Использование ИКТ технологий обеспечивает личностное развитие школьников.

Сидорова Ольга Юрьевна

 

 

Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие школьников за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время. Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:

  • качественно готовиться к урокам;
  • своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
  • расширять использование наглядности;
  • самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к лекциям;
  • использовать в работе учебные электронные пособия, в частности, «Тесты по орфографии», учебно-методическое пособие...

Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие школьников.

Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие школьников за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время. Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:

  1. качественно готовиться к урокам;
  2. своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
  3. расширять использование наглядности;
  4. самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к лекциям;
  5. использовать в работе учебные электронные пособия, в частности, «Тесты по пунктуации», «Тесты по орфографии», учебно-методическое пособие...

Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам.

Наряду с традиционными методами контроля, я запланировала тестовый контроль в компьютерном варианте практически по всем темам.

 Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

  1. Успешно использую альтернативную технологию обучения детей с признаками одарённости.

В обучении одарённых применяю четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

  1. ускорение,
  2. углубление;
  3. обогащение;
  4. проблематизация.

Считаю ведущими и основными методами творческого характера:

  1. проблемные;
  2. поисковые;
  3. эвристические;
  4. исследовательские;
  5. проектные

Информационно-коммуникационные технологии.

         Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.

Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя, интерес  к учебному материалу.  Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.

Как можно использовать презентацию?

Понятие презентации имеет несколько определений.

Презентация - это: вспомогательный     инструмент    для     более     эффективного восприятия устной информации; наглядное сопровождение доклада, выступления; средство   воздействия   на   визуальный   канал   восприятия   при   объяснении нового материала урока.

Какое бы определение ни давали этому современному явлению коммуникации, необходимо помнить: что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее применение должно строиться на здоровьесберегаюших принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.

Наиболее распространенная форма использования презентации - вывести ее с помощью проектора на экран. Это позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над проектом, исследованием, микроисследованием.  Кроме того, презентация может использоваться в качестве домашнего задания. Считаю, что на современном этапе образования важно не только самой составлять презентации к урокам, но и научить ребят составлять  мультимедийные ресурсы к урокам русского языка и литературы и использовать полученные знания вне уроков.  Использование презентаций подобного типа оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации.                                                                           Основное назначение презентации - донести информацию до учеников, поэтому излишества в оформлении работы недопустимы, так как они осложняют восприятие информации. Чем проще презентация - тем она лучше.

Презентация - это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране.

Для каждой презентации, создаваемой в режиме Power Point, выполняется единая общая последовательность действий:

  1. выбор темы;
  2. разработка плана (структуры презентации);
  3. выбор стиля;
  4. формирование слайдов;
  5. настройка и изменение переходов, анимационных эффектов и ссылок, настройка показа слайдов;
  6. редактирование;
  7. подготовка раздаточных материалов;
  8. демонстрация презентации.

Методика создания презентаций и их использования на уроках разных типов и видов

Уроки изучения художественных произведений

Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую очередь необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Для уроков изучения художественного произведения тема может быть сформулирована по названию произведения.

Тема, цель урока будут составлять содержание 1-го и 2-го слайдов.

Исходя из темы и учебных задач, определяется содержание материала, изучаемого на уроке, и формы организации деятельности учащихся. Для данного типа уроков содержание материала чаще всего включает в себя текст изучаемого произведения, иногда несколько текстов

Формы и виды организации деятельности учащихся на уроках данного типа могут включать как чтение произведения, его прослушивание, то есть использование репродуктивного метода, так и анализ текста в форме беседы, постановки и решения проблемных вопросов, то есть применение частично-поискового метода.

Что же должно являться содержанием слайдов на уроках-презентациях данного типа?

На уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов может ограничиться по времени несколькими минутами (3-7) в начале урока либо в конце, это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации учеников или художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождаться музыкой, подобранной учителем в соответствии с особенностями изучаемого произведения.

Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.

Презентации, сопровождающие уроки углублённого изучения произведения, могут содержать, помимо титульных, слайды с вопросами разного характера, стимулирующими аналитическую деятельность учащихся (сопоставительный анализ, наблюдение, обобщение) и развитие воображения, слайды с заданиями для учеников, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению, с литературными терминами и др.

Цель подобной презентации — не только воздействовать на три канала восприятия, но и увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметньте связи, а в целом - способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

Для уроков, обобщающих изучение произведения, презентации также могут содержать как иллюстративный материал, материал информативный, так и материал для наблюдения, сопоставления, обобщения (вопросы проблемного характера, тексты для сравнения, таблицы, схемы, кроссворды, тесты). Оправдано использование в данных презентациях гиперссылок, способствующих более полному обобщению изученного материала, его системному повторению.

Цель презентаций данного вида уроков - способствовать целостному восприятию произведения, стиля автора, систематизации знаний, развитию логического мышления.

        На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации  - отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов: но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память. В соответствии с целями обобщающего урока, презентации могут быть сопровождением и урока-диспута, и урока-семинара, и лекции учителя. Для того чтобы совершенствовать практические умения и навыки,  эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, поэтому  использую презентацию  в качестве домашней самостоятельной или исследовательской работы.


 

Комментарии

Сидорова Ольга Юрьевна

Использование ИКТ технологий обеспечивает личностное развитие школьников.

Лысова Татьяна Юрьевна

Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создании новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока.