конспект занятия по выразительному рассказыванию и изготовлению кукол на занятии в объединении Театрально-игровая сказкотерапия
Предварительный просмотр:
Конспект
урока русского языка в 4 классе.
Тема: «Родительный падеж имён существительных».
Цели:1.Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.
2.Закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках по теме: «Имя
существительное».
3.Создать условия для повторения состава слова,разбора предложений по членам .
4.Способствовать развитию речи детей,обогащению словаря детей.
5.Способствовать развитию умения чувствовать,понимать,любить красоту родной
природы.
Оборудование:1.Картина И.И.Левитана «Золотая осень».
2.Запись «Времена года» Чайковского.
3.Красочный Старичок-лесовичок.
4.Природные материалы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Ребята,сегодня на уроке у нас много гостей.Давайте поприветствуем их.А теперь тихо садитесь,спинки прямые,ноги поставлены ровно.Начинаем наш урок.
Запишите ,пожалуйста, число,классная работа.
2.Сообщение темы и целей работы.
-Мы уже знакомы с именем существительным,с именительным падежом. Начали знакомиться с родительным падежом.Как вы думаете, с каким падежом мы будем работать сегодня на уроке.(Ответы детей).Молодцы,догадались.ту работу мы и будем продолжать сегодня.Итак,тема нашего сегодняшнего урока…(на доске открывается запись: …одительный падеж имени существительного.
-Но что это?Убежала буква.Какая буква покинула своё место?
-Буква Р.
3.Чистописание.Повторение изученного.
-Что мы можем сказать об этой букве?(Согласная,может обозначать 2 звука,р-твёрдый и р-мягкий,оба эти звуки звонкие,этот звук не имеет пары.)
-Из каких элементов состоят строчная и заглавная буквы р т Р.(Р-длинная прямая черта с закруглением внизу,р-длинная наклонная,короткая наклонная с закруглением влево и вправо.)
-Давайте вспомним эти буквы и напишем красиво.
-Оказывается,спряиал эту букву Старичок- Лесовичок.Он вам приготовил загадки и ваша задача правильно и красиво написать отгадки.Итак:
*Утром бусы засверкали,
Всю траву собой устлали.
А пошли искать их днём,
Ищем,ищем не найдём.(Роса).
*Бежал по тропке луговой-
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой-
Речка сделалась рябой.(Ветер)
*Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая ,
Птица говорливая,
Самая болтливая.(Сорока)
*Весной зеленела.
. Летом загорала.
Осенью надела красные кораллы.(Трава, рябина)
*Ползун ползёт,иголки везёт.(Ёж)
(Дети пишут отгадки в тетрадях,выделяют орфограммы)
-Отыщите «лишнее» слово,подчеркните его и скажите,почему оно «лишнее».
(Это слово ёж.В нём нет буквы р)
-Назовите слова,разбор которых по составу соответствует данной схеме:корень,окончание.
(Все слова)
-Давайте разберём их по составу.К какой части речи относятся эти слова.(Это существительные)
-Что такое имя сущ-ое?
(Часть речи,отвечает на вопрос Кто? Что?;обозначает предмет;изменяется по числам,падежам,родам.)
-Изменение по падежам как можно назвать?
(Склонение)
-Давайте просклоняем по вопросам существительное трава и сорока
-Какая часть слова будет изменяться?(Окончание)
-Выделяйте его.
И.п. что? трава
Р.п. чего?травы
Д.п. чему?траве
В.п. что?траву
Т.п.чем?травой
П.п о чём? о траве
-Хорошо! А какие сущ-ые не склоняются?(пальто,радио,метро,шоссе,кино)
4.Закрепление и уточнение знаний о родительном падеже имени сущ-ного.
1) -Давайте продолжим наше знакомство с родительным падежом имени сущ-ного.
-Унылая пора !Очей Очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч,и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
-Чьё это произведение?(А.С.Пушкина)
-Какому времени года оно посвящено?(осени)
-Об этой чудесной поре писали многие поэты6 Тютчев,Лермонтов,Фет,Есенин,Майков.Я предлагаю вам познакомиться со строками уже известного автора Ивана Алексеевича Бунина:
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора
Воздушной паутины ткани
Блестят как нить из серебра.
-о чём эти строки?(об осенней паутине)
-С чем её сравнивает поэт?(с серебром,блестит как серебро).
-Какие орфограммы могут вызвать затруднения?
2)Разбор предложения.
-Запишите это предложение,охарактеризуйте его.(По цели высказывания-повествовательное,по интонации-невосклицательное,распространённое)
-Назовите подлежащее и сказуемое.(Ткани блестят)
-Какими членами предложения являются остальные члены предложения?(Второстепенными)
-Назовите второстепенные члены,выраженные сущ-ными.(На поляне,двора,нить,серебро,паутины)
-Определите падеж этих сущ-ных(на поляне-И.п,двора-Р.п,паутины-Р.п,нить-В.п,Из серебра-Р.п)
-Как узнали родит.падеж?(по вопросу и предлогу)
3)обобщение знаний о родительном падеже имени сущ-ного.
-Итак,что мы можем рассказать о родительном падеже существительных?(Сущ-ные в родит.падеже отвечают на вопросы кого?чего?;
в предложении бывают второстепенными членами;
согласуются с существительными и глаголами ;употребляются с предлогами и без них)
-Назовите предлоги родительного падежа(от,до,тз,без,у,для,около,с)
4)Употребление слов в родительном падеже.
_А сейчас,давайте проверим сумеете ли вы правильно употребить слова в родительном падеже.Старичок –Лесовичок принёс нам подарки.(Учитель достаёт рябиновые бусы,листья,шишки,жёлуди)
Рябиновые бусы----бусы из рябины
Кленовый лист----лист клёна
Сосновая шишка----шишка сосны
Дубовые жёлуди ----жёлуди дуба
-Запишите словосочетания,в которых одно существительное будет стоять в родительном падеже.
-Подчеркните существительные в родительном падеже.
5)Самостоятельная творческая работа детей.
-Мы сегодня уже с вами говорили.что осени посвятили свои творенья многие поэты и писатели.Музыканты тоже писали об осени,но музыку.
-Сейсас я вам поставлю отрывок одного музыкального произведения,которое посвящено разным временам года.
-Закройте глазки,внимательно слушайте,а потом расскажите,что вы представили.
-Итак,какому времени года посвящена эта музыка?(Осени)
-Что вы представили себе?(дети отвечают)
--Молодцы!Это произведение написал известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский.Называется она «Времена года»,а отрывок «Октябрь».
-Писали осенние пейзажи и художники.Перед вами репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»(Учитель вывешивает картину)
-Что вы видите на ней?
Что можно описать на этой картине?.(На доске вспомогательные слова).Дети:небо,шум,краски.
-Я предлагаю вам записать словосочетания,которые можно употребить при описании картины.Я вам называю первые слова словосочетаний.а вы записываете второе,поставив его в родительный падеж.
Цвет(чего?)неба следы зверей
Звуки леса краски осени
Шелест листвы шум ветра
Голоса птиц сверкание реки
Слова для справок :река,ветер,птицы,листва,осень,звери,небо.
В это время 3 ученика работают у доски:
1.К данным словам подобрать подходящие по смыслу слова,которые являются именами существительными,стоящими в родительном падеже.
Отлёт….
Гнёзда…
Музыка…
Стук…
Треск…
Цвет…
2.Найти существительные в родительном падеже и подчеркнуть их. Объяснить ,как нашла .
Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи . Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.
3.Подчеркнуть слова и словосочетания, которые можно употребить,описывая картинуЛевитана
И весел звучный лес, и ветер меж берёз.
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз.
Пустеет воздух. Птиц не слышно боле.
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Работы проверяются всем классом.
6.Работа над деформированным предложением.
-Лесовичок принёс нам предложения об осени,но ветер подул и разбросал все слова.Кто хочет расставить их на свои места?
К ,подножию,мягкий,ложится,деревьев,ковёр,цветной.(Мягкий цветной ковёр ложится к подножию деревьев.)
-Давайте разберём предложение по членам.
-Найдите существительные и определите их падеж(ковёр-И.п;деревьев-Р.п;подножию-Д.п)
-А какие предложения об осени можете составить вы?(Дети придумывают предложения,два лучших записать.)
7.Работа по учебнику(упр.125 Рамзаева 4 класс-по вариантам)
--Найти орфограммы,определить падеж существительных.
8).Итог урока.Рефлексия.
-Чем занимались?
- Давайте ещё раз вспомним что мы знаем о родительном падеже?
Ребята,понравился ли вам урок? Вы всё поняли? Если да,то поднимите обе руки вверх;если не всё поняли,то –одну;если ничего не поняли-не поднимайте.
-А Старичок-Лесовичок приготовил осенние подарки и вам ,и нашим гостям.(5 человек дарят рябиновые бусы гостям).
9)Домашнее задание.
-Мы сегодня много говорили об осени,поэтому домашнее задание тоже будет связано с осенью.
--Выписать четверостишье любого поэта.Оно должно быть обязательно об осени.Найти в нём существительные об осени,определить падеж.
10)Заключительное слово учителя.
-А пока предзимье-время свежих ветров и лёгких порош.Природа как бы задумалась на пороге погодных перемен и медлит отпускать загостившуюся осень.
-Спасибо всем за урок.
-