Концепция и содержание профессионального стандарта учителя
Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусство, квалификация, причём зачастую происходит смешение данных понятий. В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности. Давать современный уровень образования призвана каждая школа.
Отсюда возникает задача выдвижения единых требований к содержанию и качеству педагогической деятельности.
Какими компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы справиться со сложнейшими задачами, стоящими перед российской школой? Попытка ответа дана в профессиональном стандарте педагога.
Прежде всего, владение предметом — тот необходимый минимум, без которого разговор о допуске к педагогической деятельности теряет всякий смысл. К следующей профессиональной компетенции учителя я отношу владение информационными технологиями.
Замысел и исходные положения стандартов педагога положительны:
- дать достаточно точные ориентиры для определения профессиональных компетенций педагога, для оценки его подготовленности к профессиональной работе и результатов его труда;
- сохранить творчество и профессиональную свободу педагога, освободить его от мелочной регламентации, от тотального контроля;
- упростить квалификационные требования к педагогу, избежать громоздкости квалификационных характеристик и излишеств в них;
- сосредоточить внимание педагога на непосредственной, живой работе с детьми.
Неправомерно говорить об особой роли в общем образовании только двух предметов: математики и русского языка. Безусловно, это важнейшие предметы, но для сбалансированного образования и развития страны особая роль принадлежит каждому учебному предмету из области естественных, гуманитарных, общественных, технических и эдоровьесберегающих наук. Поэтому более правильным является выделение особых профессиональных стандартов учителей-специалистов в сфере каждого учебного предмета.