Чайковская Марина Владимировна
сайт учителя музыкальной школы (гитара)
Профессия: преподаватель
Профессиональные интересы: шестиструнная гитара
Увлечения: концертная деятельность
Регион: Республика Крым
Населенный пункт: Симферополь
Место работы: детская музыкальная школа№3 им.Ю.Богатикова
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/chaykovskaya-marina-vladimirovnaМузыка — универсальный язык человечества.Гитаристы, как правило, никогда не моют посуду.Повредишь себе палец — и больше незачем жить на свете.Харуки Мураками. Охота на овец ))Гитара — как человеческая душа, передающая послание миру всего через шесть струн(Бек (Beck - Mongolian Chop Squad).Жизнь — это как струна гитары. Бывает, она рвётся, и вы грустите, вам больно. Но струны можно натянуть заново.(Ангус МакКиннон Янг)
О себе
Чайковская Марина Владимировна.педагог детской музыкальной школы по классу гитары.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
М.Булгагков,М.Горбкий,Ф.М.ДостоевскийМарк Твен,Джек Лондон,М Лермонтов,А.С.Пушкин,С .Есенин,Л.Толстой,А.С Грин,А.П.Чехов
Мой взгляд на мир
Между жизнью и смертью я выбираю ГИТАРУ(Пабло Неруда)
Мои достижения
Моё портфолио
Техника А. Сеговии
Е. Ларичев о технике знаменитого гитариста
"Техника Сеговии" - кто из гитаристов не мечтал о ней, кто не пытался проникнуть в её сокровенные тайны и, по возможности, достигнуть её совершенства, блеска и магического воздействия на слушателей?
И вот мы наконец получаем ключ к разгадке этой тайны: перед нами две книги о технике прославленного музыканта: "Техника Сеговии" В.Бобри и "Моя гитарная тетрадь" самого А.Сеговии.
Книги прочитаны, изучены, обдуманы, и мы приходим к удивительному выводу, что никаких особенных секретов у Сеговии нет: его техника рациональна, логична и... проста! " ...
Все гениальное просто!" - этот крылатый афоризм полностью применим к технике А.Сеговии; она не возникла сама по себе, а явилась естественным развитием испанской школы Ф.Сора, Д.Агуадо и Ф.Тарреги и его высшей точкой.
Внимательно просматривая фотографии и рисунки рук А.Сеговии, убеждаешься, насколько они совершенны и как бы созданы для исполнительства на гитаре.
В основу техники Сеговии положен очень важный, необходимый принцип - предельная экономия движений. Посмотрим на рисунок правой руки Сеговии, ставший уже хрестоматийным: так часто он воспроизводился в различных гитарных изданиях.
Это основное положение руки, когда все пальцы, расположенные на одной струне (любой из шести) и слегка прижаты друг к другу, выстроены как бы в одну линию. Большой и указательный образуют "крест" (указан пунктиром). Все пальцы округлены и запястье, достаточно приподнятое над струнами, как бы напоминает купол. И какими бы сложными и быстрыми ни были движения пальцев, кисть не меняет своего основного положения, двигаясь вместе с пальцами и направляя их движение.
Основные приемы звукоизвлечения - "апояндо" (верхний удар с опорой на соседнюю струну) и "тирандо" (нижний удар, без опоры на соседнюю струну) - трактуются Сеговией весьма своеобразно.
Как видно из рисунков 2 и 3, в извлечении звука приемом "апояндо" и "тирандо" участвуют только два последних сустава пальца. Такое жесткое предписание делает почти неподвижнами при игре кисть и первые суставы (примыкающие к кисти) пальцев, а следовательно, способствует максимальной экономии движений. Действительно, побывавшие на концертах Сеговии отмечают необычайно спокойную манеру его звукоизвлечения и едва заметные движения пальцев правой руки.
Большой палец правой руки извлекает звуки приемом "апояндо", как бы скользя со струны на струну. Исключение бывает только тогда, когда он встречается с указательным пальцем, извлекающим звук на соседней более высокой струне. В этом случае большой палец прикасается к указательному, образуя "крест". Звук извлекается всем пальцем.
При такой технике игры кисть правой руки с помощью большого пальца имеет постоянную опору на струнах, что придает её движениям уверенность и точность. Кроме того, такая техника способствует красивому, яркому, богатому обертонами и чистому звучанию инструмента.
Ногти на правой руке Сеговии короткие. Они едва выступают за подушечки пальцев и затачиваются по форму подушечек.
Гаммы и гаммообразные пассажи Сеговия играет в основном двумя пальцами - i, m или m, а приемом "апояндо"; некоторые пассажи, исполняемые на разных струнах, Сеговия играет тремя пальцами.
Прием "апояндо" употребляется в трех случаях:
1) при исполнении гаммообразных пассажей;
2) при исполнении мелодии на одной струне;
3) при выделении мелодического голоса и арпеджио.
Этот прием никогда не применяется при исполнении арпеджио и фигураций на разных струнах во избежании глушения звучащих струн.
Во всем остальном техника Сеговии не отличается от общепринятой ортодоксальной испанской школы. Исключение составляет положение предплечья правой руки на корпусе гитары: точка сопрокосновения правой руки с корпусом гитары лежит не нижу логтя, а чуть выше его.
Конечно, техника Сеговии тесно связана с его личностью как музыканта и художника, с его талантом и интеллектом. Она полностью подчинена тем художественным задачам, которые ставит перед собой музыкант-исполнитель.
Об отношении Сеговии к исскуству и артистическому призванию можно судить по его письму к своему биографу Б.Гавоти в 1954 г.
"...Подобно актерам-романтикам, приходящим в себя после обморока, я спрашиваю себя каждое утро, просыпаясь: "Где я?".
И все же посреди этой безумной гонки я высвобождаю для себя ежедневно оазис покоя и безмятежности и с религиозным пылом посвящаю его работе.
Когда я укрываюсь в этом оазисе, все остальное остается за его гранью - как внешние дела, так и интимные заботы.
Мало кто даже подозревает, какие требования предъявляет овладение инструментом. Публика со всеми удобствами присутствует при свершении своего рода чуда, ей в голову не приходит, на какие жертвы вынужден идти артист...
Не считаете ли вы вместе со мной, что в мире исскуства наблюдается сейчас большой кризис любви к труду и что мы, инструменталисты, можем в этом отношении служить образцами высокой морали? Владение инструментом невозможно симулированть, как бы ловок не был обманщик; овладеть им нет возможности, если - помимо дара богов - не подчинешь себя суровой трудовой дисциплине.
Многие художники-творцы нашей эпохи лишь симулируют трудолюбивое отношение к своему делу. Есть сейчас художники с большим именем, которые небрежно водят кистью по холсту, занимаясь капризным искажением красот природы, за отсутствием подлинного проникновения в неё; есть скульпторы комически-"синтетического" направления, для которых создание статуи вовсе не является - как это утверждал гениальный Микеланджело - терпуливым освобождением глыбы камня от того, что в ней есть лишнего; есть поэты, которые стараются удивить нас, нагромождая на бумаге бессвязные слова и забывая, что для создания прекрасных образов нужно испытать родовые муки; есть композиторы, которые охотятся за паразитирующими диссонансами, "д е м е л о д и з и р у ю т" музыку и превращают ее в жесточайшее наказание для слуха. Даже если бог и отметил их печатью таланта, они лениво отказываются искать свою оригинальность с помощью упорного труда... Все это и отдалено не напоминает чистой любви к исскуству.
Зато всем нам, пианистам, скрипачам, виолончелистам, гитаристам, - сколько часов изнурительного до страдания труда нужно нам, сколько часов изнурительного до страдания труда нужно нам, сколько недель, месяцев, лет проводим мы, шлифуя какой-нибудь пассаж, заставляя его блистать, извлекая из него луч света! И когда мы считаем, что он доведен до совершенства, приходится еще упорнее трудиться весь остаток дней своих, чтобы пальцы не забыли выученный урок и не заплутались бы вновь в арпеджиях, акцентах, гаммах, трелях, мордентах и аккордах! А если от простой техники мы переходим к духовной сфере интерпретации - через какую томительную тревогцу нужно пройти, чтобы открыть за немыми значками душу произведения, сколько сомнений и терзаний пережить, чтобы прозреть то, что не запечатлено на бумаге!..."
Таково кредо А.Сеговии, таков фундамент, на котором воздвигнуто его сказочное мастерство, его неповторимое, ставшее легендой исскуство!