Рабочая программа Ситниковой Виктории Анатольевны I квалификационная категория по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 «А» класс Базовый уровень

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

г. Алексеевки Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Ситниковой Виктории Анатольевны

I квалификационная категория

по элективному курсу

«Русское правописание: орфография и пунктуация»

     10  «А» класс

Базовый уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация» разработана на основе Программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – 3-е изд.,стер.,-М.: Мнемозина, 2011. Элективный курс  «Русское правописание: орфография и пунктуация», которая   соответствует   стандартам по русскому языку.

Цель программы– повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.

Задачи курса:

1) Повторить теорию школьного курса русского языка.

2) Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путём практических занятий

3) Повысить интерес учащихся к русскому языку.

4) Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим в работе выделяются основные направления:

  • внимание к семантической стороне анализируемого явления, что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания;
  • опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки, что в свою очередь способствует процессу формирования системы правописных умений и навыков;
  • систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.д.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических(пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Основные приемы работы:

  • работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
  • семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
  • работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
  • орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассников и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, т.е. способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

 

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Формы и средства текущего контроля: проверочные работы, тесты.

Программа рассчитана на 34 часа. Изменения в программе: добавлен 1 час на тему «Обобщающий урок по темам, изученным в 10 классе». Таким образом,  программа увеличена до 35 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В ходе работы элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-9 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
  • орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы;
  • анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования;
  • применять полученные теоретические знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п/п занятий

№в теме

 

Тема занятий

 

Тип урока

Знания, умения и навыки уч-ся

Оборудование

Домашнее

задание

 

Дата по плану

Дата

факт.

 

                                   ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ 2ч.

1

1

Речевое общение как взаимосвязь между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения. Особенности письменной речи

Урок развития речи

Знать: особенности речевого общения

Уметь: применять знания об особенностях речевого общения

Мультимед.през. «Русский язык»

Подготовить сообщения

 

 

2

2

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Урок развития речи

Знать:  особенности письменной речи, использование для передачи мысли средств письма

Уметь: оформлять письменные высказывания (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, конспекты, рефераты)

 

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

                                          ОРФОГРАФИЯ (32 ч)

                          Орфография как система правил правописания (2 ч)

3

1

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Знать: некоторые сведения из истории русской орфографии, о роли орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи

Уметь: использовать полученную информацию, связно и полно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию

 

Лингвистическая игра «Путешествие в мир родного языка»

 

Выполнить задание в тетради

 

 

4

2

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Знать:  орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста; о различных способах передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица. алгоритм

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Презентация «Правописание гласных в корне слова»

Индивидуальные задания

 

 

                                           Правописание морфем (18 ч)

5

 

1

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: правила, регулирующие написание гласных и согласных корня

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Сборник Н.А.Сениной

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

6

2

Правописание корней

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать:  правописание гласных корня: безударные, проверяемые и непроверяемые, Е и Э в заимствованных словах

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Сборник Н.А.Сениной

Индивидуальные задания

 

 

7

3

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ив корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: правила, нарушающие единообразие написания корня (Ы и И в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Презентация «Правописание гласных в корне слова»

Выполнить задание в тетради

 

 

8

4

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -тпвар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: правила правописания корней с чередующейся гласной

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Презентация «Правописание гласных в корне слова»

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

9

5

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: обозначение  на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Мультимед.през. «Причастие и дееприч.»

Выполнить задание в тетради

 

 

10

6

Правописание приставок

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания:  приставки на з/с — фонетический принцип;

 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания.

 

Урок-практикум

Знать: правила написания иноязычных словообразовательных элементов

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Мультимед.през. «Правописание приставок»,

Сборник Н.А.Сениной

Выполнить задание в тетради

 

 

11

7

Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: деление приставок на  группы, соотносимые с разными принципами написания

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Мультимед.през. «Правописание приставок»

Выполнить задание в тетради

 

 

12

8

Правописание суффиксов

Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть-(-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: фонетический принцип написания приставок на –з, -с

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

 

Мульмед.през. тесты с заданием А14 ЕГЭ, Сборник Н.А.Сениной

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

13

9

Суффиксы -ек- и-ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чатп-, -истп-, -оньк- (-еньк-) и др. .

Урок-практикум

Знать:  правила, связанные с написанием суффиксов в словах разных частей речи

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Тренажер А 15

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

14

10

           Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: правописание типичных суффиксов имён прилагательных

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Мультипрез. «Русский язык-это интересно»

Индивидуальные задания

 

 

15

11

 

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -тьсяи –тся в глаголах.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

правописание типичных суффиксов имён прилагательных

Лингвистическая игра «Путешествие в мир родного языка»

Индивидуальные задания

 

 

16

12

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный). Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. 

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: способы образования причастий с помощью специальных суффиксов

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

« Таблица «Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Выполнить задание в тетради

 

 

17

13

Правописание окончаний

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний –е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Урок-практикум

Знать: различение окончаний –Е и –И в именах существительных, о правописании окончаний существительных

Уметь: применять полученные теоретические знания на практик

Текстоведческий анализ, сборник Н.А.Сениной

Индивидуальные задания

 

 

18

14

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и ипосле ц; употребление разделительных ь и ъ .

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

19

15

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, Петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ

Индивидуальные задания

 

 

20

16

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Модели двусоставных и односост. предложений

Индивидуальные задания

 

 

21

17

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написанияслов.

Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Урок  закрепления знаний и способов деятельности

Знать: орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Текстоведческий анализ

Выполнить задание в тетради

 

 

                                 Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

22

1

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: правила данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Орфографический словарь

Индивидуальные задания

 

 

23

2

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: основные орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

24

3

Различение приставки ни-и слова ни (частицы, союза).

Урок-практикум

Знать:

Уметь:

Таблица

«Частицы НЕ и НИ»

Индивидуальные задания

 

 

25

4

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: грамматико-орфографические отличия приставки и предлога

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ

Индивидуальные задания

 

 

26

 

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Урок-практикум

Знать: правила написания слитного, дефисного и раздельного написания приставок в наречиях

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Мультимед. през. «Правописание наречий»

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

27

5

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать:  правила написания производных предлогов

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Таблица «Правописание предлогов»

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

28

6

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Урок-практикум

Знать:  смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Модели ( чтобы, также и т.п)

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

29

7

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: правила образования и написания сложных слов

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Сборник Н.А.Сениной

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

30

8

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).

Урок систематизации  знаний и способов деятельности

Знать: смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

Мультимед.през. «Гордость России

Подготовить сообщения

 

 

31

9

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Урок  закрепления знаний и способов деятельности

Знать: правила употребления дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

«Рассыпанные строчки стихотворения»

Выполнить задание в тетради

 

 

32

10

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать: основные правила работы с различными видами словарей

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

КИМы ЕГЭ

Выполнить тесты из сб. Сениной

 

 

                            Написание строчных и прописных букв (2 ч)

 

33

1

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать:  о роли смыслового и грамматического анализа при выборе строчной и прописной буквы

Уметь: использовать полученную информацию

Распечатки текстов для работы в парах.

Подготовить сообщения

 

 

34

2

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

Комплексное применение знаний и способов деятельности

Знать: основные правила работы с различными видами словарей

Уметь: работать с различными видами словарей

Сборник Н.А.Сениной

Индивидуальные задания

 

 

35

 

Обобщающий урок по темам, изученным в 10 классе

Урок  обобщения знаний и способов деятельности

Знать: основные изученные правила правописания

Уметь:

Уметь: применять полученные теоретические знания на практике

 

 

 

 

          

 

 

 

 

Раздел 3. Содержание программы

 

 

Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие  смысла речи. Виды речевой деятельности; говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию решения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

 

ОРФОГРАФИЯ (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

 

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и ив корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -тпвар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и-ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чатп-, -истп-, -онък- (-енък-) и др.

Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -тьсяи -тсяв глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

 Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, Петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы ина стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

 

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильногонаписания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни-и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

 

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

 

Обобщающий урок по темам, изученным в 10 классе (1 час дополнительно)

 

      Раздел 4. Формы и средства контроля

 

Проверочные работы – тесты из сборника Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина. Ростов н/Дону: Легион, 2013

Раздел 5. Перечень учебно-методических средств обучения

Дополнительная литература для учащихся

  1. Ахманова  О.С.  Словарь омонимов русского языка. –  М.: Рус. яз., 1986. – 448 с.
  2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
  3. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.
  4. Лапатухин М.С. и др.  Школьный толковый словарь русского языка:  Пособие для учащихся.  Под редакцией Ф.П. Филина. – М.:  Просвещение, 1981. – 463 с.
  5. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы: Ок. 65000 слов/ С.Н. Борунхов, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова;  Под ред. Р.И. Аванесова;  АН СССР.  –  М.: Рус. яз., 1989. – 688 с.
  6. Скляровская Г.Н., Вакулина Е.Ю.  Давайте говорить правильно!:  Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.
  7. Словарь иностранных слов и выражений. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 608 с.
  8. Толковый словарь русского языка: пособие для учащихся нац. школ. Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. – Л.: просвещение, 1982. – 384 с.
  9. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. –М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
  10. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. Пособие для учителя-словесника. – М.: Московское отделение Педагогического общества россии, 2001. – 224 с.
  11. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 1998
  12. Ярцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии: Ок. 800 фразеологизмов. – М.: Рус. яз., 1985. – 304 с.

 

Литература для учителя

 

  1. Белова И.В. Лингвистический анализ текста на уроках русского языка. Дидактические материалы. –Белгород: Бел-РИПКППС, 2004.
  2. Козловская Н.В., Сергеева Е.В. Тесты по русскому языку. – Санкт –Петербург, 2000.

 

  1. Тихов А.Н. методика подготовки учеников к выполнению заданий частей А и В ЕГЭ по русскому языку. Типология заданий КИМов.  – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
  2. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – Ленинград: «Просвещение», 1969.  

 

 

            Интернет-ресурсы

  1. http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.isp
  2. http://www.school.edu.ru
  3. www.fp.edu.ru

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество

 

                     СРЕДСТВА ИКТ

1

Универсальный настольный компьютер

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности

1

2

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

1

3

Экран настенный

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа

1

4

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

1

5

Принтер лазерный цветной формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

1

6

Документ-сканер

Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов

1

7

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией

по количеству

обуч-ся

8

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

1

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

9

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

10

Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет)

Создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий