Эссе "Мой педагогический опыт"

Сорокина  Елена Валерьевна

Я - учитель! Этим многое сказано. Об опыте учителя мое эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou_ulyanovskaya_sosh_esse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ульяновская СОШ

Творческая работа

«Мой

педагогический опыт»

Учитель истории и обществознания

Уланова Е.В.

Лукоянов 2009г.

Мой педагогический опыт,

или

Рассказы  из жизни учителя истории

Тот, кто, обращаясь к старому

способен открывать новое,

достоин быть учителем.

Конфуций

День любого учителя начинается не с банального звонка на первый урок, а со дня предыдущего, с «кануна», как я его называю. Каким он будет, мой завтрашний урок? Как приготовить его, чтобы заинтересовать ученика? Какие знания получат мои питомцы на этом уроке? Что им запомнится больше, а что меньше? На каком историческом событии поставить главный акцент?... Подобные и еще много других вопросов возникает у учителя при подготовке к уроку.

Итак, мой завтрашний день… Три урока истории России.  Какими они будут, зависит только от меня. Три разных периода…Три века… Каждый интересен чем-то особенным. И моя задача – показать, насколько уникальна и величественна наша страна, как она прекрасна в каждую историческую эпоху, подвести учащихся к мысли, что нет на свете такой другой страны…

Часто приходиться слышать хулу в адрес нашей страны, многие говорят, мол  «Россия не мать, а мачеха». А может, это мы – не родные дети. А что предприняли мы,  чтобы стать одним целым с Россией?

        Правильно говорят, что учителя – увлекающиеся натуры, ведь хотела рассказать о своем опыте, а рассказываю о наболевшем. Хотя все взаимосвязано – и работа, и проблемы страны, и наши судьбы: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

        Так как же построить мне завтрашние уроки, чтоб они не только сохранились в памяти детей, но и затронули тонкие душевные ниточки, заставили задуматься, научили любить и гордиться нашей страной?

Преподавание любого предмета всегда сложный процесс, но если в математике дважды два всегда четыре, то на преподавание гуманитарных наук, особенно истории и обществоведческих дисциплин, влияние оказывают самые различные факторы: и идеологическая парадигма общества, и многообразие мнений. Но есть ценности, которые во все времена, при самых различных режимах  непререкаемы.

Чему учить?

«Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть

это в себе».

Г.Галилей

Вычитала  в методичке фразу «Одной из главных задач, стоящих перед учителем истории, является формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма». Прочла и подумала : «Вот главная задача учителя истории –  суметь развить чувство патриотизма в душах и сердцах своих учеников. Хотя ведь чувство патриотизма нельзя привить, это не веточка, а дети не деревья. Но есть в каждом из нас внутренняя струна, которой необходимо время от времени касаться (в последние годы, возможно, необходимо чаще обычного). Об этой струне замечательно сказал немецкий философ Э.Кант: «Две вещи удивляют меня более всего: звёздное небо надо мной и нравственный закон внутри меня». Вот именно к этому «нравственному закону» внутри каждого ребенка я и пытаюсь найти путь на каждом уроке истории.

 Что есть патриотизм? В словаре Ожегова нахожу определение, краткое и емкое: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Но я попытаюсь выразить свое эмпирическое отношение к этому понятию. На мой взгляд, патриотизм - это чувство, которое мы испытываем не к товарищу Сталину или господину Медведеву, а к журчанию маленького ручейка в изумрудной траве, к запаху только что вскопанной земли весенним солнечным днём, в конце концов, даже к вокзалу, на который только что прибыли после продолжительной поездки. Это благоговение перед русскими иконами, церквями, монастырями. Это преклонение перед подвигами народных героев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Козьмы Минина, политрука Клочкова, Александра Матросова, наших героев-лукояновцев. Помните, как в песне: «Иванами да Марьями гордилась ты, Земля». Вот и мы должны гордиться героями своей страны.  

Как учить?

Уча других, мы учимся сами.

Сенека

Патриотизм – это гордость за научные, культурные, спортивные достижения россиян, за освоение космоса.  Это.… Перечислять ещё можно очень, очень много. Но  это теоретические постулаты. На практике же оказывается всё гораздо сложнее.

 Я на своих уроках не только говорю о причинах, поводах, итогах и значениях каких-либо исторических событий. Всё это есть в учебных пособиях и при большом желании (и моём контроле) можно материал найти, прочесть, выучить. Но чтобы остался след в памяти ученика, надо затронуть струны его души. И тогда рассказываю о жизни участников этих событий, их личных трагедиях и успехах, знакомлю с воспоминаниями современников, с историческими документами эпохи, с фото, а главное, с видеоматериалами.

Стараюсь, чтобы ученик «погрузился» в историческое событие, «примерил» на себя проблемы общества, задумался над чувствами и настроениями людей. Конечно же, каждый урок требует конкретных задач, но основную, стержневую воспитательную задачу на каждый повседневный  урок я для себя выбрала – это воспитание человека, человека,  осознающего свою роль в историческом процессе, свое значение в жизни страны.

        Современная педагогика изобилует различными методами и формами проведения урока, я же для проведения уроков выбираю обычно живое слово учителя и наглядность.

В своей работе все  чаще и чаще стараюсь применять компьютерные технологии, демонстрирую фото- , видеоматериалы, презентации, ведь для многих важнее увидеть, чем услышать… Хотя живое слово учителя играет тоже далеко не маловажную роль, поэтому иногда на уроках  для того чтобы затронуть живую струночку души, приходиться даже читать стихи.

Историю делаем сами

«Кто никуда не плывет,

для того не бывает попутного ветра»

 М. Монтень

Немаловажную роль в преподавании истории играет непосредственное участие в историческом процессе, ведь день сегодняшний завтра уже станет историей. Вот об этом тоже, наверное, никогда не устану повторять своим ученикам…

А еще желание и возможность соприкоснуться с веками через исторические источники, через источники вещественные. Чтобы прочувствовать связь времен, решили в школе создавать музей или хотя бы краеведческий уголок. Дети и родители всех классов по возможности стали  предоставлять экспонаты для этого уголка. И начали приносить в школу  кто кувшин, кто ухват, а кто уже устаревшую в этом атомном мире электронную игру. И заинтересовались, и с интересом выслушали, когда и по какому поводу использовалась та или иная вещь…

История вокруг нас

К памяти предшественника будь справедлив

 и почтителен, ибо иначе этот долг

наверняка отдадут ему после тебя.

Фрэнсис Бэкон

Изучение истории невозможно без общения с людьми, которые знают больше, чем ты, а, возможно, были сами участниками исторических событий. Поэтому задачей педагога также является организация встреч детей с участниками различных исторических событий: героями войн, участниками ликвидации последствий чернобыльской аварии да просто с интересными людьми.

Нельзя не рассказать и о походах, целью которых является ознакомление с памятниками истории родного края. В прошлую весну ходили с группой участников кружка «В гостях у Клио» к Ульяновской церкви, к памятнику-мемориалу, возведенному в честь воинов нашего села, погибших на полях Великой Отечественной войны. Ходили долго, да и мой «рассказ в картинках» тоже затянулся. По всем психологическим критериям их внимание давно уже должно было бы рассеяться, а дети сидели на травке возле памятника и с интересом задавали вопросы, и слушали рассказы, которые я сама когда-то еще, будучи ребенком, слышала от ветеранов нашего села.  Сейчас почти совсем не осталось ветеранов, а задача моя, как историка, - пронести этот рассказ в своей памяти через годы и передать другим поколениям, тем, для кого день 9 Мая становится не великой датой Победы, а просто дополнительным днем отдыха, и объяснить им, почему этот великий день все встречают со слезами на глазах…

Момент истины

История - сокровищница наших деяний,

свидетельница   прошлого,

пример и поучение для настоящего,

предостережение для будущего.

М. Сервантес

В истории нашей страны немало событий, которые трактуются неоднозначно. Но ведь историю творят люди – мы с вами. И как мы будем творить, такой и станет Россия в будущем. Все наши просчёты, как под микроскопом, увеличиваются в сотни раз, отражаясь на судьбах людей, но, главное, на судьбе Родины. Это своё твёрдое убеждение постоянно подчёркиваю в общении с детьми.

Преподавание истории может быть скучным, может быть познавательным, может быть веселым, а может быть просто интересным. Задача каждого учителя - привить учащимся  интерес к изучаемому предмету. Как сказал Цицерон: «История – учительница жизни». Поэтому, не зная истории, трудно сориентироваться в современных жизненных условиях.

В заключение хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих питомцах живое, цельное, эстетическое восприятие истории. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе этот предмет. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.

Мне же, как учителю, как человеку, искренне любящему свою Родину хочется надеяться и верить, что зерна  моих стараний,  моих знаний падут на  благодатную почву в душах моих учеников.

                                                                                               Елена Уланова