Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома №2 г. Саратова.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома №2 г. Саратова.
Сообщение на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних
.
Индивидуальная воспитательная работа строится с учетом уровня развития ребенка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей.
Действия педагога направлены на создание доброжелательной атмосферы в группе, мотивацию воспитанников на доброжелательный приём новичка в свой коллектив, создание для новичков ситуацию успеха и возможности различных приемлемых способов самоутверждения в рамках педагогической системы детского дома;
Работа по адаптации детей, коррекции их поведения, диагностика проводится совместно с медицинским персоналом, педагогом-психологом, педагогами-специалистами. Педагог-психолог работает по системе психологического сопровождения детей со дня его поступления, профессионально помогая и детям и воспитателям, уделяя особое внимание процессу адаптации ребенка в детском доме, воспитанию характера, как одному из условий его социализации. Педагогом –психологом проводится плановая диагностика, диагностика по запросам, коррекционные занятия с детьми и семинары –практикумы для педагогов с целью отработки навыков и умений по работе с детьми группы риска. Ею ведется карта индивидуального сопровождения на каждого ребенка. Дети включены в групповые занятия, цель которых комплексное развитие ребенка, психопрофилактика опасного поведения. Проводятся индивидуальные занятия.
Медико-педагогическим консилиумом детского дома по отношению к каждому ребенку были выработаны общие воспитательные требования: последовательность предъявляемых требований и доброжелательный контроль, избегание лобовых дисциплинарных атак, гибкость в решении конфликтов, доброжелательное притормаживание при аффективных вспышках, ненавязчивое руководство и т.д.
Задачи работы: включить воспитанников в активную жизнедеятельность в детском доме;
- развивать их положительные качества и способности;
- мотивировать на социально значимые достижения;
- выстраивать общественно приемлемую модель личной социализации;
- создавать условия для активного позитивного взаимодействия воспитанников и такого подростка;
- мотивировать подростка на сознательное проживание в детском доме, как условия его социализации.
Профилактическая работа с каждым ребенком проводится совместно с социальным педагогом, психологом, врачом – педиатром, при необходимости, с привлечением комиссии по делам несовершеннолетних, подразделений по делам несовершеннолетних, специалистов областного центра психолого-педагогичекой реабилитации и коррекции, врачей узких специальностей и др.
На всех детей детского дома составлены характеристики, оформлены карты личности; на детей, требующих особого внимания, т.н. 3-я «группы риска», ведутся наблюдательные папки, составлены индивидуальные планы профилактических мероприятий на каждую учебную четверть, ведутся тетради учета работы с детьми группы риска.
В детском доме действуют Детский совет, в семьях - семейные советы, Совет профилактики. На этих советах обсуждаются вопросы асоциального поведения детей, как в школе, так и в детском доме.
Действует положение о правах и обязанностях воспитанников, о мерах поощрения и дисциплинарного взыскания. Особое значение в профилактической работе имеют органы соуправления: семейные советы, основанные на принципе сотрудничества ребят и взрослых. Дети и взрослые 2-3раза в месяц или чаще в семье собираются для обсуждения семейных дел, по субботам проводится родительский час, когда директор детского дома №2 или заместитель директора по УВР совместно со старшими воспитанниками подводит итоги поведения, успеваемости.
Совместное планирование дел, анализ проведенного мероприятия, обсуждение конфликтных ситуаций, поиск выхода из них, принятие решений и т. д. формируют у воспитанников самостоятельность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к правам человека.
Составлены алгоритм действий в отношении воспитанников, склонных к самовольным уходам, технология педагогической деятельности по предупреждению самовольных уходов.
Согласно «Закону РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ключевыми задачами государственной политики в области детства является улучшение положения детей в обществе, их надлежащая социальная и правовая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития.
В соответствии с этим ключевая задача в работе педколлектива детского дома №2: создание благоприятных условий для самореализации, социальной адаптации детей и подростков, обеспечение полноценного физического, психического и духовно-нравственного развития, здорового досуга.
Усилиями администрации и коллектива в учреждении созданы для этого необходимые материально-технические и медико-педагогические условия.
По защите прав и законных интересов детей, предусмотренных международными актами, Законами РФ, области, нормативными документами по защите детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (личных, имущественных, жилищных и др.) администрацией детского дома своевременно принимаются меры
Основные направления работы
- организация и контроль учебной деятельности воспитанников, контроль посещаемости школы, выполнения домашних заданий, решение вопросов и проблем обучения и поведения воспитанников в школе, оказывается индивидуальная помощь в учебе с целью ликвидации пробелов в знаниях.
- Контроль выполнения правил внутреннего распорядка детского дома, контроль поведения, проведения свободного времени.
- Вовлечение воспитанников во внеурочную деятельность, организация досуга. Досуг детей организован так, чтобы свободное время тоже работало на воспитание ребенка, развитие его физических, нравственных и духовных сил. Немаловажной является работа по организации музыкально-эстетической и художественно-творческой деятельности воспитанников, направленной на формирование ценностных ориентаций у детей, саморазвития.
Все дети занимаются в каких-либо кружках и секциях как в детском доме, так и в ДК «Россия», спортивный комплекс «Салют»,. Детям предоставлен широкий выбор занятий и увлечений. Все дети занимаются в кружках и секциях как в детском доме, так и в ДК «Россия», спортивном комплексе «Салют», (биатлон, акробатика, альпинизм, скалолазание, тренажерный зал, брейк-данс, лыжи, теннис, хоккей, футбол, баскетбол, регби, кикбоксинг, тхеквандо, бокс, шахматы, шашки, эстрадно-вокальный, ритмики и танца, театральный, «Компьютер и мы», экологический кружок). В творческой мастерской д/д воспитанники находят занятие по интересам (бисероплетение, выжигание, шитье, лепка, рисование, вязание, аппликация и др.), несколько воспитанников обучаются в музыкальной школе.
В детском доме действует детская редколлегия, выпускается стенгазета.
В 3 семьях установлены компьютеры, подключен Интернет, дети вместе с воспитателями учатся работать на компьютерах.
Организован досуг в каникулярные дни и выходные дни: программа развлекательных мероприятий, спортивных соревнований, конкурсов, викторин, а также работ по уборке территории и помещений семей согласно планам воспитательной работы, посещение театра, цирка. В летнее время - выезд в лагерь отдыха в области, РФ и др. Большую помощь оказывают студенты –волонтеры, которые организуют для детей разнообразные занятия, мероприятия.
Следует отметить также использование положительного влияния социальной среды, когда у детей появляются хорошие взрослые друзья вне детского дома.
Согласно плану работы учреждения с воспитанниками по формированию законопослушного поведения и профилактике правонарушений, преступлений, расширению юридической базы знаний проводятся занятия с детьми среднего и старшего возраста по правовому воспитанию. Воспитатели каждой семьи согласно плану в своей работе обращаются к темам «Закон и мы».
Знакомство детей с правовыми нормами, законами РФ: «Охрана прав детства», «Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей», «Ваша правовая ответственность» также направлено на решение задачи профилактики правонарушений и преступлений. Дети получают практические умения и навыки поведения вне стен детского дома, продуктивно общаться и взаимодействовать с другими людьми, что, в свою очередь, повышает самооценку и уверенность в себе, у них формируется чувство значимости, защищенности, умение принимать решения относительно себя и нести ответственность за свои деяния (моральную, юридическую). Социальным педагогом осуществляется работа по реализации прав и интересов воспитанников.
В течение учебного года проводится как индивидуальная, так и групповая работа воспитателями семей, врачом-педиатром, по формированию потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательная работа в учреждении осуществляется согласно годовому плану детского дома №2 на учебный год, планам работы воспитателей каждой семьи, педагогов дополнительного образования, узких специалистов.
Проводятся занятия по программам дополнительного образования: «Подготовка детей к будущей самостоятельной жизни» «Воспитание толерантности», «Воспитания семьянина в условиях детского дома» и «Берегиня» по этнофункциональной психопрофилактике и психокоррекции нарушений развития, «Основы здорового образа жизни», профессиональная ориентация выпускников, с целью выбора профессии, профессионального самоопределения. Разработана программа по духовно-нравственному воспитанию совместно с православным храмом Ильи –Пророка по основам православной культуры «Школа добротолюбия» утвержденная Саратовской Епархией, Министерством образования, согласно которой проводятся еженедельно занятия с детьми школьного возраста служителями церкви.
- для развития музыкально-эстетических и художественно-творческих способностей воспитанников действуют литературная гостиная, музыкальная гостиная. Свои таланты дети реализуют, участвуя в городских, областных фестивалях детского творчества (таких, например, как «Созвездие», «Капля народной мудрости» по толерантности, «Крепость духовная»и мн.др.), многочисленных конкурсах от муниципального до международного уровня, спектаклях и концертах, конкурсах, фестивалях в детском доме, посвященных различным датам и праздникам, темам, социальных акциях.
По плану учреждения по ЗОЖ проводится индивидуальная и групповая работа по профилактике наркомании, употребления ПАВ, табакокурения воспитателями семей, врачом-педиатром, педагогами-психологами, социальным педагогом с использование разнообразных форм и методов. Администрация д/д организует встречи с врачом-наркологом в детском доме.
Подготовлено социальным педагогом Вакуленко Н.А.