Одаренные дети
«Одаренность – есть проявление творческого потенциала человека»
А. М. Матюшкин
Одарённость, высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества. Специальная одаренность связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (одаренность математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Основными признаками высокой одаренности являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
- Вовлечение детей в деятельность по интересам;
- Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
- Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
- Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
- Развитие умений самостоятельно работать;
- Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
- Обучение творческим методам работы;
- Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
- Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
В преподавательской работе учителя географии особое значение имеет работа с одаренными детьми и детьми, которые проявляют интерес к географическим знаниям.