Подговка ЕГЭ (блок С)
Выступление на окружном семинаре "Преподавание русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ". Из опыта работы по подготовке выпускников к написанию сочинения - размышления на экзамене по русскому языку.
Подготовка к ЕГЭ (блок С)
Считаю, что блок С выполнять надо обязательно, независимо от того, нужен выпускнику только аттестат или он собирается продолжить своё дальнейшее обучение в вузе. Именно он, этот блок, написание сочинения-рассуждения, даёт наибольший балл. И потом, к написанию сочинения-рассуждения выпускники к моменту экзаменов готовы, так как над этим видом творческих заданий мы работаем с начальной школы. А в 11-ом классе мы вспоминаем изученное и поэтапно, шаг за шагом отрабатываем схему написания сочинения.
К 11-му классу школьники имеют чёткое представление о трёхчастной схеме сочинения-рассуждения: вступление - основная часть – заключение. Однако настраиваю ребят строить сочинение в соответствии с теми критериями, по которым его будут проверять:
1. Проблема.
2. Комментарий к проблеме.
3. Позиция автора.
4. Собственная позиция (-ое мнение о проблеме).
5. Аргумент 1.
6.Аргумент 2.
7. Вывод.
Договариваемся: в сочинении должно быть 7 взаимосвязанных, плавно перетекающих одна в другую частей.
Первым шагом в подготовке к написанию сочинения представляется мне освоение выпускниками понятия «Проблема текста». По-другому быть и не может. Ведь выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку именно эту заявленную проблему нужно будет комментировать, выразить отношение к ней автора, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Школьники должны заполнить типовые конструкции для формулирования проблемы. В ходе формулировки мы запоминаем разные, но рекомендуем запомнить 2 варианта:
1) краткая самостоятельная формулировка «Автор текста Ф.И.О. поднимает проблему + существительное (словосочетание) в род. падеже» (например, проблему взаимоотношений человека и природы)
2) вопросительное предложение (в том случае, если проблема не лежит на поверхности) (например, Может ли человек обойтись без любви?)
При выполнении практических заданий ребята выбирают правильные формулировки проблемы текста, соотнеся их с содержанием текста. Более сложное задание: редактирование предложенных формулировок и, наконец, самое сложное - самостоятельная формулировка проблемы.
В рабочей тетради фиксируем всевозможные формулировки проблем.
Далее переходим к комментарию проблемы. Из двух типов комментариев: текстуальных и концептуальных (их всего 8) – не заостряя внимание на терминологии, я рекомендую своим выпускникам использовать следующие четыре:
1) тип проблемы (философская, социальная, политическая, нравственная, экономическая, эстетическая);
2) актуальность проблемы;
3) примеры, на которых автор текста проблему рассматривает (легенда, случай из жизни и т.п.);
4) мнения и высказывания, на которые автор ссылается.
Тренируемся в определении типа проблемы: я им - проблему, они мне – тип, доводим до автоматизма. Более сложные задания: ищем ошибки в чужом комментарии и читаем текст, формулируем проблему и каждый самостоятельно пишет подробный комментарий, зачитываем, обсуждаем.
Следующий шаг – тренировка в выявлении позиции автора. Записываем и запоминаем, как таблицу умножения, средства выражения авторской позиции: слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно, чрезвычайно важно и др.); оценочную лексику, средства выразительности (только повторяем, в течение 10 класса выучили, отработали), вводные слова(к счастью, к сожалению, во-первых и т.п.), побудительные предложения. И сразу же в текстах ищем эти средства выражения и тренируемся в формулировке авторской позиции. Типовых конструкций для её выражения много. Знакомимся с ними, но запоминаем только две:
1) по выбору для явно выраженной позиции;
2) «Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…» для неявно выраженной авторской позиции.
Выполняем практические задания: укажи утверждение, которое не соответствует авторской позиции, выбери утверждение, в котором отражена она, сформулируй позицию автора по каждой названной проблеме и, наконец, сформулируй и проблему, и авторскую позицию.
Самое сложное в написание экзаменационного сочинения – это аргументация собственной позиции. Из жизненного опыта ещё кто-то что-то может и вспомнит или, на худой конец, придумает. Но вот из опыта читательского…
Понимая, что современные школьники читать не хотят, не любят, а если и читают классические произведения, то поверхностно и чаще в кратком изложении, которое даёт лишь общее представление, подборку аргументов начинаем на уроках литературы в 8 классе. На заключительном уроке по изучению конкретного произведения формулируем проблему, которую поднимает автор, записываем её в специальную тетрадь, не забыв указать название произведения и героев, с которыми рассмотрение этой проблемы связано.
Отработка умения аргументировать на уроках русского языка в 11 классе идет так: предлагаю обучающимся темы, которые являются частью проблем, а ребята подбирают к ним аргументы из художественной литературы. За собственным опытом «идём» лишь в крайнем случае.
Ну и заключительный этап: написание работ с соблюдением всех требований.
И ещё: при подготовке выпускников к части С очень важно, чтобы они уяснили критерии оценивания. Поэтому практикую самооценку. Это позволяет ученикам ещё раз проанализировать написанное и увидеть ошибки и недочёты.
Комментарии
Скажите, пожалуйста, Елена
Скажите, пожалуйста, Елена Ильинична, даёт ли используемая Вами методика положительные результаты?