Тема занятие "Собеседование"
Тема Занятия: "Собеседование"
Цель: формирование уверенного поведения и стремления работать, овладение устойчивыми алгоритмами поведения в ситуациях прохождения собеседования при приеме на работу.
План занятия:
1. Приветствие упражнение "Интервью" (5 мин.)
2. Погружение в тему. Упражнение "Восточный базар" (15 мин.)
3. Мозговой штурм "Зачем люди работают?" (15 мин.)
4. Ролевая игра "Собеседование с работодателем" (25 мин.)
5. Вывод. Обратная связь.
Оборудование: доска или флипчарт, маркеры, ручки, листы бумаги формата А 4 по количеству участников, стикеры, цветной мешочек, образцы резюме по количеству участников (Приложение 16), вопросы для собеседования (Приложение 17), рекомендации "Пройти собеседование" (Приложение 18).
Ход занятия:
1. Приветствие. Упражнение "Интервью".
Цель: знакомство, эмоциональное сближение участников группы.
Ход проведения: участники делятся на пары и в течение трех минут задают друг другу вопросы, согласно выданным инструкциям.
Инструкция:
1. Назовите свое имя и расскажите о ваших талантах, увлечениях.
2. Расскажите, о чем вы мечтаете?
Обсуждение. Что было трудней: рассказывать собеседнику о себе или представлять его? Почему?
2. Погружение в тему. Упражнение "Восточный базар".
Цель: увидеть, попробовать варианты взаимодействия, сформировать уверенность в себе.
Материалы: стикеры, ручки, цветной мешочек.
Ход проведения:
Ведущий обращается к участникам с вопросом: "Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как "восточный рынок"? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, карманники, бойкая торговля). После совместного обсуждения ответов каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво участники пишут свое имя и каждую записку складывают текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно его имени. Подготовленные записки участники складывают в мешочек. Ведущий перемешивает записки и выкладывает их горкой в центре стола.
Далее ребятам предлагается представить, что все участники оказываются на восточном рынке. Каждый участник по очереди подходит к столу с записками и вытягивает 8 штук в случайном порядке. В течение следующих 5 минут участникам придется не просто подойти и забрать, а, очень важное условие: уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков со своим именем. Первые два участника, которым удастся быстрее всех вернуть свои записки, подходят к ведущему и считаются победителями.
Вопросы для обсуждения:
Какие ваши качества помогли справиться с заданием?
Какую тактику вы использовали во время торга? (активный поиск, ожидание, сотрудничество, компромисс, активный обмен)
Какие из проявленных в этой игре ваших качеств и тактик поведения могут помочь вам при собеседовании, трудоустройстве? (активность, настойчивость, целеустремленность и т.д.)
3. Мозговой штурм "Зачем люди работают?"
Цель: убедить участников, что работа – не только способ зарабатывания денег, но и удовлетворение потребностей в общении, уважении, саморазвитии, улучшении социального статуса и т.д.
Материалы: доска или флипчарт, маркеры.
Ход проведения: Ведущий задает участникам вопросы: Зачем люди работают? Хотите ли вы иметь работу? Участникам предлагается совместно определить преимущества жизни человека, имеющего работу перед безработным. Доска делится на две части: слева ведущий пишет преимущества жизни при наличии работы, справа – недостатки жизни без работы. Ведущий фиксирует на доске ответы ребят.
Работа | Безработица |
Наличие средств для жизни
|
Отсутствие средств/наличие лишь шести месяцев в случае оформления пособия по безработице
|
Возможность осуществлять покупки, путешествия
|
Невозможность иметь самое необходимое
|
Наличие трудового стажа, необходимого для пенсии
|
Отсутствие трудового стажа
|
Внутреннее спокойствие
|
Беспокойство и нервозность
|
Возможность общения с более широким кругом людей
|
Общение с ограниченным кругом людей
|
Чувство нужности людям, обществу, чувство достоинства
|
Чувство опустошенности, отрешенности
|
Развитие, желание профессионального роста и самосовершенствования
| Люди без средств к существованию являются частыми жертвами ДТП, преступлений, поскольку их ничего не держит в жизни, их никто не ищет. Часто сами становятся виновниками правонарушений и преступлений.
|
Повышенный интерес к жизни
|
Безработица – тяжелая болезнь |
Возможность найти свою вторую половину
|
|
Разбирается каждый пункт подробно, ведущий стимулирует участников к высказыванию своего мнения.
Вывод: Работа дает очень много преимуществ как в материальном, так и духовном плане: от возможности содержать себя до устойчивого интереса к жизни в целом. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, например, за мастерство, компетентность, независимость, ответственность, чтобы видели и признавали его достижения, успехи, заслуги. Для этого важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою
единственность, незаменимость, чувствовать, что занимаешь достойное место в жизни. Работа занимает много времени в жизни человека (до 70%). Человек, который выполняет любимую работу, не замечает времени, постоянно узнает что-то новое, расширяя свой кругозор, получает удовольствие от труда и удовлетворение от сделанного. Поэтому так важно найти работу, которая будет нравиться.
К сожалению, не всем людям удается получить подходящую работу. Многие испытывают трудности при прохождении собеседования. Устройство на работу напоминает куплю-продажу товара. Ведущий задает вопрос: Кто при приеме на работу является продавцом, а кто – покупателем? Устраиваясь на работу, вы продаете свои умения, навыки, знания и т.д.
Следующим упражнением участникам предлагается потренироваться в прохождении собеседования.
4. Ролевая игра "Собеседование с работодателем"
Цель: научиться преодолевать себя и свои "комплексы", овладение некоторыми приемами и техниками уверенного поведения.
Оборудование: ручки, листы бумаги формата А 4 по количеству участников, -образцы резюме по количеству участников (Приложение 16),
-вопросы для собеседования (Приложение 17),
-рекомендации "Пройти собеседование" (Приложение 18).
Как пройти собеседование:
Собеседование – это возможность менеджера по персоналу познакомиться
с тобой, понять, насколько ты подходишь для данной работы. Собеседование
может проходить в несколько этапов: телефонная беседа, личная встреча или
несколько встреч с разными сотрудниками компании. К любому из этих
этапов нужно подготовиться заранее:
Ход проведения:
Ведущий предлагает участникам пофантазировать и представить ситуацию собеседования с работодателем, который решит, брать вас на работу или нет.
Среди участников ведущий выбирает претендента на рабочее место, который пришел со своим готовым резюме (Приложение 16) и работодателя. Работодатель рассказывает о своем предприятии и зачитывает главные критерии отбора, например:
-Знание будующей профессии;
-Желание работать на данном мероприятии;
-Способность к обучению;
-Поведение, воспитанность и т.п…..
Претендент присаживается напротив работодателя и пробует ответить на вопросы и пройти собеседование, работодатель задает заранее подготовленные вопросы о профессиональных навыках, умениях, вопросы личного характера (Приложение 17). Все остальные участники внимательно наблюдают.
Совместно обсуждаются действия претендента и работодателя.
Ведущий предлагает остальным участникам подумать, чем они могут понравиться данному работодателю и получить желаемую работу.
Вопросы для обсуждения: Каковы ваши ощущения? Сложно ли было выдержать натиск вопросов? Трудно ли было сохранять визуальный контакт в течение длительного времени?
Дополнительный вопрос собеседования: Как вы думаете, нужно ли сообщать работодателю о том, что вы воспитывались в детском доме? Часть ребят считает, что да, но большинство отвечает "нет". На самом деле, эту часть вашей биографии можно представить, как большое преимущество. Вы можете сказать: "Я воспитывался в детском доме, и мне рано пришлось стать самостоятельным. У меня не было мамок и нянек, которые заботились бы обо мне. Поэтому я – самостоятельный и независимый человек, несмотря на свой возраст".
5. Вывод. Обратная связь.
Цель: получение обратной связи от участников.
Ход проведения: участники делятся своими впечатлениями от занятия.
Ведущий задает вопросы:
С чем ухожу после занятия?
Что завтра готов применять из новых знаний?
Что неприемлемо для мен
Форма резюме
ФИО_____________________________________________________________
АДРЕС И ТЕЛЕФОН_______________________________________________
ЦЕЛЬ (по желанию)________________________________________________
ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ________________________________________________
__________________________________________________________________
ОБРАЗОВАНИЕ (даты начала и окончания обучения)____________________________________________________________________________________________________________________________
ОПЫТ РАБОТЫ за последние 5-7 лет, начиная с последнего места работы
(даты начала и окончания работы). Полное наименование организации,
должность, должностные обязанности (перечисли обязанности и задачи на
этой должности).__________________________________________________________________________________________________________________________
УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ (приведи твои основные профессиональные
достижения, используя выражения типа: "создал, ввел в действие, увеличил,
выполнил")____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ иностранные языки (опишите степень
владения), владение компьютером (назовите программы, которые можете
использовать в работе), водительские права (категория, наличие
транспортного средства)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«_______» ____________ 2022 г. ФИО_________________________
___________________
- Мне нравится (3)