Вакказова Елена Викторовна

Сайт воспитателя детского сада

Сто раз примерь, один раз отреж

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Проектная деятельность

Увлечения: Живопись

Регион: Самарская область

Населенный пункт: г. Похвистнево

Место работы: ГБОУ СОШ № 1 CП "Детский сад Ручеек"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-viktorovna-vakkazova

 

 

Влияние супружеских отношений на формирование

личности ребенка.

 

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиления;

- любовь деспотическая;

- любовь откупа.

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии  есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердце, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир.

У него складывается твердое убеждение о том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете. Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность.

В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцем совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и  он заботятся  обо всем, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он  - «квартирант», которому не дела до семейных проблем.

Огромное влияние на формирование ребенка оказывают отношения, которые складываются между его родителями, и которые он вынужден наблюдать, живя в семье. Во многом, именно родители служат эталоном, на который ребенок первоначально равняется, и вполне вероятно, что похожие отношения будут складываться в дальнейшем в его собственной семье.

Хронические супружеские конфликты. Относительно влияния супружеских конфликтов на формирование отклоняющегося поведения у ребенка существуют различные точки зрения.

М. Боуен в своей теории семейных систем говорит о том, что при  возникновении супружеского конфликта, дети могут быть относительно свободными в плане эмоций.

Они оказываются вне «эмоционального треугольника» и ситуация не наносит им никакого вреда. Нам это утверждение представляется сомнительным, хотя бы потому, что в большинстве дети называли постоянные конфликты между родителями. Причин такому влиянию может быть много. 

Во-первых, боясь потерять одного из родителей в результате развода, к которому могут привести повторяющиеся конфликты, ребенок добровольно становится «стабилизатором» семейной системы, т.е., использует для сплочения семьи собственное заболевание. Родители в такой ситуации бывают вынуждены «объединиться для спасения ребенка», и семья на какое то время становится сплоченной.

Во-вторых, при хронических конфликтах между супругами, один из них может попытаться найти поддержку и близость у ребенка, что приводит к формированию симбиотической связи, т.е. таких отношений между родителем и ребенком, при которой они становятся эмоционально полностью зависимы друг от друга.

В-третьих, если родители заняты выяснением отношений между собой, то ребенку уделяется гораздо меньше внимания, он оказывается на периферии семейной системы в ситуации эмоциональной отстраненности.

Так потребность ребенка в любви и эмоциональной близости оказывается неудовлетворенной, и это воспринимается как трагедия. В этом случае могут появляться соматические заболевания, психологические нарушения.

Перечисленные механизмы влияния супружеских конфликтов на психологическое здоровье ребенка не исчерпывают все их многообразие. Особенно тяжело переживается ребенком развод родителей и последующая жизнь в неполной семье. Дело в том, что при нарушении структуры семья, неизбежно возникает психологическая напряженность, и конфликтность отношений в семье увеличивается. Родитель в такой ситуации часто не в состоянии управлять воспитанием своих детей.

Наиболее опасной является ситуация, когда разведенные родители остаются эмоционально зависимы друг от друга и привлекают ребенка к выяснению отношений между собой, либо возлагая на него ответственность за сложившую ситуацию в семье.

 

 

Подготовила: Вакказова Е.В.

           

 

 

О себе

Целеустремленная.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Война и мир

Мой взгляд на мир

Позитивный

Мои достижения


Моё портфолио

Ребенок 3-4 лет встает на новую ступень развития. Этот возрастной период является переходным из раннего детства в средний дошкольный возраст. Перед педагогами стоит сложная задача- подготовить детей к этому, вооружить знаниями, обогатить впечатлениями.

Очень важно не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребностях в движении, смене деятельности даже в рамках занятия.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы