Занятие внеурочной деятельности "Путешествие по лабиринту логики".
Тема занятия: «Путешествие по лабиринту логики»
Форма занятия: игра-путешествие на основе предметного тренинга
Класс: 5 «А»
Цели занятия:
- формирование учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских действий;
- развитие аналитических способностей, таких приёмов умственной деятельности, как обобщение, поиск закономерностей, критичности мышления;
- способствовать проявлению и развитию индивидуальности каждого ребёнка, побуждать к самообразованию.
Оборудование: плакат «Лабиринт логики», конверты с заданиями разного уровня сложности, презентация, энциклопедии для школьников.
Ход занятия:
Этап урока | Содержание | Универсальные учебные действия ученика |
1. Организационная часть | Приветствует обучающих, организует в группы - Дорогие ребята, мы продолжаем работу нашего объединения по совершенствованию своих умственных качеств. На протяжении многих занятий мы с вами сравнивали и обобщали, анализировали и фантазировали, творили и исследовали. Эти действия, несомненно, вам помогли в решении задач, в составлении текстов, в поиске нужной информации. Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Не совсем простое… Это путешествие по лабиринту. Скажите, а что такое лабиринт? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
|
|
2. Актуализация знаний Беседа с классом.
| Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Не совсем обычное… Это путешествие по лабиринту. Скажите, а что такое лабиринт? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Мы отправляемся в лабиринт логики. Что вы можете сказать о науке логике? В путешествии вас будут поджидать трудности, вы попадёте в тупики. Давайте посмотрим карту лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта, надо преодолеть тупик зоркого глаза, тупик удивительных вопросов, тупики каверзных загадок и логических задач, а также тупики, которые проверят ваши творческие способности. Вы готовы отправиться в путешествие? И поскольку у нас не просто путешествие, а игра-путешествие, давайте послушаем условия игры: 1.Команда должна придумать себе название. 2.Чтобы выбраться из тупика лабиринта, каждый должен выполнить задание и постараться помочь команде. 3.Каждый выбирает уровень сложности задания: Самое трудное находится в красном конверте( 5 очков), несколько попроще – в жёлто(4 очка), самое простое – в зелёном(3 очка). 4. Учащийся может обратиться за помощью к команде, если команда не может помочь, возможна помощь учителя (подсказка). В этом случае команда теряет 2 очка. 5.После каждого выполненного задания отвечающий фиксирует количество набранных очков на карте лабиринта. Та команда, которая наберёт больше всех очков, победит в нашей игре.
| Моделирование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. Выполнение заданий игры. Работа в группах | - Чтобы придать вам уверенности в своих силах, хочу прочитать вам высказывание народной мудрости Человек может стать умным 3 путями:путём подражания – это самый лёгкий путь,путём опыта – это самый трудный путь,путём размышления – это самый благородный путь.( китайская пословица)-Пусть каждый выберет возможный для себя путь. Прошу представителей команд для выбора заданий. 1 Тупик «Зоркий глаз» - проверяет внимательность и умение соединять необходимую информацию в единое целое. Вашему вниманию ребусы, время на раздумья – 2 минуты. 2. Тупик «Удивительные вопросы» 2а - Какой сказочный герой от рождения владел тремя языками?2б - В Древней Руси их называли ломаными числами. Как их называют в настоящее время?2в - Древние римляне носили тунику. А что они носили, когда наступали холода?3. Тупик «Каверзные загадки»3а - Что в огне не горит и в воде не тонет?3б - В каком процессе вода заменила солнце, через 600 лет её заменил песок, а ещё через 1000 лет всех их заменил механизм?3в -У ежа -4 гр., у собаки – 100 гр., у лошади – 500 гр., у слона – 4-5 кг., у человека – 1,4 кг. Чего?Тупик « Логические задачи»4а - В день выхода новой книги писатель послал издателю открытку, на которой стоял только один знак препинания. Издатель, у которого дела шли великолепно, ответил тоже оригинально. Каким образом?4б -Украли у Ивана Царевича Василису Прекрасную. Поехал он выручать ее. Поймал Змея Горыныча, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и Лешего – Иван Царевич знал, что один из них украл ее. И спрашивает: «Кто украл Василису?» Змей Горыныч, Баба Яга и Кощей Бессмертный ответили: «Не я», а Леший – «Не знаю». Потом оказалось, что двое из них сказали правду, а двое – неправду. Знает ли Леший, кто украл Василису?4в -Коренными жителями острова …являлись рыцари света и рыцари тьмы. Рыцари света всегда говорили правду, а рыцари тьмы всегда лгали. Рыцарь А говорил: «Я – лжец». Являлся ли он уроженцем острова рыцарей света и рыцарей тьмы?5.Тупик «Знатоки слова» 5а -Всем известно выражение "Беречь как зеницу ока". А что такое "зеница ока"? (Составьте из букв слова, являющегося ответом, другое слово) 5б -Как по-татарски будет "обувь"? (Составьте из букв слова, являющегося ответом, другое слово) 5в - Ни рыба ни мясо – о чём эта русская поговорка была первоначально? (Составьте из букв слова, являющегося ответом, другое слово) 6. Тупик «Зарифмуй-ка» 6а «роса - небеса» 6б «пёс - принёс» 6в «колдуны – не страшны» 7.Тупик «Находчивый»
найти выход из любой ситуации. «Безвыходных ситуаций нет!» Представьте, что вы чудесным образом очутились в далёкой стране, где люди говорят на незнакомом языке ( и английский язык они не знают). Объясните при помощи мимики, что вам А) необходимо срочно вызвать такси и доехать до аэропорта Б) добраться до гостиницы и позвонить маме Правильным ответом будем считать раскрытие темы задания, юмор, артистизм. | Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, коррекция, сотрудничество в группе. |
4. Подведение итогов игры
| Подсчёт очков за выполненные задания, оформление карты лабиринта, награждение команд почётными званиями «Первопроходцы», «Следопыты», «Оптимисты» | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
5. Рефлексия
| Организация анализа деятельности учащимися, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих занятиях.
| Рефлексия способов действий, результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Список используемой литературы:
1.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. –М.: Просвещение, 2012
2.Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: игровые упражнения/ Н.И.Дереклеева. -М.: 5 за знания, 2005