Упражнения с комплексными заданиями по русскому языку 5 класс
Упражнения с комплексными заданиями (V класс)
Данные упражнения можно использовать как в начале урока (в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце (на этапе закрепления изученного). Опыт показывает, что для упражнений с комплексным характером заданий лучше всего использовать связные тексты, недеформированные, отражающие современную жизнь и интересы детей. С такими текстами они работают охотнее. При этом каждый из предлагаемых фрагментов должен содержать не менее трех-пяти орфограмм.
Задание 1. Спишите текст, найдите в нем слова с орфограммой в корне. Устно объясните их правописание. Объясните, почему некоторые слова пишутся с прописной буквы.
Человек без Родины — что цветок сорванный. Внешне быть может еще и красив, но в сущности уже мертвый. Очень хочу, чтобы вы услышали, чтобы научились достойно тру- даться и жить на родной земле. Полюбите землю. Ту самую, что лежит у вашего порога. Ведь с нее начинается Родина. (Р. Ф а й з и ).
Задание 2. Спишите текст. Найдите в тексте слово с приставкой на з(с). Обозначьте графически условия выбора букв з и с на конце приставок.
Назовите все орфограммы в выделенных словах.
В устье Невы по льду Финского залива шел рыбак. Проходя мимо проруби, он заметил, что из-подо льда высунулась гладкая голова с редкими жесткими усами. Раздался всплеск... Тут только рыбак сообразил, что видел тюленя. (В. Б и а н к и).
Задание 3. Запишите текст под диктовку.
Переплетенные кольца голубого, черного, красного, желтого и зеленого цветов — это эмблема Олимпиады, символ пяти объединенных в олимпийском движении континентов. (Из «Календаря школьника»).
Расскажите о правописаний о — е после шипящих в корне. Подчеркните слова с указанной орфограммой. Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Задание 4. Спишите. Назовите все орфограммы в выделенных словах.
Что ты делаешь, чтобы Родина стала краше и сильнее? Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. Ответить трудом, делами, нужными стране. Из наших дел и складывается общая победа. (В. Гусев).
Задание 5. Спишите текст. Выпишите из текста глагол с корнем -лож-. Обозначьте условия выбора буквы о. Расскажите о правописании корней -лаг- лож-.
Найдите в тексте слово с
непроверяемой безударной
гласной в корне.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора...
(Пушкин).
Задание 6. Спишите текст. Объясните написание в словах сочетаний щн, чк, чт.
Разберите по составу слово другого. Назовите и подчеркните орфограмму в окончании этого слова.
Выпишите из текста слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть что-то общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. (В. Песков).
Задание 7. Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте слова с орфограммами: 1) ь как знак мягкости согласного, 2) ь разделительный, 3) непроверяемая безударная гласная. Определите, в какой части слова находятся данные орфограммы. Подчеркните их.
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест...
(Ф. Тютчев).
Задание 8. Спишите текст. Объясните наличие или отсутствие мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящий.
Разберите по составу слово серебристая. Подчеркните орфограмму в корне этого слова.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. (Никитин).
Задание 9. Спишите текст. Назовите и подчеркните орфограммы в выделенных словах.
Верный слуга человека — металл. Он служит людям с давних пор. Без него не вскопаешь грядки, не сваришь обед, не сошьешь одежды, не приготовишь уроков, не поднимешься в воздух и не опустишься на воду. Но прежде чем металл станет слугой, людям приходится потрудиться. Надо добыть железную руду, переплавить ее в чугун, из чугуна сварить сталь и затем уж сделать то, что нужно.
Задание 10. Запишите текст под диктовку.
Расскажите о правописании сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу и проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.
Выпишите глаголы, оканчивающиеся на шипящий.
Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Ты думаешь, машины есть только на улице или на заводе? Нет, и дома есть машины. Легко шить на швейной машине. Откинь крышку и загляни внутрь. Сколько там всяких рычагов! Когда крутишь ручку, они движутся. А вот пылесос. Он ходит по ковру на колесах и сосет пыль. Пыль остается в пылесосе. А вот пишущая машинка. Когда пишешь на машинке, то строчки ложатся ровно. Нужная вещь в доме — это часы. На улице, на заводе, в море, в воздухе машинами командуют часы. (Из «Календаря школьника»).
Задание 11. Запишите текст под диктовку. Расскажите о правописании ы — и в корне после ц (проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста).
Водил смычком по скрипке старой
Цыган поджарый и седой.
И вторила ему гитара
В руках цыганки молодой.
(Маршак).
Задание 12. Спишите текст. Объясните правописание окончаний имен существительных.
Подчеркните орфограммы: 1) непроверяемая безударная гласная в корне; 2) прописная буква.
Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,— Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
(Есенин).
Задание 13. Запишите текст .под диктовку.
Выпишите из текста слова с орфограммой в корне: 1) проверяемая безударная гласная, 2) прописная буква.
Объясните правописание глаголов, оканчивающихся на шипящий.
Учение... Казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? Осознаешь ли ты гражданский смысл учения? Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их Родине, ты и учишься совсем по-другому. (По И. Овчинниковой).
Задание 14. Спишите текст.
В выделенных словах подчеркните в корне орфограммы.
Найдите в тексте слова с приставками на з(с). Устно объясните их правописание.
Мы с товарищем предполагали выехать до рассвета, но выехали поздно. Солнце поднималось все выше и пекло беспощадно. В степи стояла тишь. Растительность встречалась редко. Лошади с трудом тащили повозку. К вечеру жара стала спадать. Тяжелое путешествие подошло к концу. (В. Песков).
Задание 15. Спишите текст.
Расскажите о правописании ы — и после ц. Подчеркните указанную орфограмму в тексте.
Осмыслите содержание слов, которые пишутся с большой буквы. Определите, что они обозначают или называют.
Традиционный атрибут Олимпийских игр — Олимпийский огонь, зажженный от солнечных лучей в Олимпии. Он доставляется эстафетой на торжественное открытие игр в специальной чаше и горит до их закрытия на олимпийском стадионе. (Из «Календаря школьника»).
Задание 16. Запишите текст под диктовку.
Расскажите, как пишутся глаголы, оканчивающиеся на шипящий, и проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.
Объясните правописание частицы не с глаголами.
Назовите орфограммы в слове Москва.
Если ты хоть день в Москве побудешь,
А потом уедешь на года,
Никогда Москву не позабудешь,
Разлюбить не сможешь никогда.
(В. Гусев).
Задание 17. Спишите текст. Назовите орфограммы в корнях выделенных слов.
Рассвет в лесу.
Если ночуешь в лесу, то всегда проснешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по тропинке бежит ежик. Вот ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на ее влажном от росы пушке. Мотылек проснулся раньше вас и уже завтракает, погружает в сладкий сок свои губы. Сидишь у палатки, дышишь и не надышишься легким, свежим медовым воздухом. (Из журнала «Наука и жизнь»).
Задание 18. Запишите текст под диктовку.
Выпишите слова с орфограммой в корне: 1) непроверяемая согласная, 2) корень с жи, 3) корень с ча, 4) корень с чн. Объясните правописание этих слов. Подчеркните орфограммы.
Что общего между ь разделительным и обозначающим мягкость согласных? Подчеркните разделительный ь одной чертой, а обозначающий мягкость согласных — двумя.
Свет приходит от солнца, тень от земли, и жизнь, порожденная светом и тенью, проходит в вечной борьбе двух этих начал: света и тени. (М. Пришвин).
Задание 19. Запишите текст под диктовку.
Назовите слова, которые вы написали с прописной буквы. Объясните их правописание.
Выпишите слова с орфограммой в корне: 1) проверяемая безударная гласная, 2) непроверяемая безударная гласная.
Енисей — могучий богатырь. Вода Енисея со страшной силой и быстротой мчится в Ледовитый океан. На одном берегу Енисея стоит Красноярск. На другом берегу высятся горы. Они похожи на горы Кавказа. (В. Песков).
Задание 20. Спишите текст.
Найдите в тексте слова с проверяемой согласной в корне слова. Объясните их правописание.
Назовите орфограмму в корне слова солнце.
Маленькое солнце на моей ладошке,
Белая ромашка на зеленой ножке,
С белым ободочком желтые сердечки...
Сколько на лугу их, сколько их у речки.
(3. Александрова).