Форумы, конференции.
Формирование орфографической грамотности учащихся и работа по пунктуации остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка в школе. Связь обучения орфографии и пунктуации необходимо совмещать с работой по развитию речи и мышлению учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Экология языка и речи в процессе формирования филологической компетенции учащегося. Работа над совершенствованием орфографии и пунктуации русского языка».
Формирование орфографической грамотности учащихся и работа по пунктуации остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка в школе.
Связь обучения орфографии и пунктуации необходимо совмещать с работой по развитию речи и мышлению учащихся.
Эта связь проявляется прежде всего при работе над правилом, когда требуется развёрнутая формулировка правила, обоснование его применения. Приёмы лексической работы, такие, как подбор синонимов, антонимов, использования словарей, работа с многозначными словами и т.д., являются одновременно и приёмами, помогающими овладеть правописанием слов. В работе над орфограммой в системе упражнений по орфографии необходимо предусмотреть работу над словом, употребление слов в предложении и связном тексте, особенно в собственной речи учащихся. Правильно организованные занятия по орфографии могут способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся и лучшему пониманию ими грамматических явлений, приобретению умений и навыков по орфографии и пунктуации.
Процесс формирования орфографических навыков и работа по пунктуации должен быть непрерывным, но и систематическое повторение материала при изучении новых тем необходим. Например, изучая синтаксис простого и сложного предложений, необходима система повторений значимых и трудных орфографических тем. Непрерывность обучения орфографии и пунктуации достигается тем, что учитель систематически обобщает изученный материал, систематизирует его, показывая отдельные темы как целое.
Орфография - это система правил о единообразном написании слов.
Правилами орфографии регулируются:
1) написание значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний);
2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;
3) способы переноса;
4) употребление прописных букв.
В задачи обучения учащихся орфографии входит следующее:
1) дать понятие об орфограмме;
2) выработать орфографическую зоркость;
3) добиться определённой самостоятельности орфографического мышления;
4) вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками правильного письма.
Учащиеся должны осознавать, что под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможно орфографическая ошибка, где надо применять правило или заглянуть в словарь.
Необходимо из урока в урок формировать понятие об орфограмме, которое складывается из умения найти орфограмму в тексте, определить вид орфограммы для каждой конкретной морфемы, правильно решить вопрос о выборе буквы на основе конкретного языкового признака.
В основе обучения орфографии наряду с общедидактическими принципами лежат и методические: связь обучения орфографии с грамматикой; сознательность и автоматизм при обучении орфографии; связь обучения орфографии с развитием речи.
Основные методы и приёмы изучения.
Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок. Как известно, при изучении орфографии пользуются двумя основными методами: списыванием, осложнено-орфографическими заданиями, и различными видами обучающих диктантов. Приёмы же самые разнообразные. Ведущий является орфографический разбор.
Задача учителя выбирать эффективный приём для каждого конкретного случая.
Роль теории и графических подчеркиваний в усвоении орфографии.
1.Создание ситуации, которая убеждает учащихся в необходимости знания правила.
2. Объяснение орфографического правила
3. Введение условных графических обозначений.
4. Знакомство с опознавательными признаками, по которым определяется орфограмма.
5.выполнение упражнений, формирующих орфографические умения.
Беседа по вопросам.
1. Какую букву (о или е) напишем в каждом из слов?
2. В какой части слова находится орфограмма? (в окончании)
3. Как выделяется орфограмма? (заключается в квадрат)
4. От каких условий зависит орфограмма? (наличие шипящей или ц перед окончанием и место ударения слова)
Место алгоритмов при изучении орфографии.
Алгоритм №1
1. Найти корень.
2. Выясните, следует ли за ним суффикс -а-.
3. Вывод: пиши И. Вывод: пиши Е.
Второй этап работы над орфограммой.
Орфографические пятиминутки дают возможность довести правописание до автоматизма.
Словарный диктант. Полезно включать слова, в которых учащиеся делали ошибки.
Словарный диктант с комплексным заданием повторяют и закрепляют материал целой учебой темы
Третий этап работы над орфограммой.
Выборочный диктант или выборочное списывание.
Творческий диктант.
Диктант «Проверь себя».
Грамматический диктант.
Четвёртый этап работы над орфограммой.
Задания проблемно-поискового характера.
Задания на обогащение словарного запаса учащихся.
Задания на развитие связной речи.
Задания на элементы занимательности.
1. «Третий лишний». 2. Игра «Кто дольше продержит мел?» 3.«Совершите путешествие в город без орфографии. Какие приключения вас ожидают?» 4. Сгруппируйте слова по общему орфографическому признаку. 5. Распределите данные слова по видам орфограмм.
Педагогика сотрудничества, которая преследует конечную цель - развитие личности.
Формы сотрудничества разнообразны. Это могут быть сотрудничество между учащимися, нередко сильного проверяет слабый, а слабого – средний. Учащиеся помогают проверять тесты, перфокарты, словарные диктанты и т.д.
Для того чтобы выявить степень усвоения учащимися изученного материала, сформированность умений и навыков необходим систематический контроль и учёт знаний, необходимы проверочные работы.
Диктанты – соревнования, входные, релейные, итоговые контрольные работы, тесты, перфокарты.
Таким образом, вопросы орфографической сформированности учащихся являются актуальными и на современном этапе работы, поскольку одной из важнейших задач обучения русскому языку по-прежнему остаётся формирование прочных навыков орфографии.
Список литературы.
Григорьев А.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка/
РЯШ.-1985.-№3
Дзюбенко Н.Г. Об опыте применения перфокарт на уроках русского языка /РЯШ.-1985.-№6.
ЖиленкоА.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии /
РЯШ.-1986.-№5.
Москаленко К.А. Комментированные упражнения.-Липецк, 1981.
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.-М.: Просвещение , 1985.
Предварительный просмотр:
Сидорова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Иркутска СОШ№31
(Урок развития речи в условиях ФГОС: формирование культуроведческой компетентности на материале культурных феноменов Иркутской области).
Тема урока: Творческий проект по теме: "Составление текста выступления на тему «Иркутск - мой город».
Форма проведения: урок-проект.
Тип урока: урок развития речи.
Цели урока:
воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину подрастающего поколения на основе расширения представлений школьников о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
Презентация проекта - урок с использованием метода обучения в сотрудничестве (групповая форма работы).
Технологии урока: поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей учащихся.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей, систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах, конкурс выступлений; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
Технологическая карта урока.
Тема |
| ||||
Цели | Образовательные: Воспитательные: Воспитание уважения к историческому прошлому родного края. Дать школьникам представление о нравственном подвиге в годы великой Отечественной войны, пробудить в школьнике любовь к Родине, желание быть её защитником; воспитывать мужество, справедливость, доброту. Развивающие: Развивать воображение, кругозор, эрудицию школьников; умение слушать, выделять главную мысль. Формировать УУД: - Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие работ. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую. | ||||
Планируемый результат | Предметные: Знания: сформируют понятие о нравственных идеалах. Умения: научатся понимать художественные, музыкальные произведения. Навыки: составление устных рассказов Метапредметные: Регулятивные: научиться составлять текст публичного выступления в новые виды деятельности и формы сотрудничества; Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста выступления. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | ||||
Межпредметные связи | Литература, музыка, ИЗО | ||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | УМК «Русский язык.6класс. Учебник общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. Москва «Просвещение 2014г.» Наталья Сергеевна Пономарева "Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска" Аннотированный каталог / Составитель, автор вступительной статьи Н.С. Пономарева. – Иркутск: Оттиск, 2008. 192 страницы с иллюстрациями. - презентация к уроку/ | ||||
Организация пространства | метод обучения в сотрудничестве (групповая форма работы). | ||||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
УУД | |||||
1.Организационный момент. Самоопреде-ление к деятельности. | Читают эпиграф урока. Отвечают на вопрос учителя: С помощью учителя формулируют тему урока определяют тип урока. | Включение в деловой ритм. Звучит музыка в формате mp3 «Только помните меня…». В мае 2015 года будет отмечаться славная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом: это священная память о Вов, о погибших на полях сражений, наша история, наша боль, наша надежда. | Эпиграф урока: «Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мёртвым, и живым...» Н. Н. Добронравов - Чему будет посвящён урок? Открывают тетради, делают записи темы урока. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им | |
2.Актуализа-ция знаний в деятельно-сти учащихся. | Отвечают на вопрос учителя: С помощью учителя ставят цель урока. | -Ребята, вы знаете, какая знаменательная дата в мае месяце? - Как вы думаете, в этом сражении участвовали наши земляки? Наша страна великая могучая. Центр Сибири – это наш Иркутск. | Первая группа школьников подготовила домашнее задание в виде сообщения о подвиге сибиряков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. Постановка цели урока. | Познавательные: оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. | |
3.Постанов-ка учебной задачи урока. | Работают в группах. | У нас мемориалы, памятники, посвящены героям Великой Отечественной войны. -Давайте их назовем. Организует работу по презентации. | Основные этапы и ход проекта. Группы учащихся формируются по желанию учащихся в проектные группы. Сбор информации по группам. Сообщение плана работы. 1. Сбор информации. 2. Иллюстративный материал. 3.Создание презентации. 4. Выступление групп по темам. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, оформлять свои мысли в письменной и устной форме; формировать умения делать выводы. | |
4.Построе-ние проекта выхода из затрудне-ния. | Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе. Работа в группах. Вывод и вопросам учителя | Организует работу групп. (Мемориальный комплекс на сквере Кирова: «Иркутяне в Великой Отечественной войне», «Вечный огонь Славы»; Танк Т-34, Иркутска готовило для фронта огнеметы, детали для грозных минометов «Катюша». Средняя школа № 8 (Ул. Баррикад, 34) Мемориальная доска выпускникам, погибшим в годы В.О.войне, с текстом: «Ученики средней школы № 8 г. Иркутска, погибшие в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945.. Вечная память павшим в боях за Родину ». Установлена в холле школы учащимися. -Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события Великой Отечественной войны по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. | Первая группа готовит материал– мемориалы героям Великой отечественной войны. Вторая группа составляет материал - памятники героям. Мемориальный комплекс на сквере Кирова. Мемориал «Вечный огонь Славы». Танк Т-34 .Мемориальная доска: Художникам-воинам, павшим в боях за Родину. 1941–1945г.Третья группа - презентацию из слайдов выполненного в виде домашнего задания. Четвёртая группа: сообщение о молодых сибирских поэтах (Иосифе Уткине и Джеке Алтаузене) и художниках, (Административное здание Иркутского отделения Союза художников России (Ул. Декабрьских Событий, угол ул. Маркса, 38)), погибших в годы Великой отечественной войне. | Познавательные: уметь работать в коллективе по группам, с материалом; распределять обязанности в группе. Уметь отражать тему, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | |
5. Самостоятель-ная работа с самопровер-кой по эталону. | Самостоятель-ная работа учащихся. Взаимопровер-ка. Обобщение. | Организует, помогает, направляет, дает советы, организует проверку умения работать с информацией. Организует взаимопроверку. Мозговой штурм. Работа в группах. -Кого называют героем? Обратимся к словарю. Проверьте друг у друга, поменяй- тесь листочками (работа в парах). | Словарная работа: Храбрый, скромный, отважный, мужественный, сильный, щедрый, справедливый… - Кто они? Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. . | Регулятивные: уметь работать с информацией, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы | |
6..Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке. 7. Домашнее задание | Работа в парах. | Приём «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Организует самооценку учебной деятельности и рефлексию. | Домашнее задание. 1) Подобрать книги о Великой Отечественной войне для выставки. 2) Рассказать родителям, кто такие ветераны. 3) Поздравить ветеранов. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Литература.
1. Во имя Победы: очерки об иркутянах – ветеранах Великой Отеч. войны / сост. Н.А. Алферов, А.А. Казаковцев. Иркутск : Вост.- Сиб. изд. компания, 2004.
2. Колмаков, Ю.П. Эвакогоспитали Иркутска в годы Великой Отечественной войны // Земля Иркутская. 2004. №1 (24).
3. Памятники Иркутска рассказывают о Великой Отечественной / сост. О.Л. Воронин. Иркутск, 1985.
Предварительный просмотр:
Каленникова Анна, ученица 9класса ,
МБОУ г. Иркутска СОШ№31
Руководитель: Сидорова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Иркутска СОШ №31
Активные процессы речевой культуры в современном русском языке глазами школьников.
«Живой как жизнь», - сказал о русском языке К.Чуковский. Русский язык, как живое существо, растёт, развивается, меняется, очень болезненно реагирует на всё негативное, что происходит вокруг нас.
Размышляя о проблемах речевой культуры современного русского языка, я, остановила свое внимание на высказывании Константина Паустовского о языке. Замечательный писатель, знаток русского языка, он утверждал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Как бы хотелось, чтобы эти слова стали своеобразным ориентиром для каждого школьника.
Часто ли мы задумываемся над тем, как говорим? Конечно, отмахнуться, и без того проблем много – ещё о пустяках думать!
Но разве наш язык – это пустяк?
Родной язык – душа любой нации. По тому, как говорит человек, можно судить о его нравственности и духовности. Ведь духовность связана со словом, речью. Отчётливо осознавая, что русский язык – это наше великое достояние, я задумываюсь об этике и эстетике языка и речи школьников, о воспитании языкового вкуса, о тактичном речевом поведении по словесной вежливости.
Замечательные слова о красоте и величии нашего языка принадлежат его великому мастеру Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь бережно с этим орудием – в руках умелых оно способно творить чудеса». Это наказ из прошлого нам, сегодняшним, – любить и обращаться с ним бережно.
Сейчас остро возникла угроза не только сохранению лучших традиций в языковой культуре, но и чистоте русского языка. А мы слишком расточительны, владея таким богатством!
О сквернословии в устах молодежи, как о настоящей болезни, которую надо лечить всеми возможными способами, мы говорим с одноклассниками на занятиях по русскому языку и на внеклассных мероприятиях.
Очень важно, что большинство все-таки не приветствует подобного речевого поведения. Откуда тогда берет свои корни речевая распущенность, которую мы, к сожалению, наблюдаем в школе. Проблемы речевой культуры волнуют в нашей школе не только учителей, но и обучающихся, которые также вносили предложения о борьбе с негативной лексикой.
В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Необходимость серьезного подхода к культуре речи ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и людьми самых разных профессий. Именно сегодня интерес к родному языку становиться необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Я, обращаюсь ко всем, кому небезразлично, что будет с русским языком, а значит – с нашей русской культурой. Хорошо знать русский язык, законы, по которым он развивается, беречь его от чрезмерного упрощения – такая задача стоит сегодня перед всеми нами. «Великий и могучий» нуждается в нашей защите!
Необходимо:
• следить за чистотой своей речи;
• не употреблять жаргонных и бранных слов;
• грамотно излагать свои мысли, чтобы быть правильно понятым;
• не допускать двусмысленности высказываний;
• не употреблять без надобности слова иностранного происхождения, если им есть достойная замена в богатейшей лексике русского языка;
• быть доброжелательными по отношению к собеседникам;
• обогащать свой словарный запас;
• чаще обращаться к словарям – нашим верным помощникам;
• больше читать классическую русскую литературу;
• ценить «роскошь» человеческого общения.
Я уверена, что высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая часть культурного человека. Совершенствовать свою речь- задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой запас слов, учиться чувствовать собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие слова.
Одна из серьёзных проблем – чрезмерное использование иностранной лексики. Мы позволяем словам из других языков бесцеремонно врываться в наш лексикон, хотя им есть замена в русском языке. Например, «окей» отлично, «шеф»- глава, «шопинг »-покупки, « шоу»-зрелище.
Внимательно вчитываясь в статьи газет, рекламных щитов, замечаешь, что СМИ (средства массовой информации) намеренно уродуют естественное дыхание и музыку нашей речи, позволяя себе грубую речь рекламы.
Школьники - это возрастная группа, которая наиболее открыта изменениям. Их речь содержит большое количество собственно подростковых слов. В чём наша беда? Мы очень мало читаем. Читать стало не интересно, одноклассники часто предпочитают фильм - книге, развлекательные телепередачи -познавательным. Кинофильмы по телевидению преимущественно нероссийского производства. А их переводы не выдерживают никакой критики. Обсуждая такие фильмы, учащиеся обмениваются незначительными фразами: «клёво», «прикольно», «печалька», «круто», «афигенно», «супер», «ништяк», «прикинь», которые не всегда понятны окружающим. Самая значительная проблема в том, что большая часть говорящих на русском языке утратила ощущение нормы, без всякой меры используются агрессивные, засоряющие и обедняющие нашу жизнь жаргонизмы.
Такой жаргонизм (язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием употребления), как «прикольно», нивелирует всю гамму чувств и эмоций, для каждой ситуации разную, до маловыразительного пустого слова. А ведь для выражения чувств так много существуют разных слов: здорово, прекрасно, удивительно, блистательно, гениально, весело. Из речи выпало не просто несколько слов - выпали яркость и богатство жизни. Чья-то личность потускнела. Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи - ему не хватает образцов. Отсюда - отсутствие языкового чутья и вкуса. Как же привести в порядок русский язык? Огромная роль в этом отводится школе, урокам русского язык а и литературы.
Язык - явление, постоянно меняющееся и развивающееся. Уходят из употребления устаревшие или устаревающие слова. Возвращаются многие слова, связанные с религией. Создаётся новая фразеология (дикий рынок, шоковая терапия, средний класс, лицо кавказской национальности, потребительская корзина и т. д.). Новыми в таких фразеологизмах являются именно сочетания слов, а не слова как таковые.
Развитие компьютерных технологий в современном мире привело к созданию специального языка, который состоит из собственно компьютерного сленга («клава», «хакер, » «комп», « ноут» и т. д.)
Внелитературная и даже табуированная лексика (нецензурная речь) всё чаще проникают в язык печати, радио и телевидения.
В целях выявления уровня речевой культуры учащихся нашей школы мною было проведено анкетирование. Один из вопросов, предложенных учащимся, звучал так: "Что вы чувствуете, когда слышите вокруг нецензурную, бранную, т.е. негативную лексику?" Из 50 опрошенных 60% относятся к подобной лексике негативно, с определённой долей критики, 20% равнодушны к речевому поведению окружающих, 10% считают такую лексику вполне нормальной, даже отмечают её положительные качества: эмоциональность, выразительность, лаконичность (экономия времени), понятность (доступность). Были и неожиданные ответы: "Уже привыкли".
Проанализировав анкеты учащихся, я выяснила, что для их лексики свойственны единицы всех форм речи: литературной, просторечной, жаргонной. Также школьниками используются термины, заимствованные слова. Общеупотребительной лексикой пользуются 100%, табуированную лексику используют-26%, сленг- 80%. Общеупотребительной лексикой, речью, приближенной к литературной, школьники пользуются при устных ответах на уроках, в письменных работах, разговорах с учителями и другими взрослыми, а из учеников, отметивших использование слов-терминов, 76 % приводят примеры, но некоторые путают специальное слово с общеупотребительным или жаргонизмом. Такой вывод позволяет сделать анализ анкет, выполненных учащимися нашей школы.
Я уверена, что высокий уровень речевой культуры - неотъёмлемая часть культурного человека.
Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Литература.
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура. – М., 2001.
4.Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б.Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998.
Комментарии
Экология языка и речи в процессе формирования филологической ком
Одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка в школе является формирование орфографической грамотности учащихся и работа по пунктуации.