Рабочая программа Ситниковой Виктории Анатольевны I квалификационная категория по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 «А» класс Базовый уровень
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
г. Алексеевки Белгородской области
Рабочая программа
Ситниковой Виктории Анатольевны
I квалификационная категория
по элективному курсу
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 «А» класс
Базовый уровень
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация» разработана на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – 3-е изд.,стер.,-М.: Мнемозина, 2011. Элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация», которая соответствует стандартам по русскому языку.
Цель программы– повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Задачи курса:
1) Повторить теорию школьного курса русского языка.
2) Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путём практических занятий
3) Повысить интерес учащихся к русскому языку.
4) Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим в работе выделяются основные направления:
- внимание к семантической стороне анализируемого явления, что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания;
- опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки, что в свою очередь способствует процессу формирования системы правописных умений и навыков;
- систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.д.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических(пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Основные приемы работы:
- работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
- семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
- работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассников и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, т.е. способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Формы и средства текущего контроля: проверочные работы, тесты.
Программа рассчитана на 34 часа. Изменения в программе: добавлен 1 час на тему «Обобщающий урок по темам, изученным в 10 классе». Таким образом, программа увеличена до 35 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе работы элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-9 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы;
- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования;
- применять полученные теоретические знания на практике.
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п занятий | №в теме |
Тема занятий |
Тип урока | Знания, умения и навыки уч-ся | Оборудование | Домашнее задание
| Дата по плану | Дата факт. | |
ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ 2ч. | |||||||||
1 | 1 | Речевое общение как взаимосвязь между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения. Особенности письменной речи | Урок развития речи | Знать: особенности речевого общения Уметь: применять знания об особенностях речевого общения | Мультимед.през. «Русский язык» | Подготовить сообщения |
|
| |
2 | 2 | Возникновение и развитие письма как средства общения. | Урок развития речи | Знать: особенности письменной речи, использование для передачи мысли средств письма Уметь: оформлять письменные высказывания (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, конспекты, рефераты) |
| Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
ОРФОГРАФИЯ (32 ч) Орфография как система правил правописания (2 ч) | |||||||||
3 | 1 | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. | Урок закрепления знаний и способов деятельности | Знать: некоторые сведения из истории русской орфографии, о роли орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи Уметь: использовать полученную информацию, связно и полно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию |
Лингвистическая игра «Путешествие в мир родного языка» |
Выполнить задание в тетради |
|
| |
4 | 2 | Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них. | Урок закрепления знаний и способов деятельности | Знать: орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста; о различных способах передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица. алгоритм Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Презентация «Правописание гласных в корне слова» | Индивидуальные задания |
|
| |
Правописание морфем (18 ч) | |||||||||
5
| 1 | Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический). | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: правила, регулирующие написание гласных и согласных корня Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Сборник Н.А.Сениной | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
6 | 2 | Правописание корней Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: правописание гласных корня: безударные, проверяемые и непроверяемые, Е и Э в заимствованных словах Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Сборник Н.А.Сениной | Индивидуальные задания |
|
| |
7 | 3 | Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ив корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: правила, нарушающие единообразие написания корня (Ы и И в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Презентация «Правописание гласных в корне слова» | Выполнить задание в тетради |
|
| |
8 | 4 | Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -тпвар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: правила правописания корней с чередующейся гласной Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Презентация «Правописание гласных в корне слова» | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
9 | 5 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник). Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.). | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Мультимед.през. «Причастие и дееприч.» | Выполнить задание в тетради |
|
| |
10 | 6 | Правописание приставок Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания.
| Урок-практикум | Знать: правила написания иноязычных словообразовательных элементов Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Мультимед.през. «Правописание приставок», Сборник Н.А.Сениной | Выполнить задание в тетради |
|
| |
11 | 7 | Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Мультимед.през. «Правописание приставок» | Выполнить задание в тетради |
|
| |
12 | 8 | Правописание суффиксов Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть-(-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: фонетический принцип написания приставок на –з, -с Уметь: применять полученные теоретические знания на практике |
Мульмед.през. тесты с заданием А14 ЕГЭ, Сборник Н.А.Сениной | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
13 | 9 | Суффиксы -ек- и-ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чатп-, -истп-, -оньк- (-еньк-) и др. . | Урок-практикум | Знать: правила, связанные с написанием суффиксов в словах разных частей речи Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Тренажер А 15 | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
14 | 10 | Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: правописание типичных суффиксов имён прилагательных Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Мультипрез. «Русский язык-это интересно» | Индивидуальные задания |
|
| |
15 | 11
| Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -тьсяи –тся в глаголах. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | правописание типичных суффиксов имён прилагательных | Лингвистическая игра «Путешествие в мир родного языка» | Индивидуальные задания |
|
| |
16 | 12 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный). Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: способы образования причастий с помощью специальных суффиксов Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | « Таблица «Н и НН в суффиксах разных частей речи» | Выполнить задание в тетради |
|
| |
17 | 13 | Правописание окончаний Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний –е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. | Урок-практикум | Знать: различение окончаний –Е и –И в именах существительных, о правописании окончаний существительных Уметь: применять полученные теоретические знания на практик | Текстоведческий анализ, сборник Н.А.Сениной | Индивидуальные задания |
|
| |
18 | 14 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и ипосле ц; употребление разделительных ь и ъ . | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
19 | 15 | Правописание согласных на стыке морфем (матросский, Петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ | Индивидуальные задания |
|
| |
20 | 16 | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Модели двусоставных и односост. предложений | Индивидуальные задания |
|
| |
21 | 17 | Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написанияслов. Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость. | Урок закрепления знаний и способов деятельности | Знать: орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Текстоведческий анализ | Выполнить задание в тетради |
|
| |
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч) | |||||||||
22 | 1 | Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: правила данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Орфографический словарь | Индивидуальные задания |
|
| |
23 | 2 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: основные орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
24 | 3 | Различение приставки ни-и слова ни (частицы, союза). | Урок-практикум | Знать: Уметь: | Таблица «Частицы НЕ и НИ» | Индивидуальные задания |
|
| |
25 | 4 | Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: грамматико-орфографические отличия приставки и предлога Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ | Индивидуальные задания |
|
| |
26 |
| Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. | Урок-практикум | Знать: правила написания слитного, дефисного и раздельного написания приставок в наречиях Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Мультимед. през. «Правописание наречий» | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
27 | 5 | Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: правила написания производных предлогов Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Таблица «Правописание предлогов» | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
28 | 6 | Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | Урок-практикум | Знать: смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Модели ( чтобы, также и т.п) | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
29 | 7 | Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: правила образования и написания сложных слов Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Сборник Н.А.Сениной | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
30 | 8 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий). | Урок систематизации знаний и способов деятельности | Знать: смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | Мультимед.през. «Гордость России | Подготовить сообщения |
|
| |
31 | 9 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | Урок закрепления знаний и способов деятельности | Знать: правила употребления дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | «Рассыпанные строчки стихотворения» | Выполнить задание в тетради |
|
| |
32 | 10 | Работа со словарем «Слитно или раздельно?» | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Знать: основные правила работы с различными видами словарей Уметь: применять полученные теоретические знания на практике | КИМы ЕГЭ | Выполнить тесты из сб. Сениной |
|
| |
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
| |||||||||
33 | 1 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Знать: о роли смыслового и грамматического анализа при выборе строчной и прописной буквы Уметь: использовать полученную информацию | Распечатки текстов для работы в парах. | Подготовить сообщения |
|
| |
34 | 2 | Работа со словарем «Строчная или прописная?». | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Знать: основные правила работы с различными видами словарей Уметь: работать с различными видами словарей | Сборник Н.А.Сениной | Индивидуальные задания |
|
| |
35 |
| Обобщающий урок по темам, изученным в 10 классе | Урок обобщения знаний и способов деятельности | Знать: основные изученные правила правописания Уметь: Уметь: применять полученные теоретические знания на практике |
|
|
|
| |
Раздел 3. Содержание программы
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности; говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию решения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
ОРФОГРАФИЯ (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ив корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -тпвар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и-ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чатп-, -истп-, -онък- (-енък-) и др.
Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -тьсяи -тсяв глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -еи -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, Петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы ина стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильногонаписания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни-и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Обобщающий урок по темам, изученным в 10 классе (1 час дополнительно)
Раздел 4. Формы и средства контроля
Проверочные работы – тесты из сборника Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина. Ростов н/Дону: Легион, 2013
Раздел 5. Перечень учебно-методических средств обучения
Дополнительная литература для учащихся
- Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: Рус. яз., 1986. – 448 с.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
- Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.
- Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. Под редакцией Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463 с.
- Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы: Ок. 65000 слов/ С.Н. Борунхов, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; АН СССР. – М.: Рус. яз., 1989. – 688 с.
- Скляровская Г.Н., Вакулина Е.Ю. Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.
- Словарь иностранных слов и выражений. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 608 с.
- Толковый словарь русского языка: пособие для учащихся нац. школ. Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. – Л.: просвещение, 1982. – 384 с.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. –М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. Пособие для учителя-словесника. – М.: Московское отделение Педагогического общества россии, 2001. – 224 с.
- Этимологический словарь русского языка для школьников. – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 1998
- Ярцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии: Ок. 800 фразеологизмов. – М.: Рус. яз., 1985. – 304 с.
Литература для учителя
- Белова И.В. Лингвистический анализ текста на уроках русского языка. Дидактические материалы. –Белгород: Бел-РИПКППС, 2004.
- Козловская Н.В., Сергеева Е.В. Тесты по русскому языку. – Санкт –Петербург, 2000.
- Тихов А.Н. методика подготовки учеников к выполнению заданий частей А и В ЕГЭ по русскому языку. Типология заданий КИМов. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
- Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. – М.: Новая школа, 1994.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – Ленинград: «Просвещение», 1969.
Интернет-ресурсы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Количество |
СРЕДСТВА ИКТ | |||
1 | Универсальный настольный компьютер | Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности | 1 |
2 | Цифровой проектор | Используется учителем и учащимися | 1 |
3 | Экран настенный | Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа | 1 |
4 | Акустическая система | Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом | 1 |
5 | Принтер лазерный цветной формата А4 | Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге | 1 |
6 | Документ-сканер | Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов | 1 |
7 | Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы | Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией | по количеству обуч-ся |
8 | Сетевой фильтр-удлинитель | Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования | 1 |
СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР) | |||
9 | Операционные системы | Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере | 1 |
10 | Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет) | Создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий |
|