Главные вкладки
Чернова Валентина Фёдоровна
сайт учителя биологии
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Молекулярная биология
Увлечения: Кулинария,путешествия
Регион: Самарская область
Населенный пункт: станция Клявлино, Клявлинский район
Место работы: ГБОУ Клявлинская СОШ№2 им.В.Маскина ж.-д.ст.Клявлино
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/chernova-valentina-fedoprovnaУспехи науки — дело времени и смелости ума.
О себе
Человеческая жизнь - как река. В своём истоке она - тоненький, но солнечный и звонкий ручеёк. Это наше детство. И если говорить о моём детстве. То я должна признать: одно яркое детское впечатление сыграло роль в выборе моей будущей профессии? Мне 6 лет. Я- первоклассница. И вот вместе со своим классом мы отправились на экскурсию. До сих пор я помню обворожительный рассказ учителя о природе нашего края. Моё детское впечатление от собственного открытия мира стало первой любовью, любовью к миру природы.
Свет от домашнего очага и тепло родительского дома- это те составляющие, которые озаряют человека всю жизнь и дают правильное направление.
Родители, простые люди, воспитали во мне трудолюбие, ответственность за порученное дело доброту и внимание к людям. А жизнь в большой и дружной семье способствовала развитию коллективизма, взаимовыручки и поддержки.
Ручеёк весело журчит, набирает силы, упрямо прокладывает себе путь- и вот уже неширокая быстрая речка. Юность. У неё тысячи возможностей выбора направления, а ещё- много сил, светлые мечты и огромная вера в себя.
У меня было с кого « делать жизнь». Это учитель химии и биологии Подгорнова Ольга Васильевна, творческий увлечённый человек, отлично знающий свой предмет. Пришло осознание- всё, что она делает, мне интересно. И я решила- нужно стать , как она , учителем биологии
После окончания Куйбышевского педагогического института пришла работать учителем в свою родную школу. И потекла могучая равнинная река моей жизни, глубокая и широкая, с высокими волнами.
Я поняла, что жизнь мудра и добра, Она- наш заботливый и терпеливый учитель. Она обязательно подтвердит правильность выбора.
Учитель- это жертвенная профессия: надо уметь с высоты своих знаний спуститься до незнания учеников и вместе с ними взмахнуть к вершинам знаний
Школа- это огромное количество людей и встреч, бешеный водоворот контактов с детьми, решений великих проблем.
В передаче знаний детям, в умении понять и оценить в ребёнке человека, помочь ему словом и делом- состоялось моё учительское счастье. Трижды голосовали за меня мои ученики и трижды я получила звание « Соросовский учитель средней школы»
Несмотря на то , что за моими плечами большой опт работы с детьми, я нахожусь в постоянном творческом поиске, поддерживаю постоянную связь с родным пединститутом, с Самарским госуниверситетом ( 15 моих воспитанников закончили химический факультет СамГУ), с областной станцией Юннатов.
Являюсь победителем ПНПО Лучших учителей России
Заняла 3 место в финале Всероссийского конкурса педагогического мастерства « Мой лучший урок» в 2009 году и 2 место в 2012 году
Так и течёт река моей жизни. Один берег её- знания, а другой- опыт.. Русло реки_ это моя работа и , конечно. Моя семья, моя надежда и опора – мой муж и 2 наших взрослых сына, которые свою жизнь связали с химией.
А пока мы плыли по реке моей жизни, свеча , как и всегда . горела. Так проходит и человеческая жизнь . Мудро её прожить невозможно, так как мудрость никогда не станет достоянием молодости.
Только сейчас, задав себе вопрос: « Что мне дала моя работа в школе, кроме тысяч уроков, огромного числа учеников и связанных с ними забот» , понимаю, что она дала мне многоликую любовь моих воспитанников, благодарность их родителей, радость признания моего труда и осознание того, что не было у меня другого пути.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"
Л.Н. Толстой"Война и мир"
Мой взгляд на мир
Мои достижения
Моё портфолио
.ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
Чернова Валентина Фёдоровна, учитель биологии и химии Клявлинской СОШ №2 им.В.Маскина, Самарской области.
В процессе обучения мною используется исследовательская технология. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Он берет свое начало от идей, появившихся в педагогике в последней трети 19 века. Биолог А.Я.Герд, историк М.М.Стасюлевич; химик Р.Э.Армстронг, естествоиспытатель Т.Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшихся у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, исследовательским принципом, подходом и т.д.
Под исследовательским обучением понимается «обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем» (Кларин М.В. «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах»). В рамках такого подхода актуальны проблемы, связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами.
Модель исследовательского обучения включает процедуры:
- обсуждение проблемы и способов её формулирования;
- осуществление исследовательской деятельности;
- оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса).
Варианты исследовательских технологий:
- по уровню самостоятельности учащихся;
- по содержанию и значимости проблем (понятий), по типу теоретического общения;
- по представлению отдельных процедур в технологии и др.
Виды: метод проектов, модель обучения на основе подачи учебного материала, модульное обучение, решение изобретательских задач и т.д.
В данной статье я остановлюсь на применении элементов изобретательских задач в развитии творческих способностей учащихся.
Как же построить условие задачи так, чтобы задача была интересна, понятна и принципиально решаема независимо от уровня её сложности?
Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач. В этот зазор между реальностью и требованием жизни проваливаются усилия учителей и мотивация школьников.
А. Гин в книге «Приёмы педагогической технологии» выделяет три основных требования к условию учебной (изобретательской или исследовательской) задачи:
1) достаточность условия,
2) корректность вопроса.
3) наличие противоречия[3]
Учебную задачу можно сделать из любого интересного факта.
Например, в 7 классе при изучении типа Членистоногие решаем задачу «Муравьиная кухня»:
Муравей тащит огрызок листа. Куда? Зачем? Это муравьи-листорезы, живущие в Южной Америке. Подземное их жилище охватывает десятки кубометров грунта - камеры, галереи, тоннели. Наиболее мощные муравьи-«фуражиры»- вереницей лезут на дерево и обгрызают черенки листьев. Зелёный листопад покрывает землю ковром. Эти листья разрезаются на кусочки муравьями-«закройщиками». Кусочки тут же подхватываются «носильщиками». Как лодочки под парусами, спускаются они друг за другом в тоннели подземного города. Работа настолько спорая, что за сутки дерево становится голым. Раньше думали: внизу, в подземелье, идёт пир горой- тысячи муравьёв пожирают зелёный салат. Всё оказалось более сложным и интересным. Листья муравьи не едят! Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение муравьёв.[1] (Ответ: муравьи несут зелень в подземелье, чтобы там выращивать на ней грибы, которыми они и питаются)
Достаточно часто я использую приём « отсроченная загадка». Прием можно применять и в начале, и в конце урока. Например, при изучении биогеоценозов в конце одного из уроков обращаюсь к ученикам: «На следующем уроке речь пойдёт об очень интересном животном. Это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное….На очередном уроке выслушиваю разные гипотезы учеников и делаем вывод, что это – кролик. Далее речь идёт об экологической катастрофе в Австралии, об экосистемах и биогеоценозах.[3]
Ознакомление учащихся с проектными работами начинается уже в начальной школе. Поэтому в 6 классе можно выполнить проектную работу по теме «Охраняемые растения нашего края». Ученикам предстоит составить информационно-наглядные материалы об охраняемых грибах родного края. План работы над проектом может быть такой:
1. Изучите материалы Красной книги и определите виды охраняемых грибов, которые произрастают в нашем крае.
2. Обсудите в группе и составьте проект оформления материалов об охраняемых грибах- фотоальбом, буклет, лазерный диск и т.д.
3. Используя научно-популярную литературу, Красную книгу, составьте описания и сделайте рисунки (фотографии) охраняемых грибов нашего края.
4. Проведите наблюдения в природе и составьте описание мест произрастания обнаруженных охраняемых грибов и их фотографии или рисунки.
5. Составьте описание мер по защите охраняемых грибов в местах их произрастания.
6. Оформите материалы в проект.
Проектные работы выполняются не только в урочное, но и во внеурочное время. Их выполнение может быть организовано как перспективное домашнее задание. Проектные работы по созданию информационно-наглядных материалов можно использовать практически в каждой теме. Учителю необходимо составить оптимальное тематическое планирование таким образом, чтобы все виды творчески работ применялись бы в течение года в равных соотношениях.[2]
В течение двух лет мы работали над научно-исследовательским проектом «Первоцветы родного края». В ходе работы над проектом нами сделано следующее:
1. Анкетирование учащихся
2. Написали статью в районную газету «Знамя Родины»
3. Выпустили сборник «Первоцветы родного края»
4. Выступали с презентацией проекта перед учащимися школы
5. Представили свой проект на областном экологическом карнавале «Зелёный ковчег» в городе Самара (4 сентября 2010 года).
В настоящее время учитель должен формировать у учащихся представление о технологии исследования. В 6-7 классах - это подготовка аннотаций, докладов, рефератов. Аналитические обзоры рекомендуется выполнять в средней школе. В 8 классах желательно включать задания по планированию биологических исследований. В 10-11 классах такие задания желательно включать в содержание каждой темы как на уроках, так и во внеурочное время.[4]
Литература:
1.Альтшуллер Г.С. Найти идею - Новосибирск: Наука.1986.-209с.
2.Бабинский Ю.К. Интенсификация процесса обучения //Биология в школе.1987.№1 с.3-5.
3.Гин А. Приёмы педагогической технологии - Москва. Вита. 2005. с. 100-101.
4.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Ч-4.Изд-во учитель.2007. с.108-109.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты