Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.
Каковы объективные возможности учителя обучать, воспитывать и развивать в условиях классно-урочной системы? Как ослабить противоречия между массовым характером обучения и индивидуальными особенностями личности обучаемого? А эти вопросы даёт технология Метод проектов. Ведь работая над проектом, школьник учится решать свою проблему, осваивает коммуникативную и информационную компетентности. Привлекает этот метод и тем, что внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности, а внутренний – опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Соглашусь с академиком РАО А.Новиковым, что метод проектов – форма обучения по сути. Проектная деятельность позволяет создать развивающую образовательную среду, инициирующую творческий процесс, в который включены все участники учебной ситуации, в том числе и учитель. Учебные проекты дают возможность направить учебный процесс в другое русло. Мы выполняем их не вместо изучения учебных предметов (дисциплин), а в рамках этих предметов (дисциплин) или в дополнение к ним.
Таким проектом в рамках предмета литература при изучении «Капитанской дочки» А.С.Пушкина в 8 классе стал проект «Дворец» Пугачёва». Казалось бы, что тут сложного? Найти в тексте описание «дворца», внимательно прочитать его, определиться с материалом, вспомнить навыки, приобретённые на уроках труда в начальной школе. Но насколько разными получились макеты! И вместе с тем от описания «дворца», данного Пушкиным, не отступил никто, и во время презентации «продукта» ПД каждый сумел это доказать. Десятиклассники, в начале изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» негативно относившиеся к Базарову, к концу изучения поняли этот образ и прониклись к нему особой симпатией, что не замедлило сказаться на «продуктах» ПД - дневнике главного героя. Дневниковые записи продемонстрировали не только умение школьников воспроизводить прочитанный текст, но и понимать мотивы поведения Базарова, т.е. умение критически мыслить. Радость вызвало у меня желание десятиклассников изучить тему «Мысль семейная» по роману Л.Толстого «Война и мир» с использованием метода проекта. Разбившись на группы, обучающиеся самостоятельно проделали большую работу по изучению текста произведения и дополнительной литературы (критические статьи, монографии). Результатом анализа и обобщения стали папки творческих работ о семьях Курагиных, Болконских и Ростовых, информация о которых была представлена в синквейнах, рассказах о семье от лица героя, девизах семей, их гербах, кодексах и эмблемах. Деятельность школьников в данном случае нельзя назвать исполнительской, цель им не была задана, и поэтому работа носила активный, в том числе, творческий характер.
Сейчас речь идёт о том, что в перспективе в систему итоговой аттестации выпускника средней школы будет включена оценка его Портфолио, демонстрирующего достижения в разных областях. Такой Портфолио нельзя сформировать за год – это многолетняя работа. Портфолио может быть и «продуктом» проектной деятельности обучающегося. Попытки моих учеников на практике реализовать свои знания по технологии «Портфолио» - это Портфолио достижений «Покорённые вершины», «Учение с увлечением», Портфолио по предмету «Готовлюсь к экзамену».
Проекты, демонстрирующие интеграцию литературы и ИЗО, музыки:
- «Что за чудо эти сказки!» - иллюстрированный сборник сказок собственного сочинения – подарок подшефному 1 классу;
- «Под сенью ставропольских муз» - сборник стихов собственного сочинения учащихся, выпускников и учителей школы с их фото и биографическими справками;
- «Песни наших бабушек» - электронный носитель с календарно-обрядовыми песнями в исполнении жительниц села и другие.
Школьники в основной массе умеют делать выводы, приводить аргументы, т.е. обладают навыками критического мышления. И в значительной степени благодаря использованию Метода проектов.
(Выступление на школьном семинаре " Технология ПД как одно из средств формирования компетентностей учащихся")
Комментарии
Да, Елена Ильинична, если
Да, Елена Ильинична, если использовать метод проекта в рамках предмета, то проектная деятельность, как и сам предмет, вызовет интерес у ребят. Убедилась в этом на собственном опыте. А проекты у Вас интересные.