Конспект урока литературы по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе».

Конспект урока литературы по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе».

 

Цель  урока:              Знакомство с литературным понятием « стихотворения  в прозе», обучение учащихся элементам анализа стихотворений, умению выражать чувства и объяснять переживания лирического героя.

Задачи:

обучающие:  формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;      формирование навыков аналитической работы с текстом;

развивающие:  развитие коммуникативной компетенции учащихся;                         развитие аналитических умений и навыков,   развитие творческих способностей учащихся.

воспитывающие:  воспитание интереса к русскому языку, классической литературе, воспитание нравственных качеств учащихся.

Тип урока:   сообщение новых знаний и способов деятельности

 

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные

 

Метапредметные

Личностные

 

Умение давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, выявлять признаки эпического в тексте, составлять план.

Формирование навыков лексической работы, работы с учебником, самостоятельной исследовательской работы

Умение самостоятельно определять объект изучения, структурировать материал, оценивать свою учебную деятельность, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

 

Воспитание чувства уважительного отношения к русской ли­тературе, к русскому языку.

Решаемые учебные проблемы

 

Выявление художественной идеи стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык» и роли  образно-выразительных средств в стихотворениях.

 

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стихотворение в прозе, художественная идея, образно-выразительные средства, смысловой центр повествования

Вид используемых на уроке средств ИКТ

 

Учебная презентация

Методическое назначение средств ИКТ

 

Визуализация информации

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация имеющихся знаний обучающихся по изучаемому вопросу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Выразительное чтение учителем стихотворения «Воробей». Беседа с обучающимися о том, является ли этот текст стихотворением и о том, каким ребята представляют себе рассказчика.

Глядя на портрет И.С.Тургенева, представленный на слайдовой презентации, и запись темы урока, ребята самостоятельно формулируют цели урока.

2) Беседа о  И.С.Тургеневе,  обучающиеся отмечают, какие особенности характера и творчества писателя отражают представленные на слайдовой презентации цитаты:

«Главное в нём – правдивость» (Л.Н.Толстой).

«Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он написал, и не было, но когда он написал их, они появились». (А.П.Чехов).

«В крепостном крестьянине Тургенев показал человека, который также, как и все люди, достоин иметь человеческие права». (М.И.Калинин).

«В теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева». (Н.В.Гоголь).

На основе беседы школьники индивидуально составляют клайстер к слову Тургенев. Например:

Тургенев-

справедливый и  талантливый,

пробуждает, вдохновляет, заставляет задуматься,

любит родную природу,

писатель.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

 

Активизация деятельности учащихся

Обращение к учебнику, чтение материалов о стихотворении в прозе, составление плана прочитанного (работа в парах). Ребята анализируют свою работу, сравнивая свой план с образцом, представленным на слайдовой презентации:

  1. Отсутствие ритма и рифмы.
  2. Членение текста на небольшие абзацы.
  3. Обращение к чувствам лирического персонажа, выражение личных переживаний и впечатлений.

Учитель просит ребят объяснить лексическое значение слов: благоговеть, тягостный, раздумья, отчаяние, поддержка, опора (работа со словарём)

Этап 3 Практикум, проверка полученных результатов

 

Исследовательская работа с текстом «Воробей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование собственной позиции

Задание: Проследить, насколько точно и полно отражается в стихотворении  поведение собаки, птенца и старого воробья. Выписать ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов.

  1. вариант Собака

Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.

      2  вариант Молодой воробей

С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

       3  вариант  Старый черногрудый воробей

Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, иска­женный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он зами­рал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

- Почему в описании птенца автор использует такие детали: желтизна около клюва, пух на голове, едва прорастающие крылышки?

-   Почему рассказчик называет птенца детищем?

-   Какие эпитеты обычно можно встретить рядом со словом детище!

-   Как описаны действия старого воробья?

-   Как реагирует Трезор на происходящее?

Найдите в тексте слово, передающее чувства автора.

-  Какие качества личности автора проявляются в стихотворении в прозе «Воробей?»

Найдите предложение, являющееся смысловым центром повествования. С помощью какого приёма автор подчёркивает смысл фразы?

-  О какой любви говорит писатель?

Задание: Прочитайте самостоятельно стихотворение «Русский язык» и выпишите из текста  эпитеты, соотнесенные с понятием «pyccкий язык». Объясните их значение.

-  Почему для автора язык является надежной поддержкой и опорой?

-  Прочитайте выразительно предложение, содержащее утверждение в форме вопроса. Какое образно-выразительное средство использует автор? Зачем?

Выразительное чтение последнего предложения.

- Каково движение чувств автора, нашедших отражение в стихотворении?

 Обращение к цитатам писателей о русском языке: высказывания  М.В. Ломоносова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н.Толстова, А.А.Ахматовой

(Слайдовая презентация)

- В чём видели значение русского языка писатели? ( Каждый ученик заканчивает предложения:

Значение русского языка писатели видели в …

Любить русский язык – значит…)

 

 

Этап 4.  Подведение итогов урока, домашнее задание

.

.

Целостное обобщение полученной информации

 

 

 

 

 

   Домашнее задание

Подведение итогов, запись ответа на вопросы в тетрадь.

 - Какие вопросы, волновавшие писателя, нашли отражение в «Стихотворениях в прозе»?

- Что нового я узнал (а) о Тургеневе - писателе и человеке?

Самооценка работы на уроке (план самооценки на слайде презентации), комментарии учителя.

 

Выучить стихотворение наизусть, индивидуальные задания: подготовить сообщение о  дружбе Н.А.Некрасова с крестьянскими детьми, подготовить сообщение «искусствоведа» о картине И.И. Левитана «Владимирка» и И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»

    

 

Используемая литература:

1. Меркин  Г.С. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.