Форумы, конференции.

Сидорова Ольга Юрьевна

 

Формирование орфографической грамотности учащихся и  работа по пунктуации остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка  в школе. Связь обучения орфографии и пунктуации необходимо совмещать с работой по развитию речи и мышлению учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экология языка и речи в процессе формирования   филологической компетенции  учащегося.  Работа над  совершенствованием орфографии и пунктуации русского языка».

Формирование орфографической грамотности учащихся и  работа по пунктуации остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка  в школе.

Связь обучения орфографии и пунктуации необходимо совмещать с работой по развитию речи и мышлению учащихся.

 Эта связь проявляется прежде всего при работе над правилом, когда требуется развёрнутая формулировка правила, обоснование его применения. Приёмы лексической работы, такие, как подбор синонимов, антонимов, использования словарей, работа с многозначными словами и т.д., являются одновременно и приёмами, помогающими овладеть правописанием слов. В работе над орфограммой в системе упражнений по орфографии необходимо предусмотреть работу над словом, употребление слов в предложении и связном тексте, особенно в собственной речи учащихся. Правильно организованные занятия по орфографии могут  способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся и лучшему пониманию ими грамматических явлений, приобретению умений и навыков по орфографии  и пунктуации.

Процесс формирования  орфографических навыков и работа  по пунктуации должен быть непрерывным, но и систематическое повторение материала при изучении новых тем необходим. Например, изучая синтаксис простого и сложного предложений, необходима система повторений значимых и трудных орфографических тем. Непрерывность обучения орфографии  и пунктуации достигается тем, что учитель систематически обобщает изученный материал, систематизирует его, показывая отдельные темы как целое.

Орфография - это система правил о единообразном написании слов.

Правилами орфографии регулируются:

1) написание значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний);

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) способы переноса;

4) употребление прописных букв.

В задачи обучения  учащихся  орфографии входит следующее:

1) дать понятие об орфограмме;

2) выработать орфографическую зоркость;

3) добиться определённой самостоятельности орфографического мышления;                                                                                                      

4) вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками  правильного письма.

Учащиеся должны осознавать, что под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможно орфографическая ошибка, где надо применять правило или заглянуть в словарь.

        Необходимо из урока в урок  формировать понятие об орфограмме, которое складывается из умения найти орфограмму в тексте, определить вид орфограммы для каждой конкретной морфемы, правильно решить вопрос о выборе буквы на основе конкретного языкового признака.

В основе обучения орфографии наряду с общедидактическими принципами лежат и  методические: связь обучения орфографии с грамматикой; сознательность и автоматизм при обучении орфографии; связь обучения орфографии с развитием речи.

Основные методы и приёмы изучения.

Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок. Как известно, при изучении орфографии пользуются двумя основными методами: списыванием, осложнено-орфографическими заданиями, и различными видами обучающих диктантов. Приёмы же самые разнообразные. Ведущий является орфографический разбор.

Задача учителя выбирать эффективный приём для каждого конкретного случая.

 Роль теории и графических подчеркиваний в усвоении орфографии.

1.Создание ситуации, которая убеждает учащихся  в необходимости знания правила.

2. Объяснение орфографического правила

3. Введение условных графических обозначений.

4. Знакомство с опознавательными признаками, по которым определяется орфограмма.

5.выполнение упражнений, формирующих орфографические умения.

        Беседа по вопросам.

1. Какую букву (о или е) напишем в каждом из слов?

2. В какой части слова находится орфограмма? (в окончании)

3. Как выделяется орфограмма? (заключается в квадрат)

4. От каких условий зависит орфограмма? (наличие шипящей  или ц перед окончанием и место ударения слова)

Место алгоритмов при изучении орфографии.

Алгоритм №1

1. Найти корень.

2. Выясните, следует ли за ним суффикс -а-.

3. Вывод: пиши И.                            Вывод: пиши Е.

               Второй этап работы над орфограммой.

Орфографические пятиминутки дают возможность довести правописание до автоматизма.

Словарный диктант. Полезно включать слова, в которых учащиеся делали ошибки.

Словарный диктант с комплексным заданием повторяют и закрепляют материал целой учебой темы

Третий этап работы над орфограммой.

Выборочный диктант или выборочное списывание.

Творческий диктант.

Диктант «Проверь себя».

Грамматический диктант.

Четвёртый  этап работы над орфограммой.

Задания проблемно-поискового характера.

Задания на обогащение словарного запаса учащихся.

Задания на развитие связной речи.

Задания на элементы занимательности.

1. «Третий лишний». 2. Игра «Кто дольше продержит мел?» 3.«Совершите путешествие в город без орфографии. Какие приключения вас ожидают?» 4. Сгруппируйте слова по общему орфографическому признаку. 5. Распределите данные слова по видам орфограмм.

Педагогика сотрудничества, которая преследует конечную цель - развитие личности.

Формы сотрудничества разнообразны. Это могут быть сотрудничество между учащимися, нередко сильного проверяет слабый, а слабого – средний. Учащиеся помогают проверять тесты, перфокарты, словарные диктанты и т.д.

Для того чтобы выявить степень усвоения учащимися изученного материала, сформированность умений и навыков необходим систематический контроль  и учёт знаний, необходимы проверочные работы.

Диктанты – соревнования, входные, релейные, итоговые контрольные работы, тесты, перфокарты.

Таким образом, вопросы орфографической сформированности учащихся являются актуальными и на современном этапе работы, поскольку одной из важнейших задач обучения русскому языку по-прежнему остаётся формирование прочных навыков орфографии.

Список литературы.

Григорьев А.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка/

  РЯШ.-1985.-№3

Дзюбенко Н.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка /РЯШ.-1985.-№6.

ЖиленкоА.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии /

РЯШ.-1986.-№5.

Москаленко К.А. Комментированные упражнения.-Липецк, 1981.

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.-М.: Просвещение , 1985.



Предварительный просмотр:

Сидорова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Иркутска СОШ№31

(Урок развития речи в условиях ФГОС: формирование культуроведческой компетентности на материале культурных феноменов Иркутской области).

Тема урока: Творческий проект по теме: "Составление текста выступления на тему «Иркутск - мой город».

Форма проведения: урок-проект.

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:

воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину  подрастающего поколения на основе расширения представлений школьников о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне. 

Презентация проекта - урок с использованием метода обучения  в сотрудничестве (групповая форма работы). 

Технологии урока: поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей учащихся.

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей, систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах, конкурс выступлений; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Технологическая карта урока.

Тема

 

Цели

Образовательные:
Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности

Воспитательные:

Воспитание уважения к историческому прошлому родного края.

Дать школьникам представление о   нравственном подвиге в годы великой Отечественной войны, пробудить в школьнике любовь к Родине, желание быть её защитником; воспитывать мужество, справедливость, доброту.

Развивающие:

Развивать воображение, кругозор, эрудицию  школьников; умение слушать, выделять главную мысль.

Формировать УУД:

- Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие работ.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат

Предметные: 

Знания: сформируют понятие о нравственных идеалах.

Умения: научатся понимать художественные, музыкальные произведения.

Навыки: составление устных рассказов

Метапредметные:

Регулятивные: научиться составлять текст публичного выступления в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста выступления. 

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Межпредметные                  связи

Литература, музыка, ИЗО

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК  «Русский язык.6класс. Учебник общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. Москва «Просвещение 2014г.»

Наталья Сергеевна Пономарева "Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска" Аннотированный каталог / Составитель, автор вступительной статьи Н.С. Пономарева. – Иркутск: Оттиск, 2008. 192 страницы с иллюстрациями.

- презентация к уроку/

Организация пространства

 метод обучения  в сотрудничестве (групповая форма работы).

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность  учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный момент. Самоопреде-ление к деятельности. 

Читают эпиграф урока.

Отвечают на вопрос учителя:

С помощью учителя формулируют тему урока определяют тип урока.

Включение в деловой ритм.

Звучит музыка в формате mp3 «Только помните меня…».

В мае 2015 года будет отмечаться славная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом: это священная память о Вов, о погибших на полях сражений,  наша история, наша боль, наша надежда.

Эпиграф урока:

«Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым...»

Н. Н. Добронравов

- Чему будет посвящён урок?

Открывают тетради, делают записи темы урока.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

2.Актуализа-ция знаний  в деятельно-сти

учащихся.

Отвечают на вопрос учителя:  С помощью учителя ставят цель урока.

-Ребята, вы знаете, какая знаменательная  дата в мае месяце?  - Как вы думаете, в этом сражении участвовали наши земляки? 

Наша страна  великая  могучая. Центр Сибири  – это наш Иркутск.

 Первая  группа  школьников подготовила домашнее задание в виде сообщения о подвиге сибиряков в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945г.

Постановка цели урока.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

3.Постанов-ка учебной задачи урока.

Работают в группах.

У нас мемориалы, памятники, посвящены героям Великой Отечественной войны.

-Давайте их назовем.

Организует работу по презентации.

 Основные этапы и ход проекта.

Группы учащихся формируются по желанию учащихся в проектные группы. Сбор информации по группам. Сообщение плана работы.

1. Сбор информации.

2. Иллюстративный материал.

3.Создание презентации.

4. Выступление групп по темам.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, оформлять свои мысли в письменной и устной  форме; формировать умения  делать выводы.

4.Построе-ние проекта выхода из затрудне-ния.

Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе.

Работа  в группах.

Вывод и вопросам учителя  

Организует работу групп.

(Мемориальный комплекс на сквере Кирова: «Иркутяне в Великой Отечественной войне», «Вечный огонь Славы»; Танк Т-34,

ремесленное училище № 1 

Иркутска готовило для фронта огнеметы, детали для грозных минометов «Катюша». Средняя школа № 8 (Ул. Баррикад, 34) Мемориальная доска выпускникам, погибшим в годы В.О.войне, с текстом: «Ученики средней школы № 8 г. Иркутска, погибшие в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945.. Вечная память павшим в боях за Родину ». Установлена в холле школы учащимися.

-Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события Великой Отечественной войны  по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей.

 Первая  группа  готовит  материал– мемориалы героям Великой отечественной войны.

Вторая группа составляет материал - памятники героям. Мемориальный комплекс на сквере Кирова. Мемориал «Вечный огонь Славы».

Танк Т-34 .Мемориальная доска: Художникам-воинам, павшим в боях за Родину. 1941–1945г.

 Третья группа - презентацию из слайдов выполненного в виде домашнего задания.

Четвёртая группа: сообщение  о молодых сибирских поэтах (Иосифе Уткине и Джеке Алтаузене) и художниках, (Административное здание Иркутского отделения Союза художников России (Ул. Декабрьских Событий, угол ул. Маркса, 38)), погибших в годы Великой отечественной войне.

Познавательные: уметь работать в коллективе по группам, с материалом; распределять обязанности в группе.

Уметь отражать тему, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

5.

Самостоятель-ная работа с самопровер-кой по эталону.

Самостоятель-ная работа учащихся.

Взаимопровер-ка.

Обобщение. 

Организует, помогает, направляет, дает советы, организует  проверку умения работать с информацией.

Организует взаимопроверку.

Мозговой штурм.

Работа в группах.

-Кого называют героем? Обратимся к словарю.

 Проверьте друг у друга, поменяй- тесь листочками (работа в парах).

Словарная работа:

Храбрый, скромный, отважный, мужественный,  сильный, щедрый, справедливый… 

 - Кто они?

 Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

.

Регулятивные: уметь  работать с информацией, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

6..Рефлексия учебной деятельнос-ти на  уроке.

7. Домашнее задание

Работа в парах.

Приём «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Организует самооценку учебной деятельности и  рефлексию.

 Домашнее задание.

1)  Подобрать книги о Великой Отечественной войне  для выставки.

2) Рассказать родителям, кто такие ветераны.

3) Поздравить ветеранов.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Литература.

1.        Во имя Победы: очерки об иркутянах – ветеранах Великой Отеч. войны / сост. Н.А. Алферов, А.А. Казаковцев. Иркутск : Вост.-    Сиб. изд. компания, 2004.

2.        Колмаков, Ю.П. Эвакогоспитали Иркутска в годы Великой Отечественной войны // Земля Иркутская. 2004. №1 (24).

3.         Памятники Иркутска рассказывают о Великой Отечественной / сост. О.Л. Воронин. Иркутск, 1985.



Предварительный просмотр:

Каленникова Анна, ученица 9класса ,

МБОУ г. Иркутска СОШ№31

Руководитель: Сидорова Ольга Юрьевна,

 учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Иркутска СОШ №31

Активные процессы речевой культуры в современном русском языке глазами школьников.

«Живой как жизнь», - сказал о русском языке К.Чуковский. Русский язык, как живое существо, растёт, развивается, меняется, очень болезненно реагирует на всё негативное, что происходит вокруг нас.

Размышляя о проблемах речевой культуры современного русского языка, я, остановила свое внимание на высказывании Константина Паустовского о языке. Замечательный писатель, знаток русского языка, он утверждал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Как бы хотелось, чтобы эти слова стали своеобразным ориентиром для каждого школьника.

Часто ли мы задумываемся над тем, как говорим? Конечно,  отмахнуться, и без того проблем много – ещё о пустяках думать!

Но разве наш язык – это пустяк?

Родной язык – душа любой нации. По тому, как говорит человек, можно судить о его нравственности и духовности. Ведь духовность связана  со словом, речью.  Отчётливо осознавая, что русский язык – это наше великое достояние, я задумываюсь об этике и эстетике языка и речи школьников, о воспитании языкового вкуса, о тактичном речевом поведении по словесной вежливости.

Замечательные слова о красоте и величии нашего языка принадлежат его великому мастеру Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь бережно с этим орудием – в руках умелых оно способно творить чудеса». Это наказ из прошлого нам, сегодняшним, – любить и обращаться с ним  бережно.

Сейчас остро возникла угроза не только сохранению лучших традиций в языковой культуре, но и чистоте русского языка.  А мы слишком расточительны, владея таким богатством!

О сквернословии в устах молодежи, как о настоящей болезни, которую надо лечить всеми возможными способами, мы говорим с одноклассниками на занятиях по русскому языку и на внеклассных мероприятиях.

Очень важно, что большинство все-таки не приветствует подобного речевого поведения. Откуда тогда берет свои корни речевая распущенность, которую мы, к сожалению, наблюдаем в школе. Проблемы речевой культуры волнуют в нашей школе не только учителей, но и обучающихся, которые также вносили предложения о борьбе с негативной лексикой. 

В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Необходимость серьезного подхода к культуре речи ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и людьми самых разных профессий. Именно сегодня интерес к родному языку становиться необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Я, обращаюсь ко всем, кому небезразлично, что будет с русским языком, а значит – с нашей русской культурой. Хорошо знать русский язык, законы, по которым он развивается, беречь его от чрезмерного упрощения – такая задача стоит сегодня перед всеми нами. «Великий и могучий» нуждается в нашей защите!

Необходимо:

•  следить за чистотой своей речи;

•  не употреблять жаргонных и бранных слов;

•  грамотно излагать свои мысли, чтобы быть правильно понятым;

•  не допускать двусмысленности высказываний;

•  не употреблять без надобности слова иностранного происхождения, если им есть достойная замена в богатейшей лексике русского языка;

•  быть доброжелательными по отношению к собеседникам;

•  обогащать свой словарный запас;

•  чаще обращаться к словарям – нашим верным помощникам;

• больше читать классическую русскую литературу;

•  ценить «роскошь» человеческого общения.

Я уверена, что высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая часть культурного человека. Совершенствовать свою речь- задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой запас слов, учиться чувствовать собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие слова.

Одна из серьёзных проблем  – чрезмерное использование иностранной лексики. Мы позволяем словам из других языков бесцеремонно врываться в наш лексикон, хотя им есть замена в русском языке. Например, «окей» отлично,  «шеф»- глава, «шопинг »-покупки, « шоу»-зрелище.

Внимательно вчитываясь в статьи газет, рекламных щитов, замечаешь, что СМИ (средства массовой информации) намеренно уродуют естественное дыхание и музыку нашей речи, позволяя себе грубую речь рекламы.

Школьники - это возрастная группа, которая наиболее открыта изменениям. Их речь содержит большое количество собственно подростковых слов. В чём наша беда? Мы очень мало читаем. Читать стало не интересно, одноклассники часто предпочитают фильм - книге, развлекательные телепередачи -познавательным. Кинофильмы по телевидению преимущественно нероссийского производства. А их переводы не выдерживают никакой критики. Обсуждая такие фильмы, учащиеся обмениваются незначительными фразами: «клёво», «прикольно», «печалька»,  «круто», «афигенно», «супер», «ништяк», «прикинь»,  которые не всегда понятны окружающим. Самая значительная проблема в том, что большая часть говорящих на русском языке утратила  ощущение нормы, без всякой меры  используются агрессивные, засоряющие и обедняющие нашу жизнь жаргонизмы.        

Такой жаргонизм (язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием употребления), как «прикольно», нивелирует всю гамму чувств и эмоций, для каждой ситуации разную, до маловыразительного пустого слова. А ведь для выражения чувств так много существуют разных слов: здорово, прекрасно, удивительно, блистательно, гениально, весело. Из речи выпало не просто несколько слов - выпали яркость и богатство жизни. Чья-то личность потускнела. Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи - ему не хватает образцов. Отсюда - отсутствие языкового чутья и вкуса. Как же привести в порядок русский язык? Огромная роль в этом отводится школе, урокам русского язык а и литературы.

Язык - явление, постоянно меняющееся и развивающееся. Уходят из употребления устаревшие или устаревающие слова. Возвращаются многие слова, связанные с религией. Создаётся новая фразеология (дикий рынок, шоковая терапия, средний класс, лицо кавказской национальности, потребительская корзина  и т. д.). Новыми в таких фразеологизмах являются именно сочетания слов, а не слова как таковые.

Развитие компьютерных технологий в современном мире привело к созданию специального языка, который состоит из собственно компьютерного сленга («клава», «хакер, » «комп», « ноут»  и т. д.)

Внелитературная и даже табуированная лексика (нецензурная речь) всё чаще проникают в язык печати, радио и телевидения.

В целях выявления уровня речевой культуры учащихся нашей школы мною было проведено анкетирование. Один из вопросов, предложенных учащимся, звучал так: "Что вы чувствуете, когда слышите вокруг нецензурную, бранную, т.е. негативную лексику?" Из 50 опрошенных 60% относятся к подобной лексике негативно, с определённой долей критики, 20% равнодушны к речевому поведению окружающих, 10%  считают такую лексику вполне нормальной, даже отмечают её положительные качества: эмоциональность, выразительность, лаконичность (экономия времени), понятность (доступность). Были и неожиданные ответы: "Уже привыкли".

Проанализировав анкеты учащихся, я выяснила, что для их лексики свойственны единицы всех форм речи: литературной, просторечной, жаргонной. Также школьниками используются термины, заимствованные слова. Общеупотребительной  лексикой пользуются 100%, табуированную лексику используют-26%, сленг- 80%. Общеупотребительной лексикой, речью, приближенной к литературной, школьники пользуются при устных ответах на уроках, в письменных работах, разговорах с учителями и другими взрослыми, а из учеников, отметивших использование слов-терминов, 76 % приводят примеры, но некоторые путают специальное слово с общеупотребительным или жаргонизмом. Такой вывод позволяет сделать анализ анкет, выполненных учащимися нашей школы.

Я уверена, что высокий уровень речевой культуры - неотъёмлемая часть культурного человека.

Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать  свой словарь, учиться чувствовать  собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Литература.

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура. – М., 2001.

4.Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б.Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998.


 

Комментарии

Сидорова Ольга Юрьевна

Одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка в школе является формирование орфографической грамотности учащихся и работа по пунктуации.