Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы.

Масловская Марина Александровна

 

Одна из задач уроков  литературы  – воспитание талантливого читателя, читателя- собеседника, соавтора.  Перед  учителем, формирующими такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять  над  прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу  поиска?

 Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления –  это  то  доброе начало, которое задаёт тон урока – поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать ученика, сформулировать  цели работы. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приёма «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией я возвращаюсь к их утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Учащиеся  пересматривают свои утверждения, выбирают верные, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт или попросту угадывая.

Следующий приём «Верите ли вы…»можно использовать при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую портреты писателя или поэта, а потом предлагаю утверждения. Их может быть несколько. Учащиеся выбираю утверждения, с которыми они согласны. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к  лекции.

Следующий приём «Прогнозирование» .Например,  при изучении творчества поэта  предлагаю несколько стихотворений, написанных в разное время. Прошу расположить их  в хронологической последовательности. Обоснуйте свой выбор. После высказывания прогнозов учениками учитель сообщает правильную последовательность.

Приём «Письмо по кругу» - мой любимый. У учащихся часто возникает проблема  с  кратким пересказом  художественного произведения, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволит отработать этот навык.

Итак, приёмы развития критического мышления помогают учителю организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.