Егорова Людмила Викторовна

Сайт воспитателя

Моя работа - любовь с заботой!

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Использование сказочных сюжетов в развитии РЭМП

Увлечения: Творческие поделки, сделанные своими руками

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Место работы: ГБДОУ Детский сад № 24 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт -Петербург

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/egorova-lyudmila-viktorovna
Наивысшее призвание женщины — материнство. Становясь матерью, женщина открывает в себе самые лучшие качества: нежность, теплоту, доброту, любовь, заботу, терпение, самопожертвование и становится самым главным человеком в жизни. Мама — это звание вечности!
Егорова Л.В.

Развитие ребенка от четырёх до пяти лет

 

Начиная с 4-5 лет, ребенок вступает в, так называемый дошкольный период развития. Именно в этот период появляются первые предпосылки созревания и зарождаются те способы взаимодействия с миром, которые будут необходимы ребенку в его дальнейшем обучении. К пяти годам происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей малыша.

Немного о физиологии

За счет интенсивного развития мышц и скелета, ребенок приобретает более видимые очертания своего тела и половой принадлежности. К примеру, у мальчиков становятся шире плечи, у девочек - таз. Позвоночник и сердечно-сосудистая система все более соответствуют форме взрослого человека. За счет этого, организм ребенка становится более приспособлен к физическим нагрузкам, также повышается  и его иммунитет. Масса головного мозга, начиная с рождения, увеличивается почти в 3 раза.

В связи с этим совершенствуется координация движений, общая и мелкая моторика, тактильная чувствительность. Поэтому, к пяти годам ребенок: хорошо бегает и прыгает, ходит на носках, ловит мяч, катается на двухколесном велосипеде, может стоять и кататься на коньках.

Пятилетние дети должны уверенно держать в руке карандаш, владеть ножницами, писать буквы и числа, обводить рисунки по контуру, рисовать красками, воспроизводить геометрические фигуры по образцу и лепить из пластилина (разумеется, не исключается и другая ручная умелость).

Особенности речи

С 4-х до 5-и лет словарный запас ребенка уже превышает 2000 слов. Пятилетки не только умело используют фразы и предложения, но и, подключая свое богатое воображение, сами придумывают некоторые слова и названия, часто вызывая при этом улыбки взрослых.

В этом возрасте дети во всем ищут разумное объяснение и «вытекающие» последствия. Владение речью при этом, помогает ребенку формулировать интересующие его вопросы. Так у детей появляется любимый вопрос: «Почему?»

Часто создается впечатление, что ребенок начинает получать удовольствие от речи. Он может не только долго и тщательно слушать объяснения и разговоры взрослых, но и сам подолгу и без умолку, говорить (иногда даже сам с собой). Добытую таким образом информацию ребенок часто пересказывает другим людям или даже игрушкам, демонстрируя еще одно свое умение - способность к подражанию.

Быть на кого-то похожим

В моменты подражания ребенок становится крайне серьезен и уверен в себе. Так он старается походить на взрослых и приобщиться к их миру, стараясь получше узнать и понять его. Родители должны знать, что в 5 лет дети впервые учатся строить партнерские отношения! Так у ребенка появляется потребность не только все делать вместе с родителями, но и желание знать об их дальнейших планах - главное принимать в любом деле равноправное  участие. Давать советы и комментировать деятельность родителей и других близких, желание узнать их секреты - все это становится планами маленького партнера.

Формированию такой особенности пятилетнего ребенка прежде всего способствует развитие психических процессов (внимания, памяти, мыслительной деятельности), которые позволяют ему не только делать самостоятельные суждения, но и высказывать свое мнение.

Развитие высших эмоций

Большую роль в становлении личности ребенка играет созревание  эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежде радостные эмоции от общения с окружающими постепенно перерастают в более сложное чувство симпатии и привязанности. Так начинает складываться система эмоциональных отношений.

К пяти годам  впервые начинают формироваться нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно появляется новое ценное приобретение - это чувство совести. Впервые ребенку может стать стыдно, а также по-настоящему жалко кого-то. Грустные истории, жалостливые фильмы или просто увиденная в реальности несправедливость - все это может надолго запомниться ребенку и вызвать самые разные переживания и слезы.

Не исключено, что связанные с чем-либо тревоги в этом возрасте могут вызывать страхи. В основном, это страх за тех, к кому ребенок привязан, а также, страх потерять любовь этих значимых людей. Так появляется новая угроза в сознании пятилетки - это страх смерти себя или другого близкого человека. Поскольку тема смерти воспринимается ребенком тоже как несправедливость, то подобные вопросы и размышления становятся одним из таких переживаний, которые вызывают жалость, тревогу и чувство вины.

О чувстве вины хотелось бы сказать несколько слов, поскольку излишнему его формированию часто способствуют сами родители: дело в том, что в 5 лет ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки своей самостоятельности, чтобы походить на взрослого. От того, как реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, играть в игры и что - то исследовать) вырабатывают предприимчивость. Готовность родителей отвечать на вопросы, не мешать фантазировать и затевать игры помогают закрепиться этому качеству и сформировать целеустремленность и желание действовать в будущем.

Если же, взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна, глупа, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя неуверенно и виновато, унося это чувство вины во взрослую жизнь.

Развитие игровой деятельности

Пятилетке все также необходимо предоставлять возможность для игры. В этом возрасте игра становится все более сложной, она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее обдумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют их выполнение.

Т.о., в игре, ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам и соблюдая очередность. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости и дисциплинированности, развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Именно в игре ребенок моделирует жизнь взрослых, открывая для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.                     

Жить можно дружно и втроем

Говоря о пятилетних детях, хотелось бы еще упомянуть тему соперничества, которая неизменно возникает во взаимоотношениях, как важный маячок психического развития.

Вдруг наступает борьба против третьего лишнего, тесно связанного в этом возрасте с понятием «Эдипов комплекс». В психоанализе это понятие означает любовь и интерес к родителю противоположного пола. И на самом деле, часто можно услышать о желании мальчика «жениться на маме, когда вырасту», или девочки - нарядиться в мамины вещи и «стать красивее, чем она». Оно и понятно, ведь пятилетний ребенок ощущает себя достаточно взрослым, стараясь подражать родителям и быть с ними наравне.

Так, мальчик начинает искать другой тип отношений с матерью, он уже не желает быть всего лишь ребенком в семейном треугольнике. В связи с этим, у сына возникает фантазия о том, что он должен стать мужчиной таким же, как папа, а лучше вместо него («ведь мама то у нас одна»). И даже, если отец любим и обожаем, рано или поздно, все равно, возникает борьба за то, кому же все -таки принадлежит мама.

Соперничество с большим и сильным папой вряд ли под силу любому мальчику (даже, если в своих фантазиях он супер-герой), понимая это «маленький мужчина» может реагировать тревогой или агрессией по отношению к отцу.

Учитывая эти особенности, родители, даже в шутку не должны противопоставлять одного члена семьи другому и объединяться по двое. Папа не должен говорить дочери, что они с ней могут «обойтись без мамы», даже если девочка старается угодить отцу, играя роль хозяйки. Также и мама не должна всякий раз обсуждать папу в присутствии мальчика, делая предпочтение паре «я и мой сын». Помните, что на этом этапе, ребенок должен научиться формировать отношения в триаде - т.е. мама, папа и я. Важно научиться  ценить каждого члена семьи, не перетягивая кого-либо на свою сторону и строить с ними нормальные партнерские отношения.

Ребенок, который научился делать это в семье, не станет возводить коалиции против другого третьего, ему не нужно будет манипулировать и соперничать с другими, ради своего собственного признания. Он должен понять на опыте своей семьи, что его берут в свою компанию просто потому, что любят и ценят, так же, как и других домочадцев, потому что у каждого есть свои достоинства.

Как же развивать ребенка, учитывая его возрастные особенности?

Прежде всего, предлагайте ему интересные виды деятельности, например игры: познавательные, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, а также «устные» на развитие воображения. Окружите ребенка развивающей средой, не заставляя при этом корпеть над занятиями, поскольку необходимые для этого функции у него еще не сформированы. Все познавательное развитие, в том числе и обучение чтению должно быть интересным и преподноситься по  обоюдному согласию.

Ребенок должен расширять кругозор с помощью познавательных бесед, наблюдений за природой, животными, не забывая также и об изучения мира людей и их взаимоотношений. Это подходящее время для эстетического развития: занятия танцами, рисованием, пением, походов в музеи и театры. Не забывайте также и про спорт. В этом возрасте дети начинают приобщаться к определенному виду спорта, однако у вас еще много времени, чтобы попробовать разные направления и выбрать то, что подойдет ребенку. Помните, что приобщить пятилетку будет гораздо проще, если вы займетесь общим с ним делом и будете вместе заняты его исследованием, ведь вы для ребенка теперь непросто родители, теперь вы - партнеры!

Развитие ребенка от пяти до шести лет

Продолжая серию статей о развитии ребенка, мы постепенно подошли к возрастному периоду 5-6 лет. Этот период называется старшим дошкольным, как и группа детского сада для шестилеток. Поэтому,  абсолютно закономерно, что в это время организм  ребенка как бы «дозревает», а его психические процессы и особенности приобретают свое качественное своеобразие.

Физическое развитие

Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы явно заметите, как он изменился. Его движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице. Он также хорошо управляется с мячом и может прыгать через скакалку.

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".

Более трудным для шестилетки является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела, так как у него все еще  преобладает наглядно -  образное мышление. Однако,  постепенно развивается и его более сложная форма,  -  словесно-логическое мышление, которое тесно связано с речью.

Речевое развитие

На шестом году жизни ребенка следует обратить серьезное внимание на развитие  его речи. В пять лет ребенок должен четко произносить шипящие и сонорные звуки, подбирать слова на заданную букву, различать на слух звуки в слове. Важно, чтобы ребенок смог выразить свои мысли, пересказать сюжет или сказку, рассказать стихотворение или скороговорку. Если у ребенка есть сложности с произношением, вам следует обратиться за помощью к логопеду. Бывает, что в силу занятости родители все откладывают посещение логопеда со дня на день. Они теряют драгоценное время и, возможно, вредят этим своему ребенку. Однако,  не нужно забывать и о таких простых вещах, как совместные беседы, обсуждение прошедшего дня с ребенком, просьбы рассказать о своих планах и мечтах.

Развитию речи  также способствуют: пение, ритмика, занятия спортом и, конечно же, ручная умелость.

Очень хотелось бы, чтобы родители не забывали о том, как важно формировать и укреплять кисть руки, особенно ведущей. Даже интеллектуально развитый и подготовленный к школе ребенок не будет успешен в обучении, если у него не развита мелкая моторика. Все это будет создавать дальнейшие, уже вторичные сложности, влияя на самооценку и даже  на отношение к учебе.

Поэтому, очень важно в данный период заниматься всевозможной творческой деятельностью, учиться правильно и уверенно держать карандаш, вырезать ножницами, делать аппликации, конструировать и лепить. Заинтересуйте ребенка созданием чего- то нового и интересного, если мальчик любит машины, пусть вырезает сначала из старых журналов коллекцию автомобилей. Дальше пусть сам создает такие журналы, рисуя и подписывая марки машин. Если малышу нравится авиатехника, научите его делать самолет из оригами, владея таким умением, дети часто находят друзей по интересам, делятся опытом и чувствуют себя уверенно. Девочек также легко заинтересовать, если попросить слепить из теста что- нибудь для кукол к чаю или смастерить заколку из бисера, если растет маленькая модница. Не забывайте, что любое творчество, это еще и терапия, которая позволяет снять напряжение и зарядиться положительными эмоциями.

Поведение шестилеток

В пять лет ребенок может спокойно управлять не только трехколесным велосипедом, но и своим поведением. Его целенаправленная деятельность, которую он выбрал для себя, может продолжаться более 40 минут. Также увеличивается и время произвольной деятельности, на которую ребенок может потратить около 20 минут.  Шестилетние дети уже более внимательные, а их память стремительно развивается. Все это конечно отражается в поведении детей шестого года жизни, но не так явно, как развитое детское воображение.

Воображение шестилеток находится в самом расцвете, а вот умения подчиняться правилам в реальной жизни все еще не хватает. Результатом такого расхождения являются всевозможные небылицы а иногда и детские обманы. Отчасти, это происходит и из-за отсутствия внутреннего контроля над своим поведением. Отсюда и возникают темы, раскрытые в мультфильме о Маше, которая съела варенье и обвинила в этом кошку. Просто ребенок часто склонен думать так: «Если мама не видела, что я сделал в ее отсутствие, то этого как будто и не было».

В период от 5 до 7 лет важным в развитии ребенка как раз и становится формирование функции контроля, которая тесно связана с произвольным поведением.

К примеру, о низкой функции контроля говорит постоянное напоминание ребенку о том, что он должен убирать за собой игрушки, складывать свою одежду, умываться и чистить зубы.

Многие шестилетние дети начинают противоречить родителям, игнорировать их указания, делать вид, что не слышат или тянуть время выполнения просьбы. Это естественный процесс, который нужно пережить, но не пускать на самотек. Просто, распоряжения нужно давать так, чтобы ребенок смотрел на вас и слушал внимательно. Не следует просить его о чем то, находясь в другой комнате, если ребенок не обладает достаточно развитой функцией контроля. Но, если вы о чем-то попросили, проследите, чтобы ребенок сделал это.

Чтобы добиться послушания от шестилетнего ребенка, достаточно будет использовать логические аргументы. Если  ситуация вышла из под контроля,  и вы решили наказать ребенка, постарайтесь объяснить ему,  почему вы так поступили  и узнать какие выводы он сделал.

Важно также практиковать хорошее поведение у малыша, например, давать ему посильные интересующие его самого задания, а потом хвалить за выполнение. Такое положительное подкрепление поможет вам и ребенку справиться с более сложной деятельностью. А ребенок будет чувствовать, что он в состоянии решить поставленную задачу, ведь у него уже такой опыт...

Особенности игры

Формированию произвольного поведения в периоде 5-6 лет, как ни странно, способствует игра.

Дело в том, что игра, а именно, сюжетно-ролевая и групповая (свойственная этому периоду), все еще является для ребенка его ведущей деятельностью. То есть, является основной, главной составляющей его психического развития. Сейчас, сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета. А ее содержанием становятся отношения между людьми.

Дети сами создают модели этих отношений, формируя устойчивые объединения из 3-4 человек и более. В такой игре много действий, которые помогают строить ребенку ролевые отношения с другими участниками.

Так, дети становятся способны сознательно планировать и выполнять сложные последовательные действия. Таким образом, формируется произвольное поведение без каких-либо сознательных ограничений со стороны взрослого. Поэтому, не ограничивайте своего ребенка в играх, наоборот, знакомьте его с их разнообразием и помогайте осваивать правила.      

Познавательное развитие

В 5-6 лет ребенок, как губка впитывает любую информацию (нужную и не очень), тем самым расширяя диапазон своих познаний. Благодаря становлению словесно - логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому  усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.

К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Интересуясь какой-либо темой, шестилетка способен проникнуть в самую суть и долгое время с увлечением осваивать ее. Однако, очень скоро ребенку придется столкнуться со знаниями, не совсем интересными и важными на его взгляд. Мало того, в его жизни все чаще возникают ситуации, в которых нужно прилагать усилия или откладывать более интересные дела на потом. Конечно, концентрация внимания еще не достигла уровня школьника, да и память все еще опирается на картинки и эмоции, однако, чтобы не столкнуться с трудностями произвольного поведения в дальнейшем, ребенка нужно готовить уже сейчас.

Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза. Важно, чтобы поставленные задачи не превышали возможностей ребенка, а опирались, главным образом, на мотивацию к успеху. Сейчас существует множество ярких и увлекательных энциклопедий, настольных игр и развивающих игрушек, способных увлечь ребенка. Например, серия книг для чтения, имеющая 4 уровня сложности. Каждая книга - маленькая энциклопедия, где собраны факты на разные темы, начиная от бытовых и заканчивая научными. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.  Прочитав одну книгу, вы приобретаете следующую и так по возрастанию. Так может происходить любая познавательная деятельность, шаг за шагом: сделали одно, перешли к другому.

Немало настольных игр, например: лото, пазлы, мозаика, шашки, домино- закрепляют знания детей, способствуют развитию речи, умению считать, развивают усидчивость, сообразительность. А считать малыша можно и на прогулке. Например, дайте ему задание попрыгать 5 раза на левой ноге, а 9 - на правой. Да разве только это можно придумать.

В этом возрасте любознательность детей, их интерес к миру огромный. А вот навыки чтения еще не очень значительны. Поэтому покупайте своему ребенку книги с коротким насыщенным текстом, одновременно - с крупным шрифтом.

Научите малыша не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Так ребенок лучше усвоит его содержание, научится вспоминать события, описанные в книге, следовательно, улучшится и его память.

Общение

В период с 5 до 6 лет, ребенок уже скорей всего посещает какие либо студии развития, занимается спортом или ходит в детский сад. Находясь в группе детей, ребенок учиться общаться, строить отношения, соблюдать правила поведения и просто дружить. Родителям необходимо понаблюдать, как ведет и чувствует себя их ребенок, находясь в детском коллективе.

Необходимо обратить особое внимание, если ребенок не желает находиться в группе без мамы (даже если она не новая для него), или, наоборот, ведет себя крайне развязано, не соблюдая личной дистанции среди детей и взрослых; если излишне агрессивен, неусидчив, не понимает (либо не слышит) инструкций взрослого, делает все наоборот, плачет по любому поводу или ведет себя отстраненно. Любое неадекватное поведение ребенка, особенно, если оно заметно не только вам, должно насторожить родителей, для того, чтобы вовремя его исправить.

Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным человеком.

Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребенок не научится принимать решения сам.

Многие шестилетки испытывают психологическое напряжение. Это проявляется в таком поведении, как накручивание волос на палец, постукивание ногой, почесывания, обкусывания ногтей и т.д. Бывает что дети, испытывающие напряжение, легко раздражаются и плачут. В этом случае ребенка следует показать специалисту. Ведь именно в этом возрасте у ребенка начинают формироваться устойчивые черты характера.

 

О себе

Образование: Закончила Ленинградское педагогическое училище № 4

Стаж педагогической работы 26 лет

Место работы: ГБДОУ Детский сад № 24 компенсирующего вида

Повышения квалификации:

2010 г. ЛОИРО-  Инновационные технологии развития и воспитания детей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений.

2011 г. СПБ Центр творческого развития "Аничков мост"-  Система планирования образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в констексте "ФГТ"

2013 г. ФГБОУ ВПО СПБ государственный политехнический университет - Пользователь ПК.

В свободное время посещаю выставки, музеи, театры, читаю художественную литературу.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская классика. 

Мой взгляд на мир

Как жить красиво, полно, интересно? Надо уметь ощущать зов жизни и отвечать на него. Весной - пробуждаться и "взламывать лед". Летом - искриться солнечными бликами на воде. Осенью - собирать золотые монеты листьев. Зимой - сверкать великолепием снежинок! А еще уметь любить и дерзать, брать на себя смелость строить большие планы и достигать больших целей... И выбирать. Выбирать из всего многообразия возможностей - что ты хочешь: несколько капель соленой воды или пьянящий простор океана...

Мои достижения


Моё портфолио

Я - воспитатель , и этим горжусь

Что вместе с детьми жить на свете учусь

Да , я актриса несчетных ролей,

Но главная роль - заменять матерей

Быть в гуще детских восприятий…

И так на протяженье лет

Судьба моя - я воспитатель!

Нет лучшей доли на земле!

Добавить грамоту в портфолио