Контроль знаний и умений учащихся как основа повышения качества образования.

Сидорова Ольга Юрьевна

 

Контроль знаний и умений учащихся как основа повышения качества образования по русскому языку и литературе.

 

Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Цель оценки качества образования - предъявление равных требований при определении образовательного рейтинга, получение объективных данных о состоянии и результатах образовательного процесса.             

Проверка знаний учащихся - это один из важнейших этапов процесса обучения.  Однако проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для учителя имеют такие функции проверки, как обучающая, развивающая и воспитывающая. Задачи обучения и развития при этом решаются на основе определения уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности: 1) общеучебной, 2) практической, связанной с предметом, 3) творческой - интеллектуальной.  Воспитательная функция контроля заключается в формировании у школьников ответственного отношения к учёбе, что способствует  осознанному   усвоению материала, а также постоянной проверке знаний и их практическому применению. Кроме того материал, предназначенный для проверки, может быть направлен на формирование культурно-ценностных  ориентаций  учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль знаний и умений учащихся как основа повышения качества образования по русскому языку и литературе


                                  Сидорова Ольга Юрьевна, учитель МБОУ СОШ№31                                    русского языка и  литературы, магистр филологии

Иркутск, 2012год

Контроль  и  оценка  знаний  учащихся - одно из  средств  повышения  качества образования по русскому языку.

        

        Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Цель оценки качества образования - предъявление равных требований при определении образовательного рейтинга, получение объективных данных о состоянии и результатах образовательного процесса.

        Проверка знаний учащихся - это один из важнейших этапов процесса обучения.  Однако проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для учителя имеют такие функции проверки, как обучающая, развивающая и воспитывающая. Задачи обучения и развития при этом решаются на основе определения уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности: 1) общеучебной, 2) практической, связанной с предметом, 3) творческой - интеллектуальной.  Воспитательная функция контроля заключается в формировании у школьников ответственного отношения к учёбе, что способствует  осознанному   усвоению материала, а также постоянной проверке знаний и их практическому применению. Кроме того материал, предназначенный для проверки, может быть направлен на формирование культурно-ценностных  ориентаций  учащихся.

        В учебной практике используются в основном три вида контроля;                           - контроль уровня первичного восприятия;- текущий; промежуточный-контролирует, обучает, развивает и воспитывает;- итоговый контроль-выявляет умения и знания учащихся. Устная проверка даёт возможность научить учащихся ясно, кратко, логично, аргументировано излагать свою мысль. Письменная проверка помогает разнообразить учебный процесс, повысить интерес и мотивацию к изучению предмета. Практическая проверка предполагает исследовательскую деятельность учащихся.  Текущая, промежуточная и итоговая проверки должны предполагает дифференцированный подход, который связан с учётом индивидуальных способностей учащегося.  И предусматривает три уровня (низкий, базовый, высокий).

         Требования к контролю:- индивидуальный характер;- систематичность;- разнообразие форм проведения;- всесторонность;- объективность;- дифференцированный подход;- единство требований. Реализация уровневого подхода при обучении требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения, и прежде всего должна быть перестроена система контроля. Контроль и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Контроль должен иметь двухступенчатую структуру - проверку достижения уровня обязательной подготовки и проверку на повышенном уровне. Вопросы оценки знаний объективно являются сложнейшими педагогическими проблемами. Контроль и оценка служат делу подготовки ученика к жизни.  Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к

система контроля. Контроль и оценка должны отражать принятый уровневый подход. В соответствии с этим контроль должен иметь двухступенчатую структуру - проверку достижения уровня обязательной подготовки и проверку на повышенном уровне. Важным в выделенном положении сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить правильное решении.

         Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования XXI века.  

         Понятие «качество образования» можно рассматривать как социальный и государственный заказ системе образования на развитие личности обучающегося, на восполнение профессионального кадрового потенциала страны.  Любой цикл обучения содержит следующие моменты:

                -установление цели обучения;

                - предварительная оценка уровня обученности;

                - обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи;

                -итоговая оценка результатов и постановка новых целей.

        Обратная связь - существенная черта процесса обучения. Измерения уровня усвоения знаний и их оценка - один из компонентов управления дидактическим процессом и всей обучающей системой.

В концепции школьного филологического образования выделены его основные цели – это обучение учащихся приёмам и методам филологического познания, формирование у них качеств филологического мышления, соответствующих мыслительных способностей и умений.

        Меня, как учителя  русского языка  и  литературы, особенно волнуют проблемы повышения качества  филологического  образования.

        Я считаю, что одним из средств повышения качества филологического образования является правильно организованная система контроля, которая не тормозит, а развивает ученика.

        В то же время в традиционной системе контроля обнаруживаются определенные несовершенства, не позволяющие с максимальной достоверностью говорить об уровне образовательных достижений школьника. Контролировать качество образования и управлять им возможно лишь при наличии оперативной, адекватной и достоверной информации как о процессе, так и о результатах образования.

        Важным и чрезвычайно тонким моментом для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им является контроль за знаниями учащихся. Являясь составляющей частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания и умения учеников.

        Результаты традиционных проверок не дают учителю полной и достоверной информации о том, достигнут ли учеником уровень обязательной подготовки, владеет ли он в необходимой мере основными знаниями и умениями и на какой уровень подготовки можно опереться в его дальнейшем обучении.

        При традиционном методе контроля педагогически неверно ориентирована система оценивания: она строится по методу «вычитания». Другими словами, точкой отсчета является оценка «5», и в зависимости от недочетов и ошибок, допущенных учеником, оценка снижается. Это, во-первых, не дает возможности ввести достаточно информативные содержательные критерии оценки. Одинаковые оценки «3» у двоих учеников вовсе не означает, что они имеют одинаковую подготовку. Это свидетельствует лишь о том, что у них есть довольно существенные пробелы по сравнению с «пятерочным» уровнем. Оценка в этом случае является наказанием, а не средством поощрения и свидетельством уровня достижений ученика. Во-вторых, такое оценивание порождает значительные эмоциональные и психологические издержки для многих школьников. Альтернативой рассмотренному является оценка методом «сложения», в основу которой закладывается минимальный уровень общеобразовательной подготовки. Достижение этого уровня требуется от каждого учащегося в обязательном порядке. Критерии оценок более высоких уровней формируются не базе минимального посредством содержательного приращения по глубине или объему усвоения.

Виды контроля:

- контроль уровня первичного восприятия;

- текущий контроль;

- итоговый контроль.

        Контроль уровня первичного восприятия может быть осуществлён в виде самостоятельной работы обучающего характера. Смысл обучающей самостоятельной работы заключается в самостоятельном выполнении школьниками заданий, данных учителем в ходе объяснения нового материала.

Цель такой работы - привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать пробелы в знаниях, которые мешают успешно освоить материал. Обучающая самостоятельная работа проводится при непосредственном введении нового  материала, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, поэтому она состоит в основном из заданий репродуктивного характера, проверяется немедленно. Оценки выставляются по желанию учащихся. Текущий контроль выявляет степень накопления (усвоения) знаний учащихся в процессе  конкретного  задания, выполнения определённого задания.

        Цель текущего контроля - корректировка представления об уровне знаний обучаемых. Обычно работы для текущего контроля составляются из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Эта работа необходима для выработки основных умений и навыков и создаёт тем самым базу для дальнейшего обучения русскому языку. Оценки выставляются по желанию учащихся.

        Итоговый контроль выявляет степень усвоения логически законченного фрагмента учебного материала за определённый период. Цель такого контроля - сформировать заключение об уровне знаний учащихся. Задания для итогового контроля способствуют развитию логического мышления, требуют применения различных правил. 

        Требования к контролю:

индивидуальный характер; систематичность; разнообразие форм проведения; всесторонность; объективность;- дифференцированный подход; единство требований.

 Средствами обеспечения требований являются:  

открытость, конкретность и обоснованность требований на каждом этапе усвоения знаний, умений и навыков; - уровневый, в зависимости от сложности учебных действий, подход к оценке результатов учебного труда; - активное включение учащихся в самоанализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - самостоятельность учащихся в выборе темпов продвижения в усвоении учебного материала и уровня конечного результата.                                                                                                                               В настоящее время в школе произошли принципиальные изменения в связи с введением дифференцированного обучения, особенностью которого является дифференциация требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень должен быть доступен и посилен всем школьникам. На его основе формируются повышенные уровни овладения. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни и, прежде всего, уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т. е. известными ученикам и понятыми ими. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность школьников в результатах своего труда. Реализация уровневого подхода при обучении требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения, и прежде всего, должна быть перестроена является не организационная форма, а то, чтобы каждый ученик прошел через проверку достижения обязательных результатов обучения и имел возможность проявить себя на повышенном уровне. С одной стороны, это позволяет получать объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся, информацию, позволяющую обоснованно управлять процессом обучения и мотивированно осуществлять дифференцированный подход к учащимся. С другой стороны, обеспечивает ученикам с разным уровнем подготовки возможность продемонстрировать свои достижения. Контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном уровне. Именно полная информация об овладении обязательными результатами обучения дает возможность судить о готовности или неготовности ученика к продвижению по курсу, о выполнении или невыполнении им программных требований. На повышенном уровне не следует требовать от учащихся проявления полноты усвоения материала, здесь основной акцент делается на проверку глубины усвоения, понимание, гибкость знаний. На повышенном уровне учащемуся следует предоставить возможность определенного выбора с учетом индивидуальных особенностей его подготовки. Иными словами, вполне правильно включать в проверку избыточное число задач повышенного уровня, учитывающих разные направления в развитии умений, и предлагать учащимся самостоятельно выбирать из них задачи для решения. Вопросы оценки знаний объективно являются сложнейшими педагогическими проблемами. Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Оценивая, так или иначе, он преследует определенные цели. Педагогические знания и умения, опыт и интуиция в сочетании с чувством ответственности перед подрастающим поколением и обществом, чуткостью, тактом, человеческой теплотой, профессиональной этикой, оптимистическим отношением к возможностям развития каждого ребенка — помогают ему принимать в большинстве случаев правильное решение. Постоянно возрастает воспитательная, формирующая личность роль оценки. Каждый из нас знает по своей работе, что оценки могут вдохновлять или быть помехой в зависимости от того, воспринимаются ли они как справедливые или нет.

        Психологи сформулировали следующую закономерность: отношение человека к той или иной деятельности зависит в значительной мере от того, воспринимает ли общество и как его работу и её результаты, и если да, то реагирует ли оно на неё и как. Конечно, контрольные работы, устная проверка знаний, экзамены и другие формы контроля и оценки предъявляют к учащимся особые требования. От них требуется крайне высокая внимательность и сосредоточенность, работоспособность и активность, приложение всех физических и душевных сил. Из-за неуверенности (смогут ли они справиться со всеми этими требованиями) возникает напряжение. Когда возникнет чувство, что упустил что-то в учёбе, то появляются и угрызения совести, в результате которых рождаются добрые намерения. Часто можно слышать о «школьном стрессе». Конечно, верно то, что (прежде всего у учащихся, которым учеба дается нелегко) могут появиться «стресс» и боязнь. Но это зависит не от проверки или оценки «самих по себе» и не от используемых методов. Если экзамены, проверки и оценки используются правильно, то они вынуждают учащихся проявить себя на деле, что по крайней мере по двум причинам очень важно с педагогической точки зрения:  свойства личности возникают и закрепляются при такой деятельности и в таких условиях, когда на них падает наибольшая нагрузка. Кроме контролируемых знаний и возможностей, сюда относятся также готовность и способность полностью выложиться и добиться наивысших результатов тогда, когда от тебя требуется максимум усилий. - В жизни приходится постоянно сталкиваться с подобными ситуациями, особенно на работе. Поэтому экзамены, проверки, оценки и отметки готовят также к жизни и труду. Я против любой недооценки отметок и экзаменов, против любых «советов» отменить их. Как часто, когда и какими способами следует проверять и оценивать ученика?

        Во время урока я контролирую себя, свои педагогические действия, мышление, поведение, развитие своих учащихся. В своей работе руководствуюсь правилом: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное. Использую следующие формы оценки:

        - многочисленные  «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобряющих, отклоняющих, исправляющих, критических замечаниях;

        - краткие замечания, в которых высказываю в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика (но, что очень важно, эти замечания не должны обижать ученика, они должны способствовать более успешному продвижению его по школьному пути к дальнейшей жизни);

        - отметки, с помощью которых по пятибалльной системе оцениваю успеваемость и определенные аспекты поведения;

Сюда можно добавить оценочные высказывания по отношению к ученику при посещении родителей, на родительских собраниях, классных часах, в индивидуальных беседах с учениками, в записках родителям, а также все те формы, которые предусматриваются внутренним распорядком школы для поощрения и наказания. На уроках за успеваемостью учащихся применяю следующие методы контроля:

-письменный контроль;

-устный опрос;

-целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке, из чего затем выводится так называемая отметка за урок;

- проверка выполнения домашних заданий.

Все методы варьируются и комбинируются, так что никогда не возникает никаких трудностей с соблюдением требования тщательного подхода к оценке и разнообразия методов.

         В заключение, я хочу сказать следующее. Оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Без оценки каждый процесс усвоения невозможен. Отметки и экзамены необходимы, поскольку они стимулируют не только успеваемость, но и другие качества детей.

        Оценки учителя оказывают большое влияние на взаимоотношения между учителем и учеником. Оценки и отметки являются лишь одним из множества других педагогических средств. Основной принцип любых педагогических действий - способствование развитию учащихся. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит дальнейшее развитие учащихся в направлении решения задач, поставленных обществом. Решение о выставлении той или иной оценки носит всегда конкретный характер.

Система контроля знаний в преподавании русского языка и литературы.

Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний, представленный в виде дидактической системы контроля знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторении, закреплении и систематизации; памяти, мышлении, речи учащихся; понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика – желание подтянуться. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся.                                                                   Каким же образом и систему контроля ЗУНов подчинить не только специальным задачам преподавания русского языка и литературы, но и сделать ее, возможно, более гибкой, разнообразной, учитывающей психологические особенности детей разного возраста, позволяющей разглядеть в каждом своем ученике личность яркую, талантливую? Ученик, написавший интересную творческую работу на обобщающем уроке,  радует и восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, тем самым, как мне кажется, внушаю детям мысль: «Интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы». Конечно, они пишут и изложения, и диктанты, и сочинения… Но вот полный психологический комфорт испытывают, сдавая, например, зачет в форме творческой работы: монолога, этюда, сказки,  кластера, загадки… Кто же испытывает страх перед работой, которая приносит удовольствие, кроме того еще, что побуждает мыслить и творить!                                                                                                                 Итак, начну с небольших по объему и таких непривычных сочинений-миниатюр. После изучения какой- либо темы даю детям задание: написать небольшую по объёму творческую работу (монолог, этюд, сказку, мини-сочинение и т.д.) с определённым грамматическим  заданием (темы работ стараюсь подбирать интересные). Например, шестиклассники после изучения темы «Условное наклонение глагола» пишут сочинение под названием «Бы…» (по аналогии с рассказом В.Драгунского), естественно, используя  глаголы условного наклонения. Если в рассказе писателя главный герой, мальчик, однажды представил себя на месте родителей, а родителей на месте детей, то учащиеся должны поставить себя на место учителей, а учителей на место учеников. Такое задание вызывает бурную радость. Фантазия учащихся бьёт ключом!

Подобные творческие работы можно предложить учащимся поле изучения многих тем, так как считаю их очень эффективными в том плане, что, во-первых, проверяется уровень усвоения темы, во-вторых, ведется работа по развитию речи, в-третьих,  прививается интерес к так не любимому учениками виду письменной работы - сочинению.

Конечно, нельзя не упомянуть об использовании на уроках раздаточного материала с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Уже много лет в своей работе успешно применяю перфопапки, которые представляют из себя небольшую сложенную пополам плотную бумагу с прорезями, в которые вписываются нужные буквы, окончания, слова, знаки препинания, номера правильных ответов и т.д. Перфопапки применимы  на различных этапах урока: для проверки домашнего задания, для проверки качества усвоения знаний, формирования новых понятий, при закреплении материала, для контроля знаний, умений и навыков, в качестве дополнительных заданий. Метод позволяет за короткое время поставить объективную оценку каждому ученику за знание, понимание и применение правил. У меня разработана целая система перфопапок по многим темам, начиная с правописания приставок до знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. А также составлены перфопапки на основе заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Большое затруднение вызывает у многих учащихся  на ЕГЭ выполнение задания В8. Когда я стала чаще применять на уроках литературы перфопапки по теме «Тропы и стилистические фигуры», учащиеся стали лучше разбираться в изобразительно-выразительных средствах речи.

Есть ещё эффективные технологические приемы, используемые для контроля знаний на уроках литературы. Один из таких приёмов – «тройной дневник», который состоит из следующих разделов: «Средство выразительности», «Пример», «Моё толкование». Чтобы выполнить эту работу, учащиеся не только должны хорошо разбираться в средствах выразительности, но и уметь объяснить, с какой целью их применил автор, и знать содержание художественного текста.

 К сожалению, готовя выпускников к экзаменационному сочинению, мы уделяем все больше внимания непосредственно анализу стихотворений, чем живому, звучащему поэтическому слову, которое приносится в жертву узким практическим целям. Мне кажется, чем больше ученики будут знать поэтические произведения, тем лучше будет у них память и тем бережнее они будут относиться к поэтическому слову. Старшеклассникам в качестве проверки знания текстов лирических произведений я устраиваю поэтические графические диктанты. Например, на обобщающем уроке по творчеству А.Блока, В.Маяковского, С Есенина одно из заданий звучит следующим образом: определить авторов стихотворных строк и начертить графический диктант:

1) На земле - огней до неба, в синем небе звёзд - до чёрта. Если б я поэтом не был, Я бы стал бы звездочётом…2) Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали..3) Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, как слёзы первые любви..4)Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели…5) Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей…6) В наших жилах кровь, а не водица. Мы идём сквозь револьверный лай…

В итоге должна получиться ломаная, и достаточно одного взгляда, чтобы определить, кто абсолютно правильно выполнил задание, а у кого есть ошибки

Блок

Маяковский

Есенин

Графические диктанты, занимая минимальное время, позволяют оперативно проверить знания учащихся во время повторения и подготовки к изучению нового материала, в процессе занятия, в конце, во время изучения нового материала.  Такие диктанты можно проводить как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

 В конце каждого учебного года мои дети с нетерпением ждут обобщающего урока литературы, на котором мы традиционно проводим «Литературный футбол». К вопросам викторины, которые готовятся как учителем, так и учениками, особые требования: они должны быть интересными, познавательными и лаконичными.

Часто такой вид контроля знаний, как домашнее задание, имеют творческий характер. Например, после изучения темы «Стили речи» часть учащихся ( обычно слабые) должны составить карточки с отрывками из текстов разных стилей, а другая часть - изложить какую-нибудь известную сказку в публицистическом, научном, разговорном или в официально-деловом стиле. Приведу небольшие отрывки из работ: «Из милицейского протокола: «…обвиняемый Волк в отсутствие гражданки Козы обманным путём проник в жилище  потерпевшей и по отношению к несовершеннолетним детям потерпевшей Козы …совершил преступные действия, нанеся тем самым потерпевшей материальный и моральный ущерб..» («Волк и семеро козлят») или же следующий отрывок : «Мучное изделие округлой формы совершало вращательные движения по наклонной плоскости. В направлении, противоположном данному телу, передвигалось хищное животное семейства псовых…» («Колобок»).  С такой работой справятся только сильные учащиеся. Потому что помимо того, что они знают об особенностях и функциях каждого стиля речи, они должны  иметь навыки владения этими стилями речи.

Или же даю учащимся среднего звена задание на дом следующего типа: показать правила наглядно, т.е. нарисовать. Ведь недаром китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю».  Если ребенок успешно справился с заданием – это говорит о том, что материал урока он усвоил. Эти самодельные пособия и рисунки помогают мне и при проведении уроков-повторений.

Несколько лет тому назад один из моих учеников принёс мне газетную вырезку с упражнением для проверки грамотности. Упражнение состоит всего-то из одного предложения. Но зато какого! Почти все слова в предложении непроверяемые, трудные для написания, в них чаще всего допускают ошибки. Это своего рода тест на хорошую грамотность.

На (досчатой, дощатой, досщатой ) (террасе, терассе, террассе) близ (конопляника, коноплянника, коннопляника)(веснушсчатая, веснущатая, веснушчатая) (Агриппина, Агрипинна, Агриппинна) (изподтишка, исподтишка, из подтишка) (почевала, подчевала, потчевала) (венегретом, винегретом, венигретом) и прочими (явствами, ясствами, яствами) (коллежского, колежского, колледжского) (ассесора, ассессора, асессора) (Викентия, Векентия, Виккентия)  (Аполлоновича, Апполоновича, Аполонновича) под (акомпанемент, аккомпонемент, аккомпанемент) (виолончелли, виолончели, виоланчели).

А теперь проверьте свою грамотность. Вот как следует писать это предложение:

На дощатой террасе близ конопляника веснушчатая  Агриппина исподтишка потчевала винегретом и прочими яствами коллежского асессора Викентия Аполлоновича под аккомпанемент виолончели.

Посчитайте, сколько слов вы написали с ошибками.

2 ошибки и менее. Ваша грамотность достойна удивления. Вас уже сейчас можно приглашать на работу в Академию наук.

3-5 ошибок. Уровень вашей грамотности - как у хорошего учителя русского языка из средней школы. Это отличный результат.

6-8 ошибок. У вас хороший уровень грамотности для обычного человека. Если вы не работаете корректором или педагогом, то большего от вас и не требуется. Все-таки в жизни нам редко попадаются такие сложные диктанты.

9-11 ошибок. Средний результат. Ваша грамотность немного хромает, но разобрать, что вы пишете, можно без труда.

12-14 ошибок. У вас довольно низкая грамотность. Вы часто пишете слова наугад. С этим диктантом вы не справились.

15 ошибок и более.  Надо было хорошо постараться, чтобы написать с ошибками абсолютно каждое слово в этом диктанте, включая, наверное, слово «и». Грамотность у вас практически отсутствует, но не унывайте. Очень многие гении и просто талантливые люди пишут с грубейшими ошибками, и ничего. В крайнем случае, можно изъясняться жестами. Кстати, если кто-нибудь вздумает над вами посмеяться, покажите зубоскалу какой-нибудь жест.

При   повторном тестировании (о сроках его проведения я никогда не сообщаю) результаты намного лучше. Тем более что трудные слова я систематически включаю в словарные диктанты. Да и никому не хочется позориться во второй раз. Вот таким образом этот диктант помогает успешно справиться с трудными словами.

Безмашинное программирование (т.е. тестирование) – одна  из форм контроля знаний учащихся на уроках русского языка. Этот метод достаточно эффективен, кроме того, он вырабатывает навыки индивидуальной работы, повышает интерес к предмету. При изучении всех разделов курса русского языка имеются широкие возможности такого контроля знаний учащихся. Обычно в конце учебного года я провожу итоговое тестирование по разработанным мною и утвержденным на заседании методического совета школы типовым тестовым заданиям. Наряду с таким видом программирования я применяю и машинное, т.е. компьютер. И в этом мне большую помощь оказывают учебный тренажёр по русскому языку «Фраза», электронное пособие «Русский язык. Экспресс-подготовка к экзамену 9-11класс» и электронные учебники Кирилла и Мефодия по русском языку и литературе (для всех классов), в которых после каждой темы урока имеются тестовые задания, по которым сразу можно проверить, насколько прочно усвоен материал урока. Это облегчает мою работу, и учащимся очень нравится такие уроки.

Вот неполный перечень всего того, что я делаю на уроках. Конечно, форм контроля знаний намного больше в системе моей работы, и я стараюсь их делать разнообразнее, чтобы детям было интересно учиться, чтобы у них горели глаза на моих уроках. Ведь сияющие глаза детей, будь то отличник или двоечник на «камчатке», - высшая награда для учителя.

14октября 2011год олимпиада по литературе  

Павличенко Эльвира 6Гкласс -2место  

Каленникова Анна 6Гкласс -4место

Сутормина Алёна 6Гкласс- 6место

Шанс Анастасия  6Гкласс- 10место

Кущ Кристина    6Гкласс -13 место

15 октября 2011год  олимпиада по русскому языку

Нейман Анастасия  5Вкласс-1место

Фёдорова Алина  5Вкласс-2место

Каленникова Анна 6Гкласс -3место  

Лажок Мария   6Гкласс -4место  

Кущ Кристина  6Гкласс -4место

Покостяева Анастасия-7Гкласс-5место

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Павличенко Эльвира  6Г класс призёр

С 16 по 25 2011 срезы

Исследовательские  работы учащихся:

Сидорова Ксения 11класс  «Образ Лебедя в мифоэпической традиции»

Сидорова Ксения 10класс  «Сказки народов Сибири «Ни на небе-на земле»»

Сидорова Ксения 10класс  «Эпос народов Сибири»

8.февраля 2012г. НПК «Эврика» для 5-8 классов

ПавличенкоЭльвира 6Гкласс по теме: «Архетип птицы»

Кущ Кристина 6Гкласс по теме6 «Образ Лебедя  в сказках»

Лажок Мария 6Гкласс по теме6 «Образ Орла в мифологии»

Каленникова Анна 6Гкласс «Феникс - одна из древнейших и красивейших птиц нашего магического мира»

Ноябрь 2011г.НПК «Мой город» проблемы популяризации памятников истории и архитектуры»

ПавличенкоЭльвира 6Гкласс

Каленникова Анна 6Гкласс

27.04.2012г. Шестая Областная Научно-практическая конференция школьников "Кирилло - Мефодиевские чтения"

ПавличенкоЭльвира 6Гкласс по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских как отражение Християнского понимания брака»

Каленникова Анна 6Гкласс по теме: «Православные памятники  города Иркутска»

Открытые мероприятия

«Путешествие в страну знаний» 6 класс

«По праву разделённого страдания» 8 класс

«Лингвистическое турне» Игра-путешествие 9кл.

«Литературная гостиная. Как прекрасна земля и на ней человек»

Открытые уроки

1.02.2012г.  И.А. Бунин "Косцы". Изображение природы и народного труда. Образ Родины. 5-й класс

  16 марта  2012г Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Человек и  природа, или   урок мудрости и доброты»                                                                                                                              

Распространение опыта

Выступление на МО по теме: «Дифференцированный контроль знаний на уроках русского языка»

Участие в 17 Кудрявцевских чтениях в ИГПУ по теме «Экология языка и речи в процессе формирования филологической компетенции учащихся.»

Областная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы филологического образования и эстетического образования в школе в условиях ФГОС начального и основного общего образования. Работа над совершенствованием орфографии и пунктуации русского языка»  март 2010г.

VII Областной образовательный форум научно-практическая конференция по проблеме: «Проблемы и перспективы филологического и эстетического образования в школе» доклад по теме: «Приёмы театрализации на  уроках анализа эпических произведений». (Иркутск,  4 марта  2011г.);

ХIХ педагогические чтения, посвященные памяти профессора В.Д. Кудрявцева «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации» доклад по теме: «Повышение мотивации к изучению эпических произведений средствами театрализации» (Иркутск, 30  марта 2011г.).

Конференция преподавателей по итогам НИР и 65-го смотра студенческих работ 2010/2011уч.года (Иркутск, 13 апреля 2011г.) доклад по теме: ««Актёрские» интерпретации художественных образов при изучении литературы в школе».

Научно-практическая конференция (Иркутск- Владивосток, (г.Уссурийск) 28 апреля, 2011г.)  «Интерпретация эпических произведений средствами театрализации».        

                                                                              

Областная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы филологического образования и эстетического образования в школе в условиях ФГОС начального и основного общего образования» 12 апреля 2012г.

Статьи

1.Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации. Материалы международной научно-практической конференции- XiX педагогических чтений, посвященных памяти профессора В.Д.Кудрявцева 30марта 2011      

Иркутск 2011г.

«Повышение мотивации школьников к изучению художественных произведений на уроках литературы»

 2.Областная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы филологического образования и эстетического образования в школе в условиях ФГОС начального и основного общего образования» 12 апреля 2012г.

«Человек и природа или уроки мудрости и доброты (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»).


 

Комментарии

Сидорова Ольга Юрьевна

Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации.