Упражнения с комплексными заданиями по русскому языку 5 класс

Упражнения с комплексными заданиями (V класс)


 


Дан­ные упражнения можно использовать как в начале урока (в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце (на этапе закрепления изученного). Опыт показывает, что для упражнений с комплексным харак­тером заданий лучше всего использовать связные тексты, недеформированные, от­ражающие современную жизнь и интересы детей. С такими текстами они работают охотнее. При этом каждый из предлагаемых фрагментов должен содержать не менее трех-пяти орфограмм.

Задание 1. Спишите текст, найдите в нем слова с орфограммой в корне. Устно объясните их правописание. Объяс­ните, почему некоторые слова пишутся с про­писной буквы.

Человек без Родины — что цветок сорван­ный. Внешне быть может еще и красив, но в сущности уже мертвый. Очень хочу, чтобы вы услышали, чтобы научились достойно тру- даться и жить на родной земле. Полюбите землю. Ту самую, что лежит у вашего порога. Ведь с нее начинается Родина. (Р. Ф а й з и ).

Задание 2. Спишите текст. Найдите в тексте слово с приставкой на з(с). Обозначьте графически условия выбора букв з и с на конце приставок.

Назовите все орфограммы в выделенных словах.

В устье Невы по льду Финского залива шел рыбак. Проходя мимо проруби, он заметил, что из-подо льда высунулась гладкая голова с ред­кими жесткими усами. Раздался всплеск... Тут только рыбак сообразил, что видел тюленя. (В. Б и а н к и).

Задание 3. Запишите текст под дик­товку.  

Переплетенные кольца голубого, черного, крас­ного, желтого и зеленого цветов — это эмблема Олимпиады, символ пяти объединенных в олимпийском движении континентов. (Из «Ка­лендаря школьника»).

Расскажите о правописаний о — е после шипящих в корне. Подчеркните слова с ука­занной орфограммой. Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Задание 4. Спишите. Назовите все орфограммы в выделенных словах.

Что ты делаешь, чтобы Родина стала краше и сильнее? Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. Ответить трудом, делами, нужными стране. Из наших дел и складывается общая победа. (В. Гусев).

Задание 5. Спишите текст. Выпишите из текста глагол с корнем -лож-. Обозначь­те условия выбора буквы о. Расскажите о правописании корней -лаг-       лож-.

Найдите в тексте слово с

непроверяе­мой безударной

гласной в корне.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора...

(Пушкин).

Задание 6. Спишите текст. Объясните написание в словах сочетаний щн, чк, чт.

Разберите по составу слово другого. Назовите и подчеркните орфограмму в окон­чании этого слова.

Выпишите из текста слова с непроверяе­мой безударной гласной в корне.

Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единствен­ным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть что-то общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. (В. Песков).

Задание 7. Запишите текст под диктов­ку. Найдите в тексте слова с орфограмма­ми: 1) ь как знак мягкости согласного, 2) ь разделительный, 3) непроверяемая без­ударная гласная. Определите, в какой части слова находятся данные орфограммы. Под­черкните их.

 

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест...

(Ф. Тютчев).

Задание 8. Спишите текст. Объясните наличие или отсутствие мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящий.

Разберите по составу слово серебристая. Подчеркните орфограмму в корне этого слова.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. (Никитин).

Задание 9. Спишите текст. Назовите и подчеркните орфограммы в выделенных словах.

Верный слуга человека — металл. Он служит людям с давних пор. Без него не вскопаешь грядки, не сваришь обед, не сошьешь одежды, не приготовишь уроков, не поднимешься в воздух и не опустишься на воду. Но прежде чем металл станет слугой, людям приходится потру­диться. Надо добыть железную руду, перепла­вить ее в чугун, из чугуна сварить сталь и затем уж сделать то, что нужно.

Задание 10. Запишите текст под дик­товку.

Расскажите о правописании сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу и проиллюстри­руйте свой ответ примерами из текста.

Выпишите глаголы, оканчивающиеся на шипящий.

Найдите в тексте слова с непроверяе­мой безударной гласной в корне.

Ты думаешь, машины есть только на улице или на заводе? Нет, и дома есть машины. Легко шить на швейной машине. Откинь крыш­ку и загляни внутрь. Сколько там всяких ры­чагов! Когда крутишь ручку, они движутся. А вот пылесос. Он ходит по ковру на колесах и сосет пыль. Пыль остается в пылесосе. А вот пишущая машинка. Когда пишешь на машинке, то строчки ложатся ровно. Нужная вещь в до­ме — это часы. На улице, на заводе, в море, в воздухе машинами командуют часы. (Из «Кален­даря школьника»).

Задание 11. Запишите текст под диктов­ку. Расскажите о правописании ы — и в корне после ц (проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста).

Водил смычком по скрипке старой

Цыган поджарый и седой.

И вторила ему гитара

В руках цыганки молодой.

 

(Маршак).

Задание 12. Спишите текст. Объясните правописание окончаний имен существитель­ных.

Подчеркните орфограммы: 1) непроверяе­мая безударная гласная в корне; 2) пропис­ная буква.

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,— Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

(Есенин).

Задание 13. Запишите текст .под дик­товку.

Выпишите из текста слова с орфограм­мой в корне: 1) проверяемая безударная гласная, 2) прописная буква.

Объясните правописание глаголов, оканчи­вающихся на шипящий.

Учение... Казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? Осознаешь ли ты гражданский смысл учения? Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их Родине, ты и учишься совсем по-другому. (По И. Овчинниковой).

Задание 14. Спишите текст.

В выделенных словах подчеркните в корне орфограммы.

Найдите в тексте слова с приставками на з(с). Устно объясните их правописание.

Мы с товарищем предполагали выехать до рассвета, но выехали поздно. Солнце поднима­лось все выше и пекло беспощадно. В степи стояла тишь. Растительность встречалась редко. Лошади с трудом тащили повозку. К вечеру жара стала спадать. Тяжелое    путешествие по­дошло к концу. (В. Песков).

Задание 15. Спишите текст.

Расскажите о правописании ы — и пос­ле ц. Подчеркните указанную орфограмму в тексте.

Осмыслите содержание слов, которые пишутся с большой буквы. Определите, что они обозначают или называют.

Традиционный атрибут Олимпийских игр — Олимпийский огонь, зажженный от солнечных лу­чей в Олимпии. Он доставляется эстафетой на торжественное открытие игр в специальной ча­ше и горит до их закрытия на олимпий­ском стадионе. (Из «Календаря школьника»).

 

Задание 16. Запишите текст под диктов­ку.

Расскажите, как пишутся глаголы, окан­чивающиеся на шипящий, и проиллюстри­руйте свой ответ примерами из текста.

Объясните правописание частицы не с гла­голами.

Назовите орфограммы в слове Москва.

Если ты хоть день в Москве побудешь,

А потом уедешь на года,

Никогда Москву не позабудешь,

Разлюбить не сможешь никогда.

(В. Гусев).

Задание 17. Спишите текст. Назови­те орфограммы в корнях выделенных слов.

Рассвет в лесу.

Если ночуешь в лесу, то всегда проснешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по тропинке бежит ежик. Вот ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на ее влажном от росы пушке. Мотылек проснулся раньше вас и уже завтракает, погружает в сладкий сок свои губы. Сидишь у палатки, дышишь и не надышишься легким, свежим медовым воздухом. (Из журнала «Наука и жизнь»).

Задание 18. Запишите текст под диктовку.

Выпишите слова с орфограммой в корне: 1) непроверяемая согласная, 2) корень с жи, 3) корень с ча, 4) корень с чн. Объясни­те правописание этих слов. Подчеркните орфограммы.

Что общего между ь разделительным и обозначающим мягкость согласных? Под­черкните разделительный ь одной чертой, а обозначающий мягкость согласных — двумя.

Свет приходит от солнца, тень от земли, и жизнь, порожденная светом и тенью, прохо­дит в вечной борьбе двух этих начал: света и тени. . Пришвин).

Задание 19. Запишите текст под диктовку.

Назовите слова, которые вы написали с прописной буквы. Объясните их правописа­ние.

Выпишите слова с орфограммой в корне: 1) проверяемая безударная гласная, 2) не­проверяемая безударная гласная.

Енисей — могучий богатырь. Вода Енисея со страшной силой и быстротой мчится в Ледо­витый океан. На одном берегу Енисея стоит Красноярск. На другом берегу высятся горы. Они похожи на горы Кавказа. (В. Песков).

Задание 20. Спишите текст.

Найдите в тексте слова с проверяемой согласной в корне слова. Объясните их пра­вописание.

Назовите орфограмму в корне слова солнце.

Маленькое солнце на моей ладошке,

Белая ромашка на зеленой ножке,

С белым ободочком желтые сердечки...

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

(3. Александрова).