Семья особого человека в современном обществе.
«У вас будет ребёнок», когда говорят эту чудесную фразу, какое счастье испытывает семья, какие сразу вырисовываются солнечные необыкновенные дни счастливой совместной жизни с таким чудом, как частичка тебя. А первая улыбка, появление первых звуков, а затем и слова «мама», «папа», «баба», «на», «дай». Какое это чудо – появление маленького в семье. Все родные сразу начинают думать о том: куда он пойдёт учиться, кем будет. И вдруг как «дамоклов меч» слова узиста – «Ваш ребёнок имеет особенности», «Он будет не такой как все». А затем после родов наши добрые врачи пытаются донести жуткое известие о том, что ваш ребёнок не будет…, лучше от него отказаться. И сразу, одномоментно приходит мысль «Наверное это кошмарный сон. Я проснусь, открою глаза и всё будет хорошо». Но это только начало тяжёлого пути по преодолению отчуждения, друзья, узнав о такой проблеме почему-то исчезают, и ты остаёшься со своей проблемой один на один.
Готово ли современное общество с его менталитетом, гаджетами, развлечениями, трудностями к принятию людей с проблемами в развитии, к их нахождению день за днём рядом с нами? Я как учитель-дефектолог постоянно невольно задаю себе этот вопрос. К сожалению, в глаза бросается тот факт, что массовое сознание «идеального» общества воспринимает и человека с ограниченными возможностями и его семью на уровне «свой–чужой» со всеми вытекающими отсюда последствиями — неприятием, отрицанием, осуждением, отстранением и т.п.
Болезнь в социуме воспринимается как временное состояние нетрудоспособности – принял чудодейственное лекарство и всё прошло. А в случае человека с ограниченными возможностями это не срабатывает, это на всю жизнь. На первых этапах родители пытаются найти чудо-бабушек, знахарей, экстрасенсов, но всё тщетно – и приходит отчаяние, боль за несостоятельность, несправедливость. И ещё наши чудо-соседи, умеющее побольнее задеть говорят: «А что-то он у вас не так смотрит, не гулит, не улыбается». Вот плачевная суть и отношение нашего общества, но только на первых порах родители ребёнка с ограниченными возможностями так воспринимают это отношение. Постепенно включается разумное восприятие «Но они ведь не видят, как он себя ведёт дома.
Для меня лично большим примером является отношение общества к людям с особенностями во Франции, Португалии и Германии. В уже далёком 1999 году мне довелось проходить стажировку от компании «Темпус» во Франции и Португалии по программе «Реабилитация детей с нарушением ОДА». В то время как в России детей с подобными нарушениями либо содержали дома, либо в лучшем случае в интернате для детей - опорников, как принято было тогда говорить, в Парижских, Лионских и Лиссабонских школах активно практиковалась их интеграция в обычные классы в массовых школах. Для таких детей составлялись сперва индивидуальные программы и прикреплялся тьютор, а затем, по мере адаптации ребёнок приближался к обычной образовательной программе. За счёт благотворительных организаций приобреталось жильё вблизи образовательного учреждения и организовывался переезд на новое место жительства. Для детей с незначительными нарушениями ОДА чётко выстраивалась дорога к «нормальной» жизни: школа-институт-работа, в общем полный успех и безоблачное существование. В то время как в нашей стране вопрос об инклюзивном образовании даже не вставал в повестку дня. Вы скажете: «А как же школа Динамика, Озерки, №9». В конце прошлого века эти учреждения только начинали свой непростой путь развития. В то время нашей стране были нужны идеальные, здоровые во всех отношениях работники. Своего рода «евгеника», то, против чего общество так возмущалось, на практике процветало.
Несмотря на данного рода сложности, для людей с ограничением зрения в то время существовало предприятие НПО «Контакт». Попыталась найти какую-либо информацию об этом предприятии в интернет- сети – безуспешно. Не осталось никакого упоминания о нём. Что это- ущемление прав, ненужность, или интеграция.
На самом деле всё не так плачевно. Слабовидящих людей стали принимать на работу в государственные организации, для них создаются специальные условия труда: сокращённый рабочий день, информационные стенды с использованием шрифта Брайля, оформленные специальным образом помещения для удобства передвижения по ним, транспорт, который доставляет до работы и обратно. На прошедшей 23 марта 2016 года IV Всероссийской научно-практической конференции в рамках VII Петербургского образовательного форума “Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска» была проведена презентация системы «Говорящий город» для людей с ограниченными потребностями. Эта система в настоящее время активно внедряется в СПб, Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Сочи.
В современном обществе существует совсем другая модель взаимодействия с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время даже не принято использовать степени умственной отсталости, как было раньше. Это считается оскорбительным как для самого человека с нарушением, для его близких, так и для специалиста, который занимается с ним. Сейчас используются «степени интеллектуальной недостаточности» от лёгкой до глубокой.
А что касается поддержки самой семьи имеющей ребенка с нарушением. Семьи, где рождается такой ребенок, с самого первого момента оказываются в поддерживающей среде: родителям сразу пытаются предоставляют много различной информации, в том числе телефоны центров ранней помощи, чтобы не оставить их наедине с серьёзной проблемой. Более того, представители этих центров, помимо постоянно курирующего врача-педиатра из районной поликлиники, выезжают домой к маме, показывают фотографии или видеозаписи своих детей, рассказывают об опыте работы с ними. От центров социальной реабилитации семьи могут получить информацию о том, какие перспективы существуют для ребенка раннего возраста, о дошкольных и школьных учреждениях, о том, где, уже будучи взрослым, их ребенок сможет работать и как будет устроена его жизнь, когда родители не смогут заботиться о нем. Специалисты рассказывают, что необходимо делать уже сейчас и в медицинском плане, и в плане специального обучения, и воспитания дома.
В последнее время в нашей стране начинает развиваться система инклюзивного обучения, правда пока это только начало пути по внедрению этой системы, но всё впереди, главное, что наше государство задумалось об этом вопросе. Организовано множество волонтёрских организаций, которые на безвозмездной основе оказывают помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации включая наличие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Семья оказывается «подхваченной» в один из самых сложных для себя периодов, не выпадает из жизни, не остаётся один на один со своим несчастьем. Все эти меры дают возможность увидеть благоприятную жизненную перспективу, почувствовать большую уверенность и ощутить надежду, снижает риск отказа и отчуждения.
Организуются благотворительные фонды, даются благотворительные концерты, устраиваются благотворительные посещения музеев, выставок, других мероприятий с участием волонтёрских служб помощи. Это касается родителей детей-колясочников.
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, могут улучшить жилищные условия, приобрести дорогостоящее оборудование необходимое для реабилитации и жизнедеятельности. В дальнейшем, фонд социального страхования частично компенсирует им стоимость этого оборудования.
С недавнего времени люди трудоспособного возраста и дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать услуги по социальной реабилитации в любом центре социальной реабилитации, а не только в районном. Они имеют право обратиться в тот центр, который больше им подходит по оснащению и составу специалистов.
Организованно социальное такси, которое может доставить нуждающегося в помощи человека с ограниченными возможностями на культурное мероприятие, или до места реабилитации.
Также организовано санаторно-курортное лечение для людей с ограниченными возможностями здоровья с льготным проездом до места лечения в сопровождении одного из членов семьи.
Создаются группы родительской взаимопомощи, на которых в групповой форме рассматриваются вопросы взаимодействия с ребёнком и родителями, группы высвобождения родителей на ограниченное время. Специалист, на время отсутствия родителей присматривает за ребёнком.
Одним словом, хочется сказать, что ситуация в отношении семей, столкнувшихся с тяжелой жизненной проблемой в нашей стране в последнее время находиться на достаточно хорошем уровне. И перспектива у этой ситуации положительная.
На государственном уровне решаются проблемы социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, общество в целом стало более внимательной к данной проблеме.
Одним словом, ничего не стоит на месте – в этом суть развивающегося общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Люди с ограниченными возможностями в современном обществе... | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья особого человека в современном обществе.
«У вас будет ребёнок», когда говорят эту чудесную фразу, какое счастье испытывает семья, какие сразу вырисовываются солнечные необыкновенные дни счастливой совместной жизни с таким чудом, как частичка тебя. А первая улыбка, появление первых звуков, а затем и слова «мама», «папа», «баба», «на», «дай». Какое это чудо – появление маленького в семье. Все родные сразу начинают думать о том: куда он пойдёт учиться, кем будет. И вдруг как «дамоклов меч» слова узиста – «Ваш ребёнок имеет особенности», «Он будет не такой как все». А затем после родов наши добрые врачи пытаются донести жуткое известие о том, что ваш ребёнок не будет…, лучше от него отказаться. И сразу, одномоментно приходит мысль «Наверное это кошмарный сон. Я проснусь, открою глаза и всё будет хорошо». Но это только начало тяжёлого пути по преодолению отчуждения, друзья, узнав о такой проблеме почему-то исчезают, и ты остаёшься со своей проблемой один на один.
Готово ли современное общество с его менталитетом, гаджетами, развлечениями, трудностями к принятию людей с проблемами в развитии, к их нахождению день за днём рядом с нами? Я как учитель-дефектолог постоянно невольно задаю себе этот вопрос. К сожалению, в глаза бросается тот факт, что массовое сознание «идеального» общества воспринимает и человека с ограниченными возможностями и его семью на уровне «свой–чужой» со всеми вытекающими отсюда последствиями — неприятием, отрицанием, осуждением, отстранением и т.п.
Болезнь в социуме воспринимается как временное состояние нетрудоспособности – принял чудодейственное лекарство и всё прошло. А в случае человека с ограниченными возможностями это не срабатывает, это на всю жизнь. На первых этапах родители пытаются найти чудо-бабушек, знахарей, экстрасенсов, но всё тщетно – и приходит отчаяние, боль за несостоятельность, несправедливость. И ещё наши чудо-соседи, умеющее побольнее задеть говорят: «А что-то он у вас не так смотрит, не гулит, не улыбается». Вот плачевная суть и отношение нашего общества, но только на первых порах родители ребёнка с ограниченными возможностями так воспринимают это отношение. Постепенно включается разумное восприятие «Но они ведь не видят, как он себя ведёт дома.
Для меня лично большим примером является отношение общества к людям с особенностями во Франции, Португалии и Германии. В уже далёком 1999 году мне довелось проходить стажировку от компании «Темпус» во Франции и Португалии по программе «Реабилитация детей с нарушением ОДА». В то время как в России детей с подобными нарушениями либо содержали дома, либо в лучшем случае в интернате для детей - опорников, как принято было тогда говорить, в Парижских, Лионских и Лиссабонских школах активно практиковалась их интеграция в обычные классы в массовых школах. Для таких детей составлялись сперва индивидуальные программы и прикреплялся тьютор, а затем, по мере адаптации ребёнок приближался к обычной образовательной программе. За счёт благотворительных организаций приобреталось жильё вблизи образовательного учреждения и организовывался переезд на новое место жительства. Для детей с незначительными нарушениями ОДА чётко выстраивалась дорога к «нормальной» жизни: школа-институт-работа, в общем полный успех и безоблачное существование. В то время как в нашей стране вопрос об инклюзивном образовании даже не вставал в повестку дня. Вы скажете: «А как же школа Динамика, Озерки, №9». В конце прошлого века эти учреждения только начинали свой непростой путь развития. В то время нашей стране были нужны идеальные, здоровые во всех отношениях работники. Своего рода «евгеника», то, против чего общество так возмущалось, на практике процветало.
Несмотря на данного рода сложности, для людей с ограничением зрения в то время существовало предприятие НПО «Контакт». Попыталась найти какую-либо информацию об этом предприятии в интернет- сети – безуспешно. Не осталось никакого упоминания о нём. Что это- ущемление прав, ненужность, или интеграция.
На самом деле всё не так плачевно. Слабовидящих людей стали принимать на работу в государственные организации, для них создаются специальные условия труда: сокращённый рабочий день, информационные стенды с использованием шрифта Брайля, оформленные специальным образом помещения для удобства передвижения по ним, транспорт, который доставляет до работы и обратно. На прошедшей 23 марта 2016 года IV Всероссийской научно-практической конференции в рамках VII Петербургского образовательного форума “Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска» была проведена презентация системы «Говорящий город» для людей с ограниченными потребностями. Эта система в настоящее время активно внедряется в СПб, Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Сочи.
В современном обществе существует совсем другая модель взаимодействия с семьёй, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время даже не принято использовать степени умственной отсталости, как было раньше. Это считается оскорбительным как для самого человека с нарушением, для его близких, так и для специалиста, который занимается с ним. Сейчас используются «степени интеллектуальной недостаточности» от лёгкой до глубокой.
А что касается поддержки самой семьи имеющей ребенка с нарушением. Семьи, где рождается такой ребенок, с самого первого момента оказываются в поддерживающей среде: родителям сразу пытаются предоставляют много различной информации, в том числе телефоны центров ранней помощи, чтобы не оставить их наедине с серьёзной проблемой. Более того, представители этих центров, помимо постоянно курирующего врача-педиатра из районной поликлиники, выезжают домой к маме, показывают фотографии или видеозаписи своих детей, рассказывают об опыте работы с ними. От центров социальной реабилитации семьи могут получить информацию о том, какие перспективы существуют для ребенка раннего возраста, о дошкольных и школьных учреждениях, о том, где, уже будучи взрослым, их ребенок сможет работать и как будет устроена его жизнь, когда родители не смогут заботиться о нем. Специалисты рассказывают, что необходимо делать уже сейчас и в медицинском плане, и в плане специального обучения, и воспитания дома.
В последнее время в нашей стране начинает развиваться система инклюзивного обучения, правда пока это только начало пути по внедрению этой системы, но всё впереди, главное, что наше государство задумалось об этом вопросе. Организовано множество волонтёрских организаций, которые на безвозмездной основе оказывают помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации включая наличие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Семья оказывается «подхваченной» в один из самых сложных для себя периодов, не выпадает из жизни, не остаётся один на один со своим несчастьем. Все эти меры дают возможность увидеть благоприятную жизненную перспективу, почувствовать большую уверенность и ощутить надежду, снижает риск отказа и отчуждения.
Организуются благотворительные фонды, даются благотворительные концерты, устраиваются благотворительные посещения музеев, выставок, других мероприятий с участием волонтёрских служб помощи. Это касается родителей детей-колясочников.
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, могут улучшить жилищные условия, приобрести дорогостоящее оборудование необходимое для реабилитации и жизнедеятельности. В дальнейшем, фонд социального страхования частично компенсирует им стоимость этого оборудования.
С недавнего времени люди трудоспособного возраста и дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать услуги по социальной реабилитации в любом центре социальной реабилитации, а не только в районном. Они имеют право обратиться в тот центр, который больше им подходит по оснащению и составу специалистов.
Организованно социальное такси, которое может доставить нуждающегося в помощи человека с ограниченными возможностями на культурное мероприятие, или до места реабилитации.
Также организовано санаторно-курортное лечение для людей с ограниченными возможностями здоровья с льготным проездом до места лечения в сопровождении одного из членов семьи.
Создаются группы родительской взаимопомощи, на которых в групповой форме рассматриваются вопросы взаимодействия с ребёнком и родителями, группы высвобождения родителей на ограниченное время. Специалист, на время отсутствия родителей присматривает за ребёнком.
Одним словом, хочется сказать, что ситуация в отношении семей, столкнувшихся с тяжелой жизненной проблемой в нашей стране в последнее время находиться на достаточно хорошем уровне. И перспектива у этой ситуации положительная.
На государственном уровне решаются проблемы социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, общество в целом стало более внимательной к данной проблеме.
Одним словом, ничего не стоит на месте – в этом суть развивающегося общества.