лотарева елена викторовна

сайт учителя-логопеда

логопед это - не профессия, логопед-это образ жизни

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: Инновационные подходы к развитию дошкольников.

Увлечения: семья, путешествия

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБДОУд\с 123

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-viktorovna-lotareva
Тот, кто не смотрит вперед, остается позади.

О себе

 Меня зовут Елена Викторовна. Я  работаю учителем-логопедом в ДОУ №123 в городе Санкт-Петербурге и рада приветствовать Вас. 

Мой педагогический стаж 21 год, стаж работы логопедом  15 лет.

Работаю по специальности учитель-логопед в Государственном дошкольном учреждении и думаю, что вместе мы сможем помочь ребенку, выберем самый интересный и плодотворный путь его развития.

Мое профессиональное кредо: «Успех ребенка-это успех моей работы».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Грин "Алые паруса", Каверин "Два капитана", Бунин

Мой взгляд на мир

Дари улыбку окружающим и она к тебе вернется

Мои достижения

·  

Моё портфолио

Что нужно знать родителям

Когда нужно забеспокоиться?


 

Любящие и заботливые родители всегда внимательно относятся к развитию своего ребёнка, их интересует, всё-ли в порядке с их отпрыском, соответствуют ли его достижения нормам, характерным для его возраста. И, конечно, речь ребёнка – это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Речь-это незаменимый инструмент мышления, познания мира людей и вещей, общения и, наконец, социального вливания в общество. Поэтому нельзя относиться к каким-либо проблемам в речевом развитии ребёнка равнодушно, нельзя их игнорировать и надеяться на «авось исправится само собой». Такое отношение родителей может привести к серьёзным осложнениям на пути освоения сыном или дочерью родного языка, и проигнорированные пробелы накладываются один на другой, образуя целую пирамиду препятствий, мешающих гармонично развиваться, общаться, обучаться.
Речь, как психический процесс, состоит из четырех основных компонентов, благодаря которым возможно овладение развитой связной речью:
1. Фонетический (иными словами, звукопроизношение, звуковая культура речи) – владение фонетической системой родного языка, умение произносить звуки согласно акустическим и артикуляционным нормам русского языка, а также способность произносить слова с разной степенью сложности по составу звуков.
2. Фонематический – умение слышать, различать, выделять в потоке речи звуки, способность анализировать, разбирать слова на звуки, как на кирпичики, и, наоборот, синтезировать слова, собирать их из определённых звуков.
3. Лексический - знание и понимание слов как смысловых единиц языка ( пассивный словарь) и умение их использовать в собственной речи (активный словарь).
4. Грамматический – умение правильно, согласно законам русской грамматики, изменять слова, образовывать, сочетать между собой.
Любой из выше названных компонентов равнозначно важен, и если есть недоразвитие в одном из них, необходима специальная коррекционно-развивающая работа.
Пробелы лексического, грамматического, фонематического характера могут попробовать устранить сами родители с помощью активного общения, чтения книг, развивающих игр, пособий, которых немало в современных магазинах. Но проблемы в звукопроизношении может решить только один специалист – логопед – педагог, специально обученный помочь ребёнку наиболее оптимально и безболезненно преодолеть трудности в овладении неподдающимися, «строптивыми» звуками.
Чтобы знать, нужна ли ребёнку логопедическая помощь, важно ознакомиться свозрастными нормативами в становлении звукопроизношения у ребёнка, т.е. со сведениями, когда и какие звуки должны появиться, а какие не обязаны быть в его арсенале.
 

 


Итак, ребёнок очень рано начинает произносить некоторые звуки - после 1 месяцажизни. Это - подобие гласных А, Э, Ы, которые получаются рефлекторно и неосознанно. Язык в положении лёжа не активен, и у младенца он закидывается назад, поэтому ему удаются заднеязычные звуки – К, Г, Х. Этот период в речевом развитии малыша называется- гуление. После 4 месяцев младенец начинает озознанно пробовать себя в произношении отдельных звуков, а к 5-6 месяцам у него удаются слоги – ПА, МА, БА, к 8 месяцам – ТА, ДА. Период речевого развития с 4 до 10 месяцев называется – лепет. С10 до18 месяцев у малышей появляются первые слова, и к этому моменту они могут произносить все гласные:А, О, У,И, Э, Ы; губно-губные согласные П,Б,М; передне-язычные Т,Д,Н; среднеязычный Й, зубно-губные В,Ф заднеязычные К,Г,Х(они появляются позже всех, т.к.их артикуляция не видна ребёнку).
К 3 годам у малышей должны появиться свистящие звуки –С,З,Ц. Если их нет к этому возрасту, пора родителям забеспокоиться. Интересно, что в 1,5-2 месяца дети могут вместо С использовать Т’(ТЬ), напр. «тёк» вместо «сок», потом заменять на Т («ток»), затем они говорят «сёк» и только к 2,5-3годам выдают идеальный «сок». То же происходит со звуком З: сначала вместо «зуб» -«дюб», потом «дуб», затем «зюб», и, наконец, «зуб». Для некоторых малышей в 3 года характерно смягчение согласных звуков( напр., «тапки»-«тяпки», «мышка» - «миськя»), в том числе и свистящих, но к 4- 4, 5 годам такое явление должно исчезнуть в норме. 
К 4-5 годам у детей должны появиться шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ. До этого момента характерна замена шипящих другими звуками, а именно Ш заменяется на С («шапка» - «сапка»), Ж – на З («жук» - «зук»), Ч – на Т’, Ц («чайник» - «тяйник»), Щ – на С’ («щётка» - «сётка»). Подобные замены являются возрастной нормой, но только до 5 лет. 
Когда появляется новый звук, сперва он произносится не во всех словах, и от ребёнка можно услышать « жук зуззыт» или «щенок тасит сётку». В таких случаях нужно помочь сыну или дочери услышать свои ошибки, почаще поправлять, и постепенно новый звук приживётся в детской речи.
К 5-5,5 годам могут появиться сонорные звуки – Л’, Л. Сперва ребёнок начинает произносить мягкий Л’, и только потом осваивает твердый Л. Пока отсутствует Л, дети заменяют его мягким вариантом, и это вполне нормальная замена («лодка» - «лёдка»). 
В самую последнюю очередь, к 6 годам детский речевой аппарат становится способен воспроизводить сонорные звуки – Р, Р’, т.к. это самые сложные звуки по артикуляции, и язычок должен быть хорошо натренирован. К сожалению, многие родители, не зная выше перечисленных возрастных нормативов в развитии детского звукопроизношения, хотят, чтобы их, например 3-4-летний малыш уже «рычал», и ребёнок, чтобы угодить маме и папе начинает это делать, но не языком, а т.н. горловым способом (как француз). «Французский » звук Р по акустическим характеристикам очень похож на правильный переднеязычный аналог, и ребёнок привыкает использовать искажённый звук, к ,большому сожалению, для любого логопеда. Каждый логопед знает, что проще ставить звуки, когда их вовсе нет, чем отучать своего подопечного использовать уже привычный искажённый звук.
 

 

Конечно, каждый ребёнок это неповторимая индивидуальность, его развитие может иметь свои особенности, не укладывающиеся в выше перечисленные возрастные нормативы. И прекрасно, если малыш опережает нормы и начинает чисто произносить звуки раньше положенных сроков. Как правило, это случается в семьях, где очень внимательны к речи своего сына или дочери, и много общаются с малышом. Но, к сожалению, в последние годы диагноз «НПОЗ» (нарушение произношения отдельных звуков) приходиться ставить всё большему количеству дошколят, и часто первоклашки идут в школу с пробелами в звукопроизношении, что весьма опасно для его письменной речи! 
Поэтому, хочется обратиться к вам, уважаемые родители!
Не оставляйте без внимания речь вашего ребёнка! 
Не игнорируйте проблемы в звукопроизношении вашего сына или вашей дочери! 

Обращайтесь ежегодно к логопедам для профессиональной консультации и следуйте всем его рекомендациям! 
Таким вниманием вы ещё раз докажете свою любовь к ребёнку, и поможете ему стать уверенной, самодостаточной, полноценной личностью!

 

Что должен уметь выпускник
подготовительной логопедической группы


 

 

 

 

I. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Ребёнок должен чисто произносить все звуки, согласно нормам русского языка, и владеть навыком самоконтроля за своим звукопроизношением.

II. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ 
Будущий школьник должен свободно произносить трёх-, четырёх-, пяти-и шестисложные слова со сложной звуко-слоговой структурой (напр. «динозавр», «градусник», «перекрёсток», «температура» и т.п.), а также справляться с предложениями, содержащими подобные слова (напр. «Водопроводчик чинит водопровод», «Волосы подстригают в парикмахерской», «Регулировщик регулирует уличное движение»).

III. НАВЫКИ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
1. Ребёнок должен уметь подбирать слова на заданный звук (напр. слова, начинающиеся на мягкий звук «Р’»: рябина, речной, рюкзак, ремень, резать и т.д. или слова, заканчивающиеся на твёрдый «К»: люк, мак, пиджак, гамак ит.д.)
2. Уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, а также выделять их из слова.
3. Уметь проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска, машина. План анализа:

• Называется звук
• Определяется гласный или согласный
• Звонкий или глухой
• Твёрдый или мягкий

4. Иметь представление, что звуки Ц, Ш,Ж- всегда твёрдые, а Ч,Щ- всегда мягкие; буквы Ь,Ъ не обозначают звуков.
5. Уметь определять количество слогов в словах, знать правило – «сколько гласных в слове, столько и слогов».
6. Уметь анализировать предложения без предлогов, с простыми( по, из, в, на и т.п.) и сложными предлогами (из-за, из-под). Определять, какое первое слово, второе и т.д.Знать правило написания предложений –«Первое слово пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.» Уметь составлять графические схемы предложений. | .
7. Знать известные правила правописания: «ши –жи пиши с буквой И», «ча-ща пиши с буквой А», «чу-щу пиши с буквой У».

IV. ГРАМОТА
1. Уметь «печатать» (т.е. писать печатными буквами) и читать слоги, слова, предложения.
2. Уметь выкладывать буквы из палочек, шнурочков, бусин, лепить из пластилина, «рисовать» в воздухе.
3. Уметь разгадывать ребусы, решать детские кроссворды.
4. Различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
5. Уметь правильно называть буквы русского алфавита, знать алфавит.

V. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
1.Активный словарь ребёнка должен быть наполнен существительными, глаголами, прилагательными, наречиями в рамках изученных в течение учебного года тем (напр. «Фрукты», «Зимующие птицы» и т.п.). Будущий первоклассник должен легко находить слова для обозначения предметов, действий и признаков в нужном контексте.
2. Должен знать и уметь пользоваться обобщающими понятиями (напр. «мебель», «транспорт», «овощи», «дикие животные», «обувь» и т.п.
3.Уметь называть части тела различных живых существ, неживых предметов.
4.Уметь подбирать антонимы, т.е. слова с противоположным значением (напр. «высокий – низкий», «узкий – широкий», «холодный – горячий» и т.п.).
5. Знать прилагательные, образованные от названий геометрических фигур (напр. «овальный», «треугольный» и т.д.).
6. Понимать переносное значение слов(напр. «ласковый ветер», «кусачий мороз», «плачет дождик» и т.п.)

VI. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1.Уметь образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (напр. «дерево – деревья», «карандаш- карандаши», «окно – окна» и т.п.).
2. Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (напр. «кислая клюква», «ароматное яблоко» и т.п.).
3. Уметь образовывать и практически употреблять глаголы в единственном и множественном числе (напр. «сеет – сеют»). 
4. Уметь согласовывать числительные с существительными и прилагательными (напр. «два жёлтых цыплёнка – пять жёлтых цыплят»).
5. Уметь образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные (напр. «лисий хвост», «щучья голова», «лошадиные копыта»).
6. Уметь образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (напр. «ситцевое», «вишнёвый», «металлический»).
7. Уметь использовать в речи простые и сложные предлоги.
8. Уметь образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками (напр. «пересаживать», «подкармливать», «отъезжать» и т.п.

VII. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ 
1.Уметь активно участвовать в диалоге со сверстниками и взрослыми, пользоваться полными фразами для высказываний – вопросов, ответов, реплик.
2. Владеть навыком связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии картинок, творческих рассказов, рассказов из личного опыта.
3. Обладать навыком полного и краткого пересказа.
4.Уметь использовать распространённые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения .


 

·               

·              

·               

·               

·               

·               

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы