Эмоциональная сфера
Психология эмоций как наука долгое время оставалась вне основного русла ее развития. Ученые еще до появления каких-либо научных данных понимали, что эмоции важны для самосознания человека и социальных отношений. «Однако до 80-х годов нашего столетья психология фактически игнорировала эмоции». Одни исследователи полагают, что можно обойтись без понятия «эмоция», другие же утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. (Изард К. Э.; 2000)
Р. М. Грановская писала, что под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. (Грановская Р. М.; 1985)
На данный момент не существует единой точки зрения на природу и значение эмоций, в связи с этим проводятся исследования направленные на изучение эмоций. С одной стороны, можно говорить о том, что эмоции возникают в результате воздействия какого-либо раздражителя, с другой, что они сформировались в процессе эволюции. По мнению С. Л. Рубинштейна, основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в установлении связей внутри эмоциональных процессов, ходом событий и между ходом деятельности индивида, с одной стороны. И течением внутренних органических процессов, от которых зависит жизнь организма, - с другой стороны; в итоге индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. Соотношение между этими явлениями в эмоциях опосредованно психическими процессами, такими как простая рецепция, восприятие, осмысление и сознательное предвосхищение результатами хода событий или действий.
«Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций» [20; 552].
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека, а значит, многие эмоциональные состояния отражаются на особенностях поведения человека. Например, об эмоциональном состоянии человека может свидетельствовать покраснение или побледнение кожи, изменение адреналина в крови и многое другое.
А. Г. Маклаков писал, что эмоции представляют собой отношение человека к миру, в форме непосредственного переживания. К наиболее значимым эмоциям относят такие эмоциональные переживания, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Под аффектом понимают наиболее мощный вид эмоциональной реакции, который выражается в интенсивной, бурно протекающей, кратковременной эмоциональной вспышке. Примерами могут служить ярость, сильный гнев, радость, отчаяние, горе. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов: изменяются показатели внимания, теряется чувство реальности, возникает сильное эмоциональное возбуждение, человек теряет контроль над собой и своими действиями.
Собственно эмоции, эмоциональные явления, отличаются от аффектов длительностью и представляют собой реакцию не только на текучие события, но и на воспоминания. Они могут включать в себя удовольствие и не удовольствие. Например, воспоминания о неприятном могут вызывать чувство радости, от того, что неприятное осталось где-то в прошлом. Так могут возникать ощущения напряжения и облегчения, возбуждения и успокоения.
Эмоции делятся на стенические, стимулирующие деятельность, увеличивающие энергию, побуждающие к поступкам и высказываниям, и на астенические, когда переживания ведут к скованности и пассивности.
Принято выделять следующие «фундаментальные» эмоции:
· Радость
· Удивление
· Страдание
· Гнев
· Отвращение
· Презрение
· Страх
· Стыд
Так же выделяют эмоциональные переживания, которые носят неоднозначный характер, противоречивые эмоциональные отношения, двойственность чувств, то есть амбивалентность.
Еще один вид эмоциональных состояний - чувства, в большей степени связанны с социальной сферой, в большинстве случаев предметны и конкретны. Они по продолжительности более длительны, чем эмоции, играют большую роль в социальной адаптации. Чувства делятся на нравственные, эстетические, интеллектуальные. К высшим проявлениям чувств многие ученые относят страсть. (Маклаков А. Г., 2002)
С. Л. Рубинштейн писал, что «Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и овладевает им, …Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточении их на единой цели». [20; 580]
Следующую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека, они тесно связанны с деятельностью, которой занимается человек. «Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью». [18; 403]
С. Л. Рубинштейн полагал, что в эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия, основные из них связанны с различием в содержании чувств человека (Рубинштейн С. Л.; 2008).
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональная сфера играет огромную роль в развитии личности, ее индивидуальных качеств, она мотивирует, мобилизует нашу энергию, но, не играет в данном случае решающей роли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_7.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология эмоций как наука долгое время оставалась вне основного русла ее развития. Ученые еще до появления каких-либо научных данных понимали, что эмоции важны для самосознания человека и социальных отношений. «Однако до 80-х годов нашего столетья психология фактически игнорировала эмоции». Одни исследователи полагают, что можно обойтись без понятия «эмоция», другие же утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. (Изард К. Э.; 2000)
Р. М. Грановская писала, что под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. (Грановская Р. М.; 1985)
На данный момент не существует единой точки зрения на природу и значение эмоций, в связи с этим проводятся исследования направленные на изучение эмоций. С одной стороны, можно говорить о том, что эмоции возникают в результате воздействия какого-либо раздражителя, с другой, что они сформировались в процессе эволюции. По мнению С. Л. Рубинштейна, основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в установлении связей внутри эмоциональных процессов, ходом событий и между ходом деятельности индивида, с одной стороны. И течением внутренних органических процессов, от которых зависит жизнь организма, - с другой стороны; в итоге индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. Соотношение между этими явлениями в эмоциях опосредованно психическими процессами, такими как простая рецепция, восприятие, осмысление и сознательное предвосхищение результатами хода событий или действий.
«Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций» [20; 552].
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека, а значит, многие эмоциональные состояния отражаются на особенностях поведения человека. Например, об эмоциональном состоянии человека может свидетельствовать покраснение или побледнение кожи, изменение адреналина в крови и многое другое.
А. Г. Маклаков писал, что эмоции представляют собой отношение человека к миру, в форме непосредственного переживания. К наиболее значимым эмоциям относят такие эмоциональные переживания, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Под аффектом понимают наиболее мощный вид эмоциональной реакции, который выражается в интенсивной, бурно протекающей, кратковременной эмоциональной вспышке. Примерами могут служить ярость, сильный гнев, радость, отчаяние, горе. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов: изменяются показатели внимания, теряется чувство реальности, возникает сильное эмоциональное возбуждение, человек теряет контроль над собой и своими действиями.
Собственно эмоции, эмоциональные явления, отличаются от аффектов длительностью и представляют собой реакцию не только на текучие события, но и на воспоминания. Они могут включать в себя удовольствие и не удовольствие. Например, воспоминания о неприятном могут вызывать чувство радости, от того, что неприятное осталось где-то в прошлом. Так могут возникать ощущения напряжения и облегчения, возбуждения и успокоения.
Эмоции делятся на стенические, стимулирующие деятельность, увеличивающие энергию, побуждающие к поступкам и высказываниям, и на астенические, когда переживания ведут к скованности и пассивности.
Принято выделять следующие «фундаментальные» эмоции:
- Радость
- Удивление
- Страдание
- Гнев
- Отвращение
- Презрение
- Страх
- Стыд
Так же выделяют эмоциональные переживания, которые носят неоднозначный характер, противоречивые эмоциональные отношения, двойственность чувств, то есть амбивалентность.
Еще один вид эмоциональных состояний - чувства, в большей степени связанны с социальной сферой, в большинстве случаев предметны и конкретны. Они по продолжительности более длительны, чем эмоции, играют большую роль в социальной адаптации. Чувства делятся на нравственные, эстетические, интеллектуальные. К высшим проявлениям чувств многие ученые относят страсть. (Маклаков А. Г., 2002)
С. Л. Рубинштейн писал, что «Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и овладевает им, …Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточении их на единой цели».
Следующую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека, они тесно связанны с деятельностью, которой занимается человек. «Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью».
С. Л. Рубинштейн полагал, что в эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия, основные из них связанны с различием в содержании чувств человека (Рубинштейн С. Л.; 2008).
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональная сфера играет огромную роль в развитии личности, ее индивидуальных качеств, она мотивирует, мобилизует нашу энергию, но, не играет в данном случае решающей роли.
Комментарии
переживания и эмоции
Очень актуальны вопросы связи эмоций и личностно-эмоциональных состояний на работоспособность и деятельность.Хорошая статья у Надчук.Спасибо.