Главные вкладки
Елена Аркадьевна Мотовилова
сайт музыкального руководителя
Профессия: Музыкальный руководитель
Профессиональные интересы: раскрытие безграничного человеческого потенциала
Увлечения: руководитель фолк-группы "УСЛАДА"
Страна: Россия
Регион: Челябинская область
Населенный пункт: Чебаркуль
Место работы: МБДОУ "ДС 26"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-arkadevna-motovilovaКаждый ребёнок талантлив, это проверено на практике, не бывает не талантливых детей, бывают родители и педагоги, они должны увидеть те скрытые способности, которыми наделён каждый ребёнок с рождения.
О себе
Мотовилова Елена Аркадьевна - музыкальный руководитель с августа 1997 года. Окончила музыкальное училище культуры и исскуств г.Миасс в 1997г. по специальности преподаватель, руководитель творческого коллектива ; Институт специальной психологии и педагогики им Р.Валленберга в 2002г. по специальности специальный психолог; в 2018г прошла профессиональную переподготовку в АНО "Академии дополнительного профессионального образования" присвоена квалификация - учитель логопед. В 2019 году подтвердила установление высшей квалификационной категории педагогическим работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Работаю музыкальным руководителем в МБДОУ "д.с. 26" г. Чебаркуля
Мой взгляд на мир
Я люблю детей за их простоту, за их открытые и светлые глаза, за их готовность верить в чудеса!
Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью, и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств , а от самого себя!!!
Мои достижения
Моё портфолио
Индивидуальный план
научно-методической работы педагога
на 2019-2020 учебный год.
Фамилия , имя, отчество: Мотовилова Елена Аркадьевна
Образование: высшее
Вид деятельности: музыкальный руководитель
Курсы переподготовки: май 2017 года
Методическая тема: «Музыкально-театрализованная деятельность-как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Сроки и работы над темой: сентябрь 2019г. - май 2020 г.
Основные цели и задачи по теме:
Цель: Развитие у детей творческих способностей в музыкально -театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку.
4. Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры.
5. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
6. Снимать зажатость и скованность.
7. Создать условия для развития творческой активности детей.
8. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
9. Пополнить и активизировать словарь детей, познакомить детей с основными театральными терминами.
7. Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.
8. Повышение доверия к педагогам.
9. Научить ребёнка самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности.
8. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой и музыкальной деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
9. Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли, сказки, сценки, постановки кукольного театра.
Литература по теме:
1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
3.Асафьев Б.В. «О музыкально - творческих навыков у детей». Ленинград, 1975.
4.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, – 2006.
5.Буренина А.И. «Коммуникативные танцы». С.-Петербург: Музыкальная палитра, 2004.
6.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
7.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
8.Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М.: Просвещение, 1967
Мерзлякова С.И. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / М., 1999.
9.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.
Практический выход:
Праздник «Пчелки-добрые подружки»
Праздник - проект «Край, в котором ты живёшь»
Развлечение «Репка- именинница», «Вот так овощ!»
Праздник «Заюшкина избушка», «Мороз Иванович», «Щелкунчик»
Развлечение «Серое ушко»
Игра- драматизация «Волк и семеро козлят», «Зайка выздоровел»
Праздник «Красная шапочка»
Праздник «Фестиваль красоты»
Праздник «Этих дней не смолкнет слава!»
Проект «Моя родина-Россия!»
Когда и где планируется выступить по теме:
*Консультация для педагогов: «Волшебный край – театр!»
*Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей города
Индивидуальный план
научно-методической работы педагога
на 2020-2021 учебный год.
Фамилия , имя, отчество: Мотовилова Елена Аркадьевна
Образование: высшее
Вид деятельности: музыкальный руководитель
Курсы переподготовки: май 2017 года
Методическая тема: « Сказка в музыке, как средство развития речи и музыкально-творческого потенциала старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности »
Сроки и работы над темой: сентябрь 2020г. - май 2021 г.
Основные цели и задачи по теме
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством сказок.
Создание социальной ситуации развития детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности, формирования основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
- Систематизировать опыт работы по теме.
- Подготовить материал для работы с детьми.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
- Разработать картотеки по развитию речи.
- Выявить возможность использования русских народных и других сказок на занятиях и в повседневном общении.
- Разработать систему мероприятий для детей дошкольного возраста на основе использования сказок.
- Теоретически обосновать тему проекта «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения; Разработать модель организации работы в проекте «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 6-7лет.
- Приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы;
- проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
Создание условий для:
- музыкально-эстетического сознания;
- творческого воображения;
- ассоциативного мышления;
- коммуникативности;
- эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;
- Накопления ребёнком опыта восприятия искусства через образы сказок;
- Обогащения словаря детей;
- Освоения выразительного, эмоционального чтения;
- Освоения вокально-хоровых навыков, сольного пения;
- Знакомства с образцами классической музыкальной культуры.
- Активизации проявлений творчества в передаче сказочных образов;
- Воспитания осознанного отношения к восприятию музыки и художественной литературе;
- Становления самопознания и положительной самооценки;
Предполагаемые результаты
- Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Получение первого опыта самооценки.
- Творческое самовыражение воспитанников.
- Овладение детьми грамматической структурой язык;
- Сформирована диалогическая и монологическая речь;
- Обогащен и активизирован словарный запас ребенка;
- Сформирован устойчивый интерес к русскому фольклору;проявление активности на всех этапах ознакомления детей с фольклором.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Формы работы с детьми: мониторинг по образовательной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Формы работы с педагогами: изучение нормативных документов;
Выбор и определение темы самообразования;
Планирование работы по теме самообразования. Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников».
Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.).
Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.
Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр.
Подбор и разработка музыкальных игр, способствующих речевому развитию.
Изготовление дидактических игр по сказкам.
Изготовление масок для героев сказок.
Формы работы с родителями: родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами музыкального воспитания в соответствии с ФГОС».
Консультация для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку».
Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».
Практический выход:
Праздник «Фруктовый переполох»
Праздник - проект «Люблю тебя, Уральский край!»
Квест «Пропавшие сказки», развлечение «Вот так овощ!»
Праздник «Зимнее путешествие Колобка», «Морозко», «Как Иван Новый год спасал»
Развлечение «Серое ушко» «Петушок и бобовое зернышко» «Сказки-шумелки»
Игра- драматизация «Волк и семеро козлят», «Зайка выздоровел»
Праздник «Красная шапочка»
Праздник «Фестиваль красоты»
Праздник «Этих дней не смолкнет слава!»
Проект «Сказка в музыке»
Когда и где планируется выступить по теме:
*Консультация для педагогов «Сказки-шумелки и их влияние на развитие речи детей дошкольников»
*Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей города
*Открытое занятие
Выводы по окончании работы:
У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.
Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца), как следствие развивается речь ребенка.
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.
Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
Изучение методической литературы по теме СО
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
- Васильева Л «Развитие речи» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
- Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
- Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
- Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
- Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.
- https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
- https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
10.Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М.: Просвещение, 1967
Мерзлякова С.И. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты
занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с
дошкольниками / М., 1999.
11.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-
дети».-М.: АРКТИ, 2004.
Выводы по окончании работы:
У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.
Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).
Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.
Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
Индивидуальный план
научно-методической работы педагога
на 2021-2022 учебный год
Ф.И.О. : Мотовилова Елена Аркадьевна
Образование: высшее
Вид деятельности: музыкальный руководитель
Курсы переподготовки: 30.11.2020г
Методическая тема: «Музыка, как средство развития речи дошкольника»
Цель: активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха, создание условий для музыкально-творческой работы.
Создание образовательного пространства, направленного на повышение качества дошкольного образования для формирования общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности в соответствии с требованиями современной образовательной политики, социальными запросами и потребностями личности ребёнка и с учетом заказа родителей.
Задачи: активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи; обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества; расширять степень включенности педагогов в реализацию индивидуальной работы с детьми; активизировать речевое развитие дошкольников посредством художественной литературы.; систематизировать в ДОУ работу по патриотическому воспитанию дошкольника.
Ожидаемый результат: воспитание интереса и любви к музыке, развитие связной речи, развитие способностей к импровизации(песенным, инструментальным, и танцевальным); активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения); эмоционально и выразительно исполнять песни, танцы, стихи; привить желание придумывать музыкальные сказки, сочинять танец, и др; проявлять творческий интерес к театральной деятельности
Форма самообразования: индивидуальная и групповая
Формы работы с детьми: организация воспитательного и образовательного процесса; организация предметно- развивающей среды; музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ.
Формы работы с педагогами: индивидуальные и групповые консультации: проводятся 1 раз в 2 недели: знакомство с задачами предстоящих занятий,усвоение репертуара (проверяется ,как воспитатель исполняет детские песни, пляски), Продумывание форм индивидуальной работы с детьми, Продумывание внесения музыки в быт, Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.
Формы работы с родителями: посещение родительских собраний; знакомство родителей с планом работы в НОД «Музыка»; анкетирование - «Одарённость вашего ребёнка»; интервьюирование родителей по теме «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребёнка вам необходима?»; консультации для родителей; фото-отчёты для родителей на сайте ДОУ.
Практический выход:
Праздники: «Чиполлино»; «Капустки»; «Муха-цокотуха»; «Котики и кошки»; «Проказница Клякса»
Проект: «Краски Осени»
Развлечения: «Ромашка»; «Как жили люди на Руси»; «На героя и слава бежит»; «Милости просим, гости дорогие!»; «В краю берёзовом»; «Сказки - шумелки»
Когда и где планируется выступить по теме: консультация для педагогов «Музыкальные игры на занятиях, как средство развития речи»; консультация для родителей «Речевое дыхание»; открытые мероприятия; выступление на МО.
Изучение методической литературы по теме:
«Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста» А.Колесник;
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.-252с.
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи- СПб.:Детство-пресс, 1999.- 64 с.
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие.-СПб.: Издательство«Музыкальная палитра», 2004.-56 с.
Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 160 с.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -272 с.
Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии: музыкальная арт-терапия для детей. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. -96 с.
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»: Планы занятий- М.: Мозаика-Синтез, 2011.-142с.
Деркунская В.А. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» в образовательном процессе детского сада/ Справочник музыкального руководителя №3 , 2013. – 80 с.
Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: РАО, 1997.- 136 с.
Дранков В.Л. О природе художественного таланта. Дис. канд. психол. наук.– Л., 1976.- 180 с.
https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
Индивидуальный план
научно-методической работы педагога
на 2022-2023 учебный год
Ф.И.О. : Мотовилова Елена Аркадьевна
Образование: высшее
Вид деятельности: музыкальный руководитель
Курсы переподготовки: 30.11.2020г
Методическая тема: «Профориентационная работа с детьми в ДОУ через музыкально-театральную деятельность»
Цель: знакомство детей с профессиями связанными с музыкальной деятельностью.
активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха, создание условий для музыкально-творческой работы.
Создание образовательного пространства, направленного на повышение качества дошкольного образования для формирования общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности в соответствии с требованиями современной образовательной политики, социальными запросами и потребностями личности ребёнка и с учетом заказа родителей.
Задачи: Образовательные – расширить знания детей о музыкальных профессиях; композитор, дирижер, певец, танцор, звукорежиссер, учитель музыки, музыкальный руководитель и совместно с родителями дома, на занятии найти, обьяснить, рассказать об обязанностях, значимости, необходимости данных профессий
- Развивающие – развивать познавательный интерес, образную речь, речевое и певческое дыхание, упражнять в выполнении песен, танцев, игр;
- Воспитывающие – воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательность, навыки культуры поведения, представить детям возможность оценить полученные знания, достижения;
- Коррекционно – оздоровительные – снять мышечное и психологическое напряжение, способствовать сохранению здоровья детей посредством выполнения музыкально-творческих действий.
активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи; обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества; расширять степень включенности педагогов в реализацию индивидуальной работы с детьми; активизировать речевое развитие дошкольников посредством художественной литературы.
Ожидаемый результат:
Знания о разнообразии профессий музыкантов; представляют, попробуют себя в образе представителей разных музыкальных профессий; воспитание интереса и любви к музыке, развитие связной речи, развитие способностей к импровизации(песенным, инструментальным, и танцевальным); активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения); эмоционально и выразительно исполнять песни, танцы, стихи; привить желание придумывать музыкальные сказки, сочинять танец, и др; проявлять творческий интерес к театральной деятельности
Форма самообразования: индивидуальная и групповая
Формы работы с детьми: организация воспитательного и образовательного процесса; организация предметно- развивающей среды; музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ.
Формы работы с педагогами: индивидуальные и групповые консультации: проводятся 1 раз в 2 недели: знакомство с задачами предстоящих занятий, усвоение репертуара (проверяется ,как воспитатель исполняет детские песни, пляски), Продумывание форм индивидуальной работы с детьми, Продумывание внесения музыки в быт, Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.
Формы работы с родителями: посещение родительских собраний; знакомство родителей с планом работы в НОД «Музыка»; анкетирование - «Одарённость вашего ребёнка»; интервьюирование родителей по теме «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребёнка вам необходима?»; консультации для родителей; фото-отчёты для родителей на сайте ДОУ.
Практический выход:
Праздники: «Как Иван Осень спасал»; «Зеркало Кощея»; «Котики и кошки»; «Муха-цокотуха»; «Такая профессия –Родину защищать»; «Звёздный Выпускной»
Проект: «С музыкой по жизни»
Музыкально-театрализованное представление «По щучьему велению» для МО города
Развлечения: «Как жили люди на Руси»; «На героя и слава бежит»; «Милости просим, гости дорогие!»;
Когда и где планируется выступить по теме: консультация для педагогов «Профориентационная работа с детьми в ДОУ через музыкально-театральную деятельность»;
консультация для родителей «Сыграем в оркестр дома!»; открытые мероприятия.
Изучение методической литературы по теме:
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.- М.:ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48с.
ЩеткинА.В. «Театральная деятельность в детском саду» для занятий с детьми 6-7 лет в детском саду. «Мозаика-синтез» Москва 2007 год.
Чистякова М.И. Психогимнастика — М., 1995
Чурилова Э. Г.Программа «Арт-фантазия»
«Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста» А.Колесник;
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.-252с.
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи- СПб.:Детство-пресс, 1999.- 64 с.
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие.-СПб.: Издательство«Музыкальная палитра», 2004.-56 с.
Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 160 с.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -272 с.
Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии: музыкальная арт-терапия для детей. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. -96 с.
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»: Планы занятий- М.: Мозаика-Синтез, 2011.-142с.
Деркунская В.А. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» в образовательном процессе детского сада/ Справочник музыкального руководителя №3 , 2013. – 80 с.
Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: РАО, 1997.- 136 с.
Дранков В.Л. О природе художественного таланта. Дис. канд. психол. наук.– Л., 1976.- 180 с.
https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.