Главные вкладки
Людмила Дамбаевна Дугаржапова
Сайт учителя математики
Профессия: Учитель математики МАОУ "СОШ № 63"
Профессиональные интересы: Этнокультура, этноматематика
Увлечения: Изучение математического наследия монгольских народов
Регион: Республика Бурятия
Населенный пункт: Улан-Удэ
Место работы: МАОУ "СОШ № 63"
Звание, ученая степень: Доктор педагогических наук, (Ph.D)
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/dugarzhapova-lyudmila-dambaevna"Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит"
Уважаемые коллеги, посетители сайта!
Рада приветствовать ВАС!
О себе
Мое кредо: "С детьми и для детей" не позволяет расстаться с любимой работой, потому более 40 лет продолжаю работать учителем. В настоящее время обучаю учащихся в школе № 63 г.Улан-Удэ, а до этой школы более 7 лет проработала в Улан-Баторском филиале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
В связи с изменением подходов к формированию содержания образования мои педагогические интересы направлены на изучение математического наследия монгольских народов и возможностей его использования в современном образовании. В результате научных исследований защищена диссертация по теме "Использование этноматематики монгольских народов в формировании этнокультурной компетентности учащихся основной школы Республики Бурятия" в Монгольском педагогическом университете г. Улан-Батор с присвоением ученой степени д.п.н (Ph.D) в 2019г. Главный результат многолетних трудов заключается в исследовании и систематизации материалов, раскрывающих содержание, развитие математических знаний монгольских народов, что позволило ввести понятие "зурхай"- этноматематики монгольских народов и ррассмотреть возможности его использования в современном образовании.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Книги, которые вдохновили на изучение математического наследия моего народа, написаны замечательными, крупными учеными современности, энтузиастами образования. Это Очиров Михаил Надмитович, д.п.н, Маланов Иннокентий Александрович, д.п.н. - ученые Бурятского государственного университета, стоявшие у истоков создания новой бурятской школы с этнокультурным содержанием. С ними я начинала, писала первые статьи, участвовала в конференциях.
Огромное значение имело то, что в мое далекое село Шибертуй Бичурского района, в 2009г. пришло письмо- приглашение от д.п.н., автора технологии укрупненных дидактических единиц, академика РАО Эрдниева Пюрвя Мучкаевича из Калмыцкого государственного университета. Это случилось, когда он познакомился с моей книгой "Математика монгольских народов в школе" и восхитился ее содержанием. От этого крупного ученого получила наставление- защититься обязательно, чтобы "зурхай"- этноматематика монгольских народов стала народным достоянием.
Собиралось содержание по крупицам, но самой большой удачей было то, что в фондах Российской государственной библиотеки удалось познакомиться с работой монгольского ученого Баригаагийн Батжаргал! Тогда то, что удалось систематизировать включила в "Математика ....", рецензию с удовольствием написал Президент Монгольского математического общества, академик Абишийн Мекей, автор монгольских учебников по математике, а присвоение грифа "Допущено" поддержал Александ Иннокентьевич Бочеев, зам. министра образования нашей республики.
Там же, в Калмыцком гос. университете мне посчастливилось близко познакомиться, получить мастер- классы основоположника нового направления науки- "этнопедагогики" Волкова Геннадия Никандровича, д.п.н, академика РАО, математика по основной профессии, который также собирал по крупицам математические знания своего народа- чувашей. и восхитившегося тем, что мне удалось собрать. Этот удивительно добрый Человек наказывал рассмотреть изученное через призму этнопедагогики бурят. Тогда же шло возрождение национальных школ, разрабатывались новые подходы к образованию; в Калмыкии это проходило под руководством Панькина Аркадия Борисовича, д.п.н., руководителя кафедры педагогики.
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Личный вклад в изучение этноматематики монгольских народов заключается:
1. В переводе на русский язык монгольских и бурятских фольклорных материалов; в записи от знатоков старины математического фольклора в улусах Мухоршибирского и Бичурского районов Республики Бурятия.
2. Впервые в фольклорном материале «Нэгэн юум?» («Что такое один?») выявлены словесные названия первых десяти натуральных чисел монгольских народов
3. Установлены некоторые народные способы решения математических задач с сравнении и сопоставлении со способами решения задач других народов.
4. Впервые введены в научный оборот учебные пособия на монгольских языках «Арифметика на монгольском языке» (Казань, 1837) А.В. Попова и «Сборник арифметических задач для первого и второго годов обучения в бурятских школах и домашних упражнений бурятских детей» (Санкт-Петербург, 1913) А.М. Позднеева, через которые происходило обучение бурят- монгольских детей современной математике.
5. Автором разработаны и реализованы проекты, поддержанные Министерством образования и науки Республики Бурятия:
o Проект «Математика-Зурхай» (Информационное письмо Минобрнауки РБ № 02-16/6421 от 01.12.2008г. «О реализации Международного проекта «Математика- Зурхай» в образовательных учреждениях Российской Федерации, Республики Монголия, КНР, Калмыкия»);
o Проект «Формирование этнокультурной компетентности учащихся» - Победитель Республиканского конкурса «Педагогическая элита Бурятии» (Приказ Минобрнауки РБ от № 868 от 13 июля 2009г.);
o Международный конкурс исследовательских работ школьников «Вклад кочевых народов в мировую цивилизацию» с участием Республики Калмыкия, Забайкальского края, Монголии, Бурятии (Приказ Минобрнауки РБ № 567 от 14.05.2009г.).
Апробация и внедрение результатов исследования в практику
Результаты исследования апробировались в различных школах Республики Бурятия: в Республиканском бурятском национальном лицее- интернате (РБНЛ-И) №1 г. Улан-Удэ, Шибертуйской СОШ им. Ц. Дона, Хошун-Узурской СОШ им. Ш-Н. Эрдынеева, Барской СОШ, Курумканской СОШ №2, в Улан-Баторском филиале Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
В массовой практике школ и вузов России используются следующие издания автора:
1. Дугаржапова Л.Д. Математика монгольских народов в школе: Изд. Монгольского гос. университета, 2008- с. 378.
На основе положительного заключения Республиканского экспертного совета при Министерстве образования и науки Республики Бурятия в соответствии с Положением о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям, реализующим региональный (национально- региональный) компонент содержания общего образования, учебно-методическому пособию «Математика монгольских народов в школе» присвоен гриф «Допущено» (Приказ МОиН РБ 02-17/ 2038 от 24.04. 2008г.). Данная работа имеет положительную рецензию академика А. Мекей, Президента Монгольского математического общества.
2. Дугаржапова Л.Д. Математические задачи монголоязычных народов // Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России. Монография.Под общ.ред. Н.И. Мерлиной. Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2012. 290 с. – с. 193-242.
Издание имеет гриф учебно- методического оборудования (УМО) по математике в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений и учителей Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Чувашской Республики, Кировской и Нижегородской областей Российской Федерации. Адресовано для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов, а также всех специалистов, работающих в области математики и психологии, особо интересующихся вопросами решения задач и историей математики.
Монография "Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России" имеет награды:
o Лауреат II степени Второго Всероссийского конкурса Научно- методического совета по математике Министерства образования и науки Российской Федерации «Лучшее учебное издание по математике» в номинации «Математика в средней школе. Дополнительная литература» (28.05.2013г.)
o Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга» 2012 года на Международном научном форуме «Неделя вузовской науки» (9-13.09. 2013г., г. Сочи)
o Победитель VII Общероссийского конкурса «Университетская книга 2012» в номинации «Лучшее издание по математике, информатике и вычислительной технике»;
3. Дугаржапова Л.Д. Фольклор монголоязычных народов как этнокультурное содержание математики.// Дугаржапова Л.Д., Б. Жадамба. Фольклор монголоязычных народов как этнокультурное содержание математики.: Улан-Батор, изд-во Узэг, 2017, 76с.
Издание адресовано для использования в образовательных учреждениях, реализующих российское образование в Монголии.
4. Дугаржапова Л.Д. Фольклорные математические задачи монголоязычных народов (часть I) // Мерлина Н.И., А.В. Мерлин, С.А. Карташова, Н.М. Евтыхова, А.И. Петрова, Л.Д. Дугаржапова. Математические задачи на основе фольклорного и краеведческого материала народов России.:Научно- теоретический и методический журнал "Математика в школе". № 7, 2012
5. Дугаржапова Л.Д. Фольклорные математические задачи монголоязычных народов (часть II) // Мерлина Н.И., А.В. Мерлин, С.А. Карташова, Н.М.евтыхова, А.И. Петррова, Л.Д. Дугаржапова. Математические задачи на основе фольклорного и краеведческого материала народов России. : научно- теоретический и методический журнал "Математика в школе". № 9, 2012
Результаты исследования обсуждались на научно-практических и научно-теоретических конференциях:
1. Международная конференции «Математика в Восточных регионах Сибири: социокультурный аспект, ведущие тенденции развития, научные коммуникации и подготовка кадров». Улан-Удэ, 28-30 июня 2000г.; 2. Научно-методическая конференция «Качество высшего профессионального образования: оценка и управление». Улан-Удэ, Министерство сельского хозяйства РБ, Бурятская сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова; 3. Духовно-нравственное патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. / Материалы Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы». Улан-Удэ, 21-22 февраля 2003г.; 4. Сибирская научно-практическая конференция «Модернизация российского образования: от кризиса к устойчивости». Улан-Удэ, 7-11 июля 2006г.; 5. III Всероссийская конференция с Международным участием «Математика, ее приложения и математическое образование (МПМО-08). Улан-Удэ - б/о «Ровесник» (оз. Байкал). 23-28 июня 2008г.; 6. Международный семинар-совещание «Преподавание русского языка в школах Монголии и монгольского языка в школах Республики Бурятия». Улан-Удэ, 2-5 апреля 2008г.; 7. Всероссийский Байкальский образовательный форум. г. Улан-Удэ, 5–8 августа 2009г.; 8. Калмыцкая Республиканская конференция «Развитие технологии УДЕ - приоритетная национальная задача». Элиста, 24.12.2009г.; 9. Становление и развитие высшего профессионального образования в национальных республиках юга России (к 40-летию Калмыцкого государственного университета), 22–24 апреля 2010г.; 10. Научная школа учителя как школа жизни. Калмыцкий госуниверситет, Элиста, 14.05.2010г.; 11. Всероссийский съезд учителей математики. Секция 2. Математика и общее развитие учащихся. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова. 28–30 октября 2010г.; 12. Региональная конференция «Новая философия образования: традиции и современность». Улан-Удэ, 4–5 октября 2011г.; 13. Байкальский образовательный форум. Выездная экспедиция в Мухоршибирский район. Обобщение опыта «Результативность Международного проекта «Математика –Зурхай» как реализация методической системы учителя в профессиональном сообществе». Улан-Удэ- Мухоршибирь, 2011; 14. «Методологический семинар аспирантов по специальности 130002- «Теория и методика обучения и воспитания (математика)». Якутск, 24.05.2012г.; 15. Научно-методический семинар кафедры методики преподавания математики ФГАОУ «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова» с участием аспирантов, соискателей, учителей- авторов учебников на якутском языке. Якутск, 26.05.2012г.; 16. ХХII Международная конференция «Математика. Образование». Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, 2013г.; 17. Байкальский образовательный форум. Межрегиональный слет молодых учителей «Растут пеликаны». Улан-Удэ, 04.07. 2013г.; 18. Международная научно-практическая конференция «Современное российское образование за рубежом: опыт, инновации, развитие». Уланбаторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017г.; 19. Международная научно-практическая конференция «Современное российское образование за рубежом: опыт, инновации, развитие». Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018; 20. Международная конференция «Гадаад хэл заах аргазуйн асуудал» («Проблемы иноязычного образования»). МУБИС, Улан-Батор, 22.11.2018г.; 21. Международная научно-практическая конференция «Современное российское образование за рубежом: опыт, инновации, развитие». Улан- Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019; 22. Научно- практическая конфренция «Обеспечение современного качества в условиях государственно- общественного управления образованияем». 14-15.03.2019г. Улан-Баторский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова, Российский центр науки и культуры в г. Улан-Батор. 23. Международный педагогический фестиваль " Опыт. Творчество. Мастерство" . Улан-баторский филиал РЭУ им Г.В. Плеханова.2019; 24. Международный педагогический форум "Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке.18 12.2020г. Республика Армения, Ереван, 25. Международный конкурс Педагогического мастерства "Идеи образования- 2020", Москва, Наука и образование On-line, 2020. 26. Международный семинар учителей математики "Создание условий для развития математических способностей учащихся". г. Улан-Удэ, 2021г., 27. Международный научно- практический семинар "Проблемы современного математического образования в рамках реализации обновленных ФГОС", ГАОУ ДПО РБ "БРИОП", РОО Байкальский образовательный центр "Эврика", 13-14.10.2022г., 28. Международная конференция "Проблемы дошкольного образования: опыт и содержание" . Улан=Батор, 11.30.2022г., 29. V Международный научный форум "Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Техноэкономика: трансформация платформ", Современное российское образование за рубежом: опыт, инновации, развитие". Улан-баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2023. 30. Международный семинар учителей математики "Создание условий для развития математических способностей учащихся", Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ, МАОУ "Физико- математическая школа № 56" г. Улан-Удэ, 13-15.04.2023г.
Моё портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты