Стадия вызова на уроке русского языка и литературы как условие целеполагания.

Кожевникова Зоя Александровна

                                        Высшей истинностью обладает то, что является                                                                      причиной следствия.

                                                                                                Аристотель

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю освоение и реализацию технологии целеполагания, так как  это помогает  решать очень важные задачи:

-поддержать интерес школьника к учебному труду;

- обеспечить высокую результативность деятельности участников образовательного процесса,

- формировать самооценку учащихся,

- воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина;

- развитие личности прежде всего через формирование универсальных учебных действий как способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (то есть умение учиться).

Целям и задачам моей методической системы в большей степени соответствует технология РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:

-вызов,

-смысловая стадия,

-рефлексия.

Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.

Предлагаю несколько ситуаций вызова, т.е.  включения учащихся в познавательную деятельность.

 Ситуация 1-ая. Урок в 7-ом классе по рассказу Н.С.Лескова «Левша».

Для активизации учебной деятельности перед погружением в текст и развития умения вести диалог обращаюсь к жизненному опыту ребят.

Спрашиваю у ребят, приходилось ли  им совершать экскурсии. Дети заинтересованы, делятся личными впечатлениями – можно переходить к более сложной задаче.

На доске записаны вразброс  русские народные пословицы.  Предлагаю  провести небольшую экскурсию по тексту: расположить пословицы в таком  порядке, чтобы их смысловая организация отражала последовательность основных событий текста. Рабочая атмосфера обеспечена, идет погружение в текст. Получается следующая запись:

1.     «Русский в словах  горд-                         (Первая встреча Платова с   

     в делах тверд».                                           Оружейниками. Гл.V)

2. «Долг – тяжелое  бремя,                           (Мастера за работой.

     потеряешь сон и время».                           Гл. VI,  VII, IX)

3. «Работа мастера кажет».                                    (Левша у государя.

Гл.XIII  XIV)

4.     «Родная сторона – мать,                          (Левша в Англии.

   чужая – мачеха».                                     Гл. XV – XIX)

 Ситуация 2-я.  Урок в 8-м классе по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

 Активизировать речемыслительную деятельность учащихся перед       определением цели урока помогает игровой момент.

Предлагаю двум учащимся заранее составить диалог (предполагаемый разговор  мужиков о главном герое) и разыграть его в классе. Остальные дети об этом не знают.

-         Здорово, брат!

-         Здорово!

-         Как поживаешь?

-         Да известно как. Барщина замучила, торговля идет плохо. Избенка осиновая – вся дрожит на ветру. Да и лесом запастись совсем негде: кроме ракит да двух – трех тощих  берез, деревца вокруг за версту не увидишь.

-         Ну, брат, в наших местах засеки тянутся за сотни верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев. Я слышал: у вас лесник новый?

-         Леший бы взял этого лесника! Душегубец окаянный! Пьет христианскую кровь, все едино – зверь! Так и рыскает по лесу, совсем мужику жить не дает. Ну, да ладно! Видать гроза собирается. Торопиться надо: может, в такую пору в лесу этого злыдня не будет. Побегу я, брат.

      После чего    задаю вопросы:

-Какими качествами наделяют мужики нашего героя?

(Нелюдимый, угрюмый, «душегубец окаянный»).

-Мы можем доказать или опровергнуть это мнение. Каким путём пойдём?

 Обращаемся к тексту рассказа. Работаем над средствами создания образа в реалистическом произведении.

Ситуация 3-я. Урок русского языка в 8-м классе «Хочу тебе рассказать о природе родного края». Как привлечь современных детей к эпистолярному жанру в форме личного письма?

С целью преодоления психологического барьера и потребности в творческой деятельности включаю в урок своё письмо, адресованное детям. Предлагаю одному из ребят прочитать его вслух. Внимание детей максимально сконцентрировано на содержании письма, так как им интересен сам факт, что это письмо написал учитель. Дана целевая установка на анализ текста и ряд вопросов, способствующих углублению в текст:

В этом случае большое значение имеют доверительные отношения между педагогом и учениками Желательно, чтобы в этом классе учитель работал не первый год или, ещё лучше, был классным.

Ситуация 4-я. Урок литературы в 6-м классе по рассказу Астафьева «Конь с розовой  гривой». В начале урока предлагаю разгадать кроссворд по тексту произведения:

1.Кто из героев рассказа «в сердцах или в наслышку» называл бабушку генералом?

                                                                                       (дедушка)

2.Какую ягоду собирал Витя, чтобы «трудом своим заработать пряник»?

                                                                                           (землянику)

3.Почему все жалели Витю, и он был окружен редкостным вниманием? (сирота)                                                                              

4.На берегу, какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик?  (Енисей)                                                                                                    

5.Как звали бабушку Вити? (Катерина)                                                                                     

6.О ком из героев рассказа Витя говорил: «Он любил море, а я любил его»?                                                                                        (Левонтий) 

7.Какой пряник пообещала купить бабушка, если мальчик наберёт земляники?

   («пряник конём», «конь»).                                                                                       

В результате ответов высвечивается опорное слово «детство».  

Ситуация 5-я. Урок литературы в 6 классе.«Зарубки на сердце», или первые уроки жизни.    В.Г.Распутин «Уроки французского».

Урок начинаю с обращения  к жизненному опыту ребят.

-Какие ассоциации вызывает слово «детство»?

(Мама, солнце, школа, друзья, каникулы, улыбка).

-Все слова окрашены в светлые тона.

Обращаю внимание на рисунки детей.

Это характерно и для ваших рисунков, на которых так много радости и света.

-Какое настроение было у вас, когда вы работали над ними?

 Что вам хотелось выразить в первую очередь?

-В.Г.Распутин порадовался бы за вас, но и, наверное, немного                    взгрустнул. Как вы думаете, почему?

(К герою его рассказа судьба в детские годы была жестока).

Предлагаю вместе осмыслить тему и цель урока. Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

Ситуация 6-я.  Урок литературы в 6 классе. «На севере диком…» по произведениям М.Ю.Лермонтова и И.И.Шишкина.

Стадия вызова основана на жизненном опыте ребят.

-У меня в руках веточка сосны. Что вы можете о ней рассказать?

Поэт сказал бы: веточка сосны «зеленоватым пышет дымом» или ветви сосны     раскинули « ярко-зелёные руки»»,  а художник создал бы замечательную картину.

-Я не случайно принесла на урок веточку сосны. Хочется, чтобы вы снова почувствовали аромат хвои.  Приходилось ли вам бывать в тех местах, где  растёт сосна? Что вам запомнилось больше всего?

Давайте оживим наше воображение: обратимся к картинам русского        художника И.И.Шишкина, который был великолепным певцом русского леса.      Представим себя в этих сказочных уголках  природы

 Ситуация 7-я.    Урок литературы в 7 классе по произведениям В.И.Крупина  «Научиться любить, научиться делать добро…»

Создание мотивации обучения с опорой на жизненный опыт ребят.

-Случалось ли вам быть свидетелями детской жестокости?

-Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счёт?

Чтение миниатюры В. Крупина «А ты улыбайся!»

  -Что же это: детская шалость, частный случай или жестокость? Автор оставляет вопрос открытым, даёт возможность ответить на него каждому из нас.

  Ситуация 8-яУрок  литературы в 10 классе « Ф.И.Тютчев. Лирика природы».

- Как вы думаете, без чего нельзя прожить?

- А вот  Л.Н.Толстой однажды заметил: «Без стихов Тютчева нельзя жить».

Ваше мнение по этому поводу?

Проанализировав представленные ситуации, можно сделать следующий вывод:

-стадия вызова легко включается в познавательную деятельность;

-помогает преодолеть психологический барьер, определить цель урока,

-развивает любознательность, память, воображение.

И вообще, я  согласна с мнением Е.Н.Ильина, что  «всё – педагогический инструмент. Не действует один – ищите другой».