искусству, архитектуре. Считаю, что под руководством творческого педагога, художественная деятельность в школе может стать трамплином для выбора профессии, связанной с изобразительным искусством.                    

Добавить грамоту в портфолио