Главные вкладки
Профессиональное обучение в условиях дистанционного образования
Тема: Профессиональное обучение в условиях дистанционного образования.
Цель статьи: охарактеризовать процесс как реализуется профессиональное обучение в условиях дистанционного образования.
Задачи : 1) Раскрыть понятие технологии дистанционного обучения. Привести примеры внедрения технологии в профессиональное обучение;
2)Охарактеризовать особенности организации информационной среды при дистанционном обучении. Привести пример модели, которая организует профессиональное обучение в рамках дистанционных технологий;
4) Привести примеры активных и интерактивных методов взаимодействия учителя и ученика в реализации профессионального обучения при дистанционном обучении.
5) охарактеризовать компетентность учителя в реализации профессионального обучения при дистанционном обучении.
Текст статьи:
Обучение в условиях дистанционного образования становится все более популярным и востребованным в современном обществе. Оно предоставляет уникальные возможности для профессионального роста и развития, не ограниченные географическими или временными рамками. Благодаря разнообразию предлагаемого материала, обучающиеся имеют возможность выбирать тему, которая интересна именно им, а также определенное направление для профессионального роста.
Дистанционное образование предлагает широкий выбор курсов и программ, которые позволяют каждому желающему получить необходимые знания и навыки.
Одним из основных преимуществ дистанционного обучения является гибкость. Обучающиеся получают доступ к материалам и заданиям в любое время и из любой точки мира. Это позволяет им самостоятельно планировать свое время и график обучения, а также приспосабливаться к индивидуальным потребностям.
Другое важное преимущество дистанционного обучения - возможность доступа к качественной образовательной программе из любой точки мира. Благодаря интернету и новым технологиям, студенты могут обучаться у лучших специалистов в своей области, независимо от расстояния. Они могут изучать самые актуальные знания и тенденции без необходимости перемещаться и тратить на это время и деньги.
Однако следует отметить, что в условиях дистанционного обучения реализации профессионального образования требует определенных условий:
Во – первых, это освоение и применение новых методов, средств и форм взаимодействия между учителем и учениками;
Во – вторых, это особая реализация организации дистанционного обучения в рамках профессионального обучения, меняется сама модель обучения и форма общения участников образовательного процесса;
В-третьих, это кадровая подготовка учителей для перехода на новую деятельность в условиях дистанционного взаимодействия с учениками.
Вышеперечисленные условия являются основополагающими и необходимыми для реализации профессионального обучения в условиях дистанционного взаимодействия.
Технология дистанционного обучения в рамках профессионального образования.
Существует достаточно много общих определений, характеризующих понятие дистанционное обучение (ДО), что не дает единого понимания сущности дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (лаборатории ДО ИОСО РАО) - «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».
Дистанционное обучение – «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также конкретному образовательному учреждению».
В другом определении говорится о ДО (группы специалистов МЭСИ), как о «технологии обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемый физически находятся на различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-», ТВ- и сетевые технологии обучения».
Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что нет единого понимания сущности дистанционного обучения. Однако в российских вузах в настоящее время ДО представлено в виде технологий дистанционного обучения, что закреплено законодательной базой.
В статье 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся: «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».
Из этого следует что «образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием»
Под технологиями дистанционного обучения понимают: СБ-технология (во временных требованиях — кейс-технология) — учебные материалы предоставляют учащимся на печатных и мультимедийных носителях. Она применяется, как правило, в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с учителем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек могут осуществляться через Интернет.
В практике дистанционного обучения можно применять сетевые технологии. К ним относят использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на интернет – серверах школы. Через интернет можно связаться с учителем, пройти промежуточные и итоговые тесты, контрольные и лабораторные работы. Можно проводить уроки в режиме реального времени. Например:
- Для проведения занятий и консультаций в режиме реального времени в больших коллективах или индивидуально можно воспользоваться инструментом Zoom, Skype или видео связью, предоставляемой мессенджером WhatsAap.
- Проверочные, контрольные тесты, индивидуальные задания можно проводить в системе, которой пользуются образовательные учреждения. Например ЭШ 2.0, гугл-форма, яндекс-платформа и др.
- Обучающиеся, находящиеся на дистанционном обучении, выполняют задания и предоставляют обратную связь через личную электронную почту, мессенджеры Whats App, Сферум.
- Возможно проведение конкурсных работ, выполнение олимпиадных заданий посредством различных образовательных платформ, например, Учи.ру, «Солнечный свет», Яндекс учебник и пр.
Характерным чертами дистанционного обучения являются:
- Модульность обучения, при котором процесс обучения разделен на определенные блоки;
- Изменение роли учителя. В этом случае учитель становится менеджером поддерживающим процесс обучения с помощью современным методов средств дистанционного обучения;
- Раздельность субъектов учебного процесса расстоянием;
- Виртуальное обучение;
- Использование современных специализированных технологий и средств обучения.
Области применения дистанционного обучения:
- Повышение квалификации педагогических кадров;
- Подготовка школьников к сдаче экзаменов;
- Организация профильного обучения;
- Подготовка школьников к поступлению в учебные заведения;
- Дополнительное образование по интересам;
- Профессиональная переподготовка кадров;
- Профессиональная подготовка.
- Виртуальные школы.
Отличительные особенности дистанционного обучения от традиционного в рамках профессионально обучения:
- Дистанционное обучение создает новую образовательную среду, в которую приходит ученик, точно понимая какие знания, умения и навыки ему нужны.
- Предоставление учащимся самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами.
- Формирование умения работать с информацией: предоставление учащимся углубить изучаемый материал, более серьезно исследовать проблемы, самостоятельно находить информацию, предоставлять рассуждения и выводы.
- Создание условий для продуктивной творческой реализации: создание презентаций, участие в дискуссиях, проектная деятельность;
- Создание и внедрение фонда специализированных курсов по различным направлениям в практику обучения в старших классах профильного обучения, что дает учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в соответствующий ВУЗ.
- Возможность учителю предоставлять дополнительные консультации тем учащимся, которые в этом нуждаются.
У дистанционного образования существует ряд преимуществ:
- Обучающийся может самостоятельно подобрать режим обучения;
- Доступная стоимость и значительная экономия денег;
- На усвоение учебного материала тратится меньше времени, за счет индивидуального подхода;
- При наличии интернета учащийся может обучаться из любой точки мира, что экономит массу времени, которое бы слушатели потратили на дорогу до образовательной организации и обратно.
- Эффективность онлайн-курсов сопоставима с традиционным способом усвоения знаний. Такие высокие показатели достигаются за счет использования электронных учебных систем, электронных библиотек, вебинаров и так далее.
Недостатки дистанционного обучения:
- На первый план выходят проблемы технического характера. Плохая пропускная способность линии связи, отсутствие выхода в Интернет, степень оснащенности учащегося необходимым оборудованием и мн. др.
- Психологические трудности обучающегося. Проблема несовпадения своего привычного «образа Я» при прослушивании своих голосовых сообщений, при визуальном отображении внешности на экране монитора. Отсутствие визуального контакта с учителем, исключается эмпатия.
- Поскольку дистанционное обучение предполагает использование ресурсов и услуг Интернета, обучающийся может быть не компетентен в области информационных технологий.
- Как показывает практика, использование дистанционных форм работы с обучающимися получающие знания особых дисциплин (медицина, сварочное производство и т.п.) не так эффективно, как использование очных форм обучения.
- Не во всех учебных заведениях правильно выстроена система обратной связи от преподавателей, из-за чего студенты могут ощущать неудовлетворенность учебным процессом. Многим слушателям важно получать ответы на вопросы и чувствовать контроль со стороны педагога.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что дистанционное обучение приобретает все более значимую роль, демонстрируя интерактивность, гибкость и разнообразие форм, подчеркивают его инновационность и актуальность. Благодаря дистанционному обучению пользователи, независимо от ограничений (ограничения по здоровью, расстояние, неблагоприятные эпидемиологические, климатические условия и пр.) могут получить образовательные услуги.
Особенности организации информационной среды при дистанционном обучении в рамках профессионального образования.
Информационно-образовательная среда – это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса. Образовательный процесс может протекать, и в специальном учебном заведении (школе, колледже, вузе), и вне его (например, человек занимается самообразованием и для этого использует ресурсы Интернет, библиотечные фонды, различные семинары, консультации и т.д.)
При переходе на дистанционное обучение могут применяется следующие модели учебного процесса:
- Полностью дистанционное обучение, когда все дисциплины осваиваются в дистанционном режиме;
- Частично дистанционное обучение, когда часть общеобразовательных предметов осваивается в традиционном очном режиме, часть — в дистанционном режиме;
- Дополнительное дистанционное обучение, когда дистанционно учащийся получает только дополнительное образование.
Представленные модели обучения могут применяться как индивидуально. В этом случае дистанционное обучение будет направлено на одного обучающегося; так и коллективное дистанционное обучение (в условиях виртуального классного коллектива).
Кроме того организация информационной среды в образовательном учреждении при дистанционном обучении может быть направлена на:
- компенсацию пробелов в знаниях, вызванных вынужденными пропусками занятий учащимися, а так же в тех случаях, когда образовательное учреждение находятся на карантине в связи со вспышкой инфекционных или вирусных заболеваний, пандемии.
- студента, который по тем или иным причинам не может посещать образовательное учреждение и вынужден самостоятельно устранять пробелы в знаниях;
- участников образовательного процесса, приехавших из стран СНГ и имеющую разницу в учебных планах, так же вынуждены осваивать пропущенные темы, занимаясь по традиционным учебникам и выполняя контрольные задания после уроков в часы консультаций.
Особенности информационно образовательной среды при дистанционном обучении в рамках профессионального образования:
- Увеличивается самостоятельность и ответственность: при дистанционном обучении учащимся требуется больше самостоятельности и ответственности за свое обучение. Они должны самостоятельно планировать свое время, следить за сроками выполнения заданий и контролировать свой прогресс;
- Ответственность за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с источником учебной информации, спланированное продвижение в обучении.
- Дистанционное обучение позволяет обучаться в удобное время, без необходимости присутствовать на занятиях в определенное время. Это дает большую гибкость и возможность адаптировать обучение под индивидуальные потребности.
- Реализация образовательных программ или их частей проводится с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивая возможность их правильного выбора;
- Информационная среда при дистанционном обучении может включать различные форматы материалов, такие как видеолекции, электронные учебники, интерактивные задания, онлайн тесты и т.д. Это делает обучение более интерактивным и разнообразным.
- Возможна коммуникация учителя с обучающимися через использование различных средств связи, такие как электронная почта, чаты, видеоконференции и форумы.
В рамках профессионального образования осуществляется следующая модель дистанционного образования:
- Формируется группа, направленная на освоение определенного курса в рамках профессионального образования. Это может быть курс профессиональной переподготовки, курс повышения квалификации, освоение новой профессии.
- Сотрудничество в данной группе может осуществлять куратор или менеджер, который как организует, так и курирует образовательный процесс. Сюда относится взаимодействие группы обучающихся с разными педагогами, оповещение на счет консультаций, предстоящих лекций, разъяснение по поводу контрольных работ и тестов, контроль выполнения заданий в срок и многое другое.
- Общение между куратором и группой может осуществляться также дистанционно через чаты различных менеджеров.
- Совместная деятельность участников либо индивидуальная работа может осуществляться через телеконференции, онлайн подключений в комнату Zoom. Проведение контрольных тестов и индивидуальных работ может осуществляется на различных образовательных платформах.
- При дистанционной форме взаимодействия преподаватель готовит учебный материал, проводит видеоконференции, размещает на образовательной платформе форму обратной связи, проверяет контрольные работы, выставляет оценки.
Вместе с тем, дистанционное обучение требует от студентов особой самодисциплины и ответственности. Отсутствие прямого контакта с преподавателем и однокурсниками требует самостоятельной организации учебного процесса. Студенты должны быть мотивированы и дисциплинированы, чтобы не откладывать учебные задания на потом и выполнить их в установленные сроки.
Кроме того, профессиональное обучение в условиях дистанционного образования предлагает возможность взаимодействия с преподавателями и другими студентами через различные коммуникационные платформы. Это позволяет обмениваться опытом, задавать вопросы и получать обратную связь, создавая комфортную историю обучающемуся среду.
Активные и интерактивные методы взаимодействия учителя и ученика при дистанционном обучении. Примеры их реализации на практике.
Для вовлечения в активный процесс получения и переработки знаний в современном образовании помимо традиционных технологий применяется дистанционное обучение.
Внедрение дистанционной технологии, активных и интерактивных методов педагогического взаимодействия определяется ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Для того что бы процесс обучения стал эффективным необходимо понимать, какие требования формирует современное общество к образовательной подготовке школьников. Это – самостоятельность при получении образования, ответственность за выбор режима учебной деятельности и информированного взаимодействия с источником
Дистанционное обучение эффективно тогда, когда основывается на активных и интерактивных методах педагогического взаимодействия обучающихся и учителей.
Активные формы и методы обучения- это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, предполагающие:
- Различные варианты освоения учебного материала;
- Режим диалогового общения;
- Использование раздаточного, демонстрационного учебного материала, проведение мультимедийных презентаций, использование автоматизированных обучающихся систем, видеозаписей работы различных программ;
- Воссоздание структуры делового взаимодействия с постановкой реальных жизненных многовариантных задач, в условиях игровой обучающей модели.
Активные формы обучения направлены на активизацию мыслительной деятельности учащегося, на проявлении ими творческого, исследовательского подхода для решения различных задач.
Активные формы предполагают сознательное отношение к учебе, основываются на самостоятельном поиске, осмыслении и переработки информации.
К методам активного обучения относят деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, кейсов, метод мозгового штурма, метод проектов, портфолио, проблемную лекцию, лекцию вдвоем, лекцию с заранее запланированными ошибками, эвристическую беседу, самостоятельную работу с литературой, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность, ТРИЗ.
В практике дистанционного образования в рамках ознакомления с новой профессии возможно применение следующих видов активных форм:
- Самостоятельное изучение нового материала на слайд-презентациях, в учебниках, поиск информации на Интернет ресурсах и т.д.
- Использование специальных образовательных платформ. Они предлагают широкий выбор интерактивных учебных материалов, игр и заданий, которые помогают ученикам учиться новому материалу и проверить свои знания. Кроме того, на таких платформах есть возможность общаться с другими учениками и задавать вопросы учителю.
- Для самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей применяется метод проектов. Например, учащимся раздаются практические задания, которые они должны будут последовательно выполнять, затем защищать свои работы. Конкурсные работы проводятся с использованием компьютерных программ. Например, рисунки в программе Paint, презентации в Power Point, создание буклетов в Publisher многое другое;
- Использование онлайн-тестов и практикумов. Они позволяют учителям оперативно проверять знания учеников и давать им обратную связь. Ученики могут самостоятельно решать задачи и получать мгновенную информацию о своих успехах или трудностях. В старших классах очень популярен мозговой штурм. Учитель задает вопрос, требующий детального изучения. Учащиеся в парах или группах самостоятельно ищут информацию, затем озвучивают ответ.
- Особенно учащимся нравится проводить самостоятельно в парах классные часы. Предварительно находят информацию на ресурсах Интернет, подбирают видео, проводят актуальные игры с одноклассниками, задают вопросы своим одноклассникам обсуждаемых тем.
Интерактивные технологии – вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой.
Интерактивное обучение в сравнении с другими формами обучения, наиболее точно отвечает потребностям современного мира в подготовке квалифицированных кадров, способных адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия. В данной форме реализовываются две задачи:
- «научить учиться», так человек самостоятельно развивает свою индивидуальность, эффективно работает с большими информационными массивами;
- «научить применять на практике новые знания».
К методам интерактивного обучения многие авторы причисляют групповые дискуссии, работу с интерактивным учебным материалом, индивидуальные или групповые консультации, общение по электронной почте, в чате, различные виды интерактивного контроля знаний (телеконференции, онлайн-тесты, групповые проекты, индивидуальные файлы с заданиями), предоставление обратной связи ученикам в процессе обучения, возможности повторного обращения к учебным материалам. Интерактивные формы предполагают непосредственное взаимодействие учителя с учащимися (онлайн или оффлайн).
Из своей практики могу сказать, что применяю интерактивные и активные методы обучения, как одновременно, так и дифференцированно.
- Просмотр видеоконференций. Данный вид обучения позволяет ученикам видеть и слышать спикера в реальном времени, а также задавать вопросы и обсуждать учебный материал. Такое взаимодействие позволяет учителю оценить понимание учеников и дать им дополнительные объяснения при необходимости. Виртуальные занятия могут включать такие элементы, как опросы, голосования или групповые задания, которые помогают учащимся вовлечься в учебный процесс. Проводя онлайн урок, учитель может задать вопрос слушателям, ответ на который может быть моментально найден в Интернете и озвучен собеседникам.
2)Кроме того, можно посмотреть обучающий видеофильм, например о какой-либо профессии, а после этого сыграть в деловую игру в парах, либо в группах. Перед показом участникам беседы необходимо поставить 3-5 ключевых вопроса, что потом будет являться основой для последующего обсуждения;
3)Традиционный урок с применением интерактивной доски позволяет наглядно показать учащимся, как правильно работать с инструментами разных компьютерных программ. Учащиеся записывают последовательное выполнение команд, затем получают задание и воспроизводят алгоритм на персональных компьютерах. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только знакомиться с алгоритмом управления компьютером, но и видеть наглядно, как происходят различные процессы. Затем учащиеся воспроизводят полученные знания на практике, что в последствии поможет им в освоении новой профессии.
4) На классных часах возможно проведение «Делового театра» (метод инсценировки). В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Для инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности конкретных лиц, и их задачи. Например, как проводятся выборы.
В заключение, активные и интерактивные методы взаимодействия учителя и ученика при дистанционном обучении играют важную роль в создании более эффективной и интересной учебной среды. Они помогают педагогам оценивать понимание материала и давать обратную связь, а также стимулируют учеников активно обучаться и развиваться.
Особенности компетентности учителя при дистанционном обучении.
В условиях динамично развивающихся социально-экономических и изменяющихся условий современный педагог – это эффективно действующий человек. Учитель должен находить новые педагогические решения в образовательном процессе, откликаясь на такие тенденции, как цифровизация, персонализация обучения, непрерывное образование. Современная система образования предполагает подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного на работу в смежных областях деятельности, готового постоянно к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Одним из новых направлений в современном образовании XXI века, быстро набирающее темпы своего развития и распространения является дистанционное обучение. Кратко говоря, дистанционное обучение – образовательный процесс с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта. Дистанционное взаимодействие требует особого профессионализма от учителей. Включение в инновационный процесс обучения невозможен без творческого самоопределения, компетентностей и желания самообучаться и самореализовываться в профессиональной сфере.
Особенности компетентности учителя при дистанционном образовании:
- Поскольку дистанционное обучение предполагает применение цифровых устройств, то современный учитель должен хорошо уметь ориентироваться в информационно коммуникационном пространстве. Быть ИКТ-компетентным, это комплексное понятие, которое в теоретическом аспекте рассматривается как определенный способ жизнедеятельности, а в методологическом – включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной деятельности. Иными словами, учитель должен быть знаком: с различными платформами, сервисами и технологиями, которые используются для организации дистанционного обучения, такими как видеоконференции, виртуальные доски, системы управления обучением, мессенджеры, инструменты для создания и редактирования контента (текст, презентации, виео-, аудио-поддержка, создание обработка рисунков), работа с базами данных, пересылка и прием цифровых сообщений и т.п.;
- Учитель должен уметь размещать и сохранять материалы образовательного процесса, фиксировать образовательный процесс и результаты освоения основной образовательной программы общего образования; взаимодействовать с участниками посредством инструментов, работающих на основе сети Интернет; уметь находить доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам сети Интернет.
- Умение планировать и организовывать учебный процесс: дистанционное обучение требует от учителя более тщательного планирования и организации учебного процесса, поскольку он не имеет непосредственного контакта с учениками и не может контролировать их работу непосредственно на уроке. Учитель должен уметь составлять расписания, формировать учебные группы, разрабатывать учебные планы и программы, а также контролировать успеваемость учеников.
- Навыки коммуникации и взаимодействия с учениками: дистанционное обучение делает общение между учителем и учениками более сложным, так как оно происходит через различные средства связи, такие как видеоконференции, чаты, электронная почта и т.д. Учитель должен обладать навыками эффективной коммуникации, уметь слушать и задавать вопросы, поддерживать мотивацию и вовлеченность учеников в учебный процесс.
- Кроме того, учитель должен обладать большой заботой и отзывчивостью по отношению к своим студентам. Дистанционное обучение может быть сложным и требовательным для многих учащихся, поэтому учитель должен проявлять понимание, поддержку и готовность помочь каждому студенту в решении возникающих вопросов и преодолении трудностей.
- Наконец, компетентность учителя при дистанционном обучении включает в себя способность к саморазвитию и адаптации к постоянно меняющейся образовательной среде. Учитель должен всегда быть в курсе последних трендов и новых методик обучения онлайн, чтобы эффективно применять их в своей практике и обеспечивать качественное образование для своих студентов.
Таким образом, компетентность учителя при дистанционном обучении включает в себя широкий спектр навыков и особенностей. Отличные знания и умения в области информационных технологий, эффективная организация работы, отличное коммуникативное мастерство, забота о студентах и готовность к саморазвитию – все это является необходимым для успешного преподавания на расстоянии и обеспечения высокого уровня обучения для каждого студента.
В заключение, профессиональное обучение в условиях дистанционного образования представляет собой уникальную возможность для получения знаний и навыков без географических и временных ограничений. Гибкость, коммуникация, интерактивность и множество предлагаемых материалов делают этот вид обучения все более популярным и доступным. Он открывает двери для профессионального роста и развития, что несомненно важно в современном мире.
Список литературы:
http://www.unibob.ru/upload/files/18.pdf
https://rostbk.com/o-kompanii/stati/preimushestva-distancionnogo-obucheniya/
- Антипова, Т. А. Формирование учебной мотивации в курсе дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s013/...
2. Бабаева, Л. Л. Инновационные технологии дистанционного образования / Л. Л. Бабаева // Наука, техника и образование. – 2020. - № 6. – С. 77-80.
3. Бороненко, Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. – 2017. - № 1. – С. 227-243.
4. Быкова, Н. Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] / Н. Н. Быкова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuc... - (дата обращения: 26.07.2020).
5. Винник, В. К. Организация занятий с применением активных и интерактивных форм обучения: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. - 34 с.
6. Гладких, И. Б. Мотивация в дистанционном образовании (Модель Келлера применимо к студентам с ОВЗ) / И. Б. Гладких // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - С. 58-63.
7. Губаренко, И. В., Городова Д. В. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности