Развитие зависимости от психоактивных веществ

Литневская  Анна Андреевна

Наркотики - химические вещества синтетического) или природного происхождения способные вызывать изменения психического состояния (сознания).  Их систематическое применение приводит  к зависимости.

      Существует   несколько видов психотропных веществ, и  способов их классификации. Наиболее распространенный из них  основывается на действии, которое они  оказывают на центральную нервную систему (ЦНС).

     На ЦНС можно воздействовать тремя способами: 1)она может быть заторможена при помощи препаратов,  вызывающих  депрессивный эффект;  2)она может быть возбуждена при помощи стимулирующих веществ; 3)она может быть расстроена при помощи веществ-галлюциногенов.

          Наркотики,  в зависимости от своего химического состава, оказывают на человека различное действие. На  эффект воздействия наркотика влияет способ употребления, дозировка и качество наркотика, а также состояние  здоровья и эмоциональное состояние.

            Зависимость от наркотика – доминирующая над всем потребность в приеме наркотического вещества.

            Распространенный вопрос о зависимости: Является ли наркотиком пиво или  лекарственные препараты, предписанные врачом?  Некоторые любители спорта скажут, что бег, теннис или лыжи  являются для них настоящим наркотиком. Можно ли говорить о зависимости в этом случае? Как быть с чувствами  по отношению к близким людям? Эти  чувства в определенной степени тоже делают нас зависимыми. Как трактовать зависимость от работы, страсть к коллекционированию?  Обязательно ли зависимость носит негативный характер? По мнению канадского психолога Д..Корнье. зависимость становится пагубной при следующих обстоятельствах:

- она   ограничивает возможности личности в самореализации

- влияет губительным образом на отношения между людьми

- разрушает личный и семейный бюджет

- ставит личность в конфликтные отношения с обществом.

Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от  наркотического средства или  психотропного вещества.

            Рассматриваемая вначале как моральный порок, а затем, как форма девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, наркомания была позже определена, как болезнь, а сейчас все чаще и чаще она рассматривается, как стиль жизни. Вот  как определяют наркоманию медики:

            состояние  периодической или хронической интоксикации,  вызванное повторяющимся приемом натурального или синтетического наркотика. Основными симптомами наркомании являются:

- вредные последствия для потребителя наркотика, его непосредственного окружения и для общества в целом в эмоциональном, социальном и экономическом плане;

- тенденция к постоянному увеличению дозы наркотика;

- психологическая и часто физиологическая зависимость и стремление получить   наркотик любыми средствами;

развиваясь, зависимость от наркотиков последовательно проходит через несколько стадий - социальную, психическую и физическую. Каждая  последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляет к картине заболевания  все новые и новые проявления. Причем физические находятся на последнем  месте и "вступают в игру" в последнюю очередь. Это означает, что в огромном числе случаев, для того, чтобы прекратить употреблять наркотики

человек не нуждается во врачебной помощи, хотя может быть уже серьезно зависимы от того или иного химического вещества.

О социальной  зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление наркотика, но вращается в среде употребляющих, принимает  их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. В  такой ситуации "близости" к наркотику, человек, зачастую, сам внутренне  готов  начать употребление.

Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что способно заслонить привычные представления и изменить  поведение человека. Особенно это характерно для подростков. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания - наличие группы, которая может формироваться даже вокруг одного потребителя наркотиков.

Человека привлекает атмосфера, "дух" наркотизированной группы, с которой он встретился. Для него проба наркотика является как бы средством, «входя»  в группу, к тому же человек получает опыт резкого изменения своего эмоционального состояния. Социальной зависимости сопутствует осознание того, что ты в любую минуту можешь изменить свое состояние при помощи  наркотика.  «Я МОГУ БЫТЬ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ, КОГДА ЗАХОЧУ".

На стадии психической зависимости поведение человека меняется. На этом этапе,    собственно, и начинается прием наркотиков - от эпизодических экспериментов до регулярного употребления. Существует убеждение, что психическая зависимость не наступит, если человек принимает наркотик редко, или и малом количестве, или это "слабый" наркотик. На самом деле психическая  зависимость может быстро сформироваться даже после нескольких эпизодов, связанных с употреблением наркотиков. Она проявляется в том, что человек хочет  вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом  опьянении.

Человек стремится или получить приятные ощущения от приема Наркотиков, которые могут, быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае, лишившись возможности принимать наркотики, человек воспринимает действительность "серой", недостаточно динамичной и живой, во втором - оказывается под давлением проблем, от которых он пытался уйти, прибегая к употреблению наркотиков. Желание imageизбежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления наркотиков. Если прием наркотика продолжается, то новое состояние становится привычным и необходимым. "Я ХОЧУ БЫТЬ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ".

При более продолжительном употреблении наркотиков у человека формируется физическая зависимость, которая появляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. Ее можно описать, как   непреодолимую физическую потребность в наркотике, которая возникаете  в результате его постоянного или периодического приема. В этом случае резкое  прекращение употребления вызывает физические расстройстве! разной степени тяжести, которые называют абстинентным синдромом (синдромом отмены)

Наркотик абсолютно необходим. "Я НЕ МОГУ БЫТЬ В ДРУГОМ СОСТОЯНИИ".

На этой стадии нельзя пытаться приостановить патологическое влечение к  наркотикам путем уговоров, угроз или жестокого обращения с наркозависимым. Такой подросток нуждается в лечении, а специалисты социальной сферы могут лишь, разрабатывать стратегию избавления от зависимости и формировать у него мотивацию на отказ от наркотиков. Для реализации этой задачи подойдут все педагогические и психологические приемы, которые позволят зависимому человеку осознать  наличие проблемы, почувствовать собственную  ответственность за свою болезнь и сделать выбор в сторону избавления от пагубного пристрастия  причем не в одиночку, а опираясь на помощь со стороны специалистов.

Наркомания - это главным образом проблема отношений личности и наркотика. Наркоман

- человек очень сильно  привязанный к «своему» наркотику, к которому он  испытывает настоящую страсть.

Сказанное выше во многом объясняет почему эпидемия наркомании распространяется прежде  всего среди  подростков.  Ключевую роль в этом процессе играет  наличие группы, а потребность в группировании является естественной и необходимой именно в подростковом возрасте. В условиях эпидемии подростковой  наркомании крайне  высока вероятность того,  что группа, которую  подросток выберет  в качестве референтной , будет заражена наркотическим «вирусом». У такой группы система ценностей и принятые модели поведения,  в той или иной  степени, подчинены  наркотику. Устанавливая с ней связь на  различных уровнях и , впадая в дальнейшем в эмоциональную зависимость от группы, подросток начинает перенимать эти модели и оказывается связанным с  наркогениой средой, а значит и с

Наркотиком.

Вопросу  о причинах приобщения подростков к наркотикам посвящено множество трудов. Сторонники разных концепций по разному подходят к этому вопросу. Одни используют модель аддитивного (зависимого)  поведения, другие    понятие биологической предрасположенности, третьи  главной причиной видят наличие проблем в семейных отношениях, четвертые склонны первоочередное  значение   приписывать факторам социальной среды. На наш  взгляд все эти теории имеют одну общую черту- наркотики выступают в  качестве «заместителя» и бьют «по слабому месту».   Есть проблемы в

эмоциональной сфере -  наркотик «поможет» успокоиться или, наоборот, взбодриться; не хватает смелости для того, чтобы влиться в компанию ~ при  помощи психоактивного вещества можно на какое то время преодолеть чувство стеснительности. Перечень можно продолжать... Важно, что, пробуя  наркотики  подросток не решает.проблемы, а лишь «отодвигает» их на задний план. Тогда основным  мотивом для продолжения употребления становится  желание подольше не возвращаться к ним.

           

Если ребенок видит, что наиболее популярным среди взрослых, часто не осуждаемым способом снятия стресса, повышения настроения и «решения  проблем» является употребление алкоголя (а это, к сожалению, часто бывает именно так), то вероятность того, что он изберет для себя подобный способ, но при этом предпочтет алкоголю наркотики, крайне велика. Поэтому мера ответственности взрослых перед подростками в какой-то степени выше – если  молодежь впьет или употребляет наркотики, это  значит, что они лишь воспользовались примером, который им предложили взрослые,   живущие рядом.

       С   другой стороны, важно понимать, что механизм преемственности может послужить для ребят и очень сильным фактором, способным защитить их от наркотиков. В этом смысле невозможно переоценить роль школы и  учителя -    хранителя традиций, способного обеспечить передачу общественных  норм молодёжи.

В этом контексте   необходимо коснуться еще одного понятия, неразрывно

связанного  с употреблением наркотиков - понятия созависимости. Если  рассмотреть взаимоотношения в окружении наркомана, то они представляют  собойi модель "нездорового" симбиоза.

Это означает, что зависимый человек перестает контролировать свою социальную жизнь, заботиться о себе, поддерживать себя, не хочет нести ответственность за свои поступки. Его поведение и реакции напоминают  поведение ребенка, и он хочет удовлетворять свои потребности (чувствовать  себя  уверенным, самостоятельным, получать удовольствие и так далее) нездоровым путем - употребляя наркотики. В этом случае близкие люди,

испытывая напряжение, беспокойство, раздражение и, желая повлиять на поведение зависимого, берут на себя большую часть функций контроля за его поведением и анализом ситуации. Этими действиями они, осуществляют «перенос» ответственности и укрепляют нездоровое поведение зависимого.

Исходя из понимания "симбиотических" отношений, можно сказать, что созависимость - это такой тип взаимоотношений, в которых каждый игнорирует свои способности удовлетворять собственные потребности нужды, манипулируя для этого другими людьми.

С течением времени, приняв факт, что близкий человек употребляет наркотики, окружающие его люди в поисках выхода могут брать на себя роли «спасателя», «преследователя», «жертвы».

Каждая из перечисленных выше ролей крайне опасна для подростка. Поэтому сегодня необходимо обучать молодых людей не только не употреблять наркотики, но и разумно вести себя с потребителем, чтобы не пострадать от созависимости, например, принимая на себя одну из этих ролей.

Созависимость - это «масло масляное», то есть зависимость от чужой зависимости. Если зависимость-причина исчезнет, то что станется с зависимостью-следствием? Чем можно заполнить эту пустоту: только что было чем заняться, о чем думать и страдать, за что себя любить и жалеть. И что теперь? Будем искать для себя новую зависимость? Поэтому частенько созависимые в глубине души совсем не хотят излечения для ни для своей зависимости, ни для той, которая ее породила. Если созависимость уже развилась, то здесь есть работа для психолога. И порой длительная и серьезная. Поэтому профилактике созависимости надо уделять достойное внимание. Работа с созависимостью занимает очень значительную часть времени и усилий при работе с родителями подростков, злоупотребляющих ПАВ является необходимым условием для успешного лечения и реабилитации подростка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pav.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Теперь перейдем к описанию развития зависимости от наркотиков

Наркотики - химические вещества синтетического) или природного происхождения способные вызывать изменения психического состояния (сознания).  Их систематическое применение приводит  к зависимости.

      Существует   несколько видов психотропных веществ, и  способов их классификации. Наиболее распространенный из них  основывается на действии, которое они  оказывают на центральную нервную систему (ЦНС).

     На ЦНС можно воздействовать тремя способами: 1)она может быть заторможена при помощи препаратов,  вызывающих  депрессивный эффект;  2)она может быть возбуждена при помощи стимулирующих веществ; 3)она может быть расстроена при помощи веществ-галлюциногенов.

          Наркотики,  в зависимости от своего химического состава, оказывают на человека различное действие. На  эффект воздействия наркотика влияет способ употребления, дозировка и качество наркотика, а также состояние  здоровья и эмоциональное состояние.

        Зависимость от наркотика – доминирующая над всем потребность в приеме наркотического вещества.

        Распространенный вопрос о зависимости: Является ли наркотиком пиво или  лекарственные препараты, предписанные врачом?  Некоторые любители спорта скажут, что бег, теннис или лыжи  являются для них настоящим наркотиком. Можно ли говорить о зависимости в этом случае? Как быть с чувствами  по отношению к близким людям? Эти  чувства в определенной степени тоже делают нас зависимыми. Как трактовать зависимость от работы, страсть к коллекционированию?  Обязательно ли зависимость носит негативный характер? По мнению канадского психолога Д..Корнье. зависимость становится пагубной при следующих обстоятельствах:

- она   ограничивает возможности личности в самореализации

- влияет губительным образом на отношения между людьми

- разрушает личный и семейный бюджет

- ставит личность в конфликтные отношения с обществом.

Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от  наркотического средства или  психотропного вещества.

        Рассматриваемая вначале как моральный порок, а затем, как форма девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, наркомания была позже определена, как болезнь, а сейчас все чаще и чаще она рассматривается, как стиль жизни. Вот  как определяют наркоманию медики:

        состояние  периодической или хронической интоксикации,  вызванное повторяющимся приемом натурального или синтетического наркотика. Основными симптомами наркомании являются:

- вредные последствия для потребителя наркотика, его непосредственного окружения и для общества в целом в эмоциональном, социальном и экономическом плане;

- тенденция к постоянному увеличению дозы наркотика;

- психологическая и часто физиологическая зависимость и стремление получить   наркотик любыми средствами;

развиваясь, зависимость от наркотиков последовательно проходит через несколько стадий - социальную, психическую и физическую. Каждая  последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляет к картине заболевания  все новые и новые проявления. Причем физические находятся на последнем  месте и "вступают в игру" в последнюю очередь. Это означает, что в огромном числе случаев, для того, чтобы прекратить употреблять наркотики

человек не нуждается во врачебной помощи, хотя может быть уже серьезно зависимы от того или иного химического вещества.

О социальной  зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление наркотика, но вращается в среде употребляющих, принимает  их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. В  такой ситуации "близости" к наркотику, человек, зачастую, сам внутренне  готов  начать употребление.

Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что способно заслонить привычные представления и изменить  поведение человека. Особенно это характерно для подростков. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания - наличие группы, которая может формироваться даже вокруг одного потребителя наркотиков.

Человека привлекает атмосфера, "дух" наркотизированной группы, с которой он встретился. Для него проба наркотика является как бы средством, «входя»  в группу, к тому же человек получает опыт резкого изменения своего эмоционального состояния. Социальной зависимости сопутствует осознание того, что ты в любую минуту можешь изменить свое состояние при помощи  наркотика.  «Я МОГУ БЫТЬ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ, КОГДА ЗАХОЧУ".

На стадии психической зависимости поведение человека меняется. На этом этапе,    собственно, и начинается прием наркотиков - от эпизодических экспериментов до регулярного употребления. Существует убеждение, что психическая зависимость не наступит, если человек принимает наркотик редко, или и малом количестве, или это "слабый" наркотик. На самом деле психическая  зависимость может быстро сформироваться даже после нескольких эпизодов, связанных с употреблением наркотиков. Она проявляется в том, что человек хочет  вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом  опьянении.

Человек стремится или получить приятные ощущения от приема Наркотиков, которые могут, быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае, лишившись возможности принимать наркотики, человек воспринимает действительность "серой", недостаточно динамичной и живой, во втором - оказывается под давлением проблем, от которых он пытался уйти, прибегая к употреблению наркотиков. Желание избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления наркотиков. Если прием наркотика продолжается, то новое состояние становится привычным и необходимым. "Я ХОЧУ БЫТЬ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ".

При более продолжительном употреблении наркотиков у человека формируется физическая зависимость, которая появляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. Ее можно описать, как   непреодолимую физическую потребность в наркотике, которая возникаете  в результате его постоянного или периодического приема. В этом случае резкое  прекращение употребления вызывает физические расстройстве! разной степени тяжести, которые называют абстинентным синдромом (синдромом отмены)

Наркотик абсолютно необходим. "Я НЕ МОГУ БЫТЬ В ДРУГОМ СОСТОЯНИИ".

На этой стадии нельзя пытаться приостановить патологическое влечение к  наркотикам путем уговоров, угроз или жестокого обращения с наркозависимым. Такой подросток нуждается в лечении, а специалисты социальной сферы могут лишь, разрабатывать стратегию избавления от зависимости и формировать у него мотивацию на отказ от наркотиков. Для реализации этой задачи подойдут все педагогические и психологические приемы, которые позволят зависимому человеку осознать  наличие проблемы, почувствовать собственную  ответственность за свою болезнь и сделать выбор в сторону избавления от пагубного пристрастия  причем не в одиночку, а опираясь на помощь со стороны специалистов.

Наркомания - это главным образом проблема отношений личности и наркотика. Наркоман

- человек очень сильно  привязанный к «своему» наркотику, к которому он  испытывает настоящую страсть.

Сказанное выше во многом объясняет почему эпидемия наркомании распространяется прежде  всего среди  подростков.  Ключевую роль в этом процессе играет  наличие группы, а потребность в группировании является естественной и необходимой именно в подростковом возрасте. В условиях эпидемии подростковой  наркомании крайне  высока вероятность того,  что группа, которую  подросток выберет  в качестве референтной , будет заражена наркотическим «вирусом». У такой группы система ценностей и принятые модели поведения,  в той или иной  степени, подчинены  наркотику. Устанавливая с ней связь на  различных уровнях и , впадая в дальнейшем в эмоциональную зависимость от группы, подросток начинает перенимать эти модели и оказывается связанным с  наркогениой средой, а значит и с

Наркотиком.

Вопросу  о причинах приобщения подростков к наркотикам посвящено множество трудов. Сторонники разных концепций по разному подходят к этому вопросу. Одни используют модель аддитивного (зависимого)  поведения, другие    понятие биологической предрасположенности, третьи  главной причиной видят наличие проблем в семейных отношениях, четвертые склонны первоочередное  значение   приписывать факторам социальной среды. На наш  взгляд все эти теории имеют одну общую черту- наркотики выступают в  качестве «заместителя» и бьют «по слабому месту».   Есть проблемы в

эмоциональной сфере -  наркотик «поможет» успокоиться или, наоборот, взбодриться; не хватает смелости для того, чтобы влиться в компанию ~ при  помощи психоактивного вещества можно на какое то время преодолеть чувство стеснительности. Перечень можно продолжать... Важно, что, пробуя  наркотики  подросток не решает.проблемы, а лишь «отодвигает» их на задний план. Тогда основным  мотивом для продолжения употребления становится  желание подольше не возвращаться к ним.

        

Если ребенок видит, что наиболее популярным среди взрослых, часто не осуждаемым способом снятия стресса, повышения настроения и «решения  проблем» является употребление алкоголя (а это, к сожалению, часто бывает именно так), то вероятность того, что он изберет для себя подобный способ, но при этом предпочтет алкоголю наркотики, крайне велика. Поэтому мера ответственности взрослых перед подростками в какой-то степени выше – если  молодежь впьет или употребляет наркотики, это  значит, что они лишь воспользовались примером, который им предложили взрослые,   живущие рядом.

       С   другой стороны, важно понимать, что механизм преемственности может послужить для ребят и очень сильным фактором, способным защитить их от наркотиков. В этом смысле невозможно переоценить роль школы и  учителя -    хранителя традиций, способного обеспечить передачу общественных  норм молодёжи.

В этом контексте   необходимо коснуться еще одного понятия, неразрывно

связанного  с употреблением наркотиков - понятия созависимости. Если  рассмотреть взаимоотношения в окружении наркомана, то они представляют  собойi модель "нездорового" симбиоза.

Это означает, что зависимый человек перестает контролировать свою социальную жизнь, заботиться о себе, поддерживать себя, не хочет нести ответственность за свои поступки. Его поведение и реакции напоминают  поведение ребенка, и он хочет удовлетворять свои потребности (чувствовать  себя  уверенным, самостоятельным, получать удовольствие и так далее) нездоровым путем - употребляя наркотики. В этом случае близкие люди,

испытывая напряжение, беспокойство, раздражение и, желая повлиять на поведение зависимого, берут на себя большую часть функций контроля за его поведением и анализом ситуации. Этими действиями они, осуществляют «перенос» ответственности и укрепляют нездоровое поведение зависимого.

Исходя из понимания "симбиотических" отношений, можно сказать, что созависимость - это такой тип взаимоотношений, в которых каждый игнорирует свои способности удовлетворять собственные потребности нужды, манипулируя для этого другими людьми.

С течением времени, приняв факт, что близкий человек употребляет наркотики, окружающие его люди в поисках выхода могут брать на себя роли «спасателя», «преследователя», «жертвы».

Каждая из перечисленных выше ролей крайне опасна для подростка. Поэтому сегодня необходимо обучать молодых людей не только не употреблять наркотики, но и разумно вести себя с потребителем, чтобы не пострадать от созависимости, например, принимая на себя одну из этих ролей.

Созависимость - это «масло масляное», то есть зависимость от чужой зависимости. Если зависимость-причина исчезнет, то что станется с зависимостью-следствием? Чем можно заполнить эту пустоту: только что было чем заняться, о чем думать и страдать, за что себя любить и жалеть. И что теперь? Будем искать для себя новую зависимость? Поэтому частенько созависимые в глубине души совсем не хотят излечения для ни для своей зависимости, ни для той, которая ее породила. Если созависимость уже развилась, то здесь есть работа для психолога. И порой длительная и серьезная. Поэтому профилактике созависимости надо уделять достойное внимание. Работа с созависимостью занимает очень значительную часть времени и усилий при работе с родителями подростков, злоупотребляющих ПАВ является необходимым условием для успешного лечения и реабилитации подростка.