в помощь моим ученикам_план-схема лингвостилистического анализа текста
Алгоритм ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
Задача лингвостилистического
анализа – осознание
литературного произведения как
феномена словесного искусства
через проникновение в образную
структуру, представленную
иерархией языковых уровне
1.Определение жанра произведения.
Жанровые особенности текста
Научный
Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации
Публицистический
Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его ха-рактер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения)
Художественный
Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа
Официально-деловой
Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка
2 Определение темы и ключевого словесного ряда, в котором она отражена наиболее ярко.
3. Определение идеи и ключевого словесного ряда, в котором она выражена наиболее отчётливо.
4 Определение основной эмоциональной
тональности (настроения)и соответствующего
ключевого словесного
5 Какого типа речи текст перед вами?
5.1Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).
5.2Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?
5.3.С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?
6.К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
1. Общие стилистические особенности данного текста
Научный
Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость
Публицистический
Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность
Художественный
Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка
Официально-деловой
Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, сте-реотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер
Разговорный
Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения
3.Фонетический уровень структуры текста.
Художественный стиль
Звукоподражание, ассонансы, аллитерации, градация ударных звуков.
Функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте
4. Лексические средства выразительности
Научный
Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова
Официально-деловой
Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера
Публицистический
Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздей-ствия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)
Художественный
Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, употребления (общенародная и ограниченного употребления – диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы);
активного и пассивного запаса – неологизмы, устаревшие слова – историзмы и архаизмы старославянизмы;
экспрессивно-стилистической окраски (межстилевая и стилистически ограниченная – разговорно-бытовая и книжная; нейтральная и со сниженной или высокой, торжественной окраской, со значением положительной или отрицательной оценки).
Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей:
- тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора
4. Фонетический уровень – звуковые образные средства
Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (аллитерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности текста.
6. Морфологические средства выразительности
Научный
Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление
Публицистический
Использование существительных в родительном падеже в роли несогласован-ных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов
Художественный
Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы)
Наличие морфологических форм в переносном значении (например, переносное употребление форм лица, времени, наклонения у глаголов: Будущей зимой я уезжаю). Образование автором таких форм слова, которые не в художественном тексте рассматривались бы как нарушений норм литературного языка (например, Любовь на скрипку нежные ложат). Функциональная значимость и эстетическая функция этих средств в тексте.
Официально-деловой
Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии
7. Синтаксические средства выразительности
Научный
Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов
Публицистический
Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений
Художественный
Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения
Употребление предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, по структуре – простые (по составу, наличию или отсутствию структурно обязательных членов предложения, степени распространённости, специфике осложняющих элементов) и сложные (по типу связи предикативных частей и боъёму в целом). Фигуры речи (антитеза, градация, разнообразные виды параллелизма, анафора, эпифора, умолчание, лексико-синтаксический повтор, риторические вопросы и восклицания и др.)
Функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте.
Официально-деловой
Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)
8. Вывод
Таким образом, ...