Донерова Ольга Левоновна

сайт учителя истории и обществознания

"Начни с себя!"

Профессия: учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: АМО, проектная деятельность

Увлечения: туризм, психология

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: Ростов -на - Дону

Место работы: МБОУ "Лицей № 20" имени В.П. Поляничко

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/donerova-olga-levonovna
"Если историю забывают, она повторяется!"

         На данном этапе развивающий потенциал системы исторического образования связан с переходом от изучения и запоминания фактов к их осмыслению и сравнительному анализу процессов, протекающих в различных странах. Вполне понятно, что первостепенной значение принадлежит развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснению и оценке фактов, явлений прошлого, определению учащимися собственного отношения к фактам, событиям, личностям. Таким образом критерий качества исторического образования в школе связан не с усвоением все большего количества информации или способами воспроизведения изученного материала, а с овладением навыками анализа , объяснения , оценки, реконструкции образов. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию логики развития общественных процессов, специфики возникновения и эволюции различных мировоззренческих, ценностно – мотивационных социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознанию им себя частью сложившейся в России гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность адекватного реальности восприятия учащимися окружающей действительности, осмысленного определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни. Приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). В связи с этим большую значимость приобретает информационно – коммуникативная деятельность учащихся. В ее рамках развиваются умения и навыки поиска нужной информации в источниках различного типа, отделения основной информации от второстепенной, критической оценки достоверности ее источников, передачи их содержания адекватно поставленной цели, перевода информации из одной знаковой системы в другую. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства своих суждений, иллюстрировать их самостоятельно подобранными конкретными примерами, владеть основными видами публичных выступлений, следовательно этическими нормами и правилами ведения диалога. Замечательные задачи, своевременные требования….Но как реализовать их в жизни, если любая проверка отслеживает « количество полученных знаний»? Думаю, что данная проблема стоит перед многими учителями (особенно в связи с ЕГЭ) – развивать или натаскивать? Мне кажется, что выходом здесь может именно личностно – деятельностый подход!

О себе

          Древняя китайская поговорка гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи – я запомню, разреши мне принять участие – я пойму», а я бы добавила – никогда не забуду! Поэтому в своей деятельности я делаю акцент на активных формах обучения, где приоритет отдан не получению знаний, а участию в работе, включению ученика в осмысление материала, происходящего, включению его в групповую или коллективную работу. Несколько лет назад мне посчастливилось побывать на курсах, которые проводил Международный Фонд «Образование для демократии», по проблеме активных методов образования. Именно там я вдруг отчетливо увидела,чего не хватает личностно – ориентированному образованию – именно активной деятельности детей! Не знаю почему у меня возникла мысль: «мы как декабристы – для народа, но без народа»… А народу, т.е. ученикам все равно, лишь бы оценка была. И я решила попробовать осуществить этот самый деятельносный подход через систему АМО. Школа, где я работаю, самая средняя, обычная рабочая школа со своими проблемами, своими достижениями (зачастую понятными только на уровне школы, так как проверки проверяют к сожалению, далеко не с точки зрения деятельностного подхода, не говоря уж об учете особенностей контингента учащихся), самыми обычными учащимися…И, естественно, что возникает много проблем в связи с внедрением деятельностного подхода. Но могу сказать одно, самая главная проблема – это мы сами, наш опыт, наши привычки! Для того чтобы реализовать новый подход, надо в корне изменить свое собственной отношение к работе, нужно быть готовым, в первую очередь, психологически. Но зато сколько радости когда я вижу, как мои дети тянутся к моим предметам, а двери моего кабинета не закрываются! И пусть наши победы не понятны многим посторонним, но я точно знаю, что это результат в сравнении со «стартом». Каждый учебный год  я начинаю тестом по схеме Д.Колбу, благодаря которому определяю предпочтительные способы познания у моих учащихся . Таким образом я имею картину класса в целом и каждого ребенка в отдельности, я заранее знаю, у кого какой вид деятельности вызовет затруднение, раздражение, а какой – будет успешным. (Но я также знаю, что если чего – то боишься , чего – то не умеешь, то это нужно делать непременно – через время обязательно увидишь результаты!) И, соответственно, учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы проходила через все (4) цикла.  Опыт работы показал: если система преподавания изначально строится на основании учета этой диагностики, то результаты обученности, качество знаний, но главное, мотивация учения и психологическая комфортность выше, чем при традиционном подходе к преподаванию. Самостоятельная творческая деятельность по осуществлению значимого дела не только стимулирует качественный уровень усвоения учебного материала, но и обладает огромным мотивационным потенциалом. Мотивированность на учебу в связи с применением описываемой технологии выросла, а устойчивый рост высоких показателей познавательных мотивов учения доказывает правильность избранного пути. Но следует помнить, что такой подход предполагает тесное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Внеклассная работа по предмету складывается из разнообразных видов деятельности. Назову самые интересные интерактивные формы, которые стали ежегодными. Почти половина всех внеурочных дел – это участие в районных и городских мероприятиях. Система внеклассной работы по предмету прослеживается с 5 по 11 классы и представляет собой комплекс ставшего традиционным «Колеса истории» и набора тематических проектов. Традиционным в школе стал интегрированный с информатикой проект – краеведческая конференция. Защита (презентация) проходит в виде научной конференции (работа на демонстрационном экране, слайдовый режим, защита проекта, оппонирование). По итогам осуществляется выпуск внутришкольного сборника лучшие работы которого участвуют в соответствующих секциях Донской Академии Наук Юных Исследователей. Мы вместе учимся , вместе добиваемся побед, бывает ссоримся, но всегда делаем что-то интересное и полезное! Мои ученики со временем учатся осуществлять самостоятельно любой проект. Но, что показательно, им этого мало! Они стремятся своими знаниями, умениями, навыками поделиться с младшими, они соратники в организации и проведении различных праздников, спор-клубов, викторин. Важную роль в воспитательной работе играют традиционные, в основном ежегодные, социально – значимые проекты (урочные и внеурочные), в ходе выполнения которых формируются самые значительные личностные нравственные характеристики. Оценивая деятельность учеников в этом направлении, пришла к выводу, что: • это возможность реального участия в решении жизненно-важных проблем своего класса, дома, двора, района, города. • это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня. • социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой выбора и ответственность за него. Важным элементом учебной и внеклассной работы по предмету, а также и воспитательной деятельности являются проекты реализации регионального содержания образования , которые активно влияют на формирование национального самосознания, духа патриотизма и любви к малой родине. Таким образом кроме учебных целей достигается и глубокий воспитательный эффект: в результате совместной деятельности дети учатся сотрудничеству, уважению к другому мнению. Это и есть тот неоценимый в жизни опыт взаимодействия в разновозрастных коллективах, вырабатывается чувство ответственности, толерантности. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир

В мире есть все и для всех, только надо научиться видеть это! Мир мудр - он дает нам то, что действительно нужно нам для развития...но нам всегда мало. Закон Вселенной -"Что послал, то и поймаешь. Причем с процентами!"

Мои достижения

 

 

Моё портфолио

Я - историк ! И этим все сказано

Добавить грамоту в портфолио