Занятие внеурочной деятельности "Путешествие по лабиринту логики".

Тема занятия: «Путешествие по лабиринту логики»

Форма занятия: игра-путешествие на основе предметного тренинга

Класс: 5 «А»

Цели занятия:

- формирование  учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских действий;

- развитие аналитических способностей, таких приёмов умственной деятельности, как обобщение, поиск закономерностей, критичности мышления;

- способствовать проявлению и развитию индивидуальности каждого ребёнка, побуждать к самообразованию.

Оборудование: плакат «Лабиринт логики», конверты с заданиями разного уровня сложности, презентация, энциклопедии для школьников.

 Ход занятия:

 

Этап урока

Содержание

Универсальные

учебные действия

ученика

1. Организационная часть

Приветствует обучающих, организует в группы

- Дорогие ребята, мы продолжаем работу нашего объединения по совершенствованию своих умственных качеств. На протяжении многих занятий мы с вами сравнивали и обобщали, анализировали и фантазировали, творили и исследовали. Эти действия, несомненно, вам помогли в решении задач, в составлении текстов, в поиске нужной информации.

Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Не совсем простое… Это путешествие по лабиринту. Скажите, а что такое лабиринт? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

 

 

2. Актуализация знаний

Беседа с классом.

 

Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Не совсем обычное… Это путешествие по лабиринту. Скажите, а что такое лабиринт? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Мы отправляемся в лабиринт логики. Что вы можете сказать о науке логике?

В путешествии вас будут поджидать трудности, вы попадёте в тупики. Давайте посмотрим  карту лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта, надо преодолеть тупик зоркого глаза, тупик удивительных вопросов, тупики каверзных загадок и  логических задач, а также тупики, которые проверят ваши творческие способности. Вы готовы отправиться в путешествие?

И поскольку у нас не просто путешествие, а игра-путешествие, давайте послушаем условия игры:

1.Команда должна придумать себе название.

2.Чтобы выбраться из тупика лабиринта, каждый должен выполнить задание и постараться помочь команде.

3.Каждый выбирает уровень сложности задания:

Самое трудное находится в красном конверте( 5 очков), несколько попроще – в жёлто(4 очка), самое простое – в зелёном(3 очка).

4. Учащийся может обратиться за помощью к команде, если команда не может помочь, возможна помощь учителя (подсказка). В этом случае команда теряет 2 очка.

5.После каждого выполненного задания отвечающий фиксирует количество набранных очков на карте лабиринта. Та команда, которая наберёт больше всех очков, победит в нашей игре.

 

Моделирование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Выполнение заданий игры.

Работа в группах

- Чтобы придать вам уверенности в своих силах, хочу прочитать вам  высказывание народной мудрости

Человек может стать умным 3 путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

путём размышления – это самый благородный путь.

( китайская пословица)

-Пусть каждый выберет возможный для себя путь.

Прошу представителей команд для выбора заданий.

1 Тупик «Зоркий глаз» - проверяет внимательность и умение соединять необходимую информацию в единое целое. Вашему вниманию ребусы, время на  раздумья – 2 минуты.

2. Тупик «Удивительные вопросы»

2а - Какой сказочный герой от рождения владел тремя языками?

2б - В Древней Руси их называли ломаными числами. Как их называют в настоящее время?

  - Древние римляне носили тунику. А что они носили, когда наступали холода?

3. Тупик «Каверзные загадки»

3а - Что в огне не горит и в воде не тонет?

3б - В каком процессе вода заменила солнце, через 600 лет её заменил песок, а ещё через 1000 лет всех их заменил механизм?

3в -У ежа -4 гр., у собаки – 100 гр., у лошади – 500 гр., у слона – 4-5 кг., у человека – 1,4 кг. Чего?

Тупик « Логические задачи»

4а - В день выхода новой книги писатель послал издателю открытку, на которой стоял только один знак препинания. Издатель, у которого дела шли великолепно, ответил тоже оригинально. Каким образом?

4б -Украли у Ивана Царевича Василису Прекрасную. Поехал он выручать ее. Поймал Змея Горыныча, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и Лешего – Иван Царевич знал, что один из них украл ее. И спрашивает: «Кто украл Василису?» Змей Горыныч, Баба Яга и Кощей Бессмертный ответили: «Не я», а Леший – «Не знаю». Потом оказалось, что двое из них сказали правду, а двое – неправду. Знает ли Леший, кто украл Василису?

4в -Коренными жителями острова …являлись рыцари света и рыцари тьмы. Рыцари света всегда говорили правду, а рыцари тьмы всегда лгали. Рыцарь А говорил: «Я – лжец». Являлся ли он уроженцем острова рыцарей света и рыцарей тьмы?

5.Тупик «Знатоки слова»

5а -Всем известно выражение "Беречь как

зеницу ока". А что такое "зеница ока"? (Составьте из букв слова, являющегося ответом, другое слово)

5б -Как по-татарски будет "обувь"? (Составьте из букв слова, являющегося ответом, другое слово)

5в - Ни рыба ни мясо – о чём эта русская поговорка была первоначально? (Составьте из букв слова, являющегося ответом, другое слово)

6. Тупик «Зарифмуй-ка»

6а   «роса - небеса»

6б    «пёс - принёс»

6в    «колдуны – не страшны»

7.Тупик «Находчивый»

  • Принято говорить, что человек может

 найти выход из любой ситуации.

«Безвыходных ситуаций нет!»

Представьте, что вы чудесным образом очутились в далёкой стране, где люди говорят на незнакомом языке ( и английский язык они не знают). Объясните при помощи мимики, что вам

А) необходимо срочно вызвать такси и доехать до аэропорта

Б) добраться до гостиницы и позвонить маме

Правильным ответом будем считать раскрытие темы задания, юмор, артистизм.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, коррекция, сотрудничество в группе.

4. Подведение итогов игры

 

Подсчёт  очков за выполненные задания, оформление карты лабиринта, награждение команд почётными званиями «Первопроходцы», «Следопыты», «Оптимисты»

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

5. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация анализа деятельности учащимися, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих занятиях.


 

Рефлексия способов действий, результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. –М.: Просвещение, 2012

2.Развитие коммуникативной культуры учащихся  на уроке и во внеклассной работе: игровые упражнения/ Н.И.Дереклеева. -М.: 5 за знания, 2005