Эффективное взаимодействие
Цель тренинга: формирование механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на развитие эмоциональной культуры; выявить уровень творческого потенциала педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Задачи тренинга:
- Включить педагогов в активное тренинговое взаимодействие (анализ педагогических ситуаций, дискуссия, моделирование ситуаций);
- Организовать включенное наблюдение участниками тренинга за проявлением в общении тех личностных качеств, которые обеспечивают социальную компетентность (рефлексивность, эмпатичность, социальная мобильность, толерантность, способность к сотрудничеству, межличностная привлекательность);
- Оказать психологическое сопровождение педагогам по созданию условий по противостоянию неблагоприятным факторам (преодолению состояния эмоционального возбуждения и быстрого возвращения к состоянию душевного равновесия после стресса).
- Формировать активную позицию в ситуациях педагогического взаимодействия, готовности к проявлению коммуникативной инициативы и принятия на себя ответственности в конфликтных ситуациях;
- Развить эмоциональную чувствительность, открытость новому социальному опыту, новым социально-психологическим знаниям.
Принципы работы тренинговой группы.
Результативность психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.
- Ненасилъственностъ общения;
- Эмоциональная компетентность как осознание собственных эмоций и эмоций окружающих;
- Самодиагностика;
- Положительный характер обратной связи;
- Психологическая безопасность (обеспечение максимального психологического комфорта каждому члену группы);
- Включенность;
- Работа в команде;
- Формировать суждения и принимать решения (сделать выводы из того, что за сегодня произошло, и измениться ещё немного);
- Думать критически, творчески мыслить;
- Обратная связь.
В конце тренинга обязательна обратная связь (Что понравилось?; Чего бы вы хотели добавить/внести? и тп.) Кроме определения общей цели и способов её достижения, сразу же распределяются роли между каждым из педагогов. Все педагоги нашего ДОУ стремятся познать себя, свои возможности и способности.
Ведущий тренинга: педагог-психолог. Время проведения: 1час 30мин.
Актуальность
Эмоциональная культура — это способность к выражению чувств, эмоций, позитивное реагирование на эмоции и чувства окружающих. При достаточно развитом уровне эмоциональной культуры у педагогов будут наблюдаться такие качества как эмпатия, отзывчивость, понимание, доброжелательность, толерантность, уважение, коммуникабельность, готовность помочь и т. д.
Важно развивать уровень эмоциональной культуры педагога, так как их задача - грамотно найти подход к каждому ребенку и родителю. В своей работе мы можем столкнуться с детьми/родителями разных эмоциональных состояний: кто-то будет агрессивный, кто-то — депрессивный, кто-то — неуравновешенный, кто-то — подавленный, педагог же должен найти «ключик» к каждой сложившейся ситуации.
Правила для группы:
- Доверительное общение, обращение к друг другу по имени.
Принцип «здесь и сейчас» - говорим то, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит здесь в группе.
- Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…».
- Оцениваем поступки, а не людей.
* В случае необходимости правила могут быть дополнены участниками тренинга.
1 .Психологический тест "Любите ли вы себя?
1.Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть?
2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?
3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?
4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?
5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?
6. Можете ли длительное время находиться в одиночестве?
7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?
8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?
9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?
10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?
Подсчет баллов: за каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы – 0 баллов;
за ответы «да» на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы – 0 баллов.
Результаты:
35-50 баллов: вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывет под парусами. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.
15-30 баллов: трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете свои способности, обращая внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызывать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.
0-10 баллов: вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случиться плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_vzaimodeystvie.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Настрой на занятия, ознакомление с планом работы. Сегодня мы будем искать ресурсы и борьбу со стрессом и эмоциональным выгоранием.
2.Упражнение «Апельсин»
Цель: развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.
Материал: мяч
«Давайте вообразим, что это ( показывает мяч) - апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе». Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий».
В процессе выполнения упражнения ведущий побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например: «Давайте попробуем работать быстрее». Также ведущий обращает внимание группы нате моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае тренер может сказать: «Появилась новая область - страна-производитель».
З.Упражнение. «Дерево помощи»
Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса: обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессом.
Материал: Большой ватман с нарисованным деревом с пятью ветками- «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки - карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш. «Мы уже много говорили о том, что приводит к стрессу, как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающийся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессом. Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить.
На доске вы видите пять таких сфер.
На ваших листочках напишите, что же вам помогает бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере, чтобы снять стресс? Кто готов, теперь давайте их наклеим, как листья, на свою ветку. Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось всего листьев? Как вы думаете, что это значит? Подойдите к дереву почитайте, что написано на его листьях. Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил? Это дерево теперь останется у меня в кабинете. Вы можете в любой момент подходить к нему и искать для себя новые способы борьбы с эмоциональным выгоранием.
4. Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает чувства.
5. Упражнение «Пять поступков, которыми я горжусь в своей жизни»
Цель: Повышение самооценки. Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух - «нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми? Предлагаю вам выполнить следующее упражнение. «Напишите пять поступков в своей жизни, которыми вы гордитесь, написали, а выбрать один самый главный для вас и сказать его в микрофон. - Я не хочу хвастаться, но я горжусь ! Легко ли вы справились с этим заданием?»
б. Упражнение «Ласковый дождь»
Цель: релаксация
«Предлагаю вам встать в круг и повернутся на право. ( Звучит релаксирующая музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте глаза. В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость. Изобразите дождь на спине соседа... Пошел сильный дождь с крупными каплями...Капли падают и скатываются по спине... Дождь становится мельче,....Медленнее... Отпустите соседа Подставьте руки дождю... лицо....почувствуйте как приятные, свежие капли скатываются по нему. Вдохните глубоко, но не напрягаясь, ощутите природу после дождя: Вдох-выдох- 3 раза. Спасибо.»
8.Рекомендации
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду: — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! Раздать упражнение и рекомендации.(на каждого)
9.Упражнение «Мои достоинства»
Цель: Поднятие самооценки
« Сейчас на альбомном листе мы каждый рисует солнышко. В центре солнышка пишем свое имя, а лучиков у солнышка должно совпадать с количеством человек. Теперь пускаем свои солнышки по кругу, а мы друзья пишем положительный качества, достоинства, пожелания этого человека....Листочек должен придти к вам. Посмотрите что вам написали. Теперь этот листочек надо повесить на видное место когда вам будет плохо вы посмотрите и настроение у вас поднимется.»
7.3аключительная часть
Давайте вспомним, что за 2 дня у нас было.
Поделитесь с группой своими впечатлениями, ощущениями.
Что вам понравилось что вы нового узнали о себе. Высказывается каждый по кругу. Вопросы для беседы: • Как вы можете на сегодняшний день оценить свои впечатления от занятий? • Как изменилось у вас ваше эмоциональное состояние? • Что вы унесете с собой после этих занятий как собственный опыт? • Что хотите пожелать или сказать участникам?
Притча «В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось по бесконечной дороге. Он весь был обвешан разными предметами. Тяжелый мешок с песком весел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал половину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою судьбу и жалуясь на мучительную усталость. В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?»- спросил он. «Действительно, глупо - ответил путник, но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко швырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин. «Скажи усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?»- поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части, и вновь почувствовал облегчение. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, посмотри, там вдали, так много песка? И зачем тебе такой большой бурдюк с водой? Можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!». «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути,» - с этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящие солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей, он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.