Организация работы с одаренными детьми

Организация работы с одаренными детьми.                     

            Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. 

            Русский язык и литература дает широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми! Главная задача учителя – вовремя заметить таких учеников и помочь им раскрыться.

         Итак, как выявить одаренность детей на уроках русского языка и литературы? Такие дети видны сразу. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями, но  видны и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты:

 

Работа на уроках:

 

  • Дифференцированный подход;
  • Проблемное обучение;
  • Проектная деятельность;
  • Развитие критического мышления
  • Работа в группах
  • Применение педагогических технологий

 

Во внеурочной деятельности:

 

  • Исследовательская деятельность;
  • Предметные олимпиады;
  • Творческие конкурсы;

Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы

         1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается в пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

         2.  Задания, разно уровневого характера, позволят каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

         3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

         4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

         5. Задания исследовательского характера. На уроках мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.

         6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач. Например:

Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

         7. Творческие задания.

Репродуктивно - творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап - создание сочинений-миниатюр по образцу. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, когда они описывают картину. Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе.

         В нашей школе также идет работа по проекту «Одаренные дети», и я являюсь ее участницей. Уже 2-ой год я являюсь руководителем кружка по литературе «Секреты чтения» в школе «Одаренных детей» от ЦВР на базе нашей школы. В прошлом году к учащимся нашей школы присоединились ребята из Башкирской гимназии, ломовской школы, а в этом году еще и ученики компьютерной школы.

         Думаю, что мы, учителя, должны делать все возможное, чтобы заметить выдающиеся способности ребенка и способствовать их развитию. Всё в школе начинается с учителя, а дома с родителей. Я, как мама студентки 2 курса одного из лучших университетов России РАНХИГС, хотела бы с вами поделиться как помочь своему ребенку и детям вашего класса поступить на бюджет.