Богословская Марианна Геннадьевна

сайт учителя коррекционной школы

Необучаемых детей нет!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: 4.Личностно - ориентированное обучение как разновидность развивающего обучения. .Технология проектного обучения. .Информационные технологии .Здоровьесберегающие технологии

Увлечения: путешествие,чтение,самообразование

Регион: Владимирская область

Населенный пункт: г. Владимир

Место работы: ГКСОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида г. Владимира"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bogoslovskaya-marianna-gennadevna
Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
Конфуций

О себе

  1. Ф.И.О.: Богословская Марианна Геннадьевна
  2. Дата рождения: 06.01.1973
  3. Образование: высшее, окончила ВГПУ в 1996
  4. Квалификационная категория: высшая
  5. Стаж работы: 22 лет, 8 из них работаю с детьми со сложной структурой дефекта
  6. Сведения о повышения квалификации: в 2009г. получила диплом Московского института открытого образования по программе:"Специальная психология и коррекционная педагогика".

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

  1. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринаская "Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками
  2. Л.С.Выготский 6 том

Мой взгляд на мир

Хочу гордиться своими воспитанниками.

Мои достижения

  1. Методические разработки: тема:"Многообразие видов работы с бисером" Эта работа способствует развитию детей со сложной структурой дефекта через развитие мелкой моторики,а также понятия цвета, формы,последовательности и т.д..
  2. Творческие достижения: Ежегодное участие во Владимирском областном фестивале сценического творчества детей и молодых людей с ограниченными возможностями.
  3. Почётная грамота от Департамента Образования Администрации Владимирской области.
  4. Благодарность от директора ГумИ ВлГУ .
  5. Дипломы,сертификаты,свидетельства школьных, городских,областных, международных конкурсов,круглых столов. семинаров, конференций.

Моё портфолио

П л а н

 

  1. Общие сведения
  2. Ф.И.О.
  3. Дата рождения
  4. Образование
  5. Специальность
  6. Стаж работы
  7. Сведения о повышении квалификации

 

  1. Работа с учащимися
  2. Краткая характеристика класса
  3. Здоровьесберегающий фактор в работе
  4. Специфика работы
  5. Участие в школьных и городских мероприятиях

 

  1. Методическая деятельность
  2. Модели уроков
  3. Планы уроков
  4. Методические разработки

 

  1. Творческая деятельность
  2. Самообразование
  3. Участие в работе конференций, педагогических советов, семинаров и методических объединений в городе и школе.

 

  1. Работа с родителя.

 

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делятся на три степени:

  • Дебильность (легкая степень умственной отсталости);
  • Имбецильность (средняя степень умственной отсталости);
  • Идиотия (тяжелая и глубокая степень умственной отсталости).

Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического развития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.

У лиц этой категории медленно (запаздывание на 3-5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден и состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Развитие статических и локомоторных функций очень задержано и они недостаточно дифференцированы. Страдает координация, точность и темп движений.

Развитие навыков самообслуживания отстает, а так как у моих детей особенно грубые дефекты моторного развития, поэтому процесс формирования очень сложный. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, молний и т.д. Я думаю, что некоторые учащиеся моего класса нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни. Хотя, если сравнивать начало обучения, у троих  есть продвижение в лучшую сторону. Регресс наблюдается только у одного ученика моего класса . У всех учащихся нарушено внимание препятствует достижению любой, самой элементарной цели. В связи с этим даже игровая деятельность затруднена. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено. Отмечается недоразвитие восприятия памяти.

Я считаю, что возможности детей с умеренной умственной отсталостью в обучении должны рассматриваться с позиции их участия в самом процессе учебной деятельности (пример: уроки развития речи с использованием картинного плана, этот вид деятельности позволяет активно вовлекать детей в сам процесс учебной деятельности). Именно это и отметили учителя и администрация нашей школы, которые были у меня на открытом уроке: «Домашние животные. Кошки» в апреле 2007 г., где я использовала этот методический прием.

Когда необходимо получить достоверные сведения о ребенке, я наблюдаю за ним в игровой, трудовой, учебной и других видах деятельности и продолжаю это в настоящее время, т.к. осознаю, что только на основании этих наблюдений можно составить индивидуальный план развития учащегося и в дальнейшем принять те формы уроков, которые помогут достичь целей и решить задачи, обозначенные в этих планах.

Главный принцип моей работы – воспитывающий и развивающий характер обучения. В ходе учебного процесса я приучаю детей к дисциплине, общепринятым нормам поведения, к адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации (например: в начале урока по счету «Сутки» задала вопрос учащимся: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро?» В конце урока, когда прошли части суток, деятельность людей в определенном промежутке времени, ответили на вопрос: «Когда же можно ходить в гости?») – февраль 2008 – 2009 учебного года.

В свое время классик олигофренопедагогики Э. Сеген писал о том, что хорошие привычки могут спасти глубоко отсталого ребенка, а плохие – погубить.

Особую роль в формировании у детей положительных личностных качеств играет трудовое обучение. В ходе практической деятельности у учащихся формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.

Также уделяю внимание такому предмету как «Социально-бытовая ориентировка». В ходе его изучения на примере близких детям жизненных ситуаций с использованием демонстративного материала (уроки безопасности), воспитываю соответствующие правила поведения, вырабатываю привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни. Для развития трудовых навыков использую не только уроки трудового обучения и внеурочную трудовую деятельность в чистом виде, но часто провожу интегрированные уроки, как например, в прошлом году подготовились к Новому году. Для этой подготовки соединила уроки счета (геометрические фигуры, счет, сравнение величины), ИЗО (цвет, работы с красками), развитие речи (стихи и сказки о зиме и Новом годе), музыка (песни), труд (коллективная работа по изготовлению панно: работа с клеем, ножницами, декорирование). Результатом этой работы стал хороший семейный праздник.

Важным принципом моей работы является принцип практической направленности обучения. Известно, что дети с умеренным умственным недоразвитием должны обладать практическим интеллектом в той или иной степени. Это ярко наблюдается и в моем классе. Одна ученица  уже сейчас может обслуживать себя в быту и помогать в классе, в столовой, дома. Двое учеников практически владеют навыками, но нуждаются в постоянном контроле. А вот  Павел является и социальным инвалидом, т.е. здесь поле деятельности для меня и воспитателя не ограничено. Я осознаю важность этой работы, т.к. еще Л.С. Выготский говорил: «Практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации,  средством выравнивания других интеллектуальных функций.

Считаю, что в ходе продуктивной практической деятельности можно развивать у моих детей речь, корректировать недостатки их мышления. Формировать положительные личностные качества.

Обучение детей чтению, письму, математике (элементарному счету) несомненно имеет большое значение для развития их познавательной деятельности. Однако критерием обучаемости моих детей является  их способность к овладению трудовыми и социальными навыками, необходимыми для их интеграции в обществе.

Также в моей работе я использую принцип расширения социальных связей. Приведу в пример слова А.С. Выготского: «Социальное воспитание глубоко отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».

Расширять социум для этих детей – процесс очень сложный, но многочисленные походы и экскурсии в библиотеку, на почту, в магазин, в патриаршие сады, по улицам города, поездки в общественном транспорте, моделирование житейских ситуаций в классе дают  положительную динамику.

Например: мы уже в третий раз готовимся к участию в областном фестивале сценического творчества среди детей и молодых людей со сложной структурой дефекта. Если первый выход на сцену вызвал у детей состояние, близкое к шоку, несмотря на всю подготовительную работу, то второй раз дети выступали спокойно. А сейчас уже ждут этого выступления. Я с ребятами награждена дипломом.

Реализация принципа расширения социальных связей предполагает развитие у детей речевого общения. Поэтому на своих уроках использую вербальное (речевое) и невербальное (неречевое) общение: (например: русская народная сказка «Курочка Ряба» - прошу детей не только пересказать сказку по картинному плану, но и мимически показать данные эпизоды, заставить по возможности сопереживать главным героям. Сказку «Теремок» попытались инсценировать. Поэтому каждого героя старались показать через паралингвистику (добавки к вербальному общению).

Так как у детей с умеренной умственной отсталостью нарушение речи имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную, я ставлю своей целью решение следующих задач:

  • Научить ребенка слушать меня;
  • Научить понимать мои слова;
  • Научить называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
  • Научить ребенка называть простейшие действия с предметами.

Для выполнения первой задачи использую логопедические разминки, чтение и заучивание стихов, потешек, в которых передаются голоса животных.

Во время экскурсий прошу детей послушать звуки окружающего мира, а затем с помощью звуков передать то, что услышали.

Узнав индивидуальные особенности, поговорив с родителями своих учеников, подобрав тему для разговора и заинтересовав ребенка, приучаю слушать себя.

Через выполнение простых поручений, внятное выражение своих желаний и просьб, называние Ф.И.О. своих родителей и своего, обучаю пониманию смысла речи. Поэтому и в подготовке к любому своему уроку стараюсь донести до ребят материал доступными предложениями.

Из опыта своей работы поняла, что детям со сложной структурой дефекта трудно освоить слоговое чтение, поэтому перешла к методу запоминания целого слова, нахождение его в предложении, в быту. Для понимания смысла слова я на всех предметах обихода в нашем классе прикрепила таблички с написанными печатным шрифтом названиями: стул, стол, доска и т.д. Этот прием помог мне при сюжетно-ролевой игре. Магазин, где закрепляются полученные навыки речевого общения.

А чтобы речь у умственно отсталого ребенка была правильной, в своей работе использую следующие виды обучения:

  • Сопряженная (ребенок вместе со мной повторяет сказанную ранее фразу);
  • Отраженная (дети самостоятельно повторяют услышанное предложение).

Чтобы в этом виде работ были положительные результаты, провожу большую работу над формированием у них неторопливого темпа, правильности артикуляции и дикции, логического ударения. Для этого подбираю логопедические разминки, упражнения для развития мелких мышц лица и мимики (хоровая речь). Этот вид деятельности я использую при просмотре видеофильмов, где комментирую незнакомые слова, выражения по ходу просмотра, задавая простые вопросы. Также использую этот вид обучения при заучивании стихотворений. Чтобы оно произносилось хором, красиво, с правильной интонацией, разбираем его с помощью пиктограмм.

Все свои уроки и внеурочные занятия так разрабатываю и строю, чтобы они по трудности находились в зоне ближайшего развития познавательных возможностей детей. Речь идет о принципе доступности обучения. Реализация этого принципа в моей работе идет через подбор ярких примеров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций. Разыгрываю сюжетно-ролевые игры: «К нам пришли гости. Мы пошли в гости» - поведение в общественном транспорте.

Особое внимание уделяю принципу коррекционно-развивающего обучения. Стараюсь выяснить сохранные зоны детей, развивать и корректировать их с помощью пальчиковой гимнастики, логопедических зарядок, игр (сюжетно-ролевых, дидактических, пальцевых, театрализованных), динамических пауз (физкультура), игры-имитации (урок: «Домашние животные. Кошки») и др.

Одним из основополагающих принципов  в своей работе считаю принцип индивидуального подхода. Применять его наиболее полно и точно позволяют все вышеперечисленные приемы мониторинга (отслеживания) развития учащегося. Сложно, но это в моей работе необходимо, иначе не достигнешь даже, казалось бы, небольших положительных изменений у моих учащихся, несмотря на их сложную, у каждого индивидуальную структуру дефекта.

Методическое совершенствование.

Тема моей методической работы с 2007-2008 учебного года: «Многообразие видов работы с бисером». Эта работа очень способствует развитию детей со сложной структурой дефектов через развитие мелкой моторики, а также понятия цвета, формы, последовательности и т.д.

В плане психокоррекции наблюдается развитие памяти, внимания, мышления, терпения, усидчивости, минимизация процессов агрессии и возбуждения. Этот процесс полезен и для обучения детей. Отрабатываем величины и сравнение величин, счет, развиваем речь.

В настоящее время два ученика ( Ю. и  Е.) могли  бы использовать полученные навыки в биссероплетении для материальной поддержки себя в будущем. Это ли не является примером реальной работы, направленной на социализацию.

Если еще говорить о результатах, то стремлюсь к коррекции психофизических недостатков через активизацию сохранных зон:

  1. Дети усвоили цвета (это пригодится им в жизни при выборе одежды, переходе через улицу по светофору и т.д.).
  2. Усвоили форму (при выполнении работ) и т.д.

А главное их реабилитация в жизни. Владея этими навыками, смогут зарабатывать деньги, будут востребованы, заняты.

Все, что достигнуто в настоящее время, я считаю лишь промежуточными результатами. Так как все вышеперечисленные навыки должны приобрести устойчивую форму. Только тогда их можно назвать жизненным опытом. Радует то, что интерес у детей к этой работе не пропадает. Поэтому я расширила круг задач на будущее:

  • «картины», выполненные бисером;
  • Более сложные по композиции изделия (украшения);
  • Дальнейшее развитие элементов самостоятельности и художественного вкуса на основе уже приобретенных навыков;
  • Развитие конкурентоспособности.

 

 

                                          

               Самообразование

               Работа с детьми со сложными структурными дефектами требует от меня постоянного изучения опыта людей, которые уже работают с такими ребятами, а также изучения соответствующей литературы. В первое время незаменимым консультантом для меня была заместитель директора по учебно-воспитательной работе Раиса Николаевна, также я прошла обучение на курсах в Москве, где лично познакомилась с доктором педагогических наук, доцентом дефектологического факультета  РГПУ им. А.И. Герцена Л.Б. Баряевой, которая занимается данной проблемой с научной точки зрения. Ее теоретические позиции и практические рекомендации постоянно помогают мне в процессе подготовки к обучению детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и ее вывод о том, что эти дети также способны развиваться является для меня призывом действия.

В процессе своей деятельности я постоянно обращаюсь к книгам:

  1. Л.М. Шипицына «Развитие навыков общения у детей» (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью).
  2. А.Р. Маллер «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии».
  3. Л.Б. Баряева «Обучение грамоте».
  4. Э.В. Якубовская «Разучивание стихотворений с умственно отсталыми школьниками».
  5. Л. Герасимова «Тесты для подготовки к школе».
  6. А.А. Шабакова «Математика коррекционно-развивающие занятия».

Участие в семинарах, конкурсах, методических объединениях

Несмотря на то, что в нашей школе только два класса-группы, интерес к работе с такими детьми у коллег постоянно растет, поэтому часто приходится делиться своим нереботаннам опытом и знаниями, полученными на очередных курсах или семинарских занятиях при ВИПКРО.

  1. Март 2007-2008 учебного года педагогический совет «Значение общения у детей с достаточно сложной структурой дефекта».
  2. Май 2008-2009 учебного года М.О. учителей «Отчет о прохождении курсов».
  3. Январь 2008-2009 учебного года семинар по олигофренопедагогике «Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его».
  4. Ноябрь 2009-2010 учебного года М.О. классных руководителей «Специфика работы с родителями детей-инвалидов».

После того, как рассказом об основных направлениях в своей работе на курсах, я получила приглашение и выступила в ноябре 2009 г. на тему «Образование для всех» в форме круглого стола, который организовала Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет».

Работа с родителями

Взаимоотношения с родителями в начале обучения складывались непросто. Практически каждый из них имел завышенную оценку возможностей своего ребенка, также не было единого подхода к воспитанию и развитию. Я начала с ежедневной подспудной разъяснительной работы. На занятия педагогического всеобуча приглашала  следующих специалистов: психоневролога, логопеда, социального педагога, членов администрации, представителя АРДИ «Свет» и мн. др. Почти все свои уроки объявила открытыми, чтобы родители смогли увидеть реальные возможности своих детей в обучении, социализации и воспитательном процессе. Благодаря этому ситуация нормализовалась и сейчас мы стали единомышленниками. Например, в ноябре 2009 г. на родительском собрании по теме «Место Вашего ребенка в семье» присутствовали все семейные пары родителей моих учеников, а заполнение предложенных мною анкет перешло в доверительный разговор о будущем детей. Вывод был сделан нами однозначный и без обид о том, что социальные навыки, полученные в школе, дома на практике подкрепляются недостаточно в связи с чрезмерной необоснованной опекой и ложным чувством жалости.

 

Словарь терминов

 

 

Андрагогика

От греч. аner, Andros– взрослый мужчина, зрелы муж ago– веду – наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых, обучающихся и обучающих по организации процесса обучения.

 

Пиктограмма

Символическое изображение, которое часто встречается в окружающем ребенка социальном мире.

 

Паралингвистика

Система знаков, представляющая собой такие добавки к вербальному общению, как вокализация, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, включение в речь пауз и других «вкраплений».

 

Кинетика

Система знаков, включающая в себя жесты (движение рук), мимику (движение лица), пантомимику (позы).

 

Динамическая пауза (физкультминутка)

Чтение небольшого стихотворения с одновременным выполнением соответствующих движений в медленном режиме.

 

Игра

Тот или иной вид деятельности, как совокупность определенных приемов и правил.

 

Алгоритм

Предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой задачи.

 

Толерантность

Терпимость к чужому образу жизни и поведению.

 

Общение

Взаимодействие двух или более людей, состояние  в обмене  между ними информацией познавательного характера.

 

Когнитивный

Познавательный.

 

Регулятивный

Регулирующий, определяющий направление, развитие.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринаская – СПб, 1998 г.).

 

  1. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственного отсталыми подростками//Дефектология 1998 № 5 с. 46-52.

 

 

  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте – пособие для учителя. СПб, 2004 г.

 

  1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы: 2-ое издание – М., 1995 г.

 

 

2 Маленькие ступени: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии – М., 1998 г.

 

3.Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью//Дефектология. – 1991 г. № 5.

 

 

4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/Москва 2002 г.

 

5.Шипицына Л.М. развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта – СПб,2000 г.

6.Афанасьева Л.В., Горденюк Т.А. Особенности образовательного процесса в классах коррекции. В. – 2009 г.

 

7.Книга для учителя воспитательной школы под редакцией Дульнева Г.М., М., - 1955 г.

 

 

8.Якубовская Э.В. Разучивание стихотворений с умственно отсталыми школьниками. М. – 2003 г.

 

9.Павлова М. Методические реконструкции по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения/С. – 2003 г.

 

10.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Творческий центр, 2007 г.

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: