ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИГРА «СКАЗКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Цели урока: 1) формирование и закреп­ление навыков внутригрупповой коммуни­кации с акцентом на позитивную моти­вацию поведения; 2) формирование устой­чивой положительной самооценки у млад­ших школьников через внешнюю положи­тельную оценку со стороны старших; 3) знакомство с особенностями клавиш­ных и струнных инструментов; 4) раз­витие навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с ха­рактером музыки.

Ход урока.

Объявляется тема урока, выясняется со­держание термина «тема», в доступной фор­ме сообщаются цели урока: сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; Доброжелательно высказывать не сов­сем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что-то не удовлетво­ряет в его поведении; вежливо отказывать в просьбе, если не хотим или не можем ее выполнить; поучимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также по­пробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Иными слова­ми, познакомимся с правилами речевого этикета.

Этикет — это установленный порядок поведения, форм обхождения (запись на доске). В наш словарный запас входит но­вое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозна­чает. Повторим вслух no слогам.

Итак, самая главная задача нашего необычного, праздничного урока — научить­ся по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:

 Если кто-то загрустит,

 Ты его не оставляй,

 Добрым словом, добрым делом

 Утешай и помогай!

(Пятиклассники:)

    Среди невезенья иного,

    Среди невеселого дня

    Скажите мне доброе слово,

    И слово утешит меня.

Урок проходит в форме соревнования команд, в каждой из ко­торых поровну пяти­классников. Представляем участникам ка­питанов. 1-й           конкурс: «Давайте говорить друг другу комплименты». (Выясняется значение и написание слова комплимент.)

 - Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые сло­ва? Вот сейчас и попробуем это сде­лать. Представьте, что мы сейчас в ска­зочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных ге­роев (представляем членов жюри в масках Кащея, Бабы Яги и Золушки). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша за­дача — выбрать из предлагаемых компли­ментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему (или ей) приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать бу­дете все вместе при помощи карточек с циф­рами: 1 — для Кащея, 2 — для Бабы Яги, 3 — для Золушки. Знак «минус» используйте, если комплимент не подходит никому. (Прочитываются сначала все ком­плименты, затем — по одному, а дети сигнализируют карточками ответы оценивается по количеству правильных от­ветов в группе.)

Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. (2.)

Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая. (3.)

Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. (—)

Ты так долго живешь на свете, и ты на­верняка много видел. (1).

  • Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще!
    1. й       конкурс: «Вежливая критика».
  • Наверняка вам не раз приходилось вы­сказывать свое мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Представь­те себе, что героев сказки «Лиса и жу­равль» пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому — второе. Юнги каждой команды дадут от­вет карточками с изображением героев сказки.
  • Все хорошо было на званом обеде. И веж­ливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не поду­мала хозяйка о подходящей посуде. (Жу­равль.)
  • Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса.)
  • Как вы думаете, что мог сказать на это Ежик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.
  1. Журавль был добрее и вежливее, Лисонь­ка, он тебя не обидел ни одним словом.
  2. Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к се­бе в гости.
  3. Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду. (—)
  • Надеемся, что вы поняли, что кри­тика тоже может и должна быть добро­желательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка «Лиса и журавль»? К какому типу народных ска­зок она относится? (Сказки о животных.)

Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фолькло­ра вы знаете?

3-й конкурс: «Утешители».

  • Представляете, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поет свою хвастливую песенку. (Ученик поет песенку Колобка и танцует.) Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и по­кажите ее номер.
  1. Горе не беда — с кем не была.
  2. Нет худа без добра.
  3. Наши лепешки тоже поели кошки.
  • Вы, наверное, знаете, что добрые сло­ва помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные посло­вицы — эти маленькие роднички народ­ной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.

Конкурс капитанов.

  • Ваши помощники сейчас продемонст­рировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных мор­ских волков, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы, конечно, помните былину «Садко». Представьте, что вы вместо Сад­ко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда раз­влекать его своей игрой на гуслях и пе­нием. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Запи­шите номер на доске, объясните, почему вы предпочли такой отказ.
    1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
    2. О подводный царь! Я бы с удовольст­вием взял любое из твоих бесценных сокро­вищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
    3. Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остать­ся в твоем царстве, так как ждут меня на земле друзья и невеста.

(1. Царь рассердится на тебя и бросит в тем­ницу, подумай, как ответить ему в следующий раз. 2. Ты не убедил царя, он не понял, почему ты не можешь остаться. 3. Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в пода­рок невесте жемчужное ожерелье.) .

К о н к у р с: «Поздравления».

  • Папа Карло решил написать поздрави­тельные письма к женскому празднику ге­роиням сказки «Золотой ключик», песенки из нее мы только что слушали. Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться. Сигнали­зируем карточками: 1 — Мальвина, 2 — Лиса Алиса, 3 — Тортила.
    1. Достопочтенная ...! Поздравляю Вас с празд­ником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад. Вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.
    2. Изобретательная ...! Поздравляю Вас с жен­ским днем! Желаю Вам оставаться такой же ум­ной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам по­везет с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло.

Милая ...! Поздравляю тебя, дорогая де­вочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблач­ной жизни, стать звездой театра и кино, а еще — сохранить дружбу со старыми друзья­ми — Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.

После ответов обращается внимание на то, что в поздравительных письмах и открыт­ках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения ' к адресату, об­ращения выделяются восклицательным зна­ком.

— А теперь последнее, внеконкурсное, задание. Оно будет творческого характе­ра. Представьте, что каждый из вас — не ученик, а Красная Шапочка. Вы при­готовили бабушке подарок ко дню рожде­ния и идете к ней в гости, напевая ве­селую песенку. Представили? Так вот, по дороге вы обду­мываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку.

(Пятиклассникам раздаются индивидуаль­ные задания, они должны обвести кру­жочками предложения, которые, с их точ­ки зрения, больше всего подходят для поздравления. Кроме того, нужно вставить пропущенные в словах буквы и пояснить орфограммы. Первоклассники в это время рисуют поздравительные открытки, так чтобы они понравились бабушке Красной Шапоч­ки.)

Жюри подводит итоги. В конце урока зачитывается несколько лучших поздравлений.­